Abstract FAIR PLAY IN SPORTS AND DAILY LIFE: AN IMPERATIVE OR UTOPIA? V.S. Rodichenko, Dr. Hab., professor Olympic committee of Russia, Moscow Key words: sports, Fair Play, ethics, criminal code, institutionalization. The theme considered by the author in any audience will cause polar reactions. Those who some decades have dedicated to distribution of humanistic principles in sports, will apprehend the word "Utopia" as a mark of mistrust or opposition. On the other pole there is rather widespread skeptical attitude to reasonings on any ethical values. Presence of so polar points of view, certainly, means an urgency of the problem. If to follow almost standard approach saying, that sports is the model of a society, it is possible to see in the ethics of sports model of the future global ethos and to start to build the theory of Fair Play in a daily life on the basis of practice of Fair Play in sports with its instrumentalism generated for some decades. However only the future social practice is capable to give the proved answer on contained in the head of this article question what Fair Play or than will be in daily life - an imperative or one more Utopia?
|
ФЭЙР ПЛЭЙ В СПОРТЕ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ: ИМПЕРАТИВ ИЛИ УТОПИЯ?1 Доктор
педагогических наук, профессор В.С.
Родиченко Ключевые слова: спорт, Фэйр Плэй, этика, Уголовный кодекс, институционализация. Рассматриваемая нами тема в любой аудитории вызовет полярные реакции. Те, кто несколько десятилетий посвятил распространению гуманистических принципов в спорте, воспримут слово "утопия" как знак недоверия или оппозиции. На другом полюсе - весьма распространенное в странах нашего региона скептическое отношение к рассуждениям о любых этических ценностях. Один олимпийский чемпион не так давно сказал мне: "К какой пропаганде принципов Фэйр Плэй вы призываете в том мире современного спорта, который пропитан духом коммерции, допинга, коррупции, насилия?". Скрытый смысл его высказывания таков: спорт - вне этики. Напомню похожий лозунг: "Спорт - вне политики", который многие десятилетия лицемерно эксплуатировался как раз для политического манипулирования спортом. Наличие столь полярных точек зрения, безусловно, означает актуальность проблемы. Полагаю, что она звучит так: имплементация социально-этического феномена Фэйр Плэй в олимпийский спорт эпохи постмодерна. Поэтому заведомо провокативная идея заголовка статьи - не более чем семантический инвариант этой проблемы. А сама статья - фрагмент проводимого нами многолетнего анализа феномена Фэйр Плэй в следующих аспектах: · степень институционализации; · идейное содержание; · уровень теории; · перспективы переноса на социальное поведение в целом. Начну с институционализации, поскольку многие полагают, что этический контроль эффективен прежде всего в институциональной форме, в так называемых "цеховых" нормах и процедурах. Считается, что общественное движение Фэйр Плэй уже сформировалось. На мировом уровне его ассоциируют с существующим более сорока лет Международным комитетом Фэйр Плэй. Важнейшая функция Комитета - ежегодное присуждение наград. Ими отмечаются спортсмены за совершение поступков в духе Фэйр Плэй или за соблюдение принципов честной игры на протяжении всей спортивной карьеры, а также организации и лица, способствующие распространению этих принципов. В 1994 г. конституировалось Европейское движение Фэйр Плэй. Сегодня в его составе организации 32 стран, преимущественно национальные олимпийские комитеты. Первоначально его важнейшей функцией было стимулирование изучения самого феномена и обмен опытом работы по распространению принципов справедливой игры. С 1999 г. по предложению автора данной статьи функционирует система ежегодных европейских наград. Еще одна область стимулирования Фэйр Плэй - деятельность некоторых общеевропейских спортивных ассоциаций, преимущественно по командным играм, например по футболу. Движение Фэйр Плэй институционализируется в Европе и на национальном уровне. Позволю себе проиллюстрировать это примером моей страны. В бывшем СССР движения Фэйр Плэй не существовало, и какая-либо организация или лицо не входили в состав Международного комитета. С 1992 г. Олимпийский комитет России входит в Международный комитет, а с созданием Европейского