|
БОЕВЫЕ ИСКУССТВА: СОСТАВ, УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ, ЗАБЛУЖДЕНИЙ И КАК ВСЕ РАССТАВИТЬ ПО СВОИМ МЕСТАМ Ю.А. Шулика Кому из мужчин не импонирует беседа о боевых искусствах и желание показать свою эрудицию в этом вопросе? Особенно много можно говорить на темы истории развития боевых искусств Востока. В литературных источниках по восточным боевым искусствам можно найти массу хронологической информации о родоначальниках многочисленных стилей каратэ и ушу без раскрытия самих особенностей технико-тактического содержания и методики подготовки бойцов в каждом из них. К сожалению, при просмотре спортивных телевизионных программ приходится слышать неквалифицированные заявления не только комментаторов, но и президентов Федераций различных видов боевых искусств, которые свидетельствуют об их недостаточной грамотности в данной области. Зачастую эти неквалифицированные заявления делаются ради усиления рекламного эффекта, но они не соответствуют действительности, вводят публику в заблуждение и формируют искаженное представление о методологии боевых искусств и единоборств вообще. Так, в конце мая 2003 г. на фестивале боевых искусств в Санкт-Петербурге можно было услышать интересные заявления со стороны его организаторов. Оказывается, одиночно-демонстрационные упражнения ушу, выполняемые без оружия и с оружием, относятся к спорту высших достижений, а раздел Ушу - Сань-да (единоборство с ударами и бросками), которое завершает всю боевую подготовку, не относится к таковым. Это, оказывается, просто-напросто единоборства!? Часто можно слышать гордые заявления представителей неконтактных боевых искусств о том, что боевые искусства в отличие от единоборств являются более значимым и даже более элитным разделом. Жизнь человека подчинена единым законам живой природы. Основными из них являются: - борьба за собственное выживание, которая включает в себя добывание пищи, поддержание нормальной температуры тела и водного режима, сооружение жилища (укрытия), защита от агрессора (хищника); - борьба за продолжение рода, которая включает в себя конкурентную борьбу за полового партнера; - непосредственное продолжение рода, включая заботу о потомстве, охрану его жизни. Цивилизованное человеческое общество в течение более чем трех тысячелетий выработало законы социального контактирования, которые позволяют в значительной степени снизить прессинг со стороны более агрессивной человеческой "особи". Однако эти законы часто нарушаются и законопослушному человеку приходится защищать себя самому. Отсюда и привлекательность проблемы обеспечения личной защищенности. Интересуясь проблемой самозащиты и рукопашного боя с позиций собственной безопасности или с позиций выполнения специфических служебных обязанностей, необходимо иметь достаточно четкое представление о ней. Обычно заинтересовавшийся этой проблемой человек ищет специальную литературу. Однако многовековая трансформация терминов и понятий в боевых искусствах, которые перекочевывали с Востока на Запад и наоборот, привела к тому, что в настоящий момент довольно трудно четко обозначить "что есть что?". Что такое ушу и чем оно отличается от кунг-фу? Чем отличается дзюдо от дзюу-дзютсу (джиу-джитсу)? Появились смутные и тем привлекательные для большинства жаждущих такие виды, как: дзе син мон, вьет во дао, хапкидо и мн. др. Естественно, что в источниках под этими экзотическими наименованиями хочется найти самую необыкновенную, самую эффектную и эффективную систему, которая сможет обеспечить наилучший результат по скорости усвоения, надежности применения и, главное, позволит меньше работать. Интересно отметить, что по всей России наряду с дзюдо стали возникать секции джиу-джитсу, из которого вышло дзюдо как более совершенная система подготовки бойцов. Это свидетельствует о том, что обильная информация о боевых искусствах или не доходит до читателя, в том числе и до руководителей федераций, или она недостаточно правдива. Джиу-джитсу является японской версией боевого искусства, пришедшего на Восток из Индии. В дальнейшем оно разветвилось на различные системы военно-физической подготовки с многообразными подготовительными и завершающими упражнениями. Дзюдо - одна из систем, вышедшая из дзю-дзютсу. Итак, необходимо определиться в том, что же такое боевые искусства, из каких разделов они состоят и какова стоимость их различных упражнений? Таблица 1. Классификация видов боевых искусств
Таблица 2. Классификация видов деятельности человека по психофизиологическим признакам (три первых иерархических уровня)
* - к кондиционным упражнениям относятся действия, фиксируемые в системе CGS (в мерах веса, расстояния и времени); ** - к сопряженным относятся упражнения, включающие в себя характеристики координационных и кондиционных (Г.С. Туманян, 1983). Во-первых, боевые искусства - это виды деятельности человека, связанные с силовым решением конфликтов на государственном и бытовом уровнях. Как правило, ведя разговор о боевых искусствах, имеют в виду блок контактных боевых искусств, связанных с непосредственным взаимодействием с противником, что, мягко выражаясь, не совсем правильно. В зависимости от решаемых задач, дистанции и вооруженности боевые искусства включают в себя следующие разделы: - разведку, наблюдение, охранение и маскировку; - сближение с противником, включающее боевые передвижения и десантирование, преодоление различных препятствий; - шанцевые работы и мероприятия по жизнеобеспечению и выживанию; - огневое воздействие; - дистанционное воздействие холодным оружием; - ударное воздействие холодным оружием и без оружия; - контактное воздействие вплотную (табл. 1). Зачастую при разговоре о рукопашном бое как виде контактных боевых искусств в содержание его техники привносят действия, связанные с передвижением, преодолением препятствий, десантированием, маскировкой, выживанием и т.д., что также неправомерно и подтверждается перечнем отдельных видов военно-физической подготовки (НФП-87 и др.). Чтобы лучше ориентироваться в сути упражнений боевых искусств, следует обратиться к классификации видов деятельности человека по психофизиологическим признакам [12, 17] (табл. 2). Если обратить внимание на суть данной классификации, то станет ясно, что каждый вид бытовой, производственной, физкультурно-спортивной и развлекательной деятельности имеет в себе особенности ее пространственно-двигательного содержания, психологических и физических нагрузок. Причем на верхнем уровне данной классификации размещен признак, обуславливающий выбор данного вида деятельности почти неосознанно, на генетическом уровне. В данной классификации
упражнения боевых искусств - в демонстрационно-артистическом; - в единоборствах; - в программно-ситуационном (условно-контактном). Одиночные демонстрационно-артистические упражнения, имитирующие технические действия атаки и защиты, способствуют выработке правильных, скоростных и широкоамплитудных движений, обладающих высокой "убойной" силой и скоростью защитной реакции. Однако эти упражнения не могут обеспечить адекватного реагирования в мгновенно меняющихся ситуациях реального боя. Эти упражнения могут использоваться только в качестве промежуточных в общей системе боевой подготовки. Условно-контактные упражнения специального раздела самбо, дзюдо и каратэдо, включая упражнения рукопашного боя без соревновательного единоборства, также являются частью системы боевой подготовки, но не могут ее завершать, поскольку не заканчиваются соревновательной проверкой, как это принято в единоборствах. Технические действия специального раздела не позволяют их использования в соревновательном единоборстве. Именно поэтому дзюдо, с разделением его техники на спецраздел и спортивный раздел (борьбу дзюдо), стало выше дзюу-дзютсу, в котором все было смешано и не позволяло закреплять навыки в реальном единоборстве. Почему же в наше время старая система дзюу-дзютсу выставляется как нечто отдельное? Ведь это пройденный этап. Очевидно, все дело в том, что тренеры дзюдо, увлекшись соревновательными результатами, забывают о том, что в системе дзюдо существует и специальный раздел, которому также надо уделять внимание. Кстати, и ребят тоже увлекают соревновательные результаты, но потом, увидев где-то каскады умопомрачительных приемов специального раздела самбо или дзюдо, представленных в качестве исполняемых в условном контакте приемов дзюу-дзютсу, начинают недооценивать систему дзюдо. То же из-за погони за соревновательными результатами происходит и с борцами-самбистами. Таблица 3. Упражнения (средства), используемые в процесе подготовки бойцов
Кроме того, имеет место феномен: "нет пророка в своем отечестве", и этот пророк должен иметь наиболее сложное имя (например: "Вьет во дао вовинам", "Будо-кенкю-кай", или "Мото-ха ёсин-рю"). Обратимся к правомерности представлений о видах боевых искусств и составе их упражнений. Для того чтобы подвести бойца к способности квалифицированно реагировать на меняющиеся ситуации боя, в единоборствах используется ряд постепенно усложняющихся физических упражнений [8] (табл. 3). Как видно, завершающими всю подготовку бойца являются схватки (бои) с противником - единоборства. Поэтому одиночная и парная имитация боевых действий - еще не единоборство. Одиночные упражнения боевых искусств могут быть спортивными, если их оценивает коллегия судей, но это не единоборства, и поэтому - еще не боевое искусство, это только промежуточная ступень владения техникой ударов и защиты, но тут еще нет ситуаций и, самое главное, нет психостресса, условия которого могут парализовать сенсомоторную сферу бойца. В результате психостресса вся многолетняя подготовка, заключавшаяся в имитации боя, в разбивании камней и досок, избиении боксерского мешка, в контакте с условным противником, может рухнуть при встрече с противником в реальном бою. Поэтому, не умаляя значимости предварительных видов подготовки в контактных боевых искусствах, не умаляя физиологической и психологической ценности одиночно-демонстрационных упражнений, имитирующих боевые действия, следует еще раз однозначно заявить, что завершающей основой боевых искусств является единоборство. Соревнования по единоборствам - единственное средство проверки качества той или иной содержательной и методической системы подготовки. Соревнования по имитационным упражнениям боевых искусств могут проводиться в форме демонстрации координированности, пластики, гибкости, но не степени подготовленности к бою. Таким образом, весь перечень упражнений, используемых в подготовке бойцов, с оговоркой о завершенности боевой подготовки только на уровне единоборств, можно представить в схеме 4. На сегодняшний день сформировались следующие виды единоборств: - ударно-безорудийные (бокс, кикбокс, сават, тхэквондо; каратэдо, муай-тай и др.); - полноконтактные (борьба греко-римская, вольная, самбо, дзюдо); - смешанные безорудийные ("рукопашный бой" армейской и милицейской версий, спортивный рукопашный бой, ку-до, сань-да, комплексное единоборство, "бой без правил", "панкратион" и другие разновидности); - фехтование (шпага, рапира, сабля, штыковой бой, кэндо, бой на палках, бой с шестами и т.п.); - смешанное фехтование (фехтование с использованием бросков, ударов руками, ногами). В связи с вышесказанным следует остановиться на недопустимых приемах саморекламы, которые в постперестроечный период наших долгих исканий на пути к цивилизованному обществу переступили все допустимые нормы. С одной стороны, апологеты восточных боевых искусств усердствуют по поводу непревзойденности восточных систем, не имея на это практических оснований. С другой стороны, появилось достаточно много претендентов на исключительность со стороны российских "патриотов" различного толка, о чем в весьма корректной форме говорится в работах [9 -11]. На наш взгляд, не следует спекулировать на чувствах патриотизма, ибо тенденцию: "броня крепка и танки наши быстры" мы уже проходили. Лучше быть объективно осведомленным во имя своей же безопасности. В лучшем случае эти перехлесты можно оправдать недостаточной грамотностью и одновременной убежденностью в величии системы, с которой автору удалось познакомиться, без труда на практике сопоставить ее с другими системами. По этому поводу Н.М. Амосов [1] писал: "Сколько вреда человечеству принесли невежественные, но убежденные люди!" Однако достаточно широкое распространение получила тенденция отрицания необходимости соревнований в единоборствах, которые якобы мешают бойцу полноценно подготовиться к реальному бою. Заявляется, что нельзя доводить свои умения до автоматизма [3, 14, 15]. В то же время имеются публикации, в которых представлен комплексный материал по специальному разделу и разделу единоборств, без претензий на приоритеты и на сверхэффективность [5, 6, 13], поскольку эффективность зависит не только от содержания, но и от методики преподавания и методики педагогического контроля. С педагогическим контролем у рьяно рекламируемых "школ" не все в порядке. На наш взгляд, школой можно назвать школу Я.К. Коблева, давшую стране олимпийских чемпионов и чемпионов мира по борьбе дзюдо, что было зафиксировано путем всемирной системы соревнований как наилучшего средства объективной оценки деятельности конкурентов [7]. Бить же себя в грудь и беспредметно доказывать, что данная система зарекомендовала свою эффективность в Афганистане и Чечне, по меньшей мере, некорректно с научной точки зрения и вызывает улыбку, если не сказать больше, с точки зрения бытового психолога. Если внимательно просмотреть предлагаемые в "конкурирующей" литературе приемы рукопашного боя (вернее самозащиты) и подвергнуть их ретроспективному анализу, то можно смело утверждать, что все предлагаемые в специальной литературе приемы рукопашного боя и самозащиты известны давно. Например, в статье С. Банникова [3] с биомеханической трактовкой представляется прием освобождения от захвата противником обеих запястий. Однако этот прием представлен в уже древней для нас работе В.П. Волкова [4] и в работах А.А. Харлампиева [16] в виде бросков рывком. Новыми приемами являются забытые старые, а все действительно "новые изобретения" страдают излишней сложностью и эфемерностью, что ставит под сомнение реальность их выполнения в бою. В настоящее время новой и более эффективной может быть только система подготовки, в понятие которой входят: - унификация содержания учебного материала; - последовательность распределения учебного материала во времени; - системность изложения учебного материала; - правильно поставленная методика усвоения техники с нарастанием координационной сложности, сенсомоторных и психомоторных условий; - методика обеспечения психологической устойчивости в психострессорных условиях поединка. Готовясь к соревнованиям, даже шахматисты, которым, вроде бы, и некуда спешить, отрабатывают навыки быстрого адекватного реагирования, а не рассчитывают только на эффект сиюминутных размышлений в ходе встречи. Таблица 4. Классификация упражнений, использующихся в боевых искусствах, для обеспечения в конечном итоге успешных действий в условиях непосредственного контакта с противником
В зависимости от функциональных возможностей организма каждого человека зависит время овладения рукопашным боем в режиме соревновательного единоборства. Чем меньше природа выделила человеку необходимых соматических, вегетативных, сенсомоторных и психологических качеств, тем дольше ему придется овладевать боевыми искусствами и тем более постепенным будет его вхождение в режим единоборств. Однако пик функциональной формы проходит [2], а человеку предстоит решать те же задачи, и вот тогда для поддержания боевой готовности ему придется вновь возвращаться к упражнениям боевых искусств со щадящими режимами контакта с противником, позволяющими без особых напряжений продлить свою двигательную активность и сохранить ранее приобретенные умения. В целях обеспечения более квалифицированного общения аналитиков боевых искусств и единоборств ниже предлагаются наиболее корректные, на наш взгляд, термины, касающиеся боевых искусств [18]. 1. Безорудийный рукопашный бой (бросковый бой) - соревновательный бой, ведущийся с использованием ударов руками, ногами и бросковой техники. Может использоваться для подготовки сотрудников тех служб, в деятельности которых нет необходимости (возможности) задерживаться на одном противнике. 2. Безорудийная рукопашная схватка (ударная борьба) - соревновательный бой, ведущийся с использованием ударов руками, ногами, бросков и приемов борьбы лежа. В настоящее время проводятся соревнования по его следующим видам: "рукопашный бой" армейской и милицейской версий, "спортивный рукопашный бой", "боевое самбо", "комплексное единоборство", "бой без правил", "панкратион", "ку-до", "сань-да". Несмотря на то что правила соревнований несколько различаются, смысл этих видов един: для победы используются удары руками и ногами, броски, болевые приемы, удушения (в некоторых случаях - удержания). 3. Боевые искусства - виды деятельности человека, связанные с силовым решением конфликтов на государственном и бытовом уровнях. 4. Бой - силовое решение конфликтной ситуации путем нанесения ударов, но без перехода в схватку. 5. Единоборства - вид физических упражнений в непосредственном контакте с противодействующим противником (включают в себя виды спортивной борьбы, ударные единоборства, фехтование). 6. Орудийный рукопашный бой (фехтование) - бой с использованием различного равноценного холодного оружия и подручных предметов, ведущийся в соревновательных условиях. 7. Орудийная рукопашная схватка - бой, ведущийся с использованием различного равноценного холодного оружия, подручных предметов, с переходом в положение полноконтактной борьбы в соревновательных условиях. 8. Руконожный бой - бой, ведущийся с использованием ударов руками и ногами (бокс, кикбокс, сават, все стили каратэдо, тхэквондо, муай-тай и др.). 9. Рукопашный бой - бой, ведущийся между неравноценно вооруженными противниками или в неравноценном количественном составе (в учебных целях может вестись только в условном контакте ). 10. Рукопашная схватка - бой между неравноценно вооруженными противниками или в неравноценном количественном составе с переходом в положение полноконтактной борьбы "в схватку" (в учебных целях может вестись только в условном контакте ). 11. Самозащита без оружия - условный бой с правовыми ограничениями в отношении действий одного из участников (наиболее объемная часть рукопашного боя, изучаемая только в условном контакте). 12. Спортивная борьба - вид единоборств, связанный с использованием бросков и приемов борьбы лежа. 13. Схватка - силовое решение конфликтной ситуации с переходом в полный взаимный контакт. 14. Фехтование - спортивная деятельность, связанная с использованием различного холодного оружия (шпага, рапира, сабля, палки, шесты, двуручные мечи и др.). 15. Штыковой бой - часть фехтования, связанная с использованием огнестрельного оружия в качестве инструмента для фехтования (может использоваться в спортивной деятельности). 16. Штыковая схватка - фехтование с переходом в схватку. И в завершение. Не следует противопоставлять слово "спорт" слову "единоборство". Любое фиксируемое и оцениваемое "независимыми" экспертами соревнование является завершением спортивного процесса в виде объективного педагогического контроля. Спортом может быть любое контактное или условно-контактное единоборство, например самозащита без оружия (если определены четкие критерии оценки деятельности), соревнования между легкоатлетами и тяжелоатлетами, гребцами, станочниками, лесорубами, шахматистами, компьютерными операторами, одиночными и коллективными танцорами и т.д. Литература 1. Амосов Н.М. Мысли и сердце. - М.: Наука и жизнь, 1965, № 2 - 4. 2. Бальсевич В.К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - М.: ФОН, 1996, № 1, c. 3 - 53. 3. Банников С. Система и стиль Кадочникова. В журн. Боевые искусства планеты. - М.: Центр "Здоровье народа", 2003, № 1, с. 3 - 6. 4. Волков В.П. Самозащита без оружия. - М.: НКВД СССР. 1940. - 540 с. 5. Волостных В.В., Жуков А.Г., Тихонов В.А. Энциклопедия боевого самбо, т. 1 - 2. 1993. - 293 с. 6. Волостных В.В., Жуков А.Г., Тихонов В.А. Энциклопедия боевого самбо. Т. 2. - М.: Олимп, 1993. -270 с. 7. Демин В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Автореф. канд. дис. М., 1975. - 26 с. 8. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба: Учеб. пос. для пед. ин-тов и училищ. - М.: Просвещение, 1993. - 240 с. 9. Колесников М. "Русский стиль" рукопашного боя // КЭМПО. Минск, 1994, № 5, с. 59 - 63. 10. Лукашев М. Истоки европейского рукопашного боя //КЭМПО. Минск, 1994, № 5, с. 52 - 55. 11. Мервицкий В. Если расстаться с мифами // "Спортивная жизнь России", 1992, № 1, с. 32 - 34. 12. Наталов Г.Г. Теория физического воспитания (УМП для слушателей ФПК). - Алма-Ата: Казахский ИФК. 1976. - 62 с. 13. Селиверстов С.А. Самбо: Учебно-метод. и наглядное пос. - М.: Витязь, 1997. - 507 с. 14. Скогорев Д.В. Рукопашный бой. Новосибирск, 1997. - 201 с. 15. Стрельцов И. Основы рукопашного боя по системе А.А. Кадочникова. Краснодар, 2001. - 224 с. 16. Харлампиев А.А. Борьба самбо. - М.: ФиС, 1959. - 312 с. 17. Шулика Ю.А. О классификационном обеспечении функционирования физической культуры как средства здорового образа жизни: Матер. научно-практ. конф.: "Проблемы теории и практики интегративной антропологии". - Майкоп: Адыгейский ГУ. 1996, с. 270 - 276. 18. Шулика Ю.А., Самойленко В.А., Саликов А.А. Самозащита без оружия и прикладные единоборства. - Краснодар: Краснодарские известия, 2002. - 119 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |