Abstract PHYSICAL TRAINING AS GENERAL EDUCATIONAL SUBJECT V.N. Kurys, Dr. Hab., professor, honoured worker of physical culture L.N. Slyadneva, Ph. D. Key words: culture, physical culture, physical education, education, subject, knowledge, theory, motor and intellectual components, self-improvement. It is known, that in the hierarchy of concepts in the area of physical culture the concept "physical culture" is the basic one. There are more than two tens of the various interpretation of that concept to the present time. The tendency to the applied interpretation of the classical treatments of the concepts from the area of the physical culture has appeared in the last years. So, the physical culture in specific, applied sense is an element of culture of a person, which specific contents are made with the rationally organized regular motor activity used by a person for the optimization of the condition of an organism. The problem of the saturation of the general educational subject "physical culture" by values of the culture, physical culture, giving the truly educational character to it should solve teachers, scientists and statesmen, the last - first of all. The alternatives of giving to the subject "physical culture" of originally cultural, educational orientation, as well as to general and continuous education in that area are not present. The basis of the formation and the development of physically cultural and healthy nation are in it.
|
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ Доктор биологических наук,
профессор, заслуженный работник физической
культуры В.Н. Курысь Ключевые слова: культура, физическая культура, физическое воспитание, образование, учебный предмет, знания, теория, двигательный и интеллектуальный компоненты, самосовершенствование. "Понятие - это высший продукт мозга, высшего продукта материи". Эти слова В.И. Ленина при существующем спектре противоречивых отношений к нему не только не утратили своего значения, но и в ряде случаев научного познания приобретают особый конструктивный смысл. В этой связи, видимо не случайно, в качестве первого шага в изучении особенностей каких-то процессов и явлений часто избирается исследование семантики, то есть особенностей трактовки и содержания тех базовых понятий, которые в наибольшей степени отражают сущность этих процессов и явлений. Такой шаг вполне логичен и даже закономерен, если хотя бы пользоваться замечательной логической формулой решения проблем, созданной Р. Декартом. Суть ее в следующем: "Определите значение слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений". Развивая эту формулу, обозначим еще одно из исходных положений данной работы: "Определите значение хотя бы базовых понятий рассматриваемой проблемы, и вы как минимум наполовину устраните имеющиеся противоречия". Возможное суждение о том, что определения только сути каждого из базовых понятий недостаточно, будет совершенно справедливым. Ибо путь познания, разрешения противоречий и проблем лежит в комплексном рассмотрении этих понятий, в определении их взаимодействия и взаимовлияния. В данном случае мы не ставим задачи выявления целевых или слагаемых признаков для наших базовых понятий, что предполагает создание так называемых понятийных комплексов. Мы ограничимся лишь определением логики соподчиненности и взаимовлияния содержательной сути этих понятий и попытаемся ответить на проблемные вопросы, заложенные в теме работы. Известно, что в иерархии понятий в области физической культуры базовым является понятие "физическая культура". К настоящему времени имеется более двух десятков различных толкований этого понятия. Трудно назвать эту ситуацию положительной, ибо, чем больше толкований сути одного и того же явления, тем больше разногласий, которые затрудняют как формулирование целей деятельности человека в этой сфере, так и их достижение. В связи с отмеченным, полагаем, будет нелишним все же определить фундаментальную основу понятия "физическая культура", которой является понятие "культура". В качестве лейтмотива основных рассуждений примем как отправные два словарных толкования. Первое: культура - это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни (подчеркнуто нами - В.К. и Л.С.) и второе: культура - это просвещенность, образованность, начитанность. Аргументы в пользу такого исходного положения появятся в ходе дальнейших рассуждений. Итак, физическая культура - это органичная часть общей культуры общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых обществом для физического совершенствования людей. Из этого определения совершенно очевидно, что физическая культура является одной из основных производных общенациональной культуры. Надо полагать, что в составляющую духовных ценностей вполне логично входят приведенные ранее просвещенность, образованность и та же начитанность . Подчеркиваем это специально, ибо к оценке данной сути культуры, в том числе и физической, мы будем обращаться неоднократно. В последние годы появилась, на наш взгляд, вполне объяснимая тенденция к прикладной интерпретации классических трактовок понятий из области физической культуры. Это, безусловно, способствует осмысленному индивидуальному выбору цели, например в занятиях физическими упражнениями, и более того - овладению способами познания, созданию индивидуальных технологий самосовершенствования в постижении и приумножении ценностей физической культуры. Так, физическая культура в узком, прикладном, смысле - элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная систематическая двигательная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организма. Носителем, производителем и потребителем материальных и духовных ценностей физической культуры является или в той или иной степени должен являться каждый человек. Этим определяется сущность понятия "физическая культура личности ", суть которого, в соответствии с содержанием понятия "физическая культура", базируется на материальных и духовных основах. Исходя из этого главная функция физической культуры как явления, как части человеческой культуры - формирование физической культуры личности на основе единства и положительной взаимосвязи биологического и социального в человеке, материального (двигательного) и духовного (интеллектуального). Итак, отметим важнейшее положение о том, что формирование физической культуры личности (а этот процесс практически соответствует или, точнее, должен сопутствовать всей жизни индивидуума) основывается на единстве и взаимообусловленности двигательного и интеллектуального компонентов. Отмеченное мы представляем как своеобразную призму, через которую следует рассматривать действительное положение современного общеобразовательного учебного предмета "физическая культура" и его преподавание в процессе одноименных занятий. Видимо, в качестве аксиомы следует принять известные в теории положения о том, что суть взаимообусловленности обозначенных выше компонентов - биологического и социального, двигательного и интеллектуального - во-первых, заключается в том, что формирование двигательного компонента связано с воздействием на физическое состояние человека путем развития его физических способностей посредством системного освоения и технологически верного применения физических упражнений. Во-вторых, в построении интеллектуальной составляющей культуры, суть которой заключается в приобретении специальных знаний, технологий их применения и организации процесса самосовершенствования. Здесь важно акцентировать внимание на том, что красной нитью, связывающей процессы формирования двигательного и интеллектуального компонентов физической культуры личности, является организованно развиваемая человеком (с самого раннего возраста) способность к физическому (телесному) и образовательному (теоретико-методическому) самосовершенствованию. Тот процесс, который направлен на формирование знаний, связанных с умением методически эффективно применять физические упражнения, называют физическим воспитанием . Более полно: под физическим воспитанием понимается разновидность общественной воспитательной деятельности, цель которой - содействие формированию физической культуры личности, и в частности целенаправленное управление применением средств и технологий физической культуры в процессе жизнедеятельности человека и развития общества. Следовательно, физическое воспитание следует считать первой производной от физической культуры общества и личности. Иными словами, физическое воспитание - это деятельная сторона физической культуры, позволяющая превратить ее материальные и духовные ценности в достояние и благо человека. В качестве главного достояния в данном случае выступают здоровье человека, достаточный уровень его гармоничного общего развития. Под физическим воспитанием кроме отмеченного выше следует понимать и ветвь педагогической воспитательной деятельности, связанной с управлением процессом применения всевозможных средств физической культуры. Третьим в иерархии базовых понятий физической культуры является физкультурное образование. Если считать (а это так и есть), что основа любого образования - освоение знаний, а с ними и способов познания, то образование в области физической культуры - это основа основ физического воспитания. Ясно, что физическое воспитание - более широкое и емкое понятие относительно образования в области физической культуры. Последнее же служит главным элементом физического воспитания, важнейшая функция которого состоит в конструировании интеллектуальной составляющей физической культуры человека, его физкультурной образованности. Полагая это, дадим еще одно определение, но уже в нашей трактовке. Образование в области физической культуры - это процесс и результат освоения знаний, способов познания, формирования интеллектуального компонента физической культуры личности, связанных с применением специальных средств и методов направленного физического совершенствования человека, а также развития способности передавать изученное и познанное окружающим на основе собственной физкультурной осведомленности. Итак, изложенное позволяет констатировать, что культура общества, культура личности, физическая культура, физическая культура личности, физическое воспитание, образование в области физической культуры как понятия, как явления и процессы находятся во взаимной, приведенной выше соподчиненности, во взаимообусловленности, взаимосвязи и взаимовлиянии. И, по сути дела, в этом перечне "вышерасположенное" в иерархии не может существовать без "нижерасположенного" - базового. В целях и претензиях на логичность и доказательность дальнейших рассуждений примем главный, в рамках темы статьи, постулат. Суть его в том, что: "формирование физической культуры личности невозможно без эффективного процесса физического воспитания; физическое воспитание, как таковое, невозможно без образования в области физической культуры" . Основываясь на проведенном экспресс-анализе содержания ряда исходных базовых понятий физической культуры, на сформулированном постулате, попытаемся развить тему, исходя из сути и содержания других задействованных в ней понятий. В современном российском обществе образование дается в дошкольных, средних и высших образовательных учреждениях. Не является или по крайней мере не должно являться исключением образование в области физической культуры. Образование в дошкольных учреждениях, школах, лицеях осуществляется в рамках реализации учебных планов, в которые входят учебные предметы под названием "физическое воспитание" или "физическая культура". Здесь нелишне еще раз обратиться к словарю, к толкованию понятия "предмет". Это "круг знаний, образующий особую дисциплину преподавания". Мы специально акцентируем внимание на слове "знаний", ибо неизбежно приближаемся к оценке состояния предмета по физической культуре, физическому воспитанию именно с позиции знаний, образующих совокупность обобщенных положений, то есть теории предмета. Отметим, что образовательный учебный предмет по физической культуре в школе - это одна из основных дисциплин единого учебного плана школы, призванная формировать специальные знания, умения и навыки по использованию средств физической культуры с целью обеспечения оптимальной жизнедеятельности организма, телесного и интеллектуального самосовершенствования. Исходя из отмеченного, процесс преподавания предметов "физическая культура" в школе и "физическое воспитание" в дошкольном учреждении должен предоставлять учащимся возможность (в меру доступного и дошкольникам) получать информацию (знания), позволяющую осознать жизненную необходимость приобретения на основе знаний прикладных умений и навыков, овладеть способами их творческого применения в целях достижения высокого уровня физической и умственной работоспособности. Помимо этого, что не менее важно, преподавание названных предметов призвано формировать представление о возможностях собственного организма, элементарного мониторинга за состоянием собственного здоровья, а также самостоятельно и грамотно создавать и реализовывать программы самосовершенствования . Из всего отмеченного следует еще раз подчеркнуть архиважную направленность преподавания предметов, связанных с физической культурой - это целенаправленная передача обучаемым системных знаний из этой области, формирование способов познания, создание и осуществление программ самосовершенствования. Полагаем, что понятийно-содержательные акценты расставлены вполне достаточно, чтобы перейти на этом фоне к оценке реалий. Каждому из нас по собственному опыту обучения в школе, педагогическому опыту известны характер и общие особенности преподавания физической культуры как базовой общеобразовательной дисциплины. Урок физической культуры в современной школе по содержанию есть не что иное, как активный двигательный отдых или двигательное "натаскивание" на спортивный результат. И это при том условии, что программа учебного предмета имеет раздел теории, с качеством которого трудно полностью согласиться. Но даже в том содержании, которое есть, теория предмета ученикам не преподается. То есть учащиеся лишены права на общее среднее образование в области физической культуры. Сразу же оговоримся, что это не вина учителей и руководителей школ. Мы бы обозначили эту ситуацию и проблему как общенациональную беду. Отметим главное: изъятие теории из преподавания общеобразовательного предмета (любого) означает отсутствие учебного предмета как такового . В нашем случае урок, обозначаемый как "урок физической культуры", есть в лучшем случае урок физических упражнений, но только не учебный образовательный предмет. А в "лучшем случае" потому, что в силу ряда объективных и субъективных причин и урок физических упражнений, если его так называть, далеко не в полной мере выполняет свои функции. Итак, современные школьники имеют в неделю два урока рекреационной двигательной активности. И если бы таких уроков было не два, а три, четыре, то и в этом случае основные задачи физического воспитания не могут решаться, как не решаются, казалось бы очевидные, задачи получения школьниками общего среднего образования по физической культуре. Исследованиями последнего десятилетия показано, что современные уроки физической культуры не являются эффективной содержательной формой достижения учениками физических кондиций, формирования здоровья. Да, собственно, почему этому уроку надо придавать не свойственную ему функцию? Ведь современные директивные документы Министерства образования России указывают именно на приоритетность общеобразовательной направленности учебных занятий по физической культуре. Но в них, да и в сопутствующих материалах не содержится технологий осуществления этой направленности, ибо осуществить это в сложившихся десятилетиями условиях невозможно, а директивы превращаются в декларации. Справедливости ради отметим, что рассматриваемая проблема все чаще становится предметом внимания центральной специальной прессы. На наш взгляд, логическая формула необходимости общего среднего образования в области физической культуры достаточно проста: в процессе получения образования ученик приобретает специальные знания, способы познания (в том числе и себя), умение создавать технологии собственного физического самосовершенствования. Того самосовершенствования, на котором мы заостряли внимание ранее. На основе получаемого образования должны формироваться осознанные мотивы и потребности в собственном физическом совершенствовании, в конструировании собственного здоровья. Ибо то главное, чему служат наука и практика физической культуры, - здоровье - основывается на двух известных основных доктринах. Первая, называемая западной, опирается на тезис Сократа: "Человек, познай самого себя". И вторая доктрина - восточная, в основе которой тезис Конфуция: "Человек, сотвори себя сам". Двадцатый век объединил эти две доктрины в замечательную для подрастающего поколения формулу: "человек, познай и сотвори себя сам". Этой формуле, ее реализации, на наш взгляд, должны служить предмет и учебные занятия по физической культуре. В этом видятся и тактическое, и стратегическое предназначения и общего среднего образования в области физической культуры, как и его истока - дошкольного физкультурного образования. Возвращаясь к проблемному вопросу, обозначенному в названии работы, о культуре в предмете и занятиях по физической культуре и добавляя к этому - "в занятиях по физическому воспитанию", мы полагаем, предыдущими рассуждениями в определенной степени уже дали ответ. Будет уместным, а может даже необычным, сформулировать ответы на главные, поставленные темой данной работы вопросы рядом вопросов: Руководствуясь содержанием понятия "физическая культура", передаются ли, формируются ли в сознании ученика представления о духовных ценностях физической культуры? Становятся ли ученики образованными, просвещенными и начитанными в этой области? Формируется ли физическая культура личности школьника на основе единства и взаимообусловленности двигательного и интеллектуального компонентов? Формируются ли в процессе преподавания знания, связанные с умением методически эффективно применять физические упражнения? Развивается ли способность учащегося в телесном самосовершенствовании? Познает ли учащийся себя и формирует ли свою телесность, здоровье? Можно ли считать "физическую культуру" учебным предметом, если не преподается его теория? Корректно ли, исходя из существующего положения, словосочетание "урок физической культуры"? И, наконец, многие и очень многие родители, как и ученики, задаются вопросом о правомерности введения выпускного экзамена хотя бы как избирательного, с разделом теории по предмету, в процессе преподавания которого теория не преподается? Не является ли это нарушением прав молодого человека? Ответить на эти вопросы не так уж трудно. Мы отвечаем на все однозначно - нет. За такими ответами неизбежно последует вопрос о том, как же вдохнуть культуру в полном смысле этого понятия в учебный предмет и преподавание физической культуры? Полагаем, это тема отдельного разговора, который уже ведется на страницах и региональных, и центральных изданий. Ясно, по крайней мере нам, что первым и главным действием в решении этой проблемы должно быть смещение акцента с так называемого физического компонента преподавания физической культуры как минимум на паритет в этом процессе интеллектуальной и физической составляющих. В заключение, не претендуя на оригинальность, считаем целесообразным заострить внимание на весьма важном, если не основополагающем обстоятельстве: образование в области физической культуры как базовый компонент и процесс формирования физической культуры личности должно носить непрерывный уровневый характер. И начало этому должно быть положено в дошкольном возрасте. В этой связи имеющееся и достаточно большое количество работ, в том числе и диссертационных, обосновывающих целесообразность формирования физической культуры личности, скажем, в студенческом возрасте (мягко говоря, поздновато), следует воспринимать, на наш взгляд, как "латание дыр" в слабых очертаниях одежды физической культуры общества. Невозможно формировать физическую культуру взрослого человека без интеллектуальной основы в этой области, которая закладывается в детском и школьном возрасте. Но этот путь, полагаем вынужденный, имеет временное право на существование, особенно в период смены общественно-экономической формации государства. Проблему насыщения общеобразовательного предмета "физическая культура" ценностями культуры, физической культуры, придания ему истинно образовательного характера должны решать и педагоги-практики, и ученые, и государственные деятели, последние - в первую очередь. Мы убеждены, что альтернативы придания предмету "физическая культура" подлинно культурной, образовательной направленности, как и всеобщему и непрерывному образованию в этой области, нет. В этом нам видится основа формирования и развития физически культурной и здоровой нации. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|