|
СПЕЦИФИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ХОККЕЕМ Кандидат
педагогических наук А.В. Маслюков Достижение высоких спортивных результатов в условиях возрастающей конкуренции требует постоянного совершенствования технического мастерства спортсменов. Одно из наиболее перспективных направлений технической подготовки высококвалифицированных спортсменов - совершенствование координационных способностей (КС). Техническая подготовка осуществляется за счет скоростно-силовых характеристик, КС движений и повышения устойчивости технических действий к различным сбивающим факторам. Большинство этих аспектов, за исключением совершенствования КС, получило широкое отражение в современной научной литературе и в практике работы тренеров. Вместе с тем хоккей с шайбой, как один из сложнокоординационных видов спорта, нуждается в целенаправленном развитии различных видов КС. Анализ имеющейся в нашем распоряжении научно-методической литературы показал, что проблема развития КС у детей, занимающихся хоккеем с шайбой, на данный момент остается малоизученной. Это обусловлено тем, что недостаточно изучены особенности проявления специальных КС спортсменов. В большинстве работ предлагаемые средства и методы развития даются без учета индивидуальных особенностей человека, обусловленных спецификой вида спорта. До сих пор закономерности формирования КС в процессе тренировки изучены еще далеко не полностью. В практике работы тренеров по хоккею отсутствует обоснованная программа развития и совершенствования КС. Это приводит к тому, что спортсменами при совершенствовании технического мастерства используются неадекватные методические приемы, что в значительной мере снижает эффективность тренировочного процесса. Все это послужило основанием для поиска путей целенаправленного подхода к решению задач, связанных с совершенствованием КС, необходимых для повышения эффективности технического мастерства спортсменов. Как известно, игровая деятельность в хоккее с шайбой отличается многообразием и сложностью движений циклического и ациклического характера. Эти движения выполняются в самых разнообразных сочетаниях, проявляясь в сложной координационной согласованности определенных частей тела: одновременное и последовательное сочетание разнохарактерных действий с ведением шайбы и без нее с максимальной быстротой и на максимальной скорости передвижения; специфичные исходные и промежуточные положения тела, непрерывная, быстрая смена игровых ситуаций, непосредственный контакт с противником - все это требует высокого уровня координационных возможностей спортсмена, проявляемых в игре и являющихся основой технико-тактических действий хоккеиста. Недостаточная теоретическая разработанность данного вопроса существенно сказывается на практической стороне проблемы. В специальной литературе отсутствуют полные научно обоснованные практические рекомендации, связанные с развитием ловкости, КС. КС в хоккее с шайбой занимают особое положение. Этот сложный комплекс способностей имеет самые многообразные связи с остальными физическими качествами и двигательными навыками. Важной предпосылкой развития КС является запас движений. Каждое изучаемое движение частично опирается на старые, уже выработанные координационные сочетания, которые вместе с новыми сочетаниями вступают в специфическое соединение и образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была работа двигательного аппарата, чем больше благодаря этому запас условнорефлекторных связей, тем большим числом двигательных навыков владеет хоккеист, тем легче он усваивает новые формы движений и лучше приспосабливается к существующим условиям. В свою очередь, хорошо развитые КС способствуют развитию навыков, при этом время их формирования существенно сокращается. По мнению И.И.Сулейманова с соавт. [4] , в порядке их значимости в хоккее важны следующие КС: 1. Ориентационная способность. 2. Дифференцировочная способность. 3. Способность к равновесию. 4. Реагирующая способность. 5. Способность к перестроению движений. 6. Ритмическая способность. На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технической подготовке, направленной на овладение разнообразными КС. Техническую подготовку юных хоккеистов всегда следует рассматривать в тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. При совершенствовании КС следует приучать хоккеистов действовать наиболее целесообразно в различных ситуациях. В связи с этим уже в возрасте 7-8 лет большое значение приобретают эстафеты с преодолением разнообразных препятствий. Препятствия подбираются с учетом подготовленности и возраста хоккеистов. Задания не должны быть очень легкими (иначе ребята потеряют интерес) или слишком сложными. Препятствия ставят каждый раз в ином порядке, очередность их преодоления тоже изменяется, действия усложняются дополнительными заданиями [3]. Для совершенствования КС в тренировку юных хоккеистов должны входить элементы из различных видов спорта: гимнастики, акробатики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр, требующих умения быстро переходить от одних действий к другим, сообразовывая их с действиями прочих занимающихся [1]. Совершенствуя КС, юные хоккеисты получают представление об основных компонентах всякого движения - направлении, амплитуде, напряжении, ритме - и приучаются сознательно управлять движениями своего тела. Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм юных хоккеистов, но особенное их значение заключается в сильном воздействии на вестибулярный аппарат. С помощью этих упражнений наиболее эффективно развиваются способность ребенка ориентироваться в пространстве, чувство равновесия. Умение сохранять равновесие очень важно для овладения техникой катания на коньках и успешного выполнения всех технико-тактических действий в процессе игры (быстрое перемещение, силовые единоборства в самых различных и необычных положениях, быстрая смена положений, уменьшение площади опоры и т.п.). Для того чтобы поддерживать равновесие своего тела, юным хоккеистам нужно развивать статическую и динамическую координацию с помощью специально подобранных с этой целью упражнений. Упражнения на равновесие способствуют развитию координации, владению собой, выдержке, смелости, помогают ориентироваться в пространстве. Основное внимание при обучении бегу обращается на свободу движений, непринужденность бега, правильную осанку. Затем, продолжая работу над воспитанием свободного и легкого бега, следует обучить хоккеистов ставить ногу с передней части стопы, бежать ритмично. Далее переходят к обучению быстрому бегу с высоким подниманием бедра, умению преодолевать различные препятствия во время бега [2]. В тренировочном процессе хоккеистов прыжки являются естественным видом упражнений для развития КС. Они характеризуются кратковременными, но сильными мышечными напряжениями, помогают концентрировать свои усилия и быстро ориентироваться в пространстве, развивают координацию движений, глазомер, содействуют развитию быстроты, ловкости, смелости. Прыжковые упражнения также оказывают положительное влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Прыжки можно разделить на прыжки в высоту, в длину, со скакалкой и прыжки с высоты. Прыжки со скакалкой и прыжки с высоты являются подготовительными к прыжкам в высоту и в длину. В младшем школьном возрасте ставится задача научить детей правильно, метко и далеко метать малые мячи и другие мелкие предметы. При последовательном и правильном применении упражнений, связанных с метанием различных предметов, можно положительно влиять на развитие нервно-мышечного и связочного аппарата не только верхних конечностей и плечевого пояса, но и всего организма в целом. Метание вырабатывает точные, согласованные движения кисти, предплечья, плеча, плечевого пояса, ног и туловища, а также глазомер и умение соразмерять свои усилия. Это имеет большое значение в формировании технико-тактических приемов хоккеиста. Упражнения в лазанье и перелезании способствуют развитию силы мышц (особенно мышц верхних конечностей и плечевого пояса), ловкости, координации движений, выносливости и, кроме того, имеют непосредственно прикладное значение. Упражнения с набивными мячами состоят в основном из перекладывания, передач, бросков, ловли мяча, дополняемых различными элементарными движениями (наклонами, поворотами, приседаниями и др.). Упражнения в висах и упорах помогают совершенствовать способность к ориентированию в пространстве при необычных положениях тела, воспитанию ловкости, гибкости, силы рук, плечевого пояса и туловища. Игры в совершенствовании КС хоккеистов занимают особое место. Систематическое проведение различных игр позволяет развивать одновременно несколько качеств. Развитие и совершенствование КС - важная предпосылка совершенствования техники хоккея. Передвижение на коньках - сложный и в координационном плане вид движения. Хоккеист во время бега находится в посадке - специфическом для игры положении тела. Посадка хоккеиста должна способствовать устойчивому положению спортсмена на льду, создавать оптимальные условия для отталкивания и вместе с тем - обеспечивать хоккеисту хороший обзор поля [5]. Во время бега на коньках каждая нога последовательно проходит следующие фазы движения: отталкивание (назад-в сторону), подведение, мах вперед-в сторону, постановку конька на лед и скольжение (одноопорное и двухопорное). Бег на коньках - неестественный вид движения, и организм человека, особенно ребенка, не приспособлен к его выполнению без предварительной подготовки. В связи с этим формирование правильного навыка передвижения на коньках предусматривает использование целой системы подготовительных и специальных упражнений. На этапе первоначального изучения соблюдается определенная последовательность приемов обучения: рассказ, показ, анализ техники выполнения приема, практическое апробирование 3 - 4 раза, исправление ошибок, закрепление разучиваемого технического приема в специфических условиях. Развитие КС юных хоккеистов - сложный, многогранный и длительный процесс. Большинство вопросов, связанных с совершенствованием КС у хоккеистов на начальном этапе тренировки, малоизучены и требуют экспериментальных исследований. Литература 1. Букатин А.Ю. и др. Начальное обучение юных хоккеистов (8-10 лет): Учебное пособие. - М.: Б.и., 1983. - 67 с. 2. Букатин А.Ю., Колузганов В.М. Юный хоккеист: Пособие для тренеров. - М.: ФиС, 1986. - 208 с. 3. Горский Л. Тренировка хоккеистов. - М.: ФиС, 1981. - 224 с. 4. Поурочный план экспериментальной программы для ДЮСШ по хоккею (возраст 8, 9, 10 лет ) / Сост: В.И. Кукушкин, В.И. Шугин, С.С. Порхачев, М.С. Расин, И.И. Сулейманов /Под ред. М.И. Судата. - Омск: Б.и., 1990. - 126 с. 5. Тарасов А.В. Поточный метод тренировки в хоккее. - М.: ФиС, 1966. - 67 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|