движения - и в него. В 1992 г. при Олимпийском комитете России образован российский комитет Фэйр Плэй, который мне поручено возглавлять. В 2002 г. за свою деятельность он награжден высшей европейской наградой Фэйр Плэй. Главное достижение этого периода - то, что с 1991 г. в Российской Федерации функционирует система ежегодного присуждения наград Олимпийского комитета и комитета Фэйр Плэй. Всего за 12 лет присуждено 309 наград. Среди награждаемых памятными призами и дипломами как спортсмены и команды, так и те лица и организации, которые пропагандируют или используют возможности спорта в деле нравственного воспитания. В процесс поиска, отбора и представления кандидатов на награждение вовлечены сотни организаций, тысячи специалистов участвуют в продвижении принципов Фэйр Плэй через систему образовательных учреждений. Системы присуждения ежегодных наград Фэйр Плэй существуют и в некоторых других странах. Тем не менее нынешний уровень институционализации движения Фэйр Плэй еще недостаточен. В частности, на европейском уровне еще далеко до его завершения не только в количественном отношении (движение охватывает не более 60% стран), но и структурно. В него пока не входит ни одна европейская ассоциация по виду спорта. Поэтому следовало бы выстроить такую последовательность приоритетов: · интеграция европейских спортивных ассоциаций в Европейское движение Фэйр Плэй. Это мое предложение только что одобрено исполкомом этого движения; · усиление интеграции движения Фэйр Плэй в олимпийское движение и во всю систему международного спорта; · наконец, построение единого спортивно -этического конгломерата, или, другими словами, создание единого спортивного этоса (это греческое слово означает нравы, обычаи); однако это очень отдаленная перспектива, особенно учитывая пока еще сильную евроцентричность Фэйр Плэй и культурную автономию стран не Европы. Считается, что теория феномена Фэйр Плэй в основном уже сложилась. Но, по нашему мнению, существуют лишь отдельные ее фрагменты: · работы феноменологического характера, построенные преимущественно на социологическом материале; · работы организационно-методического характера; · принимавшиеся различными организациями манифесты, декларации, резолюции, отражающие их позицию на момент принятия этих документов. Полагаю, что именно отсутствие завершенной и доказательной теории Фэйр Плэй приводит к бесспорно существующему скептицизму по отношению к его принципам. Возможны различные подходы к разработке такой теории. По моему мнению, начать следовало бы с ответа на вопрос: как сегодня мировое спортивное сообщество представляет себе принципы Фэйр Плэй? Мы предположили, что ответ следует искать в награждениях, проведенных Международным комитетом Фэйр Плэй за реально совершенные поступки. Словом, двигаться к теории от сложившейся многолетней практики. Ведь описание реально совершенного поступка как раз и содержит представление о конкретном принципе, реализованном в этом поступке. Именно этот принцип признается существенным как организацией, представившей кандидатуру, так и Международным комитетом. Ясно, что совершались и другие поступки, которые могли быть соотнесены с принципами Фэйр Плэй. Однако мы сочли возможным в данном частном исследовании использовать вышеназванные решения, носящие характер экспертных оценок. Мы составили классификацию конкретных поступков спортсменов и тренеров, за которые Международный комитет присудил за период с 1964 по 2001 г. свои 155 призов и дипломов, на основе четырех сформулированных нами наиболее общих проявлений Фэйр Плэй. Приводим результаты в порядке убывания. 1. Оказание помощи спортсмену, находящемуся в опасности или затруднении, с возможной потерей собственного соревновательного положения; проявление различных форм солидарности и взаимопомощи по отношению к сопернику или другому лицу; оказание помощи сопернику в обычной соревновательной ситуации. Первая же из присужденных международных наград, датируемая 1964 г., относится к этой категории. В ходе соревнований по бобслею на Олимпийских зимних играх у итальянца Эудженио Монти был хороший результат. Лишь Тони Нэш (Великобритания) и его партнер могли его победить. Но когда Монти узнал, что у Нэша сломалась деталь боба, он снял нужную деталь со своего аппарата и передал Нэшу, который затем выиграл золотую медаль. В этой лидирующей категории наград - 69 поступков, или 43,5%. 2. Исправление в пользу соперников судейской ошибки. Типичный пример из награждений за 1997 г. - диплом российскому фехтовальщику Станиславу Позднякову. В финальном бою Кубка мира, в котором соперник Позднякова лидировал, судья ошибочно присудил удар в пользу Позднякова. Но тот после возобновления боя демонстративно не оказал сопротивления, дав сопернику возможность нанести удар и тем восстановив справедливость. Несмотря на это, Поздняков бой выиграл. В этой категории - 42 поступка, или 27,1%. 3. Отказ воспользоваться возникшим преимуществом, не вызванным собственными успешными соревновательными действиями. На Чемпионате Европы 1971 г. швейцарка Мета Антенен лидировала в прыжке в длину. Ее самая опасная соперница немка Ингрид Миклер-Беккер была вызвана на эстафету до того, как закончила прыжки. Антенен попросила судей продлить время очередного перерыва и в итоге уступила сопернице титул чемпионки. В этой категории - 25 поступков, или 16,1%. 4. Отказ воспользоваться преимуществом, которое дают правила соревнований или собственные (умышленные или неумышленные) неправильные действия. На турнире Гран-при по настольному теннису 1988 г. в Барселоне в решающей игре Анджей Грубба (Польша) вел со счетом 19:17, когда его соперник потребовал наказать Груббу за неправильно сыгранный мяч. Протест был отклонен судьей, но Грубба отказался от двух спорных очков и проиграл матч. Аналогичных поступков - 19, или 12,3%. Естественно, что описанное выше поощрение конкретных поступков происходит на несравнимо более обширном фоне следования гуманистическим принципам соревновательной деятельности, в частности принципу равных возможностей. Стимулирование этого фона характерно для присуждения наград Фэйр Плэй в командных играх, в частности направленного преимущественно на премирование за минимум нарушения правил, связанного с грубостью и насилием. Таким образом, можно различить три типа этических принципов спорта: · требующие конкретного поступка; · определяющие этику игровой деятельности; · наконец, принципы, относящиеся к еще одной категории субъектов спорта - болельщикам, например преодоление объективного противоречия между допустимыми национальными, этническими, клубными пристрастиями и актуальным социальным трендом к толерантности, противодействию насилию и ксенофобии. А теперь сравним приведенную нами статистику поступков с названными ранее принципами ответственности спортсмена. И тут же обнаружим целый букет противоречий. Первое. Среди отмеченных наградами поступков 43,5%, или почти половина - оказание помощи сопернику. Но мы не найдем в наиболее часто цитируемых принципах Фэйр Плэй такого, как помощь сопернику. Уважение к сопернику есть. Оно, например, может трактоваться как ненанесение вреда. Но уважение, преимущественно пассивное, и помощь, которая всегда активна, - далеко не одно и то же. Второе противоречие - между таким часто прокламируемым императивом, как уважение решения судьи, и тем фактом, что более чем четвертая часть (27,1%) наград присуждена за действия, ревизующие и корректирующие принятые судьями решения. Третье. Еще один часто декларируемый императив из принципов ответственности спортсмена - уважение правил соревнований. Но подавляющее большинство, если не все 155 присужденных наград, практически никак не связаны с соблюдением или несоблюдением правил соревнований. Можно увидеть и другие противоречия в распространенных представлениях о принципах Фэйр Плэй, но и эти три обязывают искать возможность их примирить. В этом поиске мы решили базироваться на двух представлениях о спорте. Первое из них - рассмотрение спорта как игровой деятельности. Второе - наш собственный разработанный в 1960-1970 гг. взгляд на спортивное соревнование как на форму образного отражения действительности. В целом же многие давно согласны с тем, что в спортивном соревновании спортсмен находится и в игровой, и в реальной жизни. В ходе собственно спортивного соревнования спортсмен руководствуется преимущественно правилами этого соревнования как игры. Но данный ареал действий спортсмена не исчерпывает всей совокупности обстоятельств, в которых он находится. Поэтому я считаю вполне уместным предложить подход, который можно назвать концепцией трех ареалов поведения спортсмена: · первый ареал - игровая, или социомоделирующая, деятельность; она регулируется правилами соревнований и обладает специфическим для вида спорта характером; · второй, в котором находится спортсмен как индивид, - ареал соблюдения нравственно-этических принципов человеческого сообщества в реальных, а не игровых обстоятельствах; · третий ареал действий спортсмена, как и второй, относится не к игровой, а к реальной деятельности, к социальному поведению - это употребление допинга и другие виды обмана и мошенничества спортсмена. Первый, игровой, ареал достаточно известен. Рассмотрим поведение спортсмена в двух других. Второй ареал. Выходя за рамки спортивного кодекса в пространство нравственно-этических принципов человеческого сообщества, спортсмен сталкивается с общечеловеческими этическими императивами. Например, видимое ему ошибочное решение судьи в его пользу кардинально переводит спортсмена из игровой деятельности в реальную жизнь и ставит его перед реальным, а не перед игровым, нравственно-этическим выбором. И в этой ситуации проверяются нравственно-этические убеждения не человека играющего, а человека общественного. Например, вступает в действие нравственный запрет на возникшую возможность воспользоваться ошибкой судьи или травмой соперника. Или этот запрет не вступает в действие, если подобный этический выбор не стал или еще не стал нравственным императивом конкретного спортсмена как индивида. Наконец, рассмотрим ареал третий - употребление допинга и другие виды обмана. Сюжеты, связанные с употреблением спортсменами допинга, довольно часто рассматриваются в контексте Фэйр Плэй, точнее "антифэйр плэй" Мы придерживаемся другой точки зрения: хотя внешне употребление допинга находится в той области, которая связана с соблюдением (или несоблюдением) конституционных правил международных спортивных объединений, оно неизбежно должно перейти в сферу общего права и тем самым в зону ответственности правоохранительных органов. И вот почему: современный, преимущественно профессиональный, спорт - лишь по форме игра, а по существу - реальная деятельность, личная цель которой не только, а скорее всего, не столько удовольствие от процесса игры, сколько заработок. Вот почему употребление допинга - это не нарушение правил игры, и даже не нарушение правил бизнеса. Есть существенные отличия спорта как бизнеса от других видов бизнеса. В традиционном бизнесе конкуренция, то есть соревнование, - это лишь механизм, а в спорте соревнование, то есть конкуренция, - это продаваемый продукт. Поэтому нужны не только этические и экономические, но и юридические механизмы обеспечения чистоты спортивного продукта и защиты спортсмена как его производителя. Ибо употребление допинга - это присвоение мошенническим путем чужой собственности, то есть собственности, принадлежащей истинному победителю. И следовательно, исходя из духа уголовных кодексов многих стран, это - мошенничество, то есть уголовное преступление. Лишь на первый взгляд это деяние совершено на игровом поле, в действительности же - на правоохраняемом пространстве. А это пространство подведомственно не спортивным организациям и даже не околоспортивной структуре - Всемирному антидопинговому агентству, а правоохранительным органам. И потому борьба с допингом должна быть включена в систему всей правоохранительной деятельности общества. Спортсмен с детства должен знать, что допинг - не проступок, а преступление, которое будет юридически доказано не в федерации, а в суде. И по суду же наказано. Так постепенно в массовом сознании сложится четкое представление о том, что человек, использовавший допинг в мошеннических целях, не нарушитель спортивных правил, а преступник. И к нему должны применяться не внутренние правила спорта (дисквалификация) и не морально-этические механизмы (общественное осуждение), а сложившиеся за тысячелетия правоприменительные процедуры. Как же в целом соотносятся задачи, стоящие перед движением Фэйр Плэй и другими формами борьбы за чистоту спорта, с нынешними тенденциями в самом олимпийском спорте? Разумеется, спорт не стоит в стороне от поисков так называемого глобального этоса, то есть нравов, этических норм и запретов эпохи глобализации. Международный спорт - разновидность, или точнее, проявление глобализации. А она, как известно, не только благо, но и проблема. Для непротиворечивого использования ее возможностей нужны, например, нравственно-этические условия. Так и в спорте. С одной, но существенной оговоркой: в экономике глобализация - это дополнительный механизм, в спорте глобализация - это неотъемлемое свойство, существующее уже более столетия. Но у нынешнего периода олимпийского спорта есть весьма тревожная специфика. На смену доминанте недавних 90-х гг., которую я тогда назвал гармонизацией интересов в олимпийском движении, приходит постгармонический этап: вновь начинается период конфронтации, признаки которой проявились в Солт-Лейк-Сити. Напомню, что несколько десятилетий назад на олимпийской арене шла активная борьба интересов: борьба "межблоковая", борьба между странами и, естественно, между спортсменами. Сейчас межблоковая борьба потеряла прежнюю идеологическую окраску и заостренность. А к борьбе интересов добавилось то, что я назвал бы "борьбой между бизнесами". Сегодня национальные спортивные организации и зависимые от них международные объединения ориентированы на финансовые интересы своих спортсменов, точнее, бизнесов, построенных на каждом из них. А поскольку и политическая борьба между странами в олимпийском спорте остается, то сегодня он вновь, как четверть века назад, становится ареной конфронтации. Опыт Солт-Лейк-Сити продемонстрировал недостаточную правовую подготовленность спортивных организаций стран нашего региона к конкурентной борьбе, в которой наши соперники имеют длительный опыт, и в частности умение пользоваться юридическим инструментарием. Конфронтация в спорте традиционно ведет к обострению его негативных сторон. Для борьбы с ними помимо юридических механизмов следует: · более настойчиво привлекать накопленный инструментальный опыт движения Фэйр Плэй; · артикулировать не только то, на что направлены принципы Фэйр Плэй, но и против чего они направлены; · легитимизировать тысячелетний правоприменительный опыт человечества в сфере борьбы с допингом; · усилить этическую составляющую в содержании олимпийского образования. И как всегда в извечной борьбе добра и зла мы обязаны постоянно терзать себя такими вопросами: · не нарушен ли в современном олимпийском спорте считавшийся имманентно присущим ему принцип равенства возможностей и особенно его практическая реализация? · не обречено ли на заведомый неуспех создание единого, глобального спортивного этоса? · в состоянии ли этический регулятив быть действенным фактором сохранения спорта в качестве социокультурной ценности? Еще один актуальный вызов современному обществу в его поисках глобального этоса - экстраполяция принципов Фэйр Плэй из сферы спорта на повседневную жизнь. Я отмечал в 1998 г.: "Спорт первым из общественных институтов избрал для себя Фэйр Плэй - совершенно необходимую принадлежность той сферы, в которой всегда есть опасность насилия, агрессивности, нечестных приемов. Как в любой конкурентной. Но разве во всем обществе таких опасностей нет? А принцип Фэйр Плэй еще не вышел за рамки породившего его спорта". Если следовать почти общепринятому подходу, гласящему, что спорт - модель общества, можно увидеть в этике спорта модель будущего глобального этоса и начать строить теорию Фэйр Плэй в повседневной жизни на базе практики Фэйр Плэй в спорте с ее сформированным за несколько десятилетий инструментализмом. Однако только будущая социальная практика способна дать обоснованный ответ на содержащийся в заголовке этой статьи вопрос, что же есть или чем будет Фэйр Плэй в повседневной жизни - императивом или еще одной утопией? Побеждающий в конце концов в человеческом сообществе центризм все же позволит на основе минимума общепринятых нравственно-этических императивов разработать типологию принципов реального, неутопического Фэйр Плэй в различных сферах: политике и власти, экономике и культуре, охране здоровья и окружающей среды и в семейных отношениях. Я бы даже рискнул предположить, что принципы Фэйр Плэй, имплементированные в повседневную жизнь, могут стать парадигмой этики XXI века. 1 Изложение доклада на пленарном заседании VII Международного научного конгресса "Современный олимпийский спорт и спорт для всех" 24 - 27 мая 2003 г. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |