|
ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА Г.Б. Северухин Разработку государственных образовательных стандартов и их внедрение в процесс подготовки специалистов как основополагающего государственного документа, предъявляющего требования как к качеству организации учебного процесса, так и к уровню подготовленности выпускника, нужно отнести к наиболее значимым событиям в истории образования обновленной России. Требования к уровню подготовленности выпускника по специальности "физическая культура" отражают только нижнюю границу необходимых знаний и умений, при которой можно получить диплом "установленного образца". Причем для получения такого диплома, как и в советское время, необходимо набрать хотя бы минимальное количество баллов за знания по отдельным предметам в процессе учебы и на испытаниях государственной аттестации, которая в настоящее время включает комплексный государственный экзамен и защиту дипломной работы. Требования к диплому с отличием не изменились. Однако в советское время диплом с отличием играл определенную роль при обязательном распределении, сейчас же этого нет. Требования государственной аттестации не имеют тесной связи с требованиями аттестации специалиста по физической культуре, а следовательно, и с заработной платой по месту будущей работы выпускника, что отрицательно влияет на отношение значительной части студентов к учебе. Выпускник вуза знает, что в любом случае он будет иметь только 8-й разряд. Правда, если он пойдет работать учителем в школу, то директор имеет право поднять ему квалификационный уровень до 10-го разряда уже в течение учебного года. Отсюда можно сделать следующие выводы: 1. Основной недостаток
государственных образовательных
стандартов высшего
профессионального образования в
том, что в них при определении
уровня подготовленности
выпускника нет
дифференцированного,
индивидуального подхода и заложен
только 2. Слаба связь между требованиями государственной аттестации в вузе и аттестацией специалистов по месту будущей работы. В них не заложены основные профессионально -педагогические способности, которые должны быть освоены в процессе базового профессионального образования. 3. Государственная аттестация в вузе не оказывает влияния на определение размера изначальной заработной платы выпускника по месту будущей работы, если в процессе учебы он имел хорошие и отличные оценки. В связи с этим совершенствование государственных стандартов нового поколения должно заключаться во включении в них требований, стимулирующих получение студентами оценки не за учебную дисциплину, а за овладение определенным уровнем профессиональных знаний, умений и навыков. У педагога по физической культуре это должно отражать уровень развития перцептивных, гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских и двигательных способностей, которые могут выявляться и оцениваться в процессе прохождения системы педагогических практик или на комплексном государственном экзамене методического характера в виде урока физической культуры. При подготовке учителей физической культуры важно, чтобы требования были одинаковы с теми, на которые опираются при аттестации на разряд и категорию, а в состав Государственной аттестационной комиссии включался бы специалист органов народного образования, проводящий эти аттестации. Было бы значительным шагом вперед, если бы уровень подготовленности выпускника не оценивался сразу же низким разрядом, а дифференцировался хотя бы в пределах от 8-го до 10-го и это отмечалось бы в приложении к диплому, так как деление выпускников на получивших диплом установленного образца и с отличием не отвечает требованиям времени, является слишком грубым и не стимулирует в нужной степени студента в процессе учебы в вузе. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |