|
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ АНАЛИЗА УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ СПОРТОМ Кандидат
экономических наук, доцент Л.Г.
Вакалова, Э.А. Орлова, Е.П. Гетман Функционирование сферы физической культуры и спорта в условиях рыночной экономики предъявляет повышенные требования к планированию управленческой подготовки будущих специалистов, а именно оптимальному сочетанию фундаментальности образования и управленческой компетентности. Анализ учебных планов высшего физкультурного образования на предмет их соответствия требованиям интеграции российской высшей школы в мировое образовательное пространство показал следующее: 1. Исторический опыт развития учебных планов подготовки специалистов в области физической культуры и спорта свидетельствует о переходе от метода жесткого учебного плана, который предполагает регламентацию последовательности и состава изучаемых предметов на весь период обучения, к методу гибкого учебного плана, разрешающего выделение групп дисциплин. Первая группа является обязательной и регламентируется требованиями Министерства образования Российской Федерации, вторая регламентируется вузом, третья допускает варьирование факультетом или кафедрой, четвертая - выбор со стороны студента. Такой план позволяет вводить новые дисциплины, изменять состав предоставляемых знаний с учетом изменений на рынке профессиональных услуг. 2. Объем часов, отводимых на изучение управленческих дисциплин в учебных планах вузов физической культуры, свидетельствует о недооценке роли управленческого образования в повышении профессионального статуса выпускника, имиджа специалиста по физической культуре и спорту. Так, после плана Г.19 из цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин исчезла дисциплина "Основы менеджмента в ФК". В этом цикле никакая другая дисциплина ее не заменила. Начиная с 1994 г. управленческую дисциплину "Менеджмент ФК и спорта" студенты изучают только на четвертом курсе в цикле "Общепрофессиональных дисциплин". Общий объем часов на изучение дисциплины "Менеджмент физической культуры и спорта" уменьшается. В среднем в учебном плане высшего физкультурного образования на изучение управленческих дисциплин отводится 1% часов. 3. Повышаются государственные требования к управленческому образованию студентов вузов физической культуры. Предусматривается и расширение объема умений специалиста: · применять знания на практике
для решения педагогических,
методических,
организационно-управленческих, · составлять нормативные, управленческие, правовые и другие документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности. 4. Существующая программа управленческого образования студентов вузов физической культуры не соответствует принципам непрерывности освоения управленческих знаний, постоянного увеличения объема знаний и логической взаимообусловленности всей системы высшего физкультурного образования. 5. В настоящее время наблюдается отход от рассмотрения образования как государственного инструмента воздействия на личность и ориентации его на производство. Высшее физкультурное образование должно формироваться как единство двух важнейших компонентов: ориентирующего (базового) и творчески деятельного. Первый компонент образования призван создать у студентов целостное представление, теоретическое и методическое понимание избранной специальности. Это достигается путем изучения профессиональных, в том числе управленческих, дисциплин, усвоения таких функциональных связей, как "человек-человек", "человек-организация", "организация-государство". Второй компонент определяет физкультурное образование как творческое усвоение студентами способов двигательной, спортивной, физкультурно-оздоровительной деятельности и умение применять их при решении оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач. 6. Сегодня реальная эффективность планирования управленческой подготовки студентов вузов физической культуры остается очень низкой, вузы не используют предоставленного Госстандартом права самостоятельно планировать управленческое образование студентов, учитывая региональную и профессиональную специфику учебного заведения. Перестройка высшего физкультурного образования - это переосмысление его цели, содержания и организации, учитывающее запросы общества и конкуренцию на рынках образовательных услуг. В основе принципов его перестройки должны лежать идеи развития личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе применения современных концепций воспитания и развития личности студента. Гарантия необратимости развития системы высшего физкультурного образования - его демократизация, проявляющаяся в преодолении единообразия содержания образования и воспитания, раскрытии их многообразия и вариативности. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |