ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ


Abstract

PHYSICAL CULTURE IN CONTEXT OF STUDENTS' PERSONAL DEVELOPMENT

V.A. Streltsov, Ph. D., lecturer,

Surgut state university, Surgut

Key words: culture, physical culture, humanization of education, innovation, all-around development of personality, integrity of personality.

The substantive provisions of the new system sports education offered by the author are described in this paper. The experimental program of physical training within three years [1999-2002] is developed at the Surgut university. It has allowed to develop the new contents of the curriculum and to realize other innovational approaches to the organization of the educational activity. The program's realization helps to coordinate positions of faculties and teachers, to approve the kit for monitoring, to fulfil the basic methodical circuits of studies.


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Стрельцов
Сургутский государственный университет, Сургут

Ключевые слова: культура, физическая культура, гуманизация образования, инновация, всестороннее развитие личности, целостность человека.

В современном образовании все явственнее обнаруживаются тенденции, позволяющие говорить о его переходе в новое качественное состояние. Становясь основанием культуры, образование все более ориентируется на утверждение сущностного личностного начала в человеке [14]. Гуманизация образования может быть сегодня представлена как тенденция к стремлению возвышения человека, к наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности, что не является откровением педагогической мысли лишь нашего времени. Она изложена в работах представителей всех исторических эпох. Своеобразие современного периода - новый уровень осмысления природы человека, разнообразие интерпретаций личностно ориентированного подхода в образовании.

Физическая культура (ФК), рассматриваемая как базовая часть общечеловеческой культуры, обладает огромным потенциалом в формировании всесторонне развитой личности [1 - 10, 12, 13 и др.]. Если не ограничивать потенциал ФК только спортом или иными формами двигательной активности, а, напротив, расширить его до формата "антропологической эстетики", формирования имиджа современного человека, постижения игрового характера современной культуры вообще, то учет этого нового содержания при построении учебного предмета ФК в вузе явно не окажется лишним.

Вместе с тем в привычной практике работы вузов это содержание реализуется крайне слабо. В частности, система ценностей ФК остается для большинства студентов на абстрактном, нейтральном в отношении конкретной личности уровне. Внешние (как правило, силовые или динамические) нормативы, мало ориентированные на возможности конкретного учащегося, технологизация и отчужденность личностного начала на занятиях ФК, негативный, как правило, опыт школьной физкультуры и другое - этот ряд дезориентирующих и антимотивирующих тенденций возможно продолжать. При этом следует учесть, что на столь неблагоприятном социокультурном фоне частичные инновации, сосредоточенные на одном или некоторых элементах учебного процесса (задачах, учебных схемах построения занятий, методике обучения и др.), не дают ожидаемого эффекта. Здесь важно отметить, что только комплексные образовательные инновации являются значимыми в отношении как исследовательских, так и сугубо прагматических задач [19].

Обновление ФК как учебного предмета должно быть осуществлено по всему спектру направлений: в телеологии, в онтологии ФК и методике обучения, а учебный процесс освоения ФК должен быть рассмотрен как система в единстве целевых, содержательных и процессуально-методических аспектов. Данный подход должен составить концепцию разработки и реализации соответствующего курса обучения, в котором культурологическое обоснование будет органично соединено с психолого -педагогической парадигмой и учебно-методическими деталями реализации. Рассмотрим только самые крупные вопросы: анализ сложившихся форм и тенденций развития ФК, цели освоения ФК, содержание и организацию учебной деятельности.

Намечаемое нами исследование нацелено на рассмотрение ФК как синкретически сложившейся, ситуативно функционирующей, нестабильной, но все же целостной системы нормирования человеческой телесности. В сравнении с другой культурой в ряду ее особенностей могут быть названы: минимальная рефлексивность и осознанность, слабая представленность в понятийном строе, предельная операциональность в ущерб целостности и общекультурному значению. Достаточно различимыми в отечественной физической культуре являются также черты российского менталитета, соединяющие опыт многовекового игнорирования телесности и пуританскую мораль, военно-техническую нацеленность и идеологичность. Стремительное в конце ХХ века освоение нашими соотечественниками различных ФК парадигм (западной - в здоровом теле здоровый дух, восточной - дух правит телом и др.), формирование спортивных идеалов, во многом осуществляемые государственной идеологией, вовсе не прояснили ситуации. Удивительным образом соседствующими оказались, по сути, противостоящие друг другу по ФК основе аэробика и каратэ, бег трусцой и ушу, гимнастика Мюллера и медитативные формы утренней зарядки и др. В целом подобную ситуацию мы могли бы охарактеризовать как неустоявшуюся, переходную, знаменующую индивидуально и общественно ведущийся интенсивный поиск ориентиров культурно приемлемой телесности. Перебор вариантов бодибилдинга, бесконечные пробы похудения и коррекции фигуры, прогрессирующая профессионализация спорта, доминирование внешних форм физической крепости над здоровым образом жизни - таковы феномены динамичной картины этого культурного нормотворчества. Соответственно ФК, будучи представлена в систематическом образовании, может и должна обрести значение нормы, средства и результата. Впрочем, данный вывод есть лишь указание на потенциал ФК, который в зависимости от ряда принципиальных обстоятельств может быть востребован или проигнорирован системой обучения. В связи с этим представляется важной характеристика основных тенденций развития физической культуры.

Результаты социологических исследований показывают [11, 13, 15, 20 и др.], что в процессе преобразования общества произошли изменения в ценностном восприятии ФК. Динамика ценностных ориентаций значительной части молодежи характеризуется сдвигом в сторону материальных интересов, ослаблением серьезных культурных запросов, терпимостью к негативным социальным явлениям, ростом авторитета физической силы, агрессивности. В то же время за последние годы возрос интерес к социальным аспектам здоровья и здорового образа жизни, которые напрямую связаны с развитием ФК. Большинство исследователей сходятся на том, что повышение уровня здоровья молодых людей зависит от многих факторов, однако решающим среди них является позиция самого человека, его отношение к собственному здоровью.

Наряду с этим возрастающая ценность человеческой индивидуальности, расширение ориентаций на самореализацию личности сопровождаются активностью "работы над собой", в том числе и физическим самосовершенствованием [3]. Широкое развитие нетрадиционных форм и средств ФК служит ответом на новые потребности, вызванные меняющейся социокультурной ситуацией. Отмеченные тенденции обусловливают необходимость и возможность гуманистических преобразований в сфере образования по ФК.

Гуманистическое обновление образования в нашей интерпретации предполагает учет трех источников целеполагания: социум, учащийся и учитель. На разных этапах развертывания процесса физического воспитания удельный вес этих факторов-источников меняется. В самом общем виде можно предположить, что при развитии студента идет восхождение от общей социальной установки "делать нечто как все" к индивидуально своеобразной цели "делать нечто для себя". В этом контексте допустимо, что средняя школа призвана культивировать нечто инвариантное, сущностно -родовое, дающее лишь самый общий импульс к индивидуальному саморазвитию, тогда как в высшей школе становящейся личности важно получить опыт индивидуального саморазвития. ФК должна быть органично вписана в структуру профессионализации и личностного развития, а для этого следует вернуть ей изначально присущий статус всеобщности и целостности. Не тезис "тренировки сначала, а лишь затем результат", а анализ того, "в какой мере мне нужен результат, а затем подбор адекватной формы для развития своей ФК" должен стать императивом современного преподавания ФК.

Вместе с тем формирование культуры личности не отменяет социальной ориентации образования по ФК. Дело в том, что не только ФК развивает человека, но и человек есть необходимое условие ее развития. Субъектная интерпретация различных явлений культуры, открытие в них общечеловеческого значения и наделение их смыслом и есть основная форма существования культурных феноменов. Их социальная актуальность исчисляется длительностью продолжающихся интерпретаций в качестве культурных артефактов [17].

Ориентация педагогического процесса на формирование ФК личности существенно меняет его содержательные и процессуально-методические характеристики. Традиционный нормативный подход, содержательно ограниченный регулярным тренажем, включающим проектирование только двигательной деятельности, противоречит вышеуказанной ориентации и не соответствует ведущему типу деятельности, свойственному студенческому периоду. С точки зрения Н.Н. Визитей, "нельзя чисто внешним образом задать человеку оптимальную норму двигательной активности. Данный подход не дает ощутимых результатов в формировании у человека истинно ФК" [4]. Внешнее не становится внутренним, субъективным и принятым даже в случае его повторения. Механистический способ освоения любой новой формы деятельности, как показал опыт педагогики и психологии образования XIX-XX веков, не дает не только аксиологического результата - присвоения ценностей осваиваемой деятельности, но и прагматического - овладения операционально-технической ее стороной (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). При этом целостное развитие человека в процессе физкультурной деятельности не есть простой акт гуманности, это необходимое условие ее эффективности. Человек, осознающий свою двигательную деятельность, работает "на культуру" и одновременно в существенно ином психофизиологическом режиме, нежели просто повторяя двигательные программы, намеченные для него преподавателем или тренером. Двигательная активность, одинаковая по объему и интенсивности, является существенно разной для индивидов, личностно воспринимающих ее по-разному. Это справедливо и для спорта высоких достижений: везде, где наблюдаются незаурядные результаты, мы вправе констатировать особый альянс тренера и спортсмена, своего рода личностно суверенную диаду, открывающую новые горизонты не только в спорте, но и в отношении к своему делу.

Приращение культуры - вот что происходит, когда за высоким спортивным достижением обозначается смена тренировочной системы или кардинально иной подход к стратегии или тактике данного вида спорта.

Соответственно осознание личностью возможностей своей телесности (понимаемой более широко, нежели просто "физические возможности") - вот что является ориентиром для исследовательской и инновационной практики в области освоения ФК. В этом контексте ФК может и должна стать средством субъективной ориентировки в пространстве телесности. Эстетическое восприятие телесно-двигательных характеристик, умение слушать и слышать свое тело, сознательное построение движений, игровое мышление, осмысленная гигиена, культурное питание, причастность к ритуалам - таковы лишь самые общие структурные новообразования ФК.

В свете сказанного основной единицей содержания обучения ФК должно стать систематическое построение собственных культурно сообразных действий (движений и регуляций). Под построением движений и регуляций подразумевается как исследование учащимися своей физкультурной деятельности, так и представление ее в существенных отношениях (структурных, функциональных, генетических), отражение ее в системе понятий и испытание ее истинности. Ясно, что такой цикл обучения предполагает движение как от "предмета к модели", так и от "модели к предмету", причем именно координация обоих движений и составляет желаемый результат, когда "понятия без действий не пусты, а действия без понятий не слепы"(И. Кант). Это позволяет создавать в педагогическом процессе условия для удовлетворения как материальных потребностей, связанных с развитием физических качеств, двигательных умений и навыков, так и духовных, реализуемых в познавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной деятельности. В частности, организация учебной деятельности включает чередование различных форм взаимодействия студентов: игру; совместную деятельность по анализу и обсуждению сложившихся форм культуры; индивидуальную работу по апробации и исследованию собственных действий и состояний при освоении, например, разминочных комплексов; взаимодействие с преподавателем, меняющим свои педагогические амплуа от "учителя", "руководителя", "тренера" к "помощнику" "партнеру", "противнику".

Развитие социально-психологического статуса учебной группы в ходе освоения ФК представляется еще одним важным направлением инноваций. В частности, процессуально-методический аспект образования в условиях гуманистической ориентации предполагает определение стержневого понятия (идеи), вокруг которого концентрируется внутрипредметный и межпредметный материал, органически связанный с процессами саморазвития. Для ФК, например, таким понятием является "игра" [18]. Понятно, что игровой характер должен быть признан не просто "эффективным" или "одним из многих", а доминирующим при освоении ФК.

В спортивных играх учащихся традиционно обучают техническим приемам владения мячом, и только после определенного набора двигательных умений им предоставляют возможность играть. При этом специалистам знакома ситуация, когда студенты, знакомясь с той или иной игрой, хотят играть, а не отрабатывать отдельные технические приемы. И это естественно, поскольку суть спортивных игр, как следует из анализа культурного контекста их возникновения, - это игра. Подача материала от целого к части предполагает такую организацию учебного процесса, при которой игра является и формой, и содержанием с первого и до последнего занятия. Учебные задачи должны включать тактические игровые задания, упрощенные по правилам и техническим действиям, с целью формирования игрового мышления. Крайне важно развернуть игру как игру, а не как бесконечные ряды технических или тактических приемов. Только тогда ученик увлекается ею, поскольку за отдельными игровыми действиями видит культурное целое. При этом чисто технические приемы отрабатываются по ходу выполнения игровых действий, а также отдельными упражнениями, т.е. традиционно, но это уже на фоне мотивированной деятельности, с пониманием смысла происходящего, в контексте задачи сравнения, соотнесения, проекции.

Сопоставление в процессе обучения задач игрового и технического характера может быть представлено следующим образом. Решение игровых, моделирующих задач формирует ориентировочную часть действия, а овладение техническим приемом служит сигналом для включения нового действия в игровую ситуацию, тогда технический прием становится исполнением в структуре игры. Учебный процесс, ориентированный на формирование игрового мышления, позволяет продлить физкультурную деятельность за рамки занятий. Игра может стать предметом обсуждения и дискуссий студентов, причем не только спортивно-технического, но и культурологического характера, что позволяет формировать способность понимать и вместе переживать игру, желание смотреть игры ведущих мастеров, восхищаться спортивным мастерством.

Инновационное преобразование существующего репродуктивного типа организации учебной деятельности студентов в курсе освоения ФК предполагает изменение способа традиционного взаимодействия преподавателя и учащегося по многим аспектам, например через замену оценочных суждений преподавателя последовательной психологической поддержкой студента на каждом шагу освоения ФК, через сопровождение не самого становящегося движения, а рефлексии учащимся его становления, через последовательное использование возможностей совместной продуктивной деятельности и др. Студенческая группа здесь уже должна рассматриваться не как "совокупность индивидов с различными показателями силы и выносливости", а как целостная культурная общность с присущими ей внутренними законами становления и развития. Еще раз отметим, что если смысловое ударение в словосочетании ФК делать на "культуре", то культурные способы взаимодействия с группой в целом и с каждой личностью в отдельности при освоении ФК являются неизбежными.

Таким образом, предлагаемая нами система образования ФК может считаться построенной в том случае, если предметность "хорошо" структурирована (развернута в систему) и раскрывается через восхождение от абстрактного к конкретному (по В.В. Давыдову); если на каждом шаге учебной деятельности обеспечена полная ориентировка учащихся в развертываемом содержании, причем не только в текущих, но и в перспективных моментах становления физкультурной деятельности; если каждое действие в ходе своего становления проходит необходимые материализованные, речевые и знаково-символические формы; если педагогическая обстановка вокруг освоения ФК (система контроля, оценки и методические изыски) является деликатной в отношении души и развивающей в отношении разума.

Нельзя исключить из спектра учитываемых при построении новой системы освоения ФК обстоятельств и характера профессионализации студентов. Речь, конечно, не идет о том, чтобы студент-физик в каждом анализируемом движении искал биофизические основы, а студент-психолог все время занимался интроспекцией. Но включение профессиональных основополагающих понятий "жесткость конструкции", "динамические показатели вращения" и другие у физиков, а также "повторение без повторения" (принцип выдающегося физиолога Н.А. Бернштейна), "структура становящегося действия" и другие у психологов становились естественными этапами приобщения оформленных областей физики и психологии для решения даже еще недостаточно определенно поставленных задач освоения ФК. Разумеется, это существенно повышает требования к профессиональному и педагогическому мастерству, эрудиции и деликатности преподавателей ФК, но иного пути здесь просто нет.

На основе вышеизложенного подхода разрабатывается экспериментальная программа по ФК в Сургутском университете. Последовательное в течение трех лет (1999 - 2002 гг.) развертывание экспериментальной программы позволило разработать новое содержание учебного курса, реализовать иной инновационный подход к организации учебной деятельности при освоении ФК, согласовать позиции факультетов и преподавателей, апробировать инструментарий для мониторинга, отработать основные методические схемы учебных занятий.

Общая схема организации учебного процесса представляет собой последовательную реализацию в содержаниях и формах организации учебной деятельности курса ФК идеи самостоятельного построения физкультурной деятельности.

В контексте культуры преобразование физического потенциала человека с необходимостью предполагает социокультурное осмысление телесно-двигательных характеристик. Следовательно, начальным этапом становления физической культуры личности является формирование ценностно-смыслового отношения человека к своему телу, своим физическим кондициям. Результатом педагогической деятельности на этом этапе должны быть:

- знания студентом своего физического потенциала: физического состояния, физического развития, физических способностей и физического здоровья;

- умения оценивать физические кондиции в аспекте социальных требований и личностных устремлений;

- положительное отношение к физкультурной деятельности;

- ориентирование в пространстве физической культуры.

Качественная определенность поставленных задач, конкретность ожидаемых результатов позволяют сделать
содинамичными формы учебных занятий. На теоретических занятиях рассматриваются основные понятия физической культуры: культура тела, культура движений, культура здоровья и их трансформация в историко-культурном измерении. Развертывание этих понятий на практических занятиях предусматривает широкое использование средств из разных видов спорта в целях самопознания своего физического Я, конструирования учебных ситуаций, стимулирующих самоанализ и самооценку физических способностей. Специфика поставленных задач обусловливает необходимость проведения занятий в учебных группах. Их решение, как показывает опыт, возможно за период обучения студентов на первом курсе.

Соответствующая направленность учебных занятий, актуализирующая базовую потребность человека в самопознании, создает необходимые условия для самоопределения студента в пространстве физической культуры и перехода ко второму этапу - преобразовательному. Задача педагога на этом этапе - обеспечить условия для достижения личностно значимых результатов физического совершенствования. Необходимое условие организации учебного процесса на этом этапе - предоставление возможности студентам выбора форм, видов и целей физкультурной деятельности. Формой организации учебных занятий являются группы по интересам. Физкультурная активность личности в таких ситуациях выражается в различных отклонениях от традиционной безличной модели поведения. Неопределенность исхода, субъективное ощущение принадлежности совершаемого только самому себе существенно активизируют физкультурную деятельность студента.

Личный позитивный опыт преобразования физического потенциала позволяет перейти на творческий этап самореализации студента в сфере физической культуры. Основной формой организации физкультурной деятельности на этом этапе являются группы (клубы) по интересам, объединяющие студентов разных курсов и специальностей.

Качественная определенность выделенных этапов обусловливает адекватный мониторинг освоения физкультурной деятельности: динамику индивидуального и группового отношения к курсу ФК, динамику жизненных ориентиров, динамику показателей осваиваемых действий и развития физических качеств, динамику отношения преподавателей к осуществляемой инновации.

Литература

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физ. культуры, 1995, № 4, с. 2 - 8.

3. Быховская И.М. "Человек телесный" в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). - М.: ФОН, 1997. - 209 с.

4. Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление. - Кишинев: Штиинца, 1986. - 162 с.

5. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры //Теория и практика физ. культуры, 1999, № 10, с. 2 - 5.

6. Виленский М.Я. Пути перестройки физического воспитания в высшей школе: Тезисы науч.-метод. конф. Пермь, 1989, с. 27 - 28.

7. Егоров А.Г. Гуманизация, гуманитаризация и реалии спортивной субкультуры // Формирование гуманистического мировоззрения студентов / Сб. науч. трудов. Смоленск, 1991, с. 3 - 8.

8. Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А. Молодежь и физическая культура. - М.: ФОН, 1996. - 317 с.

9. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

10. Лубышева Л.И., Грузных Г.М. Теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов //Теория и практика физ. культуры. 1991, № 6, с. 9 - 12.

11. Моченов В.П. Социально-педагогические аспекты использования нетрадиционных форм и средств физической культуры в практике физкультурно-оздоровительной работы: Автореф. канд. дис. М, 1994.

12. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века: Монография //CПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 1988. - 217 с.

13. Пономарчук В.А., Аяшев О.А. Физическая культура и становление личности. М., 1991. - 123 с.

14. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация "Логос", 1999. - 272 с.

15. Столяров В.И. Проект "СпАрт" и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и
первые итоги реализации) // Теория и практика физ. культуры, 1993, № 4, с. 10 - 14.

16. Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А. Концепция и технология организации гуманистически ориентированной физкультурно-спортивной деятельности детей и молодежи - спорт, духовные ценности, культура. Вып. седьмой. Детский спорт (концепции, программы, технологии): Сб. / Сост. и ред.: академик, докт. пед. наук, проф. РАО В.В. Кузин, доктор философ. наук, проф. В.И. Столяров.

17. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учеб. пос. для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. - М.: Академический Проект, 2000. - 496 с.

18. Хёйзинг Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры /Пер., сост. и вступ. ст. Д.В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича. - М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.

19. Хозиев В.Б. О судьбах психолого-педагогических инноваций // Сб. науч. трудов СурГУ "Психология в образовании". Вып. 1. Сургут, 1995, с. 47 - 64.

20. Щедрина А.Г. Здоровье и массовая физическая культура: методологические аспекты //Теория и практика физ. культуры, 1989, № 4, с. 5 - 7.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!