Abstract Young athletes: Nutrition Issues A.I. Pshendin,Ph.D. R.R. Dondukovskaja St.-Petersburg scientific research institute of physical culture, Saint Petersburg Key words: nutrition, diets, health, young athletes. The nutrition of young athletes can be understood as the process where many components are important: the physiological and biochemical mechanisms of food digestion; hygienic and sanitary (ecological) specifications; varying needs and norms of nutrition depending on kinds of sports, stages of training and competitions, growth and development; psychological, behavioral reactions; questions of ethics and an aesthetics; a cultural and information inhabitancy and, at last, social and economic conditions. The distribution and application of special nutrition, biologically active additives is caused not only physiological or biochemical aspects, but also social, economic and information changes of environment and the market of food.
|
ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ Кандидат
биологических наук А.И. Пшендин Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург
Ключевые слова: питание, рационы, здоровье, юные спортсмены. Здоровый ребенок - главная проблема ближайшего и отдаленного будущего любой страны, так как весь потенциал (и экономический, и творческий), все перспективы социального и экономического развития, высокого уровня жизни, науки и культуры - все это является итогом достигнутого детьми уровня здоровья, их физической и интеллектуальной работоспособности [1]. Спортивная наука всегда уделяла особое внимание вопросам не только повышения профессионального мастерства будущего контингента национальных команд, но и сохранения здоровья детей и подростков, занимающихся спортом. Анализ теоретических знаний, практических достижений и рекомендаций указывает на тесную и неразрывную связь проблем питания юных и взрослых спортсменов. Поэтому тема, рассматриваемая в настоящей работе, актуальна для всех возрастных категорий спортсменов, как профессионалов, так и любителей [2, 3, 4]. Сегодня питание юных спортсменов можно понимать как процесс, в котором важны многие его составляющие: физиологические и биохимические механизмы усвоения пищи; гигиенические и санитарные (экологические) нормативы; меняющиеся потребности и нормы питания в зависимости от видов спорта, этапов подготовки и соревнований, роста и развития; психологические, поведенческие реакции; вопросы этики и эстетики; культурная и информационная среда обитания и, наконец, социально -экономические условия. В течение последних лет некоторые из вышеперечисленных аспектов организации питания, на примере учащихся спортивных классов, ДЮСШ и воспитанников УОР, постоянно исследуются Санкт-Петербургским НИИФКом. Так, например, в спортивных классах общеобразовательных школ Санкт-Петербурга изучалось фактическое питание 15-17-летних школьников. Его оценку проводили анкетно-опросным методом. Количество пищи во время интервью оценивали с помощью альбомов с фотографиями различных по размеру порций блюд и продуктов. Расчет пищевого состава среднесуточного рациона питания проводился по компьютерной программе с учетом потерь нутриентов при холодной и тепловой кулинарной обработке продуктов [5]. Среднесуточные энергозатраты учащихся определяли на основании хронометража отдельных видов деятельности с использованием общепринятых энергетических эквивалентов [6]. Результаты исследований энергетического обмена показали, что энергетические затраты у юных спортсменов значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом, и составляют 34-38% от общего расхода энергии за сутки. При этом следует учитывать, что спортивную деятельность характеризуют интенсивность и неравномерность энерготрат, часто сочетающихся с нервно-психическими нагрузками, которые могут существенно увеличивать их величину. Проведенные расчеты позволили установить потребность в энергии, составляющую в среднем 3056±78 ккал в день для девушек и 3763±86 ккал в день для юношей. Выполненные исследования по оценке фактического питания показали, что рационы школьников, обучающихся в спортивных классах, характеризуются пониженной энергетической ценностью с дефицитом 6% у юношей и 18% у девушек. Содержание общего белка в рационах подростков несколько занижено и соответствовало 78% у девушек и 91% у юношей от рекомендуемых величин [7]. Количество белка животного происхождения в целом удовлетворительное (табл. 1). Таблица 1. Потребление энергии и основных пищевых веществ учащимися спортивных классов (M±m)
К особенностям данного анализа фактического питания юных спортсменов следует отнести существенный дефицит общих углеводов: у девушек - только 62% и у юношей - 79% от рекомендуемых величин. Отмечается также нарушение в распределении между простыми и сложными углеводами, норма - 40/60%. Характерно, что этот же недостаток в структуре питания юных спортсменов отмечался двадцать лет назад при анализе организованного питания в школах-интернатах спортивного профиля [8]. Излишек в использовании жира при приготовлении пищи не только для юных спортсменов, но и для других профессиональных групп населения России на протяжении многих лет подчеркивается специалистами по питанию [9, 10], но реальных изменений, к сожалению, не происходит. Если проследить, как это отражается на формуле сбалансированного питания (15/25/60%) для данного контингента, то можно увидеть, что распределение между белками, жирами и углеводами составило 14/40/46%, то есть идет увеличение количества жиров за счет снижения количества углеводов. Обеспеченность отдельными витаминами учащихся составила: А - 64%; В1 - 74%; В2 - 58% от необходимого количества. Среди минеральных веществ отмечается дефицит кальция и фосфора при соотношении 1:2,5. У девочек обнаружен заметный дефицит легкоусвояемого железа из белковых продуктов животного происхождения. В продуктовом наборе отмечен дефицит молока и кисломолочных продуктов, овощей и фруктов, крупяных изделий, а также излишек сахара и кондитерских изделий. Известно, что систематическое употребление большого количества легкоусвояемых углеводов может привести к истощению бета-клеток поджелудочной железы и развитию сахарного диабета 2-го типа. Особое значение необходимо придать тому факту, что у юных спортсменов наблюдается высокий уровень потребления простых углеводов. Но это, по нашим наблюдениям, не приводило к необратимому гликированию белков крови. Вероятно, систематические физические нагрузки имеют прямое отношение к контролю процессов неферментного гликирования белков в организме, которые в последнее время рассматриваются как показатели нарушений углеводного обмена, ведущие к развитию диабета [11]. По результатам анализа клинико-генеалогических данных впервые было установлено, что 7,8 % юных спортсменов генетически предрасположены к сахарному диабету 2-го типа. Уровень содержания гликированного гемоглобина (HbA), находился в пределах нормы - 3,0-6,0%. 11% не занимающихся физическими упражнениями (группа сравнения) имели предрасположенность к диабету, а уровень HbA у них был выше нормы - 6,92±044%. Приходится констатировать факт отсутствия в стране мониторинга лиц, генетически предрасположенных к различным формам диабета, ожирению, к сердечно-сосудистым нарушениям и другим наследственным отклонениям, которые необходимо выявлять уже в детском возрасте и среди юных спортсменов. Такая информация крайне необходима при организации питания по индивидуальным показателям здоровья, наследственности и режимов тренировочных нагрузок. Например, появились работы по определению генетической предрасположенности человека к физическим нагрузкам разного характера на примере полиморфизма гена ангиотензинпревращающего фермента - АПФ [12]. D-аллели гена АПФ считают фактором риска возникновения инфаркта миокарда, спазма коронарных сосудов, гипертрофии левого желудочка, кровоизлияний, а также высоким риском развития атеросклероза, I-аллели, как обнаружилось, связаны с повышенной выносливостью при физических нагрузках у спортсменов [13]. Игнорировать эти факты при отборе и воспитании юных спортсменов невозможно, как и неправильно не учитывать характер питания при полиморфизме генов АПФ при адаптации к спортивным нагрузкам, где сердечная мышца испытывает колоссальные нагрузки. Таблица 2. Общая характеристика волонтеров (М±т)
При анализе фактического питания, как показано выше, выявляются и приобретенные факторы риска питания у юных спортсменов. Прежде всего это признаки железодефицитных состояний у девочек, когда наступает период половой зрелости. Поэтому потребность в железе в пубертатном периоде у девочек гораздо выше, чем у мальчиков и чем в период препубертата. Более того, занятия спортом, особенно такими "молодыми" видами, как гимнастика, фигурное катание, плавание, может приводить к нарушению менструального цикла и даже аменорее. Дефицит железа может наблюдаться и у подростков-мальчиков при интенсивных занятиях спортом. При этом, как правило, для юных спортсменов или не характерно состояние анемии, или развивается легкая анемия, но происходит снижение спортивной работоспособности [14]. К типичным ошибкам питания, которые можно трактовать уже как факторы риска, относятся дефициты в рационах питания кальция и магния наряду с дисбалансом поступления фосфора. В наших работах показана и значительная вариация показателей белкового обмена. В эксперименте принимали участие учащиеся УОР (20 спортсменов -баскетболистов). Спортсмены систематически на протяжении 3 недель в вечернее время, после тренировки, принимали спортивную пищу белковой направленности в виде коктейля, содержащего 20 г полноценного белка, для развития силы и мышечной массы. Все обследуемые спортсмены были здоровы и тренировались в соответствии с планом. В табл. 3 представлены показатели содержания мочевины и креатинина в суточной моче. Легко видно по величинам отклонения от средней ( М±m ), что даже после стандартной обработки показателей выборки имеется заметный разброс для креатинина. Таблица 3. Экскреция с мочой мочевины и креатинина (М±т)
1 -до нагрузки; 2-после нагрузки. Таблица 4. Содержание мочевины и креатинина в крови (М±т)
1 - до нагрузки; 2 - после нагрузки. Основная задача этого наблюдения - продемонстрировать возможность
применения Распространение и применение специальных продуктов питания, биологически активных добавок - БАД (ранее ППБЦ) обусловлено не только физиологическими или биохимическими аспектами питания, но и социальными, экономическими и информационными изменениями условий обитания и рынка продовольственных продуктов. Например, значительное влияние на формирование стереотипов питания в современном обществе оказывает реклама. Именно на детей и подростков нацелена в последние годы стратегия как иностранных, так и отечественных производителей пищевых продуктов и "общественного питания", прежде всего на различные формы быстрого питания. Дети, которые употребляют, например, хлопья на завтрак, батончики или конфеты на переменке в школе, фруктовый неживой йогурт на десерт, газированные напитки, картофель фри в течение дня, получают достоверно больше простых углеводов с высоким гликемическим индексом, чем это рекомендовано [15]. Шоколадно-ореховые кремы, макаронные изделия с соусами, супы, пицца, требующие только разогрева перед употреблением, как правило, богаты животными жирами [16]. Распространенные нарушения в питании связаны с низкой культурой питания. Поэтому, наверное, из 6 способов улучшения питания ВОЗ на 1-е место ставит образование в области питания в которой анкетно-опросным методом изучали источники информации детей и подростков, воспитанников УОР и ДЮСШ, о специальных продуктах питания - БАД и БАВ [18]. Таблица 5. Возможные ксенобиотики в продуктах питания [24]
Анкетному опросу подверглись 345 спортсменов 12-18 лет. Исследованием были охвачены такие виды спорта, как велоспорт и триатлон, л/атлетика, плавание и водное поло, кикбоксинг и дзюдо, греко-римская и вольная борьба, всевозможные виды гребли, лыжные гонки, настольный и большой теннис, фехтование и современное пятиборье, игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол). В результате анкетного опроса выявлено, что использовали спортивное питание 132 спортсмена, а не использовали - 213. Источником информации о специальных продуктах спортивного питания для группы спортсменов, использующей их в своей практике послужило (в %): 1) тренер - 32,1 2) родители - 22,8 3) сверстники -13,5 4) спортивный врач -6,6 5) специальная спортивная литература -10,4 6) другие источники (телевидение, реклама) - 4,6. Источником информации о специальных продуктах спортивного питания для группы спортсменов, не использующей их в своей практике, послужило (в %): 1) тренер -20,5 2) родители -19,0 3) сверстники - 21,0 4) спортивный врач -11,2 5) специальная спортивная литература -18,5 6) другие источники (телевидение, реклама) -9,8. Видно, что значительный процент респондентов (родители и сверстники) имеют информацию не из профессиональных источников, что подчеркивает актуальность образовательной составляющей в общей культуре питания. Заложенные в детстве привычки особенно прочны. Поэтому их надо развивать и закреплять с раннего детства. Эти мероприятия должны провоься совместными усилиями родителей, педагогов и медицинского персонала [19]. Однако отечественные педагогические парадигмы в области детского спорта не содержат ясной концептуальной установки на роль питания как средства развития, адаптации к спортивным нагрузкам и восстановления после них либо имеются очень обобщенные положения о социально-психологическом, гигиеническом, валеологическом, медико-биологическом и т. д. аспектах [20, 21]. В то же время теоретические представления о пище, ее низкомолекулярных компонентах как средстве направленной регуляции метаболизма спортсменов (особенно юных) при их одновременной адаптации к режимам тренировок и питания имеют прямое отношение к современной дискуссии по проблемам теории и методики спорта и другим естественно-научным вопросам спортивной педагогики [22]. Например, создание и удержание аэробной и анаэробной (алактатной и гликолитической) работоспособности спортсмена, особенно тонких характеристик - мощности, емкости и эффективности, функционально жестко связано с химическим составом пищи. От того, в какой последовательности, одновременно или выборочно решаются эти задачи, за какой промежуток времени, и зависит порядок метаболической направленности рациона или меню питания. Во многих командных видах спорта можно наблюдать, что режимы тренировок зависят от педагогической концепции тренера, а организация питания построена по групповому признаку, а не индивидуализирована. С этой точки зрения применение БАД и БАВ требует более продуманного решения на основе классических представлений о гетерохронности биохимических процессов восстановления, специфичности фаз адаптации к мышечной деятельности разного характера, конкурентных отношений между пластическим и функциональным обменом в покое, при мышечной деятельности и во время отдыха [23]. Методики применения БАД должны разрабатываться с учетом специфики спорта, а не в связи с возможностями фирм производителей и дистрибьютеров. В наших исследованиях показано, что ожидаемого результата от нерегламентированного употребления продуктов спортивного питания удалось достичь только 53% спортсменов, 40,85% - испытывали затруднения при ответе на этот вопрос, 6,15% - не достигли желаемого эффекта. Кроме того, необходимо понимать, что пищевые продукты, в том числе и БАД, представляют собой сложные многокомпонентные системы, состоящие из сотен химических соединений, часть из которых в условиях слабого гигиенического и санитарного контроля вполне могут содержать различные токсины (ксенобиотики). Известно, что посторонние вредные вещества пищи можно условно разделить на три основные группы: 1. Природные компоненты пищи, оказывающие вредное воздействие. 2. Вещества из окружающей среды, оказывающие вредное воздействие ( контаминанты). 3. Вещества, вносимые специально, по технологическим соображениям. Как это представлено в табл. 5, чужеродные вещества пищи могут иметь различную природу: Организм человека может подвергаться одновременному воздействию большого количества чужеродных веществ химического и биологического происхождения, причем дети, особенно при высоких затратах энергии и повышенной потребности в пище, имеют больший риск интоксикации. Достаточно упомянуть некоторые официальные данные о качестве отечественного и импортного пищевого сырья, который без надежного контроля поступал в продажу в 1999 г.: мясо и мясопродукты - 6,65% некачественные; молоко и молочные продукты - 10,16 %; рыба и рыбопродукты - 10,73 %; картофель отечественный - 28,52 %; дикорастущие пищевые продукты (основа для многих БАД) - 16,22 % [25]. Известны также опасения в связи с обнаруженными в составе перегретых растительных масел (картофель фри, чипсы) трансизомеров жирных кислот и акриламидов ( www.membrana.ru). Важно отметить, что существующие уровни нагрузок на организм человека, в нашем случае юных спортсменов, вследствие поступления чужеродных веществ происходят на фоне имеющихся пищевых дефицитов, в первую очередь микронутриентов - витаминов (аскорбиновая кислота, витамины группы В, альфа-каротин), макро- и микроэлементов (кальций, железо, йод, цинк, селен), что в определенной степени может модифицировать проявление токсических эффектов как продуктов основного рациона, так специальных продуктов и БАД для спортсменов. Все это указывает на необходимость разработки рекомендаций по применению БАД (прежде всего - нутрицевтиков) и специальных продуктов. Такие рекомендации должны учитывать и реальную необходимость коррекции метаболизма на разных этапах подготовки и соревнований низкомолекулярными компонентами пищи (время, дозы, курсы, периодичность), для ускорения восстановления, повышения спортивной работоспособности и сохранения здоровья. Существующие нормы потребления и методы применения БАД и специальных продуктов расписаны, как правило, для взрослого организма. Использованная литература 1. Тихвинский С.Б., Хрущев С.В. Детская спортивная медицина. - М.: Медицина, 1991, с. 293-305. 2. Рогозкин В.А., Шишина Н.Н. Питание юных спортсменов. В кн.: Детская спортивная медицина. - М.: Медицина, 1991, с. 395-407. 3. Ладодо К.С., Отт В.Д., Фатеева Э.М. Основы рационального питания детей. - Киев: Здоровье, 1987, с. 6-8. 4. Пшендин А.И. Питание спортсменов. ГИОРД. СПб. 2002, с.160. 5. Скурихин И.М., Волгарев М.Н. Таблицы энергетического состава и энергетической ценности пищевых продуктов, кулинарных изделий и блюд. М., 1994. 6. Нормы физиологических потребностей пищевых веществ и энергии для различных групп населения СССР. Утверждены МЗ СССР 28.05.1991, № 5786. 7. Рогозкин В.А., Пшендин А.И., Шишина Н.Н. Питание спортсменов. М., 1989. 8. Шишина Н.Н. Основные вопросы организации рационального питания в школах-интернатах спортивного профиля: Автореф. канд. дис. Л., 1982. 9. Волгарев М.Н., Батурин А.К., Гаппаров М.М. Углеводы в питании населения России. Вопросы питания ,1996. № 2, с. 3-6. 10. Отчет НИР "Разработка рационов питания для училищ олимпийского резерва Санкт-Петербурга". 1997. 11. Отчет СПбНИИФК "Структура питания и генетический статус лиц занимающихся физическими упражнениями с оздоровительной направленностью, в новых социально-экономических условиях" .1997 № 01.96.0 008748. 12. Рогозкин В.А., Назаров И.Б., Казаков В.И. Генетические маркеры физической работоспособности человека. Теория и практика физ. культуры. 2000, № 12, с. 34-36. 13. Физиология мышечной деятельности: Тез. докл. междунар. конф. М., 2000, с. 124-126. 14. Rowland T.W., Kellecher J.F. Iron deficiency in athletes: insights from high school swimmers. // Am. J. Diseases in Childhood.- 1989.- V.143.- P. 197-200. 15. Dondukovskaya R., Pshendin A., 5-th Annual Congress of the European College of Sport Science. Jyavaskyla, 2000. 16. Komkov A.G., Rogozkin V.F., Gurinovitch E.G. Physical Activity and Health Behavior among Adolescents: Results from the St.-Petersburg Youth Study. Physical Education and Sport 94|. World Congress. Berlin, Germany, 1994. 17. Политика здорового питания. Новосибирск. Сибирское университетское издание. 2002. 18. Дондуковская Р.Р., Пшендин А.И. Здоровье и физическая активность подрастающего поколения России, СПб., 2002. 19. Новикова Е.Ч., Ладодо К.С., Бренц М.Я. Питание детей. - М., Медицина.1983, с. 189. 20. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999, c. 316. 21. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва, Академия, 2000, с. 475. 22. Теория и практика физической культуры. 1991, № 12, с.11-21., № 8, с. 39-46. 23. Яковлев Н.Н. Проблема перекрестной адаптации и повышение эффективности тренировки. Матер. Всесоюз. симп. "Биохимические пути повышения эффективности спортивной тренировки". Л., 1974, с. 5-21. 24. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1999 году. М.,2000. 25. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище. Метод. указ. - М.: Минздрав РФ.1999. 26. Reading K.J., McCargar L.J., Marriage B.J.. Adolescent and Young Adult Male Hockey Players: Nutrition Knowledge and Education. Can J Diet. Pract. Res.. 1999 Summer; 60(3) :1. 27. Duhamel J.F. Links Nutritional management of highly trained child athletes. Bull Acad. Nat. Med. 2001;185(8):1495-503; discussion 1503-5. 28. Bar-Or O. Nutritional considerations for the child athlete. Can J Appl. Physiol. 2001; 26 Suppl:S.186-91. 29. Bailey D.A., Faulkner R.A., McKay H.A. Growth physical activity, and bone mineral acquisition. Exerc. Sports Sci. Rev.- 1996.- V. 233-266. 30. Fogelholme M. Indicators of vitamin and mineral status in athletes' blood: a review. Intern. J. Sport Nutr. - 1995.- V. 5.- P. 267-284. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |