ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ СИБИРСКОГО СЕВЕРА


Abstract

HEALTH-RELATED PHYSICAL ACTIVITY STIMULATION AMONG NORTH SIBERIAN STUDENTS ON BASE OF TRANSTHEORETICAL MODEL OF CHANGE OF BEHAVIOR

S.I. Loginov, Ph. D., lecturer

L.I. Revdova

Surgut state university, Surgut

Key words: physical activity, students, intervention, transtheoretical model, behavior.

The authors studied the 16-week intervention effect on understanding the exercise behavior among the first-year students. The cross-sectional descriptive study was conducted on the base of transtheoretical model (TTM). The independent variable was the stage of exercise behavior change. The dependent variables before and after intervention were the exercise efficacy expectations, the decisional balance (i.e., pros and cons), and the processes of change.

613 students (aged 17,2±0,2 years, 59% of females) completed valid and reliable questionnaire packets. 61% of the sample were sedentary or exercised irregularly (precontemplation, contemplation, or preparation stages), whereas 21% were in the action stage (regularly active < 6 months) and 18% were in the maintenance stage (regularly active > 6 months) before the intervention. The dates after intervention in experimental group were 40%, 26% and 34% and in control group - 60%, 19% and 21%.

The results had showed that all of the TTM constructs differed significantly across exercise stages. The frequency and duration of physical exercise increased significantly in comparison with the control after intervention.


СТИМУЛЯЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ, СВЯЗАННОЙ СО ЗДОРОВЬЕМ СТУДЕНТОВ СИБИРСКОГО СЕВЕРА, НА ОСНОВЕ ТРАНСТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Кандидат биологических наук, доцент С.И. Логинов
Л.И. Ревдова

Сургутский государственный университет, Сургут

Ключевые слова: физическая активность, поведение, педагогический эксперимент, студенты, транстеоретическая модель.

Взаимопроникновение методов и подходов различных наук в изучение проблем, связанных со здоровьем человека, составляет специфическую особенность нескольких последних десятилетий. Еще в 70-е годы прошлого столетия в России и во всем мире исследователи все чаще стали обращать внимание на ведущее значение психологических установок и поведения людей при выполнения различных педагогических, физкультурных и оздоровительных рекомендаций. Вместо прежней стратегии, рассматривающей возникновение и развитие нарушений здоровья как результат взаимодействия триады факторов "внешняя среда - повреждающий агент - здоровье человека", стали руководствоваться формулой: "внешняя среда - поведение человека - здоровье человека" [15]. Такой подход, полностью отвечавший представлениям о здоровом образе жизни, получил обширную библиографию в области профилактической медицины, социологии, социальной психологии, теории физической культуры, педагогики, философии и экономики. В рамках поведенческого подхода наряду с производственной и социальной физической активностью было выдвинуто понятие о медицинской активности, а также сформулирована модель обусловленности здоровья, согласно которой удельный вес факторов образа жизни составляет 50-55%, окружающей среды - 20-25%, наследственных факторов - 15-20%, здравоохранения - 10-15% [12].

Среди факторов здорового образа жизни одно из ведущих мест занимает физическая активность человека [1, 2, 6, 14, 13, 4, 10, 17, 16, 18, 24, 23, 22], которая снижает риск возникновения гипертонии, рака толстой кишки, диабета, не связанного с недостатком инсулина, остеопороза и депрессивных состояний, способствует снижению массы тела, снятию стресса, улучшению настроения и повышению работоспособности [28, 8, 27]. Малоподвижный образ жизни является фактором риска ишемической болезни сердца [9, 25]. И все же, несмотря на обширную информацию о пользе физически активного стиля жизни, большая часть городского населения не занимается физическими упражнениями для здоровья и остается в значительной степени "сидячей" [32, 3].

