Abstract CHANGE OF PARAMETERS OF HEALTH AND PHYSICAL PREPAREDNESS IN FEMALE STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP WITH DIAGNOSIS NEUROCULATORY DISTONIE UNDER INFLUENCE OF STATODYNAMIC EXERCISES V.V. Kim, Dr. Hab, professor, Tyumen state university I.E. Udenko, lecturer, Surgut state university. Key words: special medical group, neuroculatory distonie, statodynamic exercise, physical development, physical and functional preparedness. The purpose of this paper was to show the efficiency of organization and methodology of students of special medical group improving studies by the means of application of statodynamic exercises (on the example of the neuroculatory distonie diagnosis). The complexes of statodynamic exercises adapted for the neuroculatory distonie of the hypertension type were included into the program for physical education of female students of special medical group from Surgut state university. The results of the research allow to make the conclusion, that under the influence of an experimental improving methodology using statodynamic exercises the authentic qualitative improvement of the majority of researched parameters of health of students of special medical group with the diagnosis the neuroculatory distonie took place.
|
ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С ДИАГНОЗОМ НЕЙРОЦИРКУЛЯТОРНАЯ ДИСТОНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ СТАТО-ДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Доктор
педагогических наук, профессор В.В.
Ким Доцент И.Э. Юденко
Ключевые слова: специальная медицинская группа, нейроциркуляторная дистония, стато-динамические упражнения, физическое развитие, физическая и функциональная подготовленность. Практика реализации действующей программы по физическому воспитанию для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, свидетельствует, что большинство содержащихся в ней физических упражнений недостаточно специфицированы относительно конкретных заболеваний [3]. Отмечаемый среди студенческой молодежи рост количества заболеваний свидетельствует о снижении регуляторных функций организма, недостаточности адаптационных резервов для противостояния физическим и психическим нагрузкам. В таких условиях возрастает роль физических упражнений, направленных на совершенствование систем саморегуляции организма и повышение его функциональных возможностей. В связи с этим изучение проблемы оздоровительного влияния физических упражнений на студентов с нарушениями вегетативного статуса, в частности с нейроциркуляторной дистонией (НЦД), представляет особый интерес [6, 2]. Идея исследования заключалась в том, чтобы доказать положительное влияние стато-динамических упражнений (СДУ), апробированных ранее на спортсменах и относительно здоровых людях, на организм девушек, имеющих диагноз нейроциркуляторная дистония и отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Клиническая картина исследуемого заболевания складывается из сердечно-сосудистых и общеневротических проявлений [4, 1]. На первый план выступают нарушения функции сердечно-сосудистой системы: боли различной этиологии и генеза, повышение артериального давления (АД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС) - и признаки невроза (нарушение сна, быстрая утомляемость и пр.). Девушки с подобным диагнозом, как правило, имеют недостаточную физическую и функциональную подготовленность. Таким образом, период обучения в вузе, сопровождаемый напряженной умственной деятельностью, усугубляет течение заболевания. При этом в условиях Северного региона дополнительное воздействие оказывают и климатогеографические факторы. Цель настоящей работы - показать эффективность организации и методики оздоровительных занятий студенток специальной медицинской группы посредством применения СДУ (на примере НЦД). В исследовании приняли участие 60 студенток в возрасте 17,8 ± 0,4 года, обучающихся в Сургутском государственном университете (СурГУ), отнесенных по состоянию здоровья к специальную медицинской группе и имеющих диагноз нейроциркуляторная дистония по гипертоническому типу. В формирующем педагогическом эксперименте изучали влияние комплексов СДУ на показатели физической и функциональной подготовленности больных студенток. Для оценки влияния стато-динамической нагрузки на сердечно-сосудистую систему использовали метод кардиоинтервалографии по Р.М. Баевскому, измеряли систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) артериальное давление, ЧСС, проводили расчет адаптационного потенциала, минутного (МОК) и ударного (УОК) объема крови. Морфологические показатели студенток исследовали при помощи компьютерного тестирования физического развития по системе "Изотон" [5], измеряли максимальное потребление кислорода (МПК), индекс здоровья по Г.Л. Апанасенко, весо-ростовой и жизненный индексы. Таблица 1. Изменение показателей НЦД в экспериментальной и контрольной физической подготовленности студенток с диагнозом группах до и после эксперимента (X±)
* - разница между экспериментальной и контрольной группами после эксперимента достоверна (p<0,05) Статистическую обработку цифрового материала проводили при помощи пакета статистических программ Statistica, версия 5,5. Достоверность различий, полученных в эксперименте, определяли с помощью t-критерия Стьюдента для взаимосвязанных выборок при уровне значимости p < 0,05. Воздействие упражнением на тренируемые мышцы длилось до 30 с без расслабления на протяжении всего подхода до тех пор, пока его выполнение становилось невозможным из-за боли в мышцах, появления чувства жжения или неспособности преодолевать сопротивление. Эти ощущения сопровождаются нарушением кровотока в тренируемых мышцах, что, в свою очередь, активизирует процессы, связанные с повышением обмена веществ в организме. Такое сочетание необходимо для получения тренировочного эффекта [7].
Рис. 1. Методика применения стато-динамических упражнений для студенток с диагнозом нейроциркуляторная дистония Таблица 2. Изменение показателей вегетативной нервной системы под влиянием стато-динамических упражнений (X ± )
*- достоверно при p<0,05 Предпочтение отдавалось упражнениям, выполняемым в исходном положении лежа, при котором наблюдается небольшое повышение АД (оно увеличивается не более чем на 30-40 мм рт.ст., а в ряде случаев даже снижается). ЧСС не превышала 130-140 уд/мин. Во время отдыха между выполнением СДУ включались упражнения на растягивание мышц (для повышения их эластичности и подвижности в суставах) и диафрагмально -релаксационное дыхание строго через нос, глубоко и без задержки. Представляется важным и то, что методика использования стато-динамической нагрузки (рис. 1) учитывала принцип чередования и рассеивания мышечной нагрузки. Результаты исследования. Использование СДУ положительно повлияло на морфологические показатели студенток. К концу педагогического эксперимента у студенток опытной группы достоверно (р<0,05) снизилась масса тела, на 7,8% уменьшилась кожно-жировая складка бедра спереди и на 6,3% - складка спины, на 2,2% снизился весо-ростовой индекс. Под воздействием СДУ повысилась и достоверно изменилась по всем исследуемым критериям физическая подготовленность (табл. 1). Показатель общей выносливости студенток (по данным теста Купера) увеличился более чем на 115 м (р<0,05). Значительные изменения претерпели такие показатели, как гибкость (с 0,15±0,1 м в начале эксперимента до 0,21±0,1 м в конце), скоростная выносливость (в начале эксперимента - 12±1,7 раза за 30 с и 15±1,6 раза в конце) и скоростно-силовая выносливость (20,6±4,0 раза за 20 с в начале эксперимента и 24,9±3,6 раза в конце, р<0,05). Показатель статической выносливости мышц спины, составляющий в начале эксперимента 124 ± 49,9 с, к концу увеличился до 172 ± 57,8 с (р<0,05). Достоверно улучшилась статическая выносливость мышц брюшного пресса: 58,1±12,1 с в начале эксперимента и 84,3±14,5 с по его окончании. Количество подниманий туловища из положения лежа на спине согнув ноги увеличилось с 49,8±3,3 до 54,5±2,6 раза, а количество подниманий туловища из исходного положения лежа на животе руки за голову изменилось с 48,0±2,3 до 51,5±2,8 раза (р<0,05). Поднимание согнутых ног из исходного положения упор на предплечьях (на тренажере) достоверно (р<0,05) увеличилось с 21,7±2,4 до 24,3±2,0 раза. Следовательно, применение СДУ на оздоровительных занятиях в экспериментальной группе заметно отразилось на показателях здоровья, что и выявили контрольные тесты и нормативы. Под влиянием СДУ существенно улучшились основные показатели системы кровообращения. Так, САД у студенток экспериментальной группы снизилось на 13,5±1,7 мм рт. ст., а ДАД на 8,9±1,7 мм рт. ст. (р<0,05). При этом величины САД и ДАД в конце эксперимента стали соответствовать возрастному уровню нормы (рис. 2). ЧСС у девушек экспериментальной группы в покое к концу исследования достоверно (р<0,05) уменьшилась с 79,0±9,2 до 72,0 ± 4,3 уд/мин. Улучшились показатели системы внешнего дыхания: на 0,4±0,1 л возрос показатель жизненной емкости легких (р<0,05), задержка дыхания на вдохе увеличилась на 15±1,6 с (р<0,05), а на выдохе - на 7,3 ± 1,2 с (р<0,05). Объемная скорость выдоха, характеризующая силу дыхательной мускулатуры, повысилась на 68±2,2 л/мин (р<0,05). Достоверно (на 8,3 ± 0,4 мл/кг) улучшились показатели жизненного индекса. Под воздействием СДУ в экспериментальной группе увеличились показатели динамометрии правой кисти (с 16,7±3,4 кг до 20,1±3,6 кг) и экскурсия грудной клетки (с 6,8 ±1,2 до 8,8 ±1,7 см, р<0,05). Для контроля за здоровьем девушек с диагнозом НЦД использовались показатели текущего состояния вегетативной нервной системы (ВНС), улучшение которых непосредственно связано с нормализацией нейроциркуляторных механизмов организма студенток (табл. 2). В результате выполнения СДУ положительно изменились: индекс напряжения в состоянии покоя, который снизился с 96,7±66,3 до 30,2±19,2 усл. ед. и стал соответствовать нормотонии: высокая активность симпатического отдела ВНС сменилась равномерным воздействием на организм и симпатического, и парасимпатического отделов.
Рис. 2. Динамика изменения АД под влиянием стато-динамических упражнений до и после эксперимента Стабилизировался показатель, управляющий ритмом сердца, - величина амплитуды моды (АМо), снизившись с 23,4±7,8 до 14,3±3,7%. Вариационный размах DХ - параметр, отвечающий за влияние на сердечный ритм парасимпатического отдела ВНС, увеличился с 0,3 ± 0,1 до 0,4 ± 0,2 с (р < 0,05). В конечном итоге у девушек с проявлениями артериальной гипертонии снизился и стабилизировался показатель артериального давления, уменьшилась ЧСС в покое, исчезли такие субъективные реакции на ортостатическую пробу, как головокружение, потемнение в глазах, задержка дыхания, что рассматривается нами как позитивный результат использования стато-динамических упражнений. Полученные данные позволяют сделать заключение, что под влиянием экспериментальной оздоровительной методики занятий, использующей СДУ, происходит достоверное качественное и количественное улучшение большинства исследуемых параметров физической подготовленности, физического развития и функциональных показателей здоровья студенток специальной медицинской группы с диагнозом НЦД. Литература 1. Вейн А.М. Вегетативные расстройства: Клиника, лечение, диагностика. - М.: Медицинское информационное агентство, 2000, с. 52-108 с. 2. Горбачев В.В. Недостаточность кровообращения. - Минск: Вышейшая школа, 1999, с. 19-57, 74-86. 3. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации// Теория и практика физ. культуры, 2002, № 3, с. 11-12. 4. Маколкин В.И., Аббакумов С.А. Нейроциркуляторная дистония в терапевтической практике. - М.: Медицина, 1985, с. 16-58. 5. Мякинченко Е.Б., Селуянов В.Н. Оздоровительная тренировка по системе Изотон. - М.: СпортАкадемПресс, 2001, с. 8-50. 6. Плотников В.П. Средства физической культуры в функциональной характеристике и оздоровлении студентов с нейроциркуляторной дистонией.: Автореф. докт. дис. М., 1995. - 32 с. 7. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2001, с. 62-75. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |