ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ



ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Г.Б. Северухин
Удмуртский государственный университет, Ижевск

Разработку государственных образовательных стандартов и их внедрение в процесс подготовки специалистов как основополагающего государственного документа, предъявляющего требования как к качеству организации учебного процесса, так и к уровню подготовленности выпускника, нужно отнести к наиболее значимым событиям в истории образования обновленной России.

Требования к уровню подготовленности выпускника по специальности "физическая культура" отражают только нижнюю границу необходимых знаний и умений, при которой можно получить диплом "установленного образца". Причем для получения такого диплома, как и в советское время, необходимо набрать хотя бы минимальное количество баллов за знания по отдельным предметам в процессе учебы и на испытаниях государственной аттестации, которая в настоящее время включает комплексный государственный экзамен и защиту дипломной работы. Требования к диплому с отличием не изменились. Однако в советское время диплом с отличием играл определенную роль при обязательном распределении, сейчас же этого нет. Требования государственной аттестации не имеют тесной связи с требованиями аттестации специалиста по физической культуре, а следовательно, и с заработной платой по месту будущей работы выпускника, что отрицательно влияет на отношение значительной части студентов к учебе.

Выпускник вуза знает, что в любом случае он будет иметь только 8-й разряд. Правда, если он пойдет работать учителем в школу, то директор имеет право поднять ему квалификационный уровень до 10-го разряда уже в течение учебного года.

Отсюда можно сделать следующие выводы:

1. Основной недостаток государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в том, что в них при определении уровня подготовленности выпускника нет дифференцированного, индивидуального подхода и заложен только
низший уровень.

2. Слаба связь между требованиями государственной аттестации в вузе и аттестацией специалистов по месту будущей работы. В них не заложены основные профессионально -педагогические способности, которые должны быть освоены в процессе базового профессионального образования.

3. Государственная аттестация в вузе не оказывает влияния на определение размера изначальной заработной платы выпускника по месту будущей работы, если в процессе учебы он имел хорошие и отличные оценки.

В связи с этим совершенствование государственных стандартов нового поколения должно заключаться во включении в них требований, стимулирующих получение студентами оценки не за учебную дисциплину, а за овладение определенным уровнем профессиональных знаний, умений и навыков. У педагога по физической культуре это должно отражать уровень развития перцептивных, гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских и двигательных способностей, которые могут выявляться и оцениваться в процессе прохождения системы педагогических практик или на комплексном государственном экзамене методического характера в виде урока физической культуры.

При подготовке учителей физической культуры важно, чтобы требования были одинаковы с теми, на которые опираются при аттестации на разряд и категорию, а в состав Государственной аттестационной комиссии включался бы специалист органов народного образования, проводящий эти аттестации.

Было бы значительным шагом вперед, если бы уровень подготовленности выпускника не оценивался сразу же низким разрядом, а дифференцировался хотя бы в пределах от 8-го до 10-го и это отмечалось бы в приложении к диплому, так как деление выпускников на получивших диплом установленного образца и с отличием не отвечает требованиям времени, является слишком грубым и не стимулирует в нужной степени студента в процессе учебы в вузе.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!