НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


БОЕВЫЕ ИСКУССТВА: СОСТАВ, УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ, ЗАБЛУЖДЕНИЙ И КАК ВСЕ РАССТАВИТЬ ПО СВОИМ МЕСТАМ

Ю.А. Шулика
Кубанский государственный университет физической культуры, Краснодар

Кому из мужчин не импонирует беседа о боевых искусствах и желание показать свою эрудицию в этом вопросе? Особенно много можно говорить на темы истории развития боевых искусств Востока. В литературных источниках по восточным боевым искусствам можно найти массу хронологической информации о родоначальниках многочисленных стилей каратэ и ушу без раскрытия самих особенностей технико-тактического содержания и методики подготовки бойцов в каждом из них.

К сожалению, при просмотре спортивных телевизионных программ приходится слышать неквалифицированные заявления не только комментаторов, но и президентов Федераций различных видов боевых искусств, которые свидетельствуют об их недостаточной грамотности в данной области. Зачастую эти неквалифицированные заявления делаются ради усиления рекламного эффекта, но они не соответствуют действительности, вводят публику в заблуждение и формируют искаженное представление о методологии боевых искусств и единоборств вообще.

Так, в конце мая 2003 г. на фестивале боевых искусств в Санкт-Петербурге можно было услышать интересные заявления со стороны его организаторов.

Оказывается, одиночно-демонстрационные упражнения ушу, выполняемые без оружия и с оружием, относятся к спорту высших достижений, а раздел Ушу - Сань-да (единоборство с ударами и бросками), которое завершает всю боевую подготовку, не относится к таковым. Это, оказывается, просто-напросто единоборства!?

Часто можно слышать гордые заявления представителей неконтактных боевых искусств о том, что боевые искусства в отличие от единоборств являются более значимым и даже более элитным разделом.

Жизнь человека подчинена единым законам живой природы. Основными из них являются:

- борьба за собственное выживание, которая включает в себя добывание пищи, поддержание нормальной температуры тела и водного режима, сооружение жилища (укрытия), защита от агрессора (хищника);

- борьба за продолжение рода, которая включает в себя конкурентную борьбу за полового партнера;

- непосредственное продолжение рода, включая заботу о потомстве, охрану его жизни.

Цивилизованное человеческое общество в течение более чем трех тысячелетий выработало законы социального контактирования, которые позволяют в значительной степени снизить прессинг со стороны более агрессивной человеческой "особи". Однако эти законы часто нарушаются и законопослушному человеку приходится защищать себя самому.

Отсюда и привлекательность проблемы обеспечения личной защищенности.

Интересуясь проблемой самозащиты и рукопашного боя с позиций собственной безопасности или с позиций выполнения специфических служебных обязанностей, необходимо иметь достаточно четкое представление о ней.

Обычно заинтересовавшийся этой проблемой человек ищет специальную литературу. Однако многовековая трансформация терминов и понятий в боевых искусствах, которые перекочевывали с Востока на Запад и наоборот, привела к тому, что в настоящий момент довольно трудно четко обозначить "что есть что?". Что такое ушу и чем оно отличается от кунг-фу? Чем отличается дзюдо от дзюу-дзютсу (джиу-джитсу)? Появились смутные и тем привлекательные для большинства жаждущих такие виды, как: дзе син мон, вьет во дао, хапкидо и мн. др.

Естественно, что в источниках под этими экзотическими наименованиями хочется найти самую необыкновенную, самую эффектную и эффективную систему, которая сможет обеспечить наилучший результат по скорости усвоения, надежности применения и, главное, позволит меньше работать.

Интересно отметить, что по всей России наряду с дзюдо стали возникать секции джиу-джитсу, из которого вышло дзюдо как более совершенная система подготовки бойцов. Это свидетельствует о том, что обильная информация о боевых искусствах или не доходит до читателя, в том числе и до руководителей федераций, или она недостаточно правдива.

Джиу-джитсу является японской версией боевого искусства, пришедшего на Восток из Индии. В дальнейшем оно разветвилось на различные системы военно-физической подготовки с многообразными подготовительными и завершающими упражнениями. Дзюдо - одна из систем, вышедшая из дзю-дзютсу.

Итак, необходимо определиться в том, что же такое боевые искусства, из каких разделов они состоят и какова стоимость их различных упражнений?

Таблица 1. Классификация видов боевых искусств

Маневровые Дистанционные  Контактные

  Адаптационные

Транспортировка

Метание холодного оружия и подручных средств

Ударно-безорудийные (руконожные)

Шанцевые работы

Управление видами транспорта

Стрельба из холодного оружия

Полноконтактные (борьба)

Маскировка и наблюдение

Десантирование

Стрельба из пехотного оружия

Смешанные безорудийные

Санитарно-медицинская защита

Передвижения на местности

Метание взрывных устройств

Ударно-орудийные (фехтование)

Радиационно-химическая защита

Преодоление препятствий

Стрельба из артиллерийского оружия

Смешанные орудийные

Экологическая защита

 

 

 

Психологическая защита

Таблица 2. Классификация видов деятельности человека по психофизиологическим признакам (три первых иерархических уровня)

Мотивация

Условия деятельности

Функциональная сфера

1

На преодоление

Программные

Кондиционные*: 1. Скоростно-силовые; 2. Циклические (на выносливость)

2

Демонстрационно-артистические

Программные

Координационные (для Б/И - это имитационные упражнения)

3

На игру

Ситуационные: - неконтактные; - жестко-контактные

Сопряженные**, с высокой психострессорностью

4

На единоборство

Ситуационные: - ударные - полноконтактные

Сопряженные, с высокой психострессорностью

5

На деятельность

Программно-ситуационные

1. Сопряженные 2. Координационно-операционные (для Б/И - это условно-контактные) 3. Интеллектуально-операционные

* - к кондиционным упражнениям относятся действия, фиксируемые в системе CGS (в мерах веса, расстояния и времени);

** - к сопряженным относятся упражнения, включающие в себя характеристики координационных и кондиционных (Г.С. Туманян, 1983).

Во-первых, боевые искусства - это виды деятельности человека, связанные с силовым решением конфликтов на государственном и бытовом уровнях.

Как правило, ведя разговор о боевых искусствах, имеют в виду блок контактных боевых искусств, связанных с непосредственным взаимодействием с противником, что, мягко выражаясь, не совсем правильно.

В зависимости от решаемых задач, дистанции и вооруженности боевые искусства включают в себя следующие разделы:

- разведку, наблюдение, охранение и маскировку;

- сближение с противником, включающее боевые передвижения и десантирование, преодоление различных препятствий;

- шанцевые работы и мероприятия по жизнеобеспечению и выживанию;

- огневое воздействие;

- дистанционное воздействие холодным оружием;

- ударное воздействие холодным оружием и без оружия;

- контактное воздействие вплотную (табл. 1).

Зачастую при разговоре о рукопашном бое как виде контактных боевых искусств в содержание его техники привносят действия, связанные с передвижением, преодолением препятствий, десантированием, маскировкой, выживанием и т.д., что также неправомерно и подтверждается перечнем отдельных видов военно-физической подготовки (НФП-87 и др.).

Чтобы лучше ориентироваться в сути упражнений боевых искусств, следует обратиться к классификации видов деятельности человека по психофизиологическим признакам [12, 17] (табл. 2).

Если обратить внимание на суть данной классификации, то станет ясно, что каждый вид бытовой, производственной, физкультурно-спортивной и развлекательной деятельности имеет в себе особенности ее пространственно-двигательного содержания, психологических и физических нагрузок. Причем на верхнем уровне данной классификации размещен признак, обуславливающий выбор данного вида деятельности почти неосознанно, на генетическом уровне.

В данной классификации упражнения боевых искусств
присутствуют в трех блоках:

- в демонстрационно-артистическом;

- в единоборствах;

- в программно-ситуационном (условно-контактном).

Одиночные демонстрационно-артистические упражнения, имитирующие технические действия атаки и защиты, способствуют выработке правильных, скоростных и широкоамплитудных движений, обладающих высокой "убойной" силой и скоростью защитной реакции. Однако эти упражнения не могут обеспечить адекватного реагирования в мгновенно меняющихся ситуациях реального боя. Эти упражнения могут использоваться только в качестве промежуточных в общей системе боевой подготовки.

Условно-контактные упражнения специального раздела самбо, дзюдо и каратэдо, включая упражнения рукопашного боя без соревновательного единоборства, также являются частью системы боевой подготовки, но не могут ее завершать, поскольку не заканчиваются соревновательной проверкой, как это принято в единоборствах.

Технические действия специального раздела не позволяют их использования в соревновательном единоборстве. Именно поэтому дзюдо, с разделением его техники на спецраздел и спортивный раздел (борьбу дзюдо), стало выше дзюу-дзютсу, в котором все было смешано и не позволяло закреплять навыки в реальном единоборстве.

Почему же в наше время старая система дзюу-дзютсу выставляется как нечто отдельное? Ведь это пройденный этап.

Очевидно, все дело в том, что тренеры дзюдо, увлекшись соревновательными результатами, забывают о том, что в системе дзюдо существует и специальный раздел, которому также надо уделять внимание. Кстати, и ребят тоже увлекают соревновательные результаты, но потом, увидев где-то каскады умопомрачительных приемов специального раздела самбо или дзюдо, представленных в качестве исполняемых в условном контакте приемов дзюу-дзютсу, начинают недооценивать систему дзюдо. То же из-за погони за соревновательными результатами происходит и с борцами-самбистами.

Таблица 3. Упражнения (средства), используемые в процесе подготовки бойцов

Общеразвивающие

Простые:

Спортивные

строевые

гимнастические

без отягощений

спортивные игры

с отягощениями

плавание

со снарядами

легкоатлетические

на снарядах

гребля

 

туризм

Специальные

Подводящие

Имитационные

без партнера

без снарядов

с отягощениями

с отягощениями

с партнером

с партнером

на обучающих машинах

на тренажерах

Основные

Учебные с партнером:

Схватки с противником:

в строю по разделениям

учебные

в строю по команде в целом

учебно-тренировочные

вне строя

тренировочные

 

соревновательные

Кроме того, имеет место феномен: "нет пророка в своем отечестве", и этот пророк должен иметь наиболее сложное имя (например: "Вьет во дао вовинам", "Будо-кенкю-кай", или "Мото-ха ёсин-рю").

Обратимся к правомерности представлений о видах боевых искусств и составе их упражнений.

Для того чтобы подвести бойца к способности квалифицированно реагировать на меняющиеся ситуации боя, в единоборствах используется ряд постепенно усложняющихся физических упражнений [8] (табл. 3).

Как видно, завершающими всю подготовку бойца являются схватки (бои) с противником - единоборства.

Поэтому одиночная и парная имитация боевых действий - еще не единоборство. Одиночные упражнения боевых искусств могут быть спортивными, если их оценивает коллегия судей, но это не единоборства, и поэтому - еще не боевое искусство, это только промежуточная ступень владения техникой ударов и защиты, но тут еще нет ситуаций и, самое главное, нет психостресса, условия которого могут парализовать сенсомоторную сферу бойца. В результате психостресса вся многолетняя подготовка, заключавшаяся в имитации боя, в разбивании камней и досок, избиении боксерского мешка, в контакте с условным противником, может рухнуть при встрече с противником в реальном бою. Поэтому, не умаляя значимости предварительных видов подготовки в контактных боевых искусствах, не умаляя физиологической и психологической ценности одиночно-демонстрационных упражнений, имитирующих боевые действия, следует еще раз однозначно заявить, что завершающей основой боевых искусств является единоборство.

Соревнования по единоборствам - единственное средство проверки качества той или иной содержательной и методической системы подготовки.

Соревнования по имитационным упражнениям боевых искусств могут проводиться в форме демонстрации координированности, пластики, гибкости, но не степени подготовленности к бою.

Таким образом, весь перечень упражнений, используемых в подготовке бойцов, с оговоркой о завершенности боевой подготовки только на уровне единоборств, можно представить в схеме 4.

На сегодняшний день сформировались следующие виды единоборств:

- ударно-безорудийные (бокс, кикбокс, сават, тхэквондо; каратэдо, муай-тай и др.);

- полноконтактные (борьба греко-римская, вольная, самбо, дзюдо);

- смешанные безорудийные ("рукопашный бой" армейской и милицейской версий, спортивный рукопашный бой, ку-до, сань-да, комплексное единоборство, "бой без правил", "панкратион" и другие разновидности);

- фехтование (шпага, рапира, сабля, штыковой бой, кэндо, бой на палках, бой с шестами и т.п.);

- смешанное фехтование (фехтование с использованием бросков, ударов руками, ногами).

В связи с вышесказанным следует остановиться на недопустимых приемах саморекламы, которые в постперестроечный период наших долгих исканий на пути к цивилизованному обществу переступили все допустимые нормы.

С одной стороны, апологеты восточных боевых искусств усердствуют по поводу непревзойденности восточных систем, не имея на это практических оснований. С другой стороны, появилось достаточно много претендентов на исключительность со стороны российских "патриотов" различного толка, о чем в весьма корректной форме говорится в работах [9 -11].

На наш взгляд, не следует спекулировать на чувствах патриотизма, ибо тенденцию: "броня крепка и танки наши быстры" мы уже проходили. Лучше быть объективно осведомленным во имя своей же безопасности.

В лучшем случае эти перехлесты можно оправдать недостаточной грамотностью и одновременной убежденностью в величии системы, с которой автору удалось познакомиться, без труда на практике сопоставить ее с другими системами. По этому поводу Н.М. Амосов [1] писал: "Сколько вреда человечеству принесли невежественные, но убежденные люди!"

Однако достаточно широкое распространение получила тенденция отрицания необходимости соревнований в единоборствах, которые якобы мешают бойцу полноценно подготовиться к реальному бою. Заявляется, что нельзя доводить свои умения до автоматизма [3, 14, 15].

В то же время имеются публикации, в которых представлен комплексный материал по специальному разделу и разделу единоборств, без претензий на приоритеты и на сверхэффективность [5, 6, 13], поскольку эффективность зависит не только от содержания, но и от методики преподавания и методики педагогического контроля.

С педагогическим контролем у рьяно рекламируемых "школ" не все в порядке. На наш взгляд, школой можно назвать школу Я.К. Коблева, давшую стране олимпийских чемпионов и чемпионов мира по борьбе дзюдо, что было зафиксировано путем всемирной системы соревнований как наилучшего средства объективной оценки деятельности конкурентов [7].

Бить же себя в грудь и беспредметно доказывать, что данная система зарекомендовала свою эффективность в Афганистане и Чечне, по меньшей мере, некорректно с научной точки зрения и вызывает улыбку, если не сказать больше, с точки зрения бытового психолога.

Если внимательно просмотреть предлагаемые в "конкурирующей" литературе приемы рукопашного боя (вернее самозащиты) и подвергнуть их ретроспективному анализу, то можно смело утверждать, что все предлагаемые в специальной литературе приемы рукопашного боя и самозащиты известны давно.

Например, в статье С. Банникова [3] с биомеханической трактовкой представляется прием освобождения от захвата противником обеих запястий. Однако этот прием представлен в уже древней для нас работе В.П. Волкова [4] и в работах А.А. Харлампиева [16] в виде бросков рывком.

Новыми приемами являются забытые старые, а все действительно "новые изобретения" страдают излишней сложностью и эфемерностью, что ставит под сомнение реальность их выполнения в бою.

В настоящее время новой и более эффективной может быть только система подготовки, в понятие которой входят:

- унификация содержания учебного материала;

- последовательность распределения учебного материала во времени;

- системность изложения учебного материала;

- правильно поставленная методика усвоения техники с нарастанием координационной сложности, сенсомоторных и психомоторных условий;

- методика обеспечения психологической устойчивости в психострессорных условиях поединка.

Готовясь к соревнованиям, даже шахматисты, которым, вроде бы, и некуда спешить, отрабатывают навыки быстрого адекватного реагирования, а не рассчитывают только на эффект сиюминутных размышлений в ходе встречи.

Таблица 4. Классификация упражнений, использующихся в боевых искусствах, для обеспечения в конечном итоге успешных действий в условиях непосредственного контакта с противником

Степень контакта

Вооруженность

Условия и содержание действий

Представительство в боевых искусствах

Имитационные

без оружия

Имитация ударов и защит

Ушу, каратэдо

с оружием

Имитация боевых действий

Ушу (кунг-фу), ба-до, нунчаки, бо-до и др.

Неконтактные

без оружия

Атака - защита в парах без контакта

Различные стили ушу, каратэдо

с оружием

Атака - защита с касанием оружия по оружию

Ушу, ба-до, бо-до, нунчаки и др.

Условно-контактные

без оружия

Условная атака одного или нескольких противников - защита

Айкидо, ушу, спецраздел самбо, дзюдо, каратэдо

один вооружен

То же, но один вооружен

То же

оружие неравноценно

То же, но оба неравноценно вооружены

Спецразделы самбо, дзюдо, каратэдо, "рукопашный бой"

Ударные единоборства

без оружия (руконожные)

Удары в туловище и голову руками

Бокс

Удары в голову, туловище (ноги) руками и ногами

Кикбокс, сават, тхэквондо, му-ай-тай, стили каратэдо

с оружием -фехтование

Удары в секторы тела

Оружие в каждой руке

Сай-до, эспада и дага и др.

Двуручно

Двуручный меч (кендо), штыковой бой, шест и др.

Одноручно

Шпага, сабля, рапира, дубинка, палка, трость

Контактно-борцовские единоборства

без оружия

без одежды

без воздействия на ноги

Броски, перевороты

Греко-римская борьба

Броски, сбивания

Сумо

с воздействием на ноги

Броски, перевороты

Вольная борьба, кэтч

в одежде

Броски, сбивания

Чидаоба, кох, кюреш и другие национальные виды

Броски, болевые

Борьба самбо

Тоже и удушения

Борьба дзюдо

Ударно-контактные единоборства

без оружия

Удары, броски

Бросковый бой (безорудийный рукопашный бой)

Удары, броски, борьба лежа

Виды ударной борьбы (безорудийной рукопашной схватки)

с оружием

Удары оружием, броски

Штыковая схватка

В зависимости от функциональных возможностей организма каждого человека зависит время овладения рукопашным боем в режиме соревновательного единоборства. Чем меньше природа выделила человеку необходимых соматических, вегетативных, сенсомоторных и психологических качеств, тем дольше ему придется овладевать боевыми искусствами и тем более постепенным будет его вхождение в режим единоборств. Однако пик функциональной формы проходит [2], а человеку предстоит решать те же задачи, и вот тогда для поддержания боевой готовности ему придется вновь возвращаться к упражнениям боевых искусств со щадящими режимами контакта с противником, позволяющими без особых напряжений продлить свою двигательную активность и сохранить ранее приобретенные умения.

В целях обеспечения более квалифицированного общения аналитиков боевых искусств и единоборств ниже предлагаются наиболее корректные, на наш взгляд, термины, касающиеся боевых искусств [18].

1. Безорудийный рукопашный бой (бросковый бой) - соревновательный бой, ведущийся с использованием ударов руками, ногами и бросковой техники. Может использоваться для подготовки сотрудников тех служб, в деятельности которых нет необходимости (возможности) задерживаться на одном противнике.

2. Безорудийная рукопашная схватка (ударная борьба) - соревновательный бой, ведущийся с использованием ударов руками, ногами, бросков и приемов борьбы лежа. В настоящее время проводятся соревнования по его следующим видам: "рукопашный бой" армейской и милицейской версий, "спортивный рукопашный бой", "боевое самбо", "комплексное единоборство", "бой без правил", "панкратион", "ку-до", "сань-да". Несмотря на то что правила соревнований несколько различаются, смысл этих видов един: для победы используются удары руками и ногами, броски, болевые приемы, удушения (в некоторых случаях - удержания).

3. Боевые искусства - виды деятельности человека, связанные с силовым решением конфликтов на государственном и бытовом уровнях.

4. Бой - силовое решение конфликтной ситуации путем нанесения ударов, но без перехода в схватку.

5. Единоборства - вид физических упражнений в непосредственном контакте с противодействующим противником (включают в себя виды спортивной борьбы, ударные единоборства, фехтование).

6. Орудийный рукопашный бой (фехтование) - бой с использованием различного равноценного холодного оружия и подручных предметов, ведущийся в соревновательных условиях.

7. Орудийная рукопашная схватка - бой, ведущийся с использованием различного равноценного холодного оружия, подручных предметов, с переходом в положение полноконтактной борьбы в соревновательных условиях.

8. Руконожный бой - бой, ведущийся с использованием ударов руками и ногами (бокс, кикбокс, сават, все стили каратэдо, тхэквондо, муай-тай и др.).

9. Рукопашный бой - бой, ведущийся между неравноценно вооруженными противниками или в неравноценном количественном составе (в учебных целях может вестись только в условном контакте ).

10. Рукопашная схватка - бой между неравноценно вооруженными противниками или в неравноценном количественном составе с переходом в положение полноконтактной борьбы "в схватку" (в учебных целях может вестись только в условном контакте ).

11. Самозащита без оружия - условный бой с правовыми ограничениями в отношении действий одного из участников (наиболее объемная часть рукопашного боя, изучаемая только в условном контакте).

12. Спортивная борьба - вид единоборств, связанный с использованием бросков и приемов борьбы лежа.

13. Схватка - силовое решение конфликтной ситуации с переходом в полный взаимный контакт.

14. Фехтование - спортивная деятельность, связанная с использованием различного холодного оружия (шпага, рапира, сабля, палки, шесты, двуручные мечи и др.).

15. Штыковой бой - часть фехтования, связанная с использованием огнестрельного оружия в качестве инструмента для фехтования (может использоваться в спортивной деятельности).

16. Штыковая схватка - фехтование с переходом в схватку.

И в завершение. Не следует противопоставлять слово "спорт" слову "единоборство". Любое фиксируемое и оцениваемое "независимыми" экспертами соревнование является завершением спортивного процесса в виде объективного педагогического контроля. Спортом может быть любое контактное или условно-контактное единоборство, например самозащита без оружия (если определены четкие критерии оценки деятельности), соревнования между легкоатлетами и тяжелоатлетами, гребцами, станочниками, лесорубами, шахматистами, компьютерными операторами, одиночными и коллективными танцорами и т.д.

Литература

1. Амосов Н.М. Мысли и сердце. - М.: Наука и жизнь, 1965, № 2 - 4.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М.: ФОН, 1996, № 1, c. 3 - 53.

3. Банников С. Система и стиль Кадочникова. В журн. Боевые искусства планеты. - М.: Центр "Здоровье народа", 2003, № 1, с. 3 - 6.

4. Волков В.П. Самозащита без оружия. - М.: НКВД СССР. 1940. - 540 с.

5. Волостных В.В., Жуков А.Г., Тихонов В.А. Энциклопедия боевого самбо, т. 1 - 2. 1993. - 293 с.

6. Волостных В.В., Жуков А.Г., Тихонов В.А. Энциклопедия боевого самбо. Т. 2. - М.: Олимп, 1993. -270 с.

7. Демин В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Автореф. канд. дис. М., 1975. - 26 с.

8. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба: Учеб. пос. для пед. ин-тов и училищ. - М.: Просвещение, 1993. - 240 с.

9. Колесников М. "Русский стиль" рукопашного боя // КЭМПО. Минск, 1994, № 5, с. 59 - 63.

10. Лукашев М. Истоки европейского рукопашного боя //КЭМПО. Минск, 1994, № 5, с. 52 - 55.

11. Мервицкий В. Если расстаться с мифами // "Спортивная жизнь России", 1992, № 1, с. 32 - 34.

12. Наталов Г.Г. Теория физического воспитания (УМП для слушателей ФПК). - Алма-Ата: Казахский ИФК. 1976. - 62 с.

13. Селиверстов С.А. Самбо: Учебно-метод. и наглядное пос. - М.: Витязь, 1997. - 507 с.

14. Скогорев Д.В. Рукопашный бой. Новосибирск, 1997. - 201 с.

15. Стрельцов И. Основы рукопашного боя по системе А.А. Кадочникова. Краснодар, 2001. - 224 с.

16. Харлампиев А.А. Борьба самбо. - М.: ФиС, 1959. - 312 с.

17. Шулика Ю.А. О классификационном обеспечении функционирования физической культуры как средства здорового образа жизни: Матер. научно-практ. конф.: "Проблемы теории и практики интегративной антропологии". - Майкоп: Адыгейский ГУ. 1996, с. 270 - 276.

18. Шулика Ю.А., Самойленко В.А., Саликов А.А. Самозащита без оружия и прикладные единоборства. - Краснодар: Краснодарские известия, 2002. - 119 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!