Физическая активность повсеместно снижается во всех возрастных группах, однако самое резкое ее падение отмечается у ювеналов (15-19 лет) и молодых взрослых (21-25 лет) [34]. В вузах Центральной полосы России около 50% студентов занимаются физическими упражнениями всего 2-3 ч в неделю, а более 45% студентов не занимаются ими совсем [7]. Об этом же свидетельствуют и данные опросов здоровья в США. С возрастом регулярное участие в высокоинтенсивной физической деятельности прогрессивно снижается с 63,7% у учащихся средних школ до 37,6% у студентов колледжей и 14,0% у взрослых [34]. Регулярное участие в физической деятельности умеренной интенсивности оказалось более стабильным в разных возрастных группах (учащиеся средней школы - 21,1%, студенты колледжа - 19,5% и взрослые - 19,7%). Следовательно, именно в учебных заведениях можно успешно проводить политику приобщения молодых людей к регулярным занятиям физическими упражнениями, формировать социальную установку на физически активный стиль жизни.

Цель настоящей работы - изучить возможность повышения уровня физической активности студентов и приобщения их к регулярным занятиям физической культурой с помощью психолого-педагогического воздействия, проведенного на основе транстеоретической модели изменения поведения.

Методы и организация исследования. Педагогический эксперимент был спланирован и проведен на основе транстеоретической модели (ТТМ) изменения поведения [31]. Центральным элементом экспериментального психолого-педагогического воздействия (ЭППВ) являлся 32-часовой курс основ здорового образа жизни. Он включал теоретические знания и лабораторные работы по количественной оценке здоровья, методам оздоровительной тренировки и психологическому тренингу (табл. 1). Полученные в ходе лабораторных работ навыки закрепляли на занятиях по физической культуре (4 ч в неделю) и оформляли в виде индивидуальной оздоровительной программы. Кроме того, использовали методы подкрепления, стимулирования и социальной поддержки (автоматический зачет, льготные и бесплатные абонементы, информирование родителей об успехах, передачи по университетскому радио, публикации в газете и т.д.).

В исследованиях приняли участие 465 первокурсников Сургутского государственного университета в возрасте 17,6±0,2 года (экспериментальная группа - ЭГ) и 240 первокурсников в возрасте 17,8±0,2 года (контрольная группа - КГ), всего 705 человек.

До ЭППВ 151 юноша и 251 девушка и после ЭППВ 107 юношей и 199 девушек ЭГ, а также 100 юношей и 111 девушек КГ ответили на анкету относительно своей физической активности [35], модифицированную нами для русскоязычных студентов. Норма отклика до начала ЭППВ составила 86,4%, а после ЭППВ сократилась до 81,8%. Норма отклика в КГ составила 87,9%.

Анкета состояла из 4 субтестов, оценивавших основные конструкты ТТМ, а именно: стадии изменения поведения, баланс принятия решения, процесс изменения и самоэффективность.

Стадия изменения поведения - это временное образование, представляющее собой континуум мотивационной готовности брать на себя ответственность и совершать результативные действия [30]. Ее оценивали с помощью 5 ответов закрытой формы, из которых нужно было выбрать один, например: "Я занимаюсь регулярно физическими упражнениями более полугода" или "Я не занимаюсь физическими упражнениями регулярно и не собираюсь заниматься в ближайшие полгода". Критерием регулярности занятий физическими упражнениями считали тренировку 3 раза и более в неделю по 20 и более минут за один раз.

Баланс принятия решения отражает процесс своеобразного взвешивания всех "за" и "против" при осуществлении изменений и объясняет, почему эти изменения происходят. По отношению к занятиям физической культурой "сумма всех аргументов за" включает выгоды от занятий физическими упражнениями, а именно высокую работоспособность, меньшую утомляемость, оптимальную массу тела, красивую фигуру, общение с другими людьми и т.д. "Сумма всех аргументов против" представлена неприятными ощущениями и мышечно-суставными болями при выполнении физических упражнений, боязнью травм, потооделением, необходимостью соблюдать режим, выделять время для занятий и тренироваться при ненастной погоде и т. д. Субтест для выяснения баланса принятия решения состоял из 16 вопросов (10 вопросов "аргументы за" и 6 - "аргументы против"). Студентов просили ответить по 5-балльной шкале: от 1 - "совсем не важно" до 5 - "чрезвычайно важно", насколько им подходит каждое из нижеприведенных утверждений, связанных с их решением заниматься физическими упражнениями.

Таблица 1. Содержание курса основ здорового образа жизни

Недели

Теоретический материал

Лабораторные работы

1

Факторы риска в условиях Севера

Определение факторов риска

2

Методы профилактики факторов риска в условиях Севера

Составление индивидуальной программы профилактики риска

3

Оценка физического состояния

Определение физической подготовленности тестом Контрекс-3

4

Аэробная физическая тренировка

Определение физического состояния с помощью МПК и ОМПК

5

Гармоничность телосложения и композиция тела человека

Оценка жирового и мышечного компонентов с помощью КЖС-калипера, компьютерный расчет массы тела и его компонентов

6

Физическая активность и здоровье

Оценка уровня Физической активности

7

Обмен веществ и физическая тренировка

Расчет суточных энерготрат табличным методом с помощью 7-дневного самоотчета

8

Питание и физическая тренировка

Расчет научно обоснованною пищевою рациона при оздоровительной тренировке в условиях Севера

9

Темперамент и здоровье

Определение свойств нервных процессов и типа темперамента

10

Стратегии поведения и здоровье

Оценка локус-контроля и стратегии поведения

11

Акцентуации и здоровье

Определение акцентуации черт характера

12

Психоэмоциональный стресс

Техники релаксации и психорегуляции

13

Биологическая обратная связь

Бостренинг с помощью автоматизированного рабочего места "Бос-Лаб"

14

Стресс на Севере

Мониторинг сердечного ритма с помощью кардиомонитора "Рolar"

15

Оздоровительная физическая тренировка

Расчет и контроль индивидуальных режимов оздоровительной физической тренировки

16

Нет

Представление индивидуальной оздоровительной программы

Процесс изменения поведения , связанного с выполнением физических упражнений, в соответствии с положениями ТТМ может осуществляться двумя видами стратегий - познавательной и поведенческой. В первом случае студент получает информацию о физической культуре самостоятельно в результате познавательной деятельности. При поведенческой стратегии сведения могут быть получены из событий окружающей среды или от других людей, с которыми студент вступает в коммуникативные отношения. Конструктивными элементами познавательной стратегии являются пять переменных: степень осознания необходимости изменения поведения, уровень социального освобождения, степень облегчения, переоценка окружающей среды, новая оценка своих поступков (самопереоценка). Пять других переменных представляют поведенческую стратегию изменения поведения: взаимопомощь в процессе изменения поведения, выработка новых условных рефлексов, повышение степени личной свободы (самоосвобождение), контроль раздражителей (стимулов) внутренней и внешней среды, подкрепление успехов и достижений. Субтест процессов изменения содержал 40 вопросов. Он включал 4 темы по 10 вопросов в каждой. Студентов просили вспомнить, как часто в течение прошлого месяца они использовали каждый из нижеприведенных видов деятельности, и оценить их по шкале из 5 баллов в пределах от 1 - "никогда" до 5 - "очень часто".

Самоэффективность определяет степень веры индивидуума, что он способен достичь цели изменения и выступает важным посредником между знанием и действием [30]. С точки зрения статистики это величина математического ожидания, нормализованная по выборке и представленная Т-баллами [35]. Ее оценивали с помощью субтеста из 12 вопросов со шкалой из 5 баллов: от 1 - "не уверен" до 5 - "совершенно верно". Для этого задавали вопросы, касающиеся отрицательных ощущений в процессе занятий физическими упражнениями, возможности возвращения к прежнему физически низкоактивному поведению и нахождения времени для оздоровительной тренировки.

До и после ЭППВ измеряли частоту занятий физическими упражнениями (раз/нед) и продолжительность занятия (мин/занятие), количество студентов на каждой стадии изменения поведения (%), баланс принятия решения, процесс изменения поведения и самоэффективность (Т-баллы). Данные показателей описательной статистики, нормализации первичных экспериментальных данных, а также дисперсионный анализ получены с помощью пакета программ Statistica 6.0 (StatSoft. Inc., 2002) [5]. Достоверность наблюдаемых различий оценивали с помощью теста Tukey HSD при уровне значимости р<0,05.

Результаты. Проведенные исследования показали, что ЭППВ вызвало перераспределение студентов по стадиям изменения поведения, связанного с занятиями физическими упражнениями. До ЭППВ 10% всех студентов не занимались физическими упражнениями и не собирались заниматься ими в ближайшие полгода (стадия 1, предразмышление); 31% студентов не выполняли физических упражнений, но собирались выполнять в ближайшие полгода (стадия 2, размышление); 20% студентов занимались физическими упражнениями нерегулярно, от случая к случаю (стадия 3, подготовка); 21% студентов занимались физической культурой в свободное время регулярно, но менее чем полгода (стадия 4, действие) и только 18% первокурсников занимались физическими упражнениями регулярно более чем полгода (стадия 5, поддержание).

После ЭППВ картина распределения выглядела следующим образом: 12, 12, 16, 26 и 34% соответственно. Достоверно уменьшилось количество студентов, находившихся на стадии размышления (стадия 2) и увеличилось - на стадии поддержания (стадия 5). В целом до ЭППВ физически низкоактивный образ жизни вели 61,2% студентов выборочной совокупности, находившихся на первых трех стадиях изменения поведения. ЭППВ снизило число "сидячих" студентов до 39,4%.

Число юношей после ЭППВ достоверно возросло только на стадии поддержания, тогда как характер распределения девушек по стадиям в целом соответствовал картине общего распределения. Достоверно уменьшилось (по сравнению с контрольной группой и показателями до ЭППВ) количество девушек, находившихся на стадии размышления (стадия 2) и увеличилось - на стадии поддержания (стадия 5).

В КГ количество студентов, не занимавшихся физическими упражнениями и не собиравшихся заниматься ими в ближайшие полгода, составляло 13,7% (стадия 1), 26,4% размышляли о том, что неплохо бы заняться физкультурой в следующем месяце (стадия 2), 20,3% тренировались от случая к случаю (стадия 3), 19,3% занимались регулярно, но меньше чем полгода (стадия 4) и 20,3% тренировались более полугода (стадия 5).

До ЭППВ 55% юношей и 66% девушек находились на первых трех стадиях изменения поведения и вели физически низкоактивный образ жизни (в КГ - 52 и 69% соответственно). После ЭППВ количество юношей и девушек ЭГ на первой стадии изменения поведения (стадия предразмышления) существенно не отличалось друг от друга и составляло 11,9 и 11,6% (в КГ - 14,4 и 12% соответственно). Девушек было больше, чем юношей, на второй стадии как в ЭГ, так и в КГ (34 и 32% против 24 и 22% соответственно) и на третьей стадии (стадия подготовки) в КГ (25 против 16%). Существенных различий между количеством юношей и девушек на третьей и четвертой стадиях в эксперименте не выявлено.

Юношей было больше, чем девушек, на стадии поддержания (стадия 5) (40,3 против 33,2% в ЭГ и 27,9 против 12% в КГ). Различия между ЭГ и КГ на стадии поддержания составили 21% среди девушек и 10% среди юношей.

Изменение баланса принятия решения в зависимости от стадий изменения поведения, связанного с занятиями физическими упражнениями и полом первокурсников, под влиянием экспериментального педагогического воздействия. Среди юношей до ЭППВ количество всех аргументов "за" согласно тесту Tukey's HSD достоверно увеличивалось (p<0,0003) от стадии к стадии (1<2<3<5), тогда как все аргументы "против" не менялись (p<0,27). После ЭППВ все аргументы "за" менялись достоверно только на первых двух стадиях изменения поведения (p<0,05), все аргументы "против" недостоверно возрастали (p<0,26). Многофакторный дисперсионный анализ (MANOVA) показал, что баланс принятия решения существенно зависел от стадии изменения поведения (коэффициент Rao R (8,290) = 3,54; p<0,0006).

У девушек до ЭППВ все аргументы "за" увеличивались от стадии к стадии (p<0,05), Rao R (8, 490) = 3,62; p<0,0004, кроме стадии подготовки (1<2<4<5), тогда как все аргументы "против" изменялись недостоверно (p<0,14). После ЭППВ количество аргументов "за" достоверно увеличивалось от стадии к стадии (p<0,05): 1<2<3<4<5; 2<3<4; 3<4=5; 5<4. Число аргументов "против" существенно уменьшалось (p<0,05): 4<3<2; 5<3<2, т.е. баланс принятия решения менялся в сторону преобладания положительных аргументов, вследствие чего можно было
ожидать изменения поведения и закрепления желания заниматься физической культурой для здоровья (Rao R (8,386) = 5,22; p<0,0001). В КГ у юношей сумма всех аргументов "за" также достоверно (p<0,0003) увеличивалась от стадии к стадии, количество аргументов "против" не снижалось. Процесс также зависел от стадии изменения (Rao R (8,210) = 3,27; p<0,0015). Сходная картина отмечалась и у девушек (Rao R (8,188) = 2,74; p<0,007).

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют, что как у юношей, так и у девушек под влиянием ЭППВ достоверно повышается сумма аргументов "за", убеждающих в необходимости заниматься физическими упражнениями, поскольку их польза очевидна. В то же время сумма аргументов "против" меняется в меньшей степени и свидетельствует о том, что значительные усилия в учебном процессе следует сосредоточить на создании условий, которые приводили бы к уменьшению предубеждений против занятий физическими упражнениями.

Самоэффективность первокурсников увеличивалась от стадии к стадии как до, так и после ЭППВ. Однако в сравнении с КГ после ЭППВ, несмотря на тенденцию к увеличению, показатели самоэффективности студентов статистически достоверно не менялись.

Средние значения показателей познавательной и поведенческой стратегий и их среднеквадратические отклонения до и после ЭППВ. Все десять переменных, характеризующих процесс изменения поведения, достоверно возрастали от стадии к стадии до и после ЭППВ как в ЭГ, так и в КГ. ЭППВ не оказало существенного влияния на степень осознания необходимости изменения поведения. Уровень социального освобождения повышался на стадии поддержания. Переоценка окружающей среды положительно отличалась на стадии предразмышления и была существенно меньше на стадии поддержания. После ЭППВ в процессе изменения поведения на стадии размышления студенты чаще пользовались помощью других людей, однако взаимопомощь на последующих стадиях снижалась. Выработка новых условных рефлексов развивалась недостаточно, их подкрепление, а также контроль стимулов были слабыми на стадиях предразмышления и действия, величина самоосвобождения была наиболее низкой на стадии размышления. Другие изменения были малосущественны.

Таблица 2. Влияние экспериментального педагогического воздействия на показатели ТТМ студентов СурГУ по данным однофакторного дисперсионного анализа и сравнительного теста Tukey SHSD

Элементы ТТМ

До ЭППВ

После ЭППВ

Контрольная гр

F (4,397)

Tukey's 
(p<0,05)

F (4,261)

Тukey's (p<0,05)

F (4,206)

Tukey's (p<0,05)

Самоэффективность

14,13

1 < 2,3,4,5 
2 < 4 < 5 
3 < 5

8,16С

1 < 3,4,5 
3 < 4,5

13,87

1 < 2,3,4,5 
2 < 4,5

Все аргументы "за"

8,21

1 < 2,3,4,5

10.12Б

1 < 4

8,12

1 < 2,3,4,5

Все аргументы "против"

2.79

НД

4,44М

1 < 4,5

4,34

1 < 3,4

Степень осознания

10,32

1 < 2,3,4,5 
4,5

9,71С

1 < 3,4,5

8,14

1 < 4,5

Соцосвобождение

4,12

1 < 3,4,5 
4 < 5

4,36М

1 < 4

5,19

1 < 2,3,4,5

Облегчение

3,72

1 < 4,5

2,21М

НД

5,07

1 < 2,3,4,5

Переоценка окружения

7,99

1 < 2,3,4,5

5,72М

1 < 5

6,07

1 < 2,3,4,5

Самопереоценка

15,5

1 < 2,3,4,5 
4 < 5

14,78Б

1 < 3,4,5

12,84

1 < 2,3,4,5,

Взаимопомощь

6,51

1 < 3,4,5 
1 < 5

4,22М

НД

5,15

1 < 4,5

Условные рефлексы

14,8

1 < 3,4,5 
3 < 4,5 
4,5

9,55С

1 < 5

12,26

1 < 4,5

Самоосвобождение

15,0

1 < 2,3,4 
4 < 5

15,1Б

1 < 3,4,5

12,67

1 < 3,4

Контроль стимулов

9,25

1 < 4,5 
4 < 5 
1 < 5

8,89С

1 < 5

11,26

1 < 2,3,4

Подкрепление

8,78

1 < 2,3,4,5

6 ,49С

1 < 3,4,5

9,01

1 < 2,3,4,5

Условные обозначения ТТМ - транстеоретическая модель, стадии 1 - предразмышления, 2 -размышления, 3 - подготовки, 4 - действия, 5 - поддержания Эффекты ЭППВ М - малый, С -средний, Б- большой

Результаты однофакторного дисперсионного анализа и сравнительного теста Tukey's HSD, а также качественных показателей эффекта ЭППВ в сравнении с КГ представлены в табл. 2. На основании коэффициента F определяли степень влияния ЭППВ, где F от 1 до 5 - малый эффект, 5,1-10 - средний эффект, выше 10 - большой эффект.

Незначительный эффект ЭППВ наблюдался для социального освобождения, устранения неприятных ощущений при выполнении физических упражнений (облегчение), для показателя "все аргументы против", а также взаимопомощи. Средний эффект был обнаружен для самоэффективности, осознания необходимости изменения поведения, переоценки окружения, выработки условных рефлексов и контроля отвлекающих влияний. Большое влияние ЭППВ оказало на показатель "все аргументы за", самопереоценку и самоосвобождение.

Показатели физической активности (M±m), а именно число занятий (раз/нед) и продолжительность занятий (мин/занятие) под влиянием ЭППВ менялись статистически достоверно по сравнению с КГ (после ЭППВ ЭГ - 2,83±0,1 и 61±3, КГ - 2,36±0,13 и 53±3, соответственно p<0,01 и p<0,05).

Обсуждение. Имеется достаточно много исследований различных аспектов поведения, связанного с регулярными занятиями физической культурой, которые выполнены на основе транстеоретической модели. Однако только в четырех работах, использующих конструкты TTM, были оценены все компоненты этой модели. В частности, это исследования с участием пожилых людей [21], подростков [26], а также студентов колледжа [33, 35]. В нашем исследовании мы попытались проверить применимость транстеоретической модели для планирования, проведения и оценки изменения поведения, связанного с занятиями физической культурой под влиянием психолого-педагогического воздействия среди выборки студентов разных (кроме спортивного) факультетов университета, расположенного на севере Западной Сибири.

Полученные результаты подтвердили целесообразность применения ТТМ для исследования
поведения, связанного с регулярными занятиями физической культурой в вузе. Все конструктивные элементы этой теории хорошо дифференцировались в зависимости от стадии изменения поведения.

Наши данные относительно числа физически низкоактивных студентов в целом совпадают с литературными. Так, обнаружено [35], что из 608 студентов 59% вели малоподвижный образ жизни. В другом исследовании, по данным телефонного опроса, 1408 студентов в возрасте 18-20 лет из 23 колледжей штата Техас 43,1% были отнесены к первой (предразмышление) и второй (размышление) стадиям изменения поведения. В то же время 53% студентов сообщили, что участвовали в высокоинтенсивной физической деятельности (аэробные упражнения) 3 и больше дней за последнюю неделю, а 58% занимались физическими упражнениями умеренной интенсивности (ходьба, велосипед) [37]. По другим данным, низкоактивными были 33% студентов -старшекурскников и выпускников [19], 46% первокурсников и аспирантов [29] и 52% студентов -первокурсников [36], 24% украинских студентов не занимались физическими упражнениями вообще и 51% занимались ими от случая к случаю [11].

Наиболее близкими к нашим оказались результаты психолого-педагогического воздействия на поведение, связанное с занятиями физической культурой, проведенного с позиций ТТМ в университете штата Орегон при участии 540 студентов [20]. Изучали влияние аналогичного нашему 30-часового курса "Физкультура для жизни и здоровья" (Lifetime fitness for heаlth), преподававшегося в течение 10 недель. В качестве зависимых переменных выступали количество занятий физическими упражнениями (раз/нед) и величина энергозатрат (МЕТ/нед). Проведенные исследования показали, что под влиянием вмешательства студенты переместились на более высокие стадии мотивационной готовности изменения поведения, связанного с занятиями физической культурой. В то же время существенных изменений самоэффективности, а также показателей познавательной и поведенческой стратегий изменения поведения не произошло, величина энергозатрат, связанных с физическими упражнениями, возросла недостоверно.

Таким образом, транстеоретическая модель предоставляет возможность для планирования, анализа и прогноза результатов изменения поведения, связанного с занятиями физическими упражнениями, студентов в условиях ЭППВ.

Под влиянием ЭППВ доля студентов, ведущих физически низкоактивный образ жизни, уменьшилась с 60 до 40 %.

После проведения ЭППВ у юношей и девушек количество аргументов в пользу регулярных занятий физическими упражнениями превысило сумму аргументов против занятий физическими упражнениями (переход в полном согласии с положениями ТТМ осуществился на стадии деятельности) (стадия 4). Самоэффективность повышалась от стадии к стадии, количество занятий в неделю и их продолжительность достоверно увеличились по сравнению с КГ.

Наиболее сильные эффекты ЭППВ были выявлены в отношении положительной аргументации за то, чтобы заниматься физической культурой больше, а также самопереоценки и самоосвобождения. Не удалось снизить зависимость от социальных влияний, мешающих занятиям физической культурой, уменьшить затруднения, связанные с приобщением студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями и усилить взаимопомощь.

Наши и литературные данные свидетельствуют, что приобщение студентов к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой - процесс сложный и многоплановый. Его целесообразно проводить с учетом мотивационной готовности, поскольку на разных ее стадиях методические подходы различны. На стадии предразмышления и размышления нужно воспитать потребность и заинтересованность, на стадиях подготовки и деятельности сосредоточиться на организационных вопросах, создании условий для регулярной тренировки, в то время как на стадии поддержания, скорее всего, требуется квалифицированный тренер (консультант) и профессионально составленная индивидуальная программа оздоровительной тренировки. Совершенно очевидно, что необходимы дальнейшие исследования в этом направлении.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: "Теория и практика физической культуры", 2000. - 275 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 208 с.

3. Богатырев С.Н., Симонова Г.И., Малютина С.К. Физическая активность жителей Новосибирска: тенденции 1980-1990-х годов //Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2000, № 5, с. 23-27.

4. Большагин В.В. Физическая культура в здоровом образе жизни. Л., 1990. - 14 с.

5. Боровиков В.П., Боровиков И.П. Statistica. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. - М.: Филинъ, 1998. - 592 с.

6. Виру А.А. Молодость, старость и физическая активность. - Таллинн, 1989. - 124 с.

7. Дзюбалов А.В. Двигательные и организационно-методические умения как факторы приобщения студентов к самостоятельной физкультурной деятельности: Автореф. канд. дис. М., 1991. - 21 с.

8. Забина Е.Ю., Муравов О.И. Влияние физической активности на здоровье: обзор научных исследований // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1998, № 4, с. 7-13.

9. Зациорский В.М. Двигательная активность как фактор антириска ишемической болезни сердца // Теория и практика физ. культуры. 1986, № 9 с. 44-53.

10. Калинский М.И. Питание. Здоровье. Двигательная активность. Киев, 1990. - 175 с.

11. Леонова В.А., Куц А.С., Драчук А.И. Социально-психологический портрет учащейся молодежи Украины и ее здоровье. Здоровье и физические упражнения. Сб. статей. Тюмень: изд-во ТюмГУ, 2000, с. 108-112.

12. Лисицын Ю.П. Концепция факторов риска и образа жизни //Здравоохранение РФ. 1998. №3, с. 49-52.

13. Мельников Г.В. Основные принципы формирования здорового образа жизни //Вестник АМН СССР.1990, № 4, с.16-22.

14. Мотылянская Р.Е., Каплан Э.Я., Велитченко В.К. и др. Двигательная активность - важное условие здорового образа жизни // Теория и практика физ. культуры. 1990, №1, с. 14-22.

15. Сердюков А.Г., Винникова Ю.Г., Кульков В.Н. Медико-социальная характеристика образа жизни лиц, умерших в трудоспособном возрасте// Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2000, № 3, с. 25-28.

16. Тристан В.Г. Двигательная активность, временная регуляция жизнедеятельности и уровень здоровья человека. Омский гос. ин-т физ. культуры, Омск, 1994.-114 с.

17. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности.- М., ФиС, 1991. - 224 с.

18. Чинкин А.С. Двигательная активность и сердце. - Казань: изд-во Казан. ун-та, 1995.-195 с.

19. Calfas, K.J., Sallis, J.R., Lovato et el. (1994). Physical activity and its determinants before and after college graduation. Medicine, Exercise, Nutrition, and Health, 3, 323-334.

20. Cardinal B.J., Jacques K.M., Levy S.S. Evaluation of a university course aimed at promoting exercise behavior //J. Sports Med. Phys. Fitness. - 2002. - V. 42. - № 1.- P. 113-119.

21. Gorely T., Gordon, S. An examination of the transtheoretical model and exercise behavior in older adults // J Sport and Exerc Psychology.- 1995. - V.17. - P. 312-324.

22. King A.C., Stokols D., Talen E., et el. Theoretical approaches to the promotion of physical activity. Forging a transdisciplinary paradigm // Am J Prev Med. - 2002. - V. 23. - № 2. - Suppl. 1. - P.15-25.

23. Lefevre J., Philippaerts R., Delvaux K. et al., Relation between cardiovascular risk factors at adult age, and physical activity during youth and adulthood: the Leuven Longitudinal Study on Lifestyle, Fitness and Health // Int J. Sports Med. 2002. - V. - 23. - Suppl. 1. - S. 32-38.

24. Marcus B.H., Nigg C.R., Riebe D. Interactive communication strategies: implications for population-based physical activity promotion // Am. J. Prev. Med. - 2000. - V.19. - № 2. - P. 121-126.

25. National Institutes of Health, Physical activity and cardiovascular health. JAMA 1996, V. 276. - P. 241-246.

26. Nigg, C.R., Courneya, K.S. Transtheoretical model: Examining adolescent exercise behavior // J. Adolesc. Health. - 1998. - V. 22. - P. 214-222.

27. Palushka S.A., Schwenk T.L. Physical Activity and Mental Health. Current Concepts // Sports Med. - 2000. - V. 29. - № 3.- P. 167-180.

28. Pate R.R., Pratt M., Blair S.N., et al. Physical activity and public health: A recomendation from the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine // JAMA. - 1995. - V. 273. - P. 402-407.

29. Pinto B.M., Marcus B.H. A stages of change approach to understanding college students physical activity //J. Am. College Health. - 1995. - V. 44. - P. 27-31.

30. Prochaska J.M., Prochaska J.O., Levesque D.A. A transtheoretical approach to changing organizations. Adm. Policy Ment. Health. - 2001. - V. 28. - № 4. - P. 247-261.

31. Prochaska J.O., Velicer W.F. The transtheoretical model of health behavior change. // Am J Health Promot. - 1997. - V. 12. - P. 38-48.

32. Stephens T., Jacobs D.R., White C.C. The descriptive epidemiology of leisure-time physical activity // Public Health Rep. - 1986. - V. 100. - P. 147-158.

33. Sullum, J., Clark, M.M., King, T.K. Predictors of exercise relapse in a college population // J. Am. College Health. - 2000. - V. 48. - P. 175 -180.

34. U.S. Department of Health and Human Services. Physical activity and health: a report of the Surgeon General. Atlanta: Centers for Disease Control and Prevention, National Center for Chronic Disease Prevention and Health Promotion, 1996.

35. Wallace L.S., Buckworth J. Application of the Transtheoretical Model to Exercise Behavior among Nontraditional College Students //Am. J. Health Educattion. - 2001. - V. 32. - 1. - P. 39-47.

36. Wiley D.C., James G., Jordan-Belver C. et al. Assessing the health behaviors of Texas college students // J. Am. Coll. Health. - 1996. - V. 44. - P. - 167-172.

37. Wallace, L S., Buckworth, J., Kirby, et el. Characteristics of exercise behavior among college students: Application of social cognitive theory to predicting stage of change. // Preventive Medicine. - 2000. - V. 31. - P. 494-505.

38. Wiley D.C., James G., Jordan-Belver C. et al. Assessing the health behaviors of Texas college students. // J. Am. Coll. Health. - 1996. - V. 44. - P. 167 -172.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: