ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ


Abstract

INTERNAL-REMOTE TRAINING - EDUCATIONAL TECHNOLOGY of 21st CENTURY

C.V. Kibalnikov, Dr. Tech.

Russian international academy of tourism, Skhodnya, Moscow Region

Key words: learning efficiency, efficiency of educational business, internet conference, steady development, pedagogical information technologies, half-life period of knowledge, training through all life, competitiveness of educational services, database of knowledge, SKW technology.

The market of educational services of Russia prepares to the demographic downturn. The additional professional training starts to play the increasing role in this connection. The urgency of training through all the life (life long learning) is dictated with changes of accumulation of the information by modern civilization.

The approbation of the technology of the internal-remote training (IRT) in the institute of additional professional training of RIAT has shown, that expenses for the organization of educational process with the use of IRT technology are reduced to 50 %, and the quality of training due to the use of active methods is increased (see www.iape.ru). Therefore IRT provides the greater rate of the growth of useful capacity and outstripping growth of investments in educational process, providing thus conditions of steady development of educational institutions and the completing of the mission to make the accessible qualitative continuous training to Russians and Russian representatives in the countries of the CIS and distant foreign countries.


ОЧНО-ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 21-ГО ВЕКА

Доктор технических наук C.В. Кибальников
Российская международная академия туризма, Сходня, Моск. обл.

Ключевые слова: эффективность обучения, КПД образовательного бизнеса, интернет-конференции, устойчивое развитие, педагогико -информационные технологии, период полураспада знаний, обучение через всю жизнь, конкурентоспособность образовательных услуг, база данных знаний, технология SKW.

Рынок образовательных услуг России готовится к демографическому спаду. В этой связи все большую роль начинают играть дополнительное профессиональное образование и так называемое образование для взрослых. Актуальность обучения через всю жизнь (life long learning) диктует динамика накопления информации современной цивилизацией.

Удвоение информации (в терабайтах): до Рождества Христова - 2000 лет; до изобретения Гутенберга - 1000 лет; до конца XIX века - 100 лет; от 1920 года - 40 лет; от 1950 года - 30 лет; от 1980 года - 15 лет; от 2000 года - 4-5 лет.

Если в начале 20-го века специалист, получив высшее образование, чувствовал себя уверенно 20-30 лет, то в начале 21-го "период полураспада знаний" сократился до 5 лет! Теперь, чтобы быть компетентным, необходимо постоянно учиться. Таким образом, у нас на глазах меняются миссия, цели и задачи высшего учебного заведения.

Жесткая конкуренция на рынке заставляет, с одной стороны, снижать стоимость обучения, а с другой - повышать качество образовательных услуг. Сделать это можно только за счет использования новых интенсивных методов обучения (тренингов, деловых и ролевых игр) и новых технологий (дистанционного обучения). С точки зрения закона сохранения энергии данная стратегия развития позволяет обеспечить больший темп роста полезной мощности. Это, в свою очередь, обеспечивает более высокий КПД образовательного бизнеса. (КПД бизнеса есть отношение интеграла реинвестиций к обороту.) Только те образовательные технологии, которые обеспечивают опережающий рост инвестиций в образовательный процесс, могут создать условия для устойчивого развития образовательного учреждения.

Решить задачу расширения доли рынка можно путем инвестиций в создание новых методов обучения, разработки новых видов учебных пособий, новых технологий доставки и обработки информации в образовательном процессе. Этот процесс требует значительных инвестиций. С позиций устойчивого развития данный подход неоптимален, поскольку является затратным и не соответствует принципу максимального темпа роста полезной мощности.

Другой путь - взять готовые, апробированные курсы и дополнить их конкретными кейсами из той практической сферы, для которой учебное заведение готовит кадры. При этом надо использовать современные информационные технологии. Среда, которая породила информационный взрыв, должна использоваться и как образовательная среда. Для создания новой образовательной среды мы ориентируемся как на традиционные, так и на новейшие технологии. Сегодня надо использовать бумажные и электронные носители информации, установочные лекции в виде видеоконференций и On-line-консультирования, широко использовать средства мобильных телекоммуникаций и Интернет. Такой подход позволяет достичь результата, который больше, чем сумма составляющих его частей (синергетический эффект объединения разных образовательных технологий). Синергетика изучает сложные самоорганизующиеся системы, причем акцент делается на внутренних свойствах как на источнике саморазвития. Именно благодаря эффекту синергетического резонанса и самоорганизации технология очно-дистанционного обучения (ОДО) обладает свойствами, которых нет у традиционных форм передачи знаний и умений.

В соответствии с прогнозом Всемирной туристской организации (ВТО) Россию в 2020 году посетит 58 млн человек иностранных туристов (сейчас - чуть больше 4 млн). Это потребует заново строить индустрию гостеприимства. Ряд европейских стран: Польша, Чехия - пошли по пути развития пансионов. Менеджеры по пансионам должны обладать как знаниями в области гостеприимства, так и знаниями принимающего туроператора. В этой связи представляется целесообразным особое внимание уделять разработке и апробации специальных образовательных программ, ориентированных на обучение взрослых, занятых собственным туристско-гостиничным бизнесом. Это может быть весьма перспективный путь развития российской индустрии гостеприимства и туризма. Примером для подражания может быть Чехия, которая около половины туристов размещает в небольших частных пансионах.

По данным ВТО, иностранный турист оставляет в стране пребывания 100 $/сут, а 10 000 $, внесенные в страну, создают одно рабочее место. В соответствии с этим к 2020 году необходимо будет создать 1 млн рабочих мест в сфере туризма и гостеприимства. Для этого необходимо подготовить более 100 000 менеджеров высшей квалификации.

Обучение людей, занятых в сфере бизнеса, эффективно, если использовать данную среду в качестве образовательной. Такой средой является глобальная сеть Интернет. Поэтому концепция ОДО, разработанная в Институте ДПО РМАТ (см. www.iape.ru), предусматривает:

· "живой" мультимедийный обмен информацией в режиме On-line и Off-line-обмен текстовыми файлами и графическими материалами, используя сеть Интернет;

· активное использование педагогико -информационных технологий (ПИТ), основанных на обучении в сотрудничестве, методе проектов и игровом моделировании;

· интерактивные CD-ROM диски, записанные в "Интернетовском" html-формате, позволяющие совместить преимущества Оff-line- и Оn-line-обучения.

Используя комбинацию этих технологий, которую мы называем ОДО, можно реально изменить положение с дефицитом квалифицированных туристских кадрах. Дети в регионах смогут получать хорошее туристское образование как в РМАТ, так и в зарубежных специализированных школах и университетах, не покидая родного дома. Все, что необходимо для этого, - наличие компьютера и качественного Интернет-соединения.

Что такое ОДО ?

ОДО - метод организации учебного процесса с сочетанием ПИТ и различных дистанционных способов обучения.

ПИТ - педагогико-информационные технологии, включающие обучение в сотрудничестве, метод проектов и игровое моделирование.

ПИТ - стирают границу между дистанционным и классическим очным обучением. Освоив ПИТ в классе, легко перейти к использованию его элементов в режиме On-line.

Для того чтобы максимально использовать элементы ПИТ в режиме On-line, нами были апробированы мультимедийные IP-технологии , позволяющие как видеть и слышать друг друга, так и контролировать все действия, которые обучаемый производит на своем компьютере, выполняя задание преподавателя. Реализовать эти функции можно при помощи программы NetMeeting, которая входит в состав операционной системы Windows.

Интернет-конференция (ИК) - это модернизированные на базе технологии баз данных традиционные "интернетовские" инструментарии - "форум" и "чат". ИК позволяет жестко структурировать информацию и организовать общение в режиме On-line сотен и тысяч участников из Интернета с десятками экспертов, находящихся в различных городах и странах.

На наш взгляд, дистанционное обучение будет эффективным только при строгом выполнении следующих условий:

1. Подготовленной в полном объеме учебно-методической базе, доступной каждому участнику образовательного процесса.

2. Cочетании дистанционных и очных форм обучения.

3. Оперативном контроле качества усвоения студентом учебного материала

4. Правильной организации сертификации знаний для каждой ступени дистанционного обучения.

Выполнение вышеназванных условий в комплексе является условием успешной сертификации знаний любого уровня, обеспечивающей получение соответствующих документов государственного образца.

Учебно-методическая база формируется как множество комплектов учебных и методических материалов, разработанных в головной Академии и направляемых каждому филиалу РМАТ. В состав комплекта входят учебно-методические пособия (юниты) по каждому входящему в учебный план предмету.

Юнита - это выполненная на бумажных носителях, методически согласованная часть учебной дисциплины. Она содержит:

· дидактические единицы образовательного стандарта РФ по данной дисциплине;

· задания для самостоятельной работы и перечень обязательных для выполнения обучаемым домашних заданий;

· задания по самопроверке и самотестированию;

· описание всех практических занятий;

· файл теоретических материалов;

· темы рефератов, курсовых работ, список литературы, рекомендуемой для дополнительного изучения.

Материал юнит дополняется видеолекциями и компьютерными материалами, в том числе компьютерными учебниками, деловыми и ролевыми играми.

Эффективное сочетание дистанционных и очных форм обучения - второе важнейшее условие дистанционного образования .

Поэтому дистанционные Off-line-формы образования должны быть дополнены прямыми On-line-контактами с высококвалифицированными педагогами, владеющими технологией ДО, а также со специалистами-практиками, имеющими опыт практической деятельности в данной образовательной и профессиональной области. Такие наставники в системе "ДО - тьюторы" помогают обучаемому систематизировать и осваивать теорию и практику туризма, осуществляют консультационную деятельность и контролируют качество усвоения изучаемого материала.

В системе ИДПО РМАТ развиваются следующие очные формы обучения:

1) традиционные - обзорные лекции, практические занятия, профессиональная практика на предприятиях и фирмах, выполнение совместных научных проектов и работ и др.;

2) современные активные методы и формы обучения - деловые и ролевые игры, "круглые столы", дискуссии, конференции и рейтинговое тестирование;

3) телекоммуникационные формы на основе применения видеоконференций в сети Интернет.

Особенность дистанционного образовательного процесса - изменение технологий вывода и представления знаний учащемуся с лекционной формы на самостоятельную форму изучения с развитыми диалоговыми процедурами общения в системе "обучаемый - тьютор". Это приводит к фактическому (а не формальному) увеличению объема самостоятельной работы обучаемого и соответствующему жесткому контролю степени изучения представленного материала обучаемым при строгом соблюдении технологии обучения преподавателем.

Парк компьютерной техники, используемый в регионах России, очень неоднороден. Отсюда еще одна особенность разработки и организации курсов ОДО - учет разных уровней оснащенности пользователей - от минимального до вполне современного, отвечающего всем достижениям компьютерных технологий.

Интегрированные коммуникационные сети сделают очень актуальными специальные сервисы, предоставляющие клиентам возможность работать на компьютерах, расположенных за тысячи километров. Новый век - век ASP- технологий. Базовое использование технологии ASP (Application service provider) - предоставление в пользование специальных сервисов на www- сервере, упрощающих публикацию и поиск информации.

Для реализации технологии ОДО нами была разработана ASP-система управления базой данных знаний - Портал туристского образования iape.ru. В ее основе лежит "Библиотека Знаний" - первичная база данных, в которую заносятся тексты и рисунки. Навигация по базе данных знаний осуществляется при помощи технологии SKW (Smart key words). Эта оригинальная технология (С.В. Кибальников, 1999) позволяет выявить логику анализа-синтеза в любой статье и учебном материале. Технология SKW используется нами достаточно широко: от задач структурирования базы данных знаний до тестовых проверок качества обучения. Аналогичная библиотека знаний была положена в основу сайта www.rmat.ru.

Апробация технологии ОДО в институте ДПО РМАТ показала, что затраты на организацию учебного процесса с использованием технологии ОДО сокращаются на 50%, а качество обучения благодаря использованию активных методов увеличивается (см. www.iape.ru). Поэтому именно ОДО обеспечивает больший темп роста полезной мощности и опережающий рост инвестиций в образовательный процесс, обеспечивая тем самым условия устойчивого развития образовательного учреждения и выполнение им миссии - сделать доступным качественное непрерывное обучение россиянам и представителям русскоговорящей диаспоры в странах СНГ и дальнего зарубежья.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!