Abstract To 70-th anniversary of Saint-Petersburg Research Institute of Physical Culture V.A. Rogozkin, Dr. Biol., professor. St.-Petersburg scientific research institute of physical culture, Saint Petersburg Key words: history of institute, trends of investigation, staff potential, achievements of science. The purpose of this paper was to analyze the concrete ways of formation and development of the scientific school at the Saint Petersburg Research Institute of Physical Culture. The author is acquainting the readers with the latest achievements of institute researchers in various trends of sport sciences.
|
К 70-ЛЕТИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Доктор биологических
наук, профессор, заслуженный
деятель науки Российской Федерации
Ключевые слова: история института, направления исследований, кадровый потенциал, научные достижения. В январе 2003 г. исполнилось 70 лет со дня основания первого в нашей стране государственного научно-исследовательского учреждения в области спорта и физической культуры. Необходимость создания такого института диктовалfсь особенностями развития физкультурного движения в начале 30-х гг. Введение комплекса ГТО в 1931 г. вызвало широкий интерес трудящихся к занятиям физическими упражнениями и потребность в научном обосновании форм и методов массовой физической культуры. Институт в течение многих лет находился в подчинении Комитета Российской Федерации по физической культуре и осуществлял координационные функции в проведении научных исследований по физической культуре и спорту в вузах и научно-исследовательских организациях, расположенных на территории России. В 1991 г. эту научно-организационную функцию стал выполнять Всероссийский НИИ физической культуры, а наш Институт основное внимание сосредоточил на проведении исследований в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе. Формирование научной школы в институте началось с первых дней его становления и постепенно развивалось по двум направлениям: педагогическому и медико-биологическому. Становление педагогического направления в институте связано с известными учеными - профессорами А.Ц. Пуни, С.В. Янанисом, В.А. Булкиным, доцентами Б.Н. Взоровым, К.К. Грантынем, Н.А. Паниным, С.Л. Синициным, Д.П. Ионовым, Г.М. Краснопевцевым, В.И. Шапошниковой. В последние годы педагогический отдел возглавляет профессор, доктор педагогических наук А.Г. Комков. По его инициативе и при непосредственном руководстве сформировано новое направление - изучение социально -педагогических проблем физической активности различных возрастных групп населения России. Основное внимание сосредоточено на проведении социологических исследований детей школьного возраста и студенческой молодежи. С 1992 г. институт принимает участие в долгосрочной научной программе международного сотрудничества "Health Behaviour in School-Aged Children" ("Здоровье и поведение детей школьного возраста"). Координационный центр находится в Европейском бюро Всемирной Организации Здравоохранения в Копенгагене (Дания), международный банк данных - в Бергене (Норвегия), международный научный центр - в Эдинбурге (Шотландия). В программе участвуют ученые, занимающиеся разработкой эффективных социально -педагогических подходов к оздоровлению подрастающего поколения из стран Восточной и Западной Европы, Северной Америки и Австралии, в том числе специалисты из Латвии, Литвы, Эстонии и с Украины. Обследования школьников осуществляются каждые 4 года в единые сроки по согласованной совместной процедуре, фиксируемой в научном протоколе. Исследования по программе были инициированы в 1982 г., в первом обследовании участвовало 5 стран, в шестом - 35. По результатам совместных исследований формируются национальные отчеты и международный отчет "Health Behaviour among Young People". WHO Policy Series : "Health policy for children and adolescents"), являющийся официальным изданием ВОЗ. Результаты социологических исследований по программе использовались при выполнении тем Сводного плана НИОКР Госкомспорта России: "Диагностика и прогнозирование уровня физической активности детей школьного возраста с учетом факторов здоровья и культурного развития на основе социально-педагогического мониторинга", "Теоретические основы и экспериментальное обоснование системы социально -педагогического мониторинга уровня физической культуры детей школьного возраста", "Информационно-аналитическая система оценки и прогнозирования уровня физического развития, физической подготовленности здоровья населения России". В 2002 г. на территории России опрос был проведен в общеобразовательных школах Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодара, Перми, Омска, Хабаровска, Белгорода, Чайковского, Сургута, Челябинска, Чебоксар (в опросе участвовали 8101 учащийся). Полученные данные содержат уникальную научную информацию, позволяющую проводить сравнительный анализ социального, физического и психического здоровья учащихся. Регулярное пополнение информационно -аналитической системы, содержащей базу данных социологического опроса, дает возможность изучать динамику изменений по наблюдаемым показателям образа жизни школьников (международная база данных содержит более 250 тысяч анкет) и оценивать влияние на них социально-экономических условий жизнедеятельности. Другое научное направление, сформированное ранее под руководством профессора В.А. Булкина, спортивно-педагогическая диагностика, продолжает развиваться в институте группой специалистов во главе с к.п.н., с.н.с. О.М. Шелковым. Основное внимание уделяется изучению моторных и психических особенностей обеспечения двигательной деятельности людей в экстремальных условиях, в том числе и у людей с ограниченными возможностями. Дальнейшее развитие этого научного направления будет способствовать физической реабилитации инвалидов и их более эффективной социальной и психической интеграции в жизнь современного общества. Группа сотрудников педагогического отдела под руководством к.п.н., с.н.с. Д.Н. Гаврилова на протяжении последних лет изучает особенности морфофункционального состояния и уровень здоровья людей зрелого и пожилого возраста. На основе полученных данных разработаны критерии оценки физической подготовленности и алгоритм нормирования физической нагрузки в занятиях оздоровительной направленности по исходному уровню физического состояния занимающихся. На основе многоступенчатого отбора и экспериментальной проверки была разработана компьютерная система оценки физического состояния и выдачи рекомендаций по двигательному режиму, получившая название "Физическое здоровье". Использование этой компьютерной системы в ряде врачебно-физкультурных диспансеров г. Санкт-Петербурга подтвердило ее эффективность. Разработанный в институте пакет прикладных программ для мониторинга уровня физической подготовленности населения дает возможность создания локальных и центральной систем управления базами данных для анализа поступающей информации и оперативного принятия решений в сфере сохранения и укрепления здоровья населения. Основные направления работ института по научно-методическому сопровождению подготовки высококвалифицированных спортсменов служат созданию технологий формирования двигательного потенциала спортсмена на начальных этапах подготовки, совершенствованию спортивного навыка и специальной подготовки с использованием современных технических и компьютерных технологий. В институте под руководством к.п.н., с.н.с. И.В. Клешнева создано несколько компьютерно-диагностических и тренировочных комплексов на основе синтеза факторов биологической обратной связи и искусственной управляющей среды. Компьютерно-программное обеспечение этих комплексов позволяет проводить диагностику двигательного потенциала и давать методические рекомендации по его коррекции и дальнейшему совершенствованию. Использование этих комплексов в национальных командах по плаванию, длинным заплывам, по академической гребле и гребле на байдарках и каноэ позволило спортсменам Санкт-Петербурга повысить эффективность выступлений на соревнованиях. Становление и развитие медико-биологического направления спортивной науки в институте связано с известными учеными - докторами наук, профессорами А.Н. Крестовниковым, А.Ю. Зеликсоном, В.К. Добровольским, А.И. Курченковым, А.Г. Дембо, Р.Д. Дибнер, Н.Н. Яковлевым, кандидатами наук И.П. Байченко, Н.И. Тавастшерна, В.И. Рыжковой, Т.П. Фанагорской, Л.С. Соколовой, Е.С. Ульрих. Созданный по инициативе проф. Н.Н. Яковлева сектор биохимии спорта заложил основы формирования и развития отечественной научной школы спортивной биохимии. На протяжении многих лет сотрудниками сектора проводятся глубокие исследования обмена веществ в организме спортсмена во время подготовки и выступления на соревнованиях. За этот период открыт ряд новых фактов и закономерностей в области функциональной биохимии, раскрывающих особенности метаболизма и его регуляции при выполнении мышечной работы различного характера и длительности, особенностей питания спортсменов на разных этапах подготовки. 9 октября 2002 г. в СПбНИИФК прошел симпозиум "Развитие биохимии спорта в России. Вклад профессора Н.Н. Яковлева", в котором приняли участие ученики и последователи этого выдающегося биохимика минувшего века. Более подробная информация о развитии отечественной биохимии спорта и достижениях института, а также направлениях исследований, выполняемых в настоящее время, представлена в других публикациях этого номера. Несомненным достижением специалистов сектора психофизиологии спорта и восстановительной медицины во главе с профессором П.В. Бундзеном стали разработка и создание автоматизированной диагностико -консультационной системы "ОФИС", позволяющей проводить комплексные обследования различных возрастных групп населения. В ходе массовых обследований был отработан алгоритм диагностики качества психосоматического здоровья. Специфической особенностью сформированного подхода является методология комплементарного использования в спортивной и восстановительной медицине традиционных и инновационных диагностических технологий, созданных в области квантовой медицины и биофизики. Полученные результаты позволили сформировать концепцию измененных психосоматических состояний, которые, являясь донозологическими изменениями качества здоровья спортсменов, характеризуются снижением психофизиологических резервов в виде неустойчивости процессов системной и межсистемной ауторегуляции. Среди других научных направлений института следует отметить изучение биохимических и физиологических механизмов адаптации организма к систематической мышечной работе, выяснение взаимосвязи между питанием и физическими упражнениями, физической работоспособностью и состоянием здоровья спортсменов. Важное место занимает разработка составов пищевых продуктов повышенной биологической ценности для регуляции метаболизма спортсменов на разных этапах подготовки. В планах научно-организационной работы сотрудников института - подготовка и проведение научно-практических конференций по наиболее актуальным проблемам, включенным в федеральные целевые программы. Среди них можно выделить всероссийские конференции "Старшему поколению - активное долголетие" (ноябрь 2001 г.) и "Здоровье и физическая активность подрастающего поколения России" (апрель 2002 г.). На конференциях были представлены доклады из регионов всех семи федеральных округов Российской Федерации, и в каждой из них приняли участие более 200 научных и практических работников. На пленарных и секционных заседаниях были сделаны доклады, раскрывающие широкий спектр проблем развития междисциплинарных исследований в сфере физкультурно-спортивной деятельности и укрепления здоровья подрастающего поколения, сохранения здоровья и физической активности людей старшего возраста средствами физической культуры. В последние годы институт активно расширяет международные связи с зарубежными научными организациями, университетами и исследовательскими лабораториями. Среди них следует выделить Европейский колледж спортивных наук со штаб-квартирой в Университете г. Кельна, Германия. С создания этой организации в 1995 г. ученые института активно участвуют в ежегодных международных конгрессах, проводимых Европейским колледжем спортивных наук в разных городах Европы. Наиболее широко работы аспирантов и сотрудников были представлены на конгрессе в Риме (Италия, 1999), в Явяскюля (Финляндия, 2000), в Кельне (Германия, 2001) и Афинах (Греция, 2002). Аспирантка сектора биохимии, ныне кандидат биологических наук И.Г. Пантелеева была удостоена второй премии среди молодых ученых Европы за исследования процессов гликирования белков в организме во время выполнения физических нагрузок. В крупномасштабном международном проекте "Здоровье и поведение детей школьного возраста", реализуемом рабочей группой под эгидой Всемирной Организации Здравоохранения, в течение ряда лет успешно работают специалисты института под руководством профессора А.Г. Комкова. В другом международном научно-техническом проекте - "Ментальный тренинг для спорта и жизни" - совместно со Скандинавским Международным Университетом (Оребро, Швеция) активно работают специалисты института во главе с проф. В.П. Бундзеном. В этом проекте применена технология интегрированного психофизического тренинга, сущность которого состоит в использовании взаимообогащающего эффекта физических упражнений и психотренинга для гармоничного психофизического развития личности. Ученые института выезжали в различные страны Европы и СНГ для участия в ряде международных конгрессов и конференций. В сложных условиях перехода к рыночной экономике предпринятые в институте меры позволили сохранить значительную часть научного потенциала, что дало возможность удержать передовые позиции по ряду важных направлений спортивной науки. В настоящее время в институте трудятся 9 докторов наук и 34 кандидата наук при общей численности 102 человека. На протяжении многих лет активно работает аспирантура, где помимо аспирантов очной и заочной форм обучения проходят подготовку соискатели. Оценивая перспективы работы института на ближайшие годы, следует признать, что многое будет зависеть от того, в какой мере будет реализована Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 г., одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 1507-р. В условиях ограниченных финансовых ресурсов крайне важно проводить исследования по наиболее актуальным научным направлениям в сфере физической культуры и спорта. Ученые института кроме выполнения ежегодного ведомственного плана НИОКР, финансируемого из средств федерального бюджета, должны более активно участвовать в конкурсах на выполнение исследований по федеральным программам, а также в конкурсах Российского фонда гуманитарных исследований. В качестве примеров, показывающих реальные возможности специалистов института, можно привести их участие в 2001 г. в федеральной целевой программе "Старшему поколению - активное долголетие". В 2002 г. ученые института выиграли конкурс Госкомспорта РФ на разработку НИОКР в рамках федеральной целевой программы "Молодежь России (2002-2005 гг.)" (подпрограмма "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи Российской Федерации") и выполняют исследования по трем проектам. Большое место в работе института занимает реализация постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916 "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи" в Северо-Западном федеральном округе. Разработанная специалистами института информационно -аналитическая система "Здоровье и физическая активность" основана на использовании социально -педагогических оценок и самооценок, которые объединяют анализ и прогноз изменения состояния и поведения детей, подростков и молодежи в процессе физкультурного образования. Использование этой системы в процессе мониторинга школьников по физической культуре позволяет оперировать данными о состоянии их физического и психического здоровья в целях определения позитивных и негативных тенденций в организации физкультурного образования, а также оценки эффективности и коррекции учебных программ. В заключение необходимо отметить, что в 2003 г. юбилей института совпал с 300-летием основания города Санкт-Петербурга, которое будет отмечаться в мае 2003 г. В преддверии этих торжеств, 23-24 апреля, состоится юбилейная научная конференция института, к участию в которой приглашаются ученые, окончившие аспирантуру или ранее работавшие в институте. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |