Abstract INTERRELATION OF PHYSICAL EXERCISES WITH AGGRESSIVE BEHAVIOR OF TEENAGERS N.Yu. Shumakova, Ph. D., lecturer Stavropol state university, Stavropol Key words: aggressive behavior, single combats, perception of movements, dancing art, karatebics. The influence of physical exercises on aggressive
behavior of the teenagers, which directly depends on their interest to single combats and
dancing art, is considered in the article. The feelings of teenagers at performance of
physical exercises are presented, the reasons of pupils interest to the east single
combats and dancing art are revealed. The means of independent removal of stresses,
musical and dancing preferences of teenagers are determined. New modern means of physical
education of schoolboys - the karatebics is offered by the author.
|
ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПОДРОСТКОВ Кандидат педагогических наук,
доцент Н.Ю. Шумакова Ключевые слова: агрессивное поведение, единоборства, восприятие движений, танцевальное искусство, каратэбика. На современном этапе развития общества одними из актуальных проблем выступают терроризм, повышенная тревожность и агрессивность среди населения. Как считают психологи и педагоги, "сейчас наблюдается полный разрыв всех видов эмоциональных и интеллектуальных связей между поколениями, рост тяжелых преступлений среди взрослых и появление малолетних наемных убийц" [1, с. 57]. По данным МВД России, подростковая преступность за прошедшие годы возросла в десять раз. Если коснуться категорий подростков, стоящих на учете, то среди них почти в два раза увеличилось число лиц женского пола. Причем помимо краж, бродяжничества, наркомании и проституции увеличилось число женских драк, которые сопровождаются повышенной агрессивностью и жестокостью. И в этом плане не последнее место в воспитании подрастающего поколения отводится физической культуре и спорту. Наши исследования показывают, что интересы подростков к определенным видам физических упражнений основываются на агрессивном отношении к сопернику. Так, у занимающихся в секциях единоборств (Ставрополя и Ставропольского края) мы с помощью опросов и наблюдений обнаружили наличие скрытой агрессии. Например, девочка-подросток (13 лет) - с виду скромный и доброжелательный человек - занимается рукопашным боем в течение 3 лет. Одноклассники так описывают ее личностный портрет: "Ира только с виду спокойная, но ее лучше не трогать, она как "монстр", чуть не удушила мальчишку, когда тот ее обозвал". Опрос различных категорий подростков показал, что до занятий в секциях единоборств они были не агрессивны, а миролюбивы. Как свидетельствует одна из них: "Я никогда не могла ударить человека, но как попробовала ударить один раз на тренировке соперника, теперь только и дерусь". У занимающихся данными физическими упражнениями агрессия проявляется не только в отношениях с товарищами, но и в жестоком обращении с животными. Конечно, на мировоззрение человека, а тем более подростка влияет множество факторов, к числу которых относится личность самого тренера, а отсюда педагогические технологии, используемые в тренировочном процессе. Чтобы разобраться в данном вопросе, мы провели ряд исследований, они представлены нами ниже. Так, в результате анализа результатов анкетного опроса, проведенного с подростками, которые занимаются боевыми искусствами в течение ряда лет, установлено, что значимость боевых искусств для подростков связана с рядом факторов:
Из вышеизложенного следует, что мотивы занятий единоборствами у подростков ассоциируются с агрессией, т.е. они основаны на ожидании агрессии со стороны и желании дать отпор. При этом ряд ответов, не вошедших в перечень, имел следующее содержание: "критерий умственного развития поколения не ценится"; сейчас вообще "мания убийства"; "люди занимаются каратэ из-за боязни быть убитым, я тоже боюсь" и др. Таким образом, мы видим, что занятия боевыми искусствами для подростка отнюдь не удовольствие, а необходимость, чтобы выжить в современных условиях. Таблица 1. Самоощущения подростка при выполнении физических упражнений, %
По мнению английского физиолога У. Карпентера, "всякое восприятие движения или представление о движении вырабатывают в нас слабый импульс к совершению данного движения" [3, c.125]. Исходя из этого, мы провели исследование эмоционального состояния, которое испытывают подростки 13-15 лет, выполняя определенные виды физических упражнений. Установлено, что они испытывают широкий спектр разнообразных чувств, данные представлены в табл. 1. Из таблицы
следует, что чувство радости, азарта,
удовлетворения подростки чащи всего испытывают
от занятий спортивными и подвижными играми. В то
время как расслабление, любовь к партнеру,
вдохновение у них в основном возникает во время
занятий хореографией. У занимающихся боевыми
искусствами самоощущения проявляются следующим
образом: агрессивность - 20 %, гордость - 12,7 %,
радость - 9, 2 %, ярость - 8,2 % и, что самое опасное,
чувство жестокости проявляется у 15,3 % подростков.
При этом чувств вдохновения и расслабления не
отметил ни один из них. Это говорит о том, что у
занимающихся боевыми искусствами отсутствует
восприятие духовной стороны этих движений, т. е.
выпадает одно из звеньев триады: тело - дух -
разум, которое делает детей жестокими и
агрессивными. В объективности оценки своего
состояния учащимися вряд ли приходится
сомневаться, так как данные нами приводятся по
средним школам со спортивным уклоном, где
культивируются различные виды спорта, в том
числе и восточные единоборства. Из опроса также
видно, что у 9,6 % учеников на занятиях боевыми
искусствами С целью изучения травматизма на занятиях и соревнованиях по боевым видам спорта были подвергнуты анализу данные врачебно-контрольных карт диспансерного наблюдения спортсменов в Ставропольском краевом врачебно-физкультурном диспансере "Здоровье"; а также отчеты городов Края по спортивному травматизму. Результаты оказались следующими: из общего числа всех занимающихся каратэ в краевом диспансере "Здоровье" на учете состоит всего 162 человека. А только в одном Ставрополе этим видом единоборства занимаются около 450 человек. Таким образом, наблюдения за здоровьем детей и подростков, занимающихся каратэ, ведутся только у 36 %. Полученные данные прокомментировал главврач КД "Здоровье" В.Н.Байрак: "Занятия такими видами спорта, как каратэ, таэквондо, айкидо, кун-фу, ведутся на коммерческой основе, и тренеры боятся ставить спортсменов на учет в диспансер для фиксации травм и заболеваемости детей". На основе данных, имеющихся в КД "Здоровье", нами составлена табл. 2. Из числа состоящих на учете каратистов 56% прошли реабилитацию. Наибольшее количество заболеваний составляют заболевания опорно-двигательного аппарата, к ним относятся: сколиоз (53,9)%; нарушение осанки (18,0%); плоскостопие (9,3%); косолапость (8%) и др. Серьезные опасения вызывают заболевания нервной системы. Та же картина просматривается и в отчетных данных диспансера г. Невинномысска, где из 54 занимающихся каратэ у 12 человек наблюдаются заболевания нервной системы. Это свидетельство того, что психологической стороне воспитательного процесса в секциях каратэ не уделяется должного внимания, т. е. спортсмен просто "зомбируется" технической стороной упражнений, а высвобождения накопившейся эмоциональной энергии не происходит. В силу этого при планировании учебного процесса необходимо учитывать факты, влияющие на эмоциональное состояние обучающихся, так как от этого зависит становление их психики, формирование ее гуманистического компонента. Таблица 2. Заболеваемость среди каратистов
Таблица 3. Средства самостоятельного снятия стрессов у подростков
Таблица 4. Танцевальные и музыкальные предпочтения подростков, %
Таблица 5. Интересы подростков к танцевальным видам, %
Мы думаем, что не откроем тайны, сказав, что сегодня ребенок почти круглые сутки находится в стрессовой обстановке: в школе, когда раздражен учитель; на улице, когда "цепляются" хулиганы; дома, когда "ругаются" родители, и особенно когда с телеэкранов "хлещет" псевдокультура. Стресс стал естественной, неотъемлемой частью нашей жизни. Стресс - это напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Дети, казалось бы, не обращают на него внимания, в то же время длительное воздействие отрицательных эмоций постоянно грозит опасностью возникновения таких заболеваний, как невроз, спазмы сосудов сердца, при этом снижается иммунитет, происходят изменения в обмене веществ, появляются сексуальные проблемы (Н.Н.Данилова, А.Л.Крылова, А.Зубков и др.). Так формируется своеобразный порочный круг: - с одной стороны, стрессоры ослабляют наш организм и мы начинаем испытывать психологический дискомфорт; - с другой стороны, уже ослабленный организм становится более чувствительным к воздействию новых стрессовых ситуаций. По этой причине, как свидетельствуют исследователи, длительный стресс может привести к несчастному случаю и даже самоубийству. И здесь приходится только сожалеть, что нейтрализовать стрессовые ситуации, полностью оградить психику ребенка от влияния стрессовых факторов нельзя. Однако, как свидетельствует наше исследование, можно значительно повысить устойчивость детского организма к воздействию стрессов. Анкетирование подростков с целью выяснения подходов снятия ими стрессов после школьных занятий показало, что здесь существует широкий спектр средств, они нами представлены в табл. 3. Из таблицы видно, что большинство подростков (52,2%) снимают стрессы с помощью музыки. В связи с этим мы попросили их ответить на вопрос: "Какой вид музыки и танцевального исполнения вы предпочитаете?". Ответы нами отражены в табл. 4. Из таблицы видно, что предпочтения учащихся неодинаковы. Однако в них просматриваются одинаковые тенденции, выраженные в индивидуальных формах "танцевального" интереса: дома танцуют под медленную музыку, а на дискотеке - под быструю. Кроме того, предпочитаемый вид исполнения дома - сам по себе, на дискотеке - в общем круге, причем большее предпочтение подростки отдают "домашним" танцам - это для нас стало загадкой, которую мы решили разгадывать. Хотелось бы заметить, что мы довольно часто наблюдали "закомплексованных" подростков на дискотеках. Они стоят в стороне и не принимают участия в общем веселье, и когда дежурный учитель во время танцев включал свет в зале, в то время как музыка продолжала играть, некоторые школьники переставали танцевать и отходили в сторону. В данном явлении существенную роль играют психофизиологические особенности подросткового возраста (резкость, угловатость, порывистость движений и др.), из-за которых многие подростки стесняются своих движений. К сожалению, это не случайно, так как современные подростки не обладают даже элементарными выразительными средствами "танцевальной импровизации, которая противостоит проявлению в человеке его стадных инстинктов и способствует развитию его достоинства, культуры эмоционального переживания радости или печали" [2, с. 5]. У нас в стране вообще отсутствует концепция массового развития танцевальной культуры населения, в то время как подростки интересуются данными видами движений и хотят, чтобы в школах было больше танцевальных вечеров. Наши исследования показали, что в последнее время в общеобразовательных школах г. Ставрополя и Края за учебный год проводится всего по 3 - 4 танцевальных вечера на школу. Данные факты говорят о том, что подростков не только не обучают танцевальному искусству, но даже не предоставляют возможности реализовывать свои естественные танцевальные потребности. При этом установлено, что значимость танцевального искусства для подростков связана с рядом факторов: - отдыхом, отвлечением от повседневности............................17,7 %; - модой, престижем.......................................................................14,2 %; - стремлением иметь красивую фигуру...................................11,8 %; - желанием научиться красиво двигаться.................................11,3 %; - любовью к прекрасному, музыке............................................10,6 %; - освоением манеры поведения в обществе............................4,8 %; - здоровьем......................................................................................5,8 %; - желанием понравиться противоположному полу..............4,8 %; - показать себя с лучшей стороны.............................................4,8 %; - почувствовать себя увереннее.................................................14,2%. Из этого следует, что интерес подростков обусловлен отдыхом, отвлечением от повседневности, поэтому они любят посещать дискотеки, ибо там, благодаря способности танцевать, они самовыражаются и чувствуют уверенность в себе. Один подросток в анкете написал: "Я хочу научиться танцевать хорошо, чтобы не опозориться перед друзьями в компании...". В анкете другого написано: "Я хочу научиться танцевать, чтобы быть "круче". Проверка значимости танцевального искусства для подростка показала, что в освоении танцевальных движений ребенок руководствуется лучшими душевными побуждениями. Далее нам хотелось бы заметить, что наибольший интерес у подростков вызывают современные танцы (табл. 5), особенностью которых является импровизация движений, а также сочетание элементов танца и спорта. Но, к сожалению, искусство танца желают освоить в основном девочки, а мальчиков интересуют единоборства. Проведенное
нами исследование позволило выявить, что среди
подростков наблюдается диспропорция: например,
хотят танцевать лучше, но не считают важным для
этого систематическое обучение. Это подтолкнуло
нас к анализу успеваемости школьников,
занимающихся в секциях каратэ и танцевальных
кружках. Из 95 подростков, занимающихся в секциях
боевых искусств, 12,6 % учатся на "4"; 67,4 % - на
"3", а 20 % имеют двойки. Из числа исследуемых
не было выявлено ни одного отличника. Здесь
опасение Одной из основных задач нашего исследования была проверка выдвинутого предположения о создании нового средства физического воспитания подростков - каратэбики, интегрирующего в себе единоборство, в частности каратэ, музыку и танцевальное искусство. Использование нового средства - каратэбики - в физическом воспитании способствовало становлению неагрессивного поведения подростков и их физическому развитию. Литература 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - 704 с. 2. Богомолова Л.В. Основы танцевальной культуры: Программа экспериментального курса. - М.: Новая школа, 1993. - 80 с. 3. Губский Е.Ф. Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфа, 1997. - 446 с. 4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.: Учебная литература, 1997. - 432 с. 5. Зубков А. Говорят, что все болезни от нервов // Здоровье ставропольчан. Ставрополь, 1998, № 4, с. 2. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |