Abstract PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PERSONAL-DEVELOPING APPROACH REALIZATION IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS N.V. Peshkova Surgut state university, Surgut Key words: personal-developing approach, pedagogical conditions, student's personal development The necessity of the whole development of the student's personality by the means of physical culture formed the main positions of renewing the system of physical education in universities. The positions to be build on the base of the humanity's and democracy's principles, must carry the cultural creative nature. The aim of this paper was the theoretical foundation and practical checking-up of pedagogical conditions of the realization of the personality-developing approach in the physical education. The results of the carried out pedagogical experiment confirms the effectiveness of the personal developing approach at the student's physical education using. That kind of the approach makes corresponding pedagogical conditions to form the harmonious and all-round developed personality.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО РАЗВИВАЮЩЕГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
Преподаватель кафедры
физической культуры Н.В. Пешкова Ключевые слова: личностно развивающий подход, педагогические условия, личностное развитие студентов. Центральная задача высшей школы в условиях гуманизации образования, как считают М.Я. Виленский, А.В. Лотоненко, Л.И. Лубышева, Н.А. Пономарев, В.И. Ильинич и другие, - формирование общей культуры студентов, органическим видом которой является физическая культура [3 - 7, 9 и др.]. Физическая культура, имея огромный потенциал не только в плане улучшения физической подготовленности, здоровья, но и как средство формирующего воздействия на личность студента, как никакая другая область деятельности может быть направлена на решение ряда психофизических, эстетических, социально-психологических задач. Вместе с тем указанный потенциал крайне слабо реализуется в практике физического воспитания студентов. В настоящее время инновационная деятельность в области образования осуществляется в контексте личностно развивающего подхода, отличительной чертой которого является признание учащегося как самоценности, как носителя субъектного опыта, через призму которого он воспринимает педагогические воздействия [10]. Теория личностно ориентированного образования нашла свое отражение в работах А.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др. [1, 2, 8, 10 и др.]. И хотя разработанные технологии достаточно широко применяются в преподавании различных учебных предметов, в практике физического воспитания они не нашли должного отражения. Целью нашего исследования было выявление, теоретическое обоснование и проверка на практике педагогических условий реализации личностно развивающего подхода в физическом воспитании студентов, способствующего оптимизации процесса всестороннего личностного развития студентов в сфере физической культуры. Исследование проводилось на базе Сургутского государственного университета, в нем приняли участие более 240 студентов. Непосредственно для проведения формирующего эксперимента были выделены контрольная группа - 46 чел. (учебный процесс осуществлялся по общепринятому традиционному подходу) и экспериментальная - 48 чел. (учебный процесс имел личностную направленность, осуществлялся личностно развивающий подход). Результаты тестирования, полученные в начале педагогического эксперимента, показали отсутствие достоверных различий между исследованными средними показателями в двух группах, что послужило поводом для их дальнейшего сравнения. В ходе эксперимента были использованы следующие методы исследования: опрос студентов по специально разработанной анкете, выявляющей удовлетворенность студентов процессом физического воспитания в вузе, двигательную активность (самостоятельные и организованные занятия в секциях), мотивационную направленность и ценностные ориентации в сфере физической культуры; оценка владения теоретическими знаниями по физической культуре; методики психолого- педагогической диагностики ("Тест-опросник МУН" - А. Реан, "тест для определение способности к саморазвитию, самообразованию" - В.И. Андреева, "тест изучения самооценки личности" - Б.А. Сосновского, "тест "Я - концепция"" творческого саморазвития" - С.В. Кульневича); оценка двигательной подготовленности, уровень сформированности методико-практических знаний на основе проведения комплексов вводно-подготовительной части занятия. Применение данных методов позволило провести всесторонний анализ личностного развития студентов в сфере физической культуры по выделенным нами компонентам: мотивационно-ценностному, информационно -познавательному, рефлексивному, предметно-результативному. Все выявленные показатели переводились в числовое измерение и распределялись по соответствующим уровням: высокий, средний, низкий. Благодаря этому мы достигли количественного выражения качественных характеристик личностного развития студентов. Таблица 1. Динамика изменения уровней личностного развития студентов в сфере физической культуры
Примечание: Здесь и далее все данные указаны в процентном соотношении Таблица 2. Показатели удовлетворенности процессом физического воспитания в университете
Таблица 3.
Результаты исследования. Анализ психолого-педагогической, методической литературы, результаты педагогических наблюдений в ходе практических занятий по физической культуре позволили нам выделить следующие педагогические условия реализации личностно развивающего подхода в процессе физического воспитания: 1) перевод студента из позиции объекта воспитания и обучения в субъект самоуправления: а) обеспечение субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса; б) создание на занятиях ситуаций успеха; в) гуманизация межличностных отношений, которая предполагает создание на занятиях атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания; 2) применение дифференцированного подхода на основе результатов первичной диагностики уровней личностного развития в сфере физической культуры (учитывающей особенности мотивационной сферы личности, когнитивного развития, сформированность умений и навыков в физкультурно-спортивной деятельности, физическую подготовленность и др.); 3) создание личностно развивающих ситуаций на занятиях: а) преобладание диалога как средства общения между преподавателем физической культуры и студентами; б) вхождение предлагаемого опыта в контекст жизненной сферы студента; в) "игровая" форма создания ситуаций личностного развития (активное применение методов взаимообучения, взаимоконтроля, взаимооценки, смена ролевых позиций, изменение правил традиционных спортивных игр и соревнований и др.); 4) деятельностное освоение ценностного потенциала физической культуры: а) включение студентов в организацию образовательного процесса, в постановку совместно с преподавателем задач на занятия, планирование их решения, дальнейшую реализацию и оценку выполненных действий; б) создание условий выбора - уровня изучения программного материала (низкий соответствует программным требованиям), формы проведения занятия, выбор тестов и др.; 5) применение средств и методов для формирования и развития мотивации учения; 6) актуализация развития рефлексии студентов; 7) применение проблемных методов обучения; 8) готовность преподавателя физической культуры к реализации личностно развивающего подхода. Результаты педагогического эксперимента, полученные в ходе итогового тестирования студентов, подтвердили эффективность использования личностно развивающего подхода в физическом воспитании. Показатель личностного развития имел по окончании эксперимента статистически значимые различия между группами при р< 0,05. Общая положительная динамика отмечена также по всем выделенным нами компонентам (табл.1). Статистически значимые различия между группами при р < 0,05 также были выявлены по информационно -познавательному компоненту. Мы считаем, что этот факт обусловлен существенной интеллектуализацией процесса физического воспитания в экспериментальной группе, применением проблемных методов обучения на занятиях, включенностью студентов в самостоятельную познавательную деятельность. Это отразилось на уровне теоретических знаний в области физической культуры, в экспериментальной группе положительная динамика выявлена на высоком уровне в16,7% случаев,на среднем - в 31,2%, показатель низкого уровня уменьшился на 47,9%, тогда как в контрольной эти цифры составили соответственно +10,9%, +23,9%, -34,7%. Аналогичная картина наблюдалась и по показателю познавательной потребности. Динамика общих перемещений по уровням в мотивационно-ценностном, рефлексивном и предметно -результативном компонентах не имела статистически достоверных различий. Однако в экспериментальной группе перемещения по уровням имели только положительную направленность, тогда как в контрольной по мотивационно-ценностному и рефлексивному компонентам выявлено снижение показателей высокого уровня на 13 и 2,1% соответственно. Немаловажными, на наш взгляд, явились рост показателей удовлетворенности процессом физического воспитания (табл. 2), повышение двигательной активности студентов вне учебного процесса, выразившейся в росте числа занимающихся как организованно (в спортивных секциях и абонементных группах), так и самостоятельно (табл. 3). Полученные данные позволяют подтвердить эффективность использования личностно развивающего подхода в физическом воспитании студентов при создании соответствующих педагогических условий для формирования и развития всесторонне и гармонично развитой личности. Литература 1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. - Тюмень: изд-во ТГУ, 1996. - 216 с. 2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пос. - М.: Ростов н/Д.: Учитель, 1999. - 560 с. 3. Виленский М.Я. Повышение воспитательно-образовательного потенциала физической культуры в формировании личности современного специалиста // Теория и практика физ. культуры. 1987, № 10, с. 11 - 13. 4. Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 3, с. 10 - 13. 5. Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А. Молодежь и физическая культура. - М.: ФОН, 1996. - 317 с. 6. Лубышева Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов // Теория и практика физ. культуры. 1993, № 5, с. 15 - 18. 7. Пономарев Н.А. Проблемы гуманитаризации физкультурного образования: Матер. науч.-метод. конф. "Гуманитаризация физической культуры в образовании студентов". - СПб.: изд-во Гос. тех. университета, 1995, с. 42 - 44. 8. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. - М.: Логос, 1999. - 271 с. 9. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 1999. - 448 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |