ТЕОРИЯ ТУРИЗМА


Abstract

RECREATIONAL ESSENCE OF ECOLOGICAL TOURISM

I.V. Zorin, Dr. Hab., professor

Russian international academy of tourism, Skhodnya, Moscow Region

Key words: recreational concepts, recreology - main principles, concepts, initial postulates, essence.

The majority of researchers, being under the impression from economic results of tourism, see only the economic phenomenon in it. Thus they do not notice the cultural role of tourism, its pedagogical value. It is especially important influence of tourism on the health of a population - its recreational value in the modern world. The author is trying to consider all these aspects of a tourism in the article.


РЕКРЕАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Доктор педагогичских наук, профессор И.В. Зорин
Российская международная академия туризма, Сходня , Моск. обл.

Ключевые слова: рекреационные концепции, рекреалогия - основные принципы, понятия, исходные постулаты, сущность.

Рекреационные концепции развиваются в рамках рекреалогии - междисциплинарной науки о рекреационных системах, основанной на научных принципах экологии человека. Эти принципы впервые сформулированы научным коллективом отечественной школы рекреалогии и рекреационной географии под руководством Владимира Сергеевича Преображенского. С 1976 г. основные исследования в области рекреалогии сосредоточиваются во Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям (ВНИЛТЭ). В 1992 г. многолетние научные исследования в области рекреации были обобщены в теоретической монографии "Теория рекреалогии и рекреационной географии".

Среди исследователей общепризнано определение рекреалогии как науки о процессах и методах восстановления живых сил человека.

Исходные постулаты рекреалогии:

1. Среди множества потребностей человека и общества выделяется группа (подмножество) разнородных потребностей, реализация которых связана со специфическими потребностями человека в восстановлении и развитии живых сил и определенными условиями их удовлетворения - со свободным временем и особыми свойствами пространства.

2. Наличие этих потребностей побуждает человека к рекреационной деятельности, отличной от повседневной трудовой (и бытовой), а общество (и его институты) - к созданию для нее специальных условий.

3. Вовлекая в сферу рекреационной деятельности природные объекты (природные явления, тела и комплексы) и культурные комплексы, создавая и используя технические системы, а также других людей, человек находит и формирует, а общество создает, поддерживает и развивает особые системы для удовлетворения потребностей - рекреационные.

4. Для описания рекреационной системы необходимо охарактеризовать: потребности, направления деятельности, вызвавшие к жизни формирование системы и определяющие ее функционирование и развитие, ее элементы, внутренние (между элементами) и внешние (с суперсистемой и одноранговыми системами) системообразующие связи, эффективность. Основной системообразующей связью выступает деятельность отдыхающих и организаторов отдыха.

5. Назначения систем (и их свойства) определяются функциями рекреационной деятельности.

6. По своему характеру рекреационные системы относятся к группе социо(демо)- экологических, пространственных, динамических систем.

Таким образом, основным объектом исследования общей рекреалогии выступает рекреационная система.

Рекреация как процесс расширенного воспроизводства физических, психических и интеллектуальных сил человека составляет одну из важнейших основ туризма, а наука о рекреации - рекреалогия - составная часть туристики. Исследование рекреации и рекреационной деятельности - одно из наиболее молодых направлений современной науки. В 1963-1975 гг. коллективом специалистов Института географии АН СССР (В.С. Преображенский, Ю.А. Веденин, И.В. Зорин, Б.Н. Лиханов, Л.И. Мухина, Л.С. Филиппович и др.) была подготовлена монография "Теоретические основы рекреационной географии". Содержащиеся в ней идеи послужили основой для дальнейших исследований того же коллектива ("География рекреационных систем СССР", 1980; "Территориальная организация отдыха населения Москвы и Московской области", 1986; "Рекреационные ресурсы СССР", 1990) и получили отклик в отечественных и зарубежных исследованиях. Они нашли отражение также в учебных курсах вузов. В 1992 г. в Российской международной академии туризма вышла новая монография "Теория рекреалогии и рекреационной географии" (В.С. Преображенский, Ю.А. Веденин, И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, В.М. Кривошеев, Л.С. Филиппович). В ней были обобщены результаты многолетних исследований и сформулированы начала рекреалогии как междисциплинарной науки: изложена совокупность складывающихся представлений и концепций: о рекреационной системе; рекреационных потребностях как генерирующем факторе; рекреационной деятельности как системообразующем факторе; о моделях рекреационной системы.

Основные понятия рекреалогии:

Рекреационные потребности общества - потребности в простом и расширенном воспроизводстве его социально-трудового и социально-культурного потенциала.

Рекреационная деятельность отдыхающих - деятельность, направленная на реализацию рекреационных потребностей, восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его интеллектуальное совершенствование и характеризуемая самоценностью не только результатов, но и самого процесса.

Туристская деятельность организаторов отдыха - деятельность, направленная на формирование оптимальных условий отдыха населения, системы предоставления услуг, путей создания, обеспечения, функционирования и развития рекреационных систем.

Рекреационное занятие - простейший элемент рекреационной деятельности отдыхающих.

Рекреационное время - часть социального времени, используемого для рекреационной деятельности.

Рекреационное пространство - часть социального пространства, используемого для рекреационной деятельности; формируется в результате деятельности отдыхающих и организаторов отдыха.

Рекреационная система (PC) - социальная демоэкологическая система (т.е. система, в центре которой помещен человек, население), состоящая из взаимосвязанных подсистем: групп отдыхающих, природных и культурных комплексов, технических систем, обслуживающего персонала, органа управления и обладающая функциональной целостностью; целевой функцией системы является удовлетворение рекреационных потребностей.

Принципы рекреалогии

Рекреалогия - одна из первых научных дисциплин, которая обозначила востребование ландшафта как целостности. А ведь, действительно, кому он был нужен, этот ландшафт? Черной металлургии? Нефтегазодобывающей и перерабатывающей индустрии? Автомобильной промышленности? Даже сельскому хозяйству он оказался не нужен. И вдруг туризм - сфера, предмет труда которой состоит не в изменении природы, а в ее восприятии. Единственная сфера, заинтересованная в сохранении целостного ландшафта, потому что только он может обеспечить целостную деятельность. В этом и есть суть ландшафтно-деятельностного принципа Преображенского. Согласно В.С. Преображенскому, деятельность - это инвариантная часть системы, связующая субъекта с ландшафтом. При этом связь, несущая как сущностные признаки субъекта, так и сущностные признаки ландшафта.

Однажды в совместной статье А.А. Минц и В.С. Преображенский сформулировали позицию, согласно которой при анализе территориальных систем не столь важен субстрат (состояние подсистем), сколько отношения, связи между ними. Принцип Преображенского позволяет точно локализовать деятельность не только как связь, но и как структуру. Действительно, состоянию деятельности инвариантны все остальные состояния рекреационной системы. Например, различия познавательной, курортной и спортивной рекреационной деятельности определят специфику требований и состояний природного комплекса, обслуживающего персонала, технических систем, функций управления в рекреационной системе.

Приложение ландшафтно-деятельностного принципа Преображенского к проблемам рекреационного проектирования - только один из примеров, демонстрирующий принципиально новые подходы и возможности проектирования эколого-туристских систем - национальных парков и туристских маршрутов.

Значительное внимание, уделяемое рекреалогией рекреационной деятельности, обусловлено тем, что объектом рекреалогии является человек, а предметом исследования - деятельность в свободное время, представляющая собой неотъемлемую часть физической, социальной и духовной жизни личности.

Рекреационные потребности определяются как осознанная человеком, группой людей, обществом необходимость в восстановлении и развитии физических и духовных сил. Потребности могут быть реализованы только через деятельность: физическую, психическую, интеллектуальную; в силу этого они выступают как побуждение к деятельности.

Исторически понятие "рекреационная деятельность" означает деятельность человека и групп населения, с ним связаны понятия "рекреационные занятия" и "циклы занятий". Рекреационная деятельность обладает как общими для любых видов человеческой деятельности, так и своими специфическими чертами. Как и многие другие виды, рекреационная деятельность - это и одна из обязательных сфер освоения и познания человеком окружающего мира и самого себя. Рекреационная деятельность выступает как сфера соприкосновения, взаимообмена общечеловеческой и национальной, городской и сельской культур (Ю. Веденин).

Для рекреационной деятельности типичны упорядоченность и одновременно периодичность. Они обусловлены как природными ритмами и циклами (суточными, сезонными, космическими), так и цикличностью (чередованием труда и быта) социально -бытовой деятельности отдыхающих и общества (в частности, организаторов отдыха). Циклы - одна из характернейших форм организованности рекреационной деятельности отдыхающих (циклы рекреационной деятельности) и организаторов отдыха (циклы рекреационного обслуживания). Циклы рекреационной деятельности формируются на основе типизации рекреационных занятий. (И. Зорин, А. Зорин, 1999).

Элементарное рекреационное занятие (ЭРЗ) - внутренне целостный, однородный, неразделимый на технологические компоненты элемент рекреационной деятельности.

ЭРЗ (a) - основа формирования программ отдыха. Социологи насчитывают около 100 тысяч ЭРЗ, и число их каждые 10 лет удваивается. Очевидно, что оперирование такой базой требует применения типизации ЭРЗ и сведения их в более крупные группы - типы рекреационных действий (ТРД). Для этого используются такие свойства ЭРЗ, как альтернативность и взаимозаменяемость. Условием объединения нескольких ЭРЗ в один ТРД является возможность без видимого ущерба для целей рекреации заменить одно ЭРЗ другим.

Тип рекреационной деятельности - однородная группировка ЭРЗ, каждое из которых взаимозаменяемо и альтернативно для всех других элементарных рекреационных занятий данной группы, т.е. к одному ТРД относятся взаимозаменяемые ЭРЗ. Это условие окажется очень важным в практике конкретного туроперейтинга, когда возможностей для осуществления какого-либо ЭРЗ может и не быть, но необходимо компенсировать этот недостаток предложением туристу других ЭРЗ. Например, в негрибной период можно предложить туристам компенсировать этот недостаток сбором ягод, трав, орехов и т.п.

В сущности, ТРД и представляют собой своеобразные "буквы", из которых туроператор может составить "слова" - циклы рекреационной деятельности, а далее из циклов и предложения - программу отдыха.

При конструировании циклов рекреационной деятельности важными свойствами ТРД выступают взаимообусловленность и взаимопротивопоказанность. Именно они позволяют сводить ТРД в новые комбинации - циклы рекреационной деятельности.

Цикл рекреационной деятельности (ЦРД) - взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание ТРД, возникающее на базе ведущего ТРД.

ЦРД представляет собой как бы сюжетную канву будущей туристской программы, позволяет на основе поведенческих возможностей и образцов реализовать конкретные рекреационные цели, мотивации и притязания туристов посредством выбора сочетаний ТРД как эталонов рекреационной деятельности.

В отсутствие ТРД каждый человек самостоятельно неосознанно конструирует ЦРД, исходя из собственных представлений о полезности и аттрактивности рекреационной деятельности, привычек, моды, цен, денежных доходов и других факторов.

Чаще всего таким образом самостоятельно организованная деятельность не может удовлетворить двум фундаментальным требованиям эффективности: рекреационной полезности и индивидуальной привлекательности. Разработанная нами процедура формирования ЦРД позволяет проделать эту работу за туриста и рекомендовать ему оптимальные сочетания. ЦРД выступают структурной композицией рекреационной деятельности, обладающей внутренней целостностью и консервативностью, являются предметом организации и конструирования в рекреационных системах и туристских центрах. Таким образом, ЦРД составляют системную структуру, адекватно отражающую свойства и отношения как субъекта, так и объекта рекреации. С их помощью можно учесть рекреационные потребности и сформулировать требования к условиям их реализации, определить технологию обслуживания.

Политическая сущность рекреации

Жизнедеятельность человека имеет две полярные формы. Одна из них связана с затратами производительных сил (сфера производственной деятельности, производство благ, рабочее время), другая - с их восстановлением и развитием (сфера быта, потребление благ, нерабочее время). Диалектическое единство этих двух полярных форм жизнедеятельности заключается в том, что без восстановления и развития сил (рекреации) не может быть и их затрат.

Это взаимодействие носит исторический характер. Иначе говоря, изменения в сфере производственной объективно приводят к необходимости изменений в сфере бытовой. Взаимодействие, естественно, имеет и обратную связь.

Сфера быта охватывает все существование людей вне их производственной и общественно-политической деятельности; материальную и культурную среду, в которой происходит удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья и т.д. Глобальная функция сферы быта - рекреация - имеет конечной целью восстановление и развитие производительных сил индивидов.

Рекреация характеризуется временем, в рамках которого происходит восстановление сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных), и деятельностью, осознанно или инстинктивно направленной на восстановление. Строго говоря, величина этого времени зависит от производительности общественного труда, а величина рабочего времени находится в зависимости от "производительности" рекреационной деятельности, от эффективности использования нерабочего времени, т. е. от того, насколько полно реализуется глобальная функция сферы быта. Однако сфера быта из-за структурной сложности и множества определяющих ее факторов не всегда и не в полной мере выполняет рекреационную функцию; в результате не все нерабочее время, покрывающее эту сферу, можно считать рекреационным. По нашей оценке, доля рекреационного времени в нерабочем времени на текущий момент составляет не более половины.

По функции в процессе воспроизводства живых сил человека рекреацию можно подразделить на простую (компенсация) и расширенную (развитие сил).

В реальной жизни выделяют четыре формы рекреации:

в течение рабочего дня (I), инклюзивная, т.е. включенная в рабочее время;

в конце рабочего дня (II), ежедневная;

в конце недели (III), еженедельная;

в конце рабочего года (IV), отпускная.

Функции этих четырех форм воспроизводства живых сил человека различны:

I - компенсаторная, II - компенсаторно -расширенная, III - расширенно-компенсаторная, IV - расширенная.

Взаимосвязь четырех форм рекреации очевидна: они составляют единое целое -жизненный цикл рекреационной деятельности, для реализации которого необходимы соответствующие каждой форме массивы рекреационного времени (минуты, часы, дни, недели) и особым образом организованная среда.

Рост производительности общественного труда, с одной стороны, позволяет увеличить нерабочее время, с другой - требует его увеличения, ибо в рамках этого времени и происходит восстановление и умножение производительных сил человека.

Поскольку существует общественно необходимое рабочее время, то существует и общественно необходимое время на восстановление затраченных сил, т.е. рекреационное время. Под общественно необходимым рекреационным временем мы понимаем время, необходимое для простого воспроизводства сил человека, затраченных на изготовление какого-либо продукта при общественно нормальных условиях производства, т. е. при среднем уровне техники, средней интенсивности труда и квалификации работников на предприятиях, выпускающих основную продукцию данного вида, а также время, необходимое для расширенного воспроизводства, обеспечивающего дальнейший рост производительности труда.

Очевидно, что на каждом этапе развития общества рекреационное время так или иначе должно достигать общественно необходимой величины. В противном случае прогресс в развитии производительных сил общества не может быть обеспечен. Человечество никогда бы не смогло достигнуть нынешнего уровня развития, если бы не увеличивалась доля рекреационного времени, в рамках которого происходит умножение производительных сил человека - главной движущей силы прогресса.

Поскольку затраты сил и их восстановление находятся в диалектическом единстве, то изменение характера затрат должно вести к изменению характера восстановления.

Научно-техническая революция резко повысила энерговооруженность человека не только в сфере производства, но и в быту, чем резко изменила характер затрат, т.е. сократила физические нагрузки. Сто лет назад 94-99% всей механической работы выполнялось за счет мышечных усилий человека, ныне 99% механического труда осуществляется с помощью машин и только 1% - за счет физических усилий человека. Энергетический баланс, который в прошлом уравновешивался главным образом трудовыми затратами в рабочее время, требует теперь активной физической деятельности в рекреационное время. Если это требование не выполняется, человеку грозят патологические изменения, приводящие к необходимости врачебного вмешательства.

Одновременно с резким падением доли физических нагрузок резко возрастает доля интеллектуальных и эмоциональных. Углубляющаяся специализация, конвейеризация, поточное производство с разделением производственных операций на малые элементы приводят к монотонности, вызывающей довольно быстрое психологическое утомление, снять которое гораздо сложнее, чем утомление, вызванное физическими усилиями.

На протяжении всей биологической эволюции человек развивался как физически высокоактивный организм, и поэтому он не мог не "научиться" быстро и эффектно восполнять израсходованную энергию: относительно кратковременный покой (менее 30% от времени суток) и небольшое количество пищи (0,75% от собственного веса - суточный рацион) полностью восстанавливают физические силы человека. Нервное напряжение не снимается так же быстро, как физическое, и обладает большой накопительной способностью.

Интеллектуализация труда и повышение психоэмоциональных нагрузок в рабочее время диктуют свои требования к рекреации, которая должна обеспечить эмоциональную и психофизическую "надежность", "устойчивость" человека в процессе труда. Последнее наиболее эффективно достигается не отключением от окружающей обстановки, а ее сменой, не изоляцией от источников информации, а сменой характера информации, не эмоциональной и интеллектуальной "спячкой", а сменой впечатлений. Механизмы этого кроются в особенности центральной нервной системы человека. Несмотря на резкое изменение характера затрат сил, характер их восстановления практически не изменился: отдых по-прежнему у абсолютного большинства населения ассоциируется с физическим покоем и обильным питанием, т.е. реализуются потребности, прямо противоположные действительным рекреационным потребностям современного человека. Кроме того, нервное напряжение в отличие от физического сопровождает человека не только в сфере производства, но и в быту, где оно зачастую бывает выше производственного. Человек всегда стремился к экономному расходованию своей физической энергии, чего нельзя сказать о расходовании им нервных сил. Нерациональный расход нервных ресурсов - это неоправданные психические напряжения, эмоциональные "бури" по пустякам длительное переживание уже минувших событий, перенос служебных забот в семью, и наоборот, неумение освободиться от семейно-бытовых дел во время работы. Нарушения душевного равновесия людей обусловливаются, в частности, несовершенством обслуживающих отраслей (опоздания транспорта, нечеткая работа магазинов, мастерских и т. п.), общением, основанным на неблагожелательности, подозрительности, когда "ранит слово". Можно назвать еще десятки других причин "непроизводительной" траты нервных сил.

Вольно или невольно, но современный человек оказывается в состоянии значительного нервного напряжения в течение всего периода бодрствования. Это неизбежно. И бессмысленно пытаться довести трату нервных сил до современного уровня траты физических, но вместе с тем снижение нерациональных затрат до возможного минимума имеет большой социальный и экономический смысл. Для этого надо провести прежде всего целенаправленные мероприятия в сфере быта, которая, по нашей оценке, является самым крупным источником нерациональных нервных напряжений и, скорее, областью приложения сил человека, чем их восстановления. Именно это обстоятельство приводит многих социологов к мысли, что в структуре нерабочего времени должно сокращаться время "непреложных занятий" и за счет этого возрастать свободное время, т. е. чистое время отдыха и развития человека.

Однако резкого сокращения времени на непреложные занятия произойти не может. Причины этого заключаются в следующем.

Время, затрачиваемое на дорогу к месту работы и обратно, не может заметно уменьшаться, более того, в некоторых случаях оно будет увеличиваться, так как процесс специализации в общественном производстве будет расширяться и углубляться, а это неизбежно приведет к дальнейшей территориальной дифференциации. Темп совершенствования организации городского транспорта, рост скоростей городских транспортных средств едва ли будут способны поспевать за темпом территориальной специализации (Г. Гольц, 1983).

Затраты времени на уборку и содержание жилищ, скорее всего, будут расти, а не сокращаться. Причина - увеличение полезной площади, приходящейся на 1 человека; "мир вещей" человека расширяется и требует возрастающих затрат времени на "управление" им.

Затраты времени на покупки не могут ощутимо сократиться, более того, свобода выбора товара (отсутствие очередей, широкий ассортимент) не сокращает времени "торговой акции", а увеличивает его. Абсурдно ставить задачу сокращения затрат времени на личную гигиену, воспитание детей и уход за ними, на сон, питание. Таким образом, время непреложных занятий в ближайшей перспективе не есть резерв заметного, качественно ощутимого увеличения рекреационного времени. Очевидно, что наряду с непродуктивными или малоэффективными затратами рабочего времени существуют и непродуктивные или малоэффективные затраты рекреационного времени.

Поэтому главную ставку нужно делать на увеличение доли рекреационного времени, повышая или выявляя рекреационную функцию всякой деятельности.

Иными словами, целесообразно поставить цель: превратить в рекреационное время весь массив нерабочего времени.

Рассмотренные выше подходы крайне важно учитывать при конструировании содержания экологического туризма. Экологический туризм в отличие от коммерческого туризма имеет рекреационную основу, должен быть организован как высокоэффективный рекреационный процесс, максимизирующий не столько коммерческую эффективность, сколько уровень воспроизводства живых сил человека в условиях экологически чистой среды.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: