ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ


Abstract

SCIENTIFIC-
TECHNOLOGICAL SUBSTANTIATION OF STANDARD EDUCATIONAL-TRAINING PROGRAM OF STIMULATED DEVELOPMENT OF SPEED IN CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE

V.V. Apokin

Surgut state university, Surgut

Key words: physical qualities, speed, standard educational-training program, younger school age, physical education at school.

The main purpose of this research was the theoretical substantiation and experimental check of an opportunity of the use of the standard educational-training program of stimulated development of speed in the sensitive period of 9-10 years pupils in the conditions of physical culture lessons at school.


НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СТАНДАРТНОЙ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПРОГРАММЫ СТИМУЛИРУЕМОГО РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В.В. Апокин
Сургутский государственный университет, Сургут

Ключевые слова: физические качества, быстрота, стандартная учебно-тренировочная программа, младший школьный возраст, физическое воспитание в школе.

Введение. Одним из приоритетных вопросов теории и практики физической культуры является совершенствование методики физического воспитания детей младшего школьного возраста. Это связано с тем, что именно в это время формируются важные базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека [1, 2, 4 и др.]. Интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на младших школьников обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, ребенок этого возраста весьма восприимчив к различным педагогическим обучающим и тренирующим воздействиям, с другой - именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека [3].

Известно, что в сенситивные возрастные периоды специфически направленные воздействия вызывают стойкие функциональные сдвиги в организме, что создает благоприятные условия для целенаправленного повышения уровня развития физических качеств. Теоретико-методической основой идеи использования краткосрочной стандартной тренировочной программы развития физических качеств стали исследования научных школ под руководством В.В. Петровского и В.К. Бальсевича. Отсутствие экспериментальных исследований о возможности применения стандартной тренировочной программы стимулируемого развития быстроты у детей 9-10 лет послужило предпосылкой проведения настоящего исследования. Ведущими идеями исследования являются теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности использования стандартной учебно-тренировочной программы (СУТП) стимулируемого развития быстроты в сенситивный период у школьников 9-10 лет в условиях физического воспитания в школе.

Методы и организация. Разработка СУТП осуществлялась в пять этапов. На первом этапе обосновывался методологический подход к разработке инновационной технологии стимулируемого развития физического качества быстроты у детей, основанный на теории сенситивных периодов развития моторики ребенка и концепции пуловой тренировки. На втором этапе разрабатывались основные параметры содержания, объема и интенсивности учебно-тренировочной нагрузки при стимулируемом развитии физического качества быстроты у младших школьников. На третьем этапе обосновывалось содержание учебно-тренировочного модуля как дидактической единицы при реализации стандартной программы развития быстроты у младших школьников. На четвертом этапе выявлялись особенности развития скоростных способностей детей в ходе реализации СУТП и учебно-тренировочного модуля пуловых тренирующих воздействий на обучающихся. На пятом этапе осуществлялась экспериментальная проверка предложенной педагогической технологии стимулируемого развития скоростных способностей детей 9-10 лет.

Для оценка физического качества быстроты применялись следующие тесты (см. рисунок):

1. "Челночный бег 10х5 м" - предназначен для оценки скоростных способностей и координации, входит в состав унифицированной системы "Юрофит" [5].

2. "Частота постукиваний" - предназначен для оценки частоты движений рук, входит в состав унифицированной системы "Юрофит" [5].

3. "Бег на месте" - предназначен для оценки частоты движений ног [6].

4. "Бег на 10 м со старта" - предназначен для оценки быстроты целостного двигательного действия. Проводится с высокого старта по правилам соревнований в легкой атлетике.

Для регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС) во время выполнения тренировочных упражнений и в период восстановления применялся электронный спорттестер POLAR ELECTRO PЕ 3000 (Финляндия). Точность измерения ЧСС составляла ±1 уд/мин.

Статистическая обработка результатов исследований проводилась с использованием методов, получивших широкое распространение в исследовательской практике. Осуществлялся расчет средних значений стандартного отклонения статистических ошибок. Достоверность различий двух средних совокупностей оценивалась с помощью t-критерия Стьюдента.

СУТП стимулируемого развития быстроты включала следующие упражнения:

1. "Челночный бег по 5-метровым отрезкам" с обязательным пересечением линий обеими ногами.

2." Хлопки в ладоши" прямыми руками над и под веревкой, натянутой на уровне груди.

3. "Бег на месте" с касанием бедром резинки, натянутой так, чтобы при касании ее бедром угол сгибания в тазобедренном суставе составлял 90°.

Использование упражнений "Хлопки в ладоши" и "Бег на месте" продиктовано необходимостью развития частоты движений руками и ногами, а упражнение "Челночный бег", по нашему мнению, должно способствовать развитию быстроты целостного двигательного действия и координации движений. Все вышеперечисленные упражнения относительно координационно несложны, что позволяет использовать их без большой предварительной подготовки.

Анализ научно-методической литературы дал возможность выявить основные параметры содержания, объема и интенсивности учебно-тренировочной нагрузки при стимулируемом развитии физического качества быстроты у младших школьников. СУТП включала выполнение 12 занятий для развития быстроты, проводимых через день в начале основной части урока. Дети распределялись на три группы и выполняли одно из предлагаемых упражнений ("Бег на месте", "Хлопки в ладоши" и "Челночный бег"). Каждое упражнение длилось 7 с и повторялось 3 раза, затем происходила смена выполняемого упражнения.

Изменения показателей быстроты при реализации стандартной учебно-тренировочной программы стимулируемого развития быстроты (М±т)

Груп-
па

Пол

Ко-
ли-
чес-
тво

По-
ка-
за-
те-
ли

Бег на месте

Частота постукиваний

Бег 10 м со старта

Челночный бег 10x5 м

до экс-
перимен-
та

после экс-
перимен-
та

до экс-
перимен-
та

после экс-
перимен-
та

до экс-
перимен-
та

после экс-
перимен-
та

до экс-
перимен-
та

после экс-
перимен-
та

ЭГ

м

17

М

29,24

35,12**

13,78

12,27**

2,78

2,54*

22,03

21,00**

m

0,67

0,59

0,26

0,24

0,05

0,04

0,28

0,27

д

32

М

30,38

36,91"

13,67

12,23*

2,81

2,62*

22,70

21,47*

m

0,77

0,67

0,27

0,23

0,03

0,03

0,22

0,23

общ.

49

М

29,98

36,29"

13,71

12,24*

2,80

2,59*

22,46

21,31 *

m

0,55

0,49

0,20

0,17

0,03

0,02

0,18

0,17

КГ

м

20

М

29,15

32,1

13,66

12,92

2,79

2,68

22,00

21,56

m

0,57

0,67

0,21

0,24

0,04

0,03

0,24

0,22

д

26

М

30,04

33,46

13,59

12,94

2,81

2,74

22,86

22,21

m

1,25

1,07

0,34

0,29

0,03

0,02

0,28

0,29

общ.

46

М

29,65

32,87

13,62

12,93

2,8

2,72

22,49

21,93

m

0,75

0,67

0,21

0,19

0,02

0,02

0,20

0,19

Примечание. ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа, м - мальчики, д - девочки, общ. - мальчики и девочки (вместе), достоверность различий *- р<0,05, **- р<0,01

Примечание . КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; КГ-1 - контрольная группа мальчиков; КГ-2 - контрольная группа девочек; ЭГ-1 - экспериментальная группа мальчиков; ЭГ-2 - экспериментальная группа девочек

Результаты и обсуждение. Выявление особенностей развития скоростных способностей детей в период реализации СУТП и учебно-тренировочных модулей пуловых тренирующих воздействий на обучающихся осуществлялось в ходе реального процесса физического воспитания в начальной школе № 37 г. Сургута. В эксперименте приняли участие 45 учащихся третьих классов, среди которых были выделены экспериментальная и контрольная группы. В результате выполнения разработанной СУТП получено достоверное улучшение результатов в экспериментальной группе по большинству показателей и по всем значениям прироста показателей во всех тестах, как у мальчиков, так и у девочек. Это свидетельствует о возможности применения разработанных упражнений СУТП для повышения эффективности процесса развития быстроты.

При этом было отмечено снижение количества движений при выполнении четвертого повторения в каждой серии упражнений, которое достигало в отдельных случаях 10%. Значения ЧСС перед очередными повторениями значительно превосходили значения, на которые указывают работы В.В. Петровского [7], Б.Н. Юшко [8] и других исследователей. Все это свидетельствовало о необходимости уточнения количества повторений в серии и длительности интервалов отдыха между ними. В результате поисковых экспериментов было выявлено, что наиболее адекватной нагрузка - использование в серии трех повторов упражнения с 2-минутными интервалами отдыха между ними.

Экспериментальная проверка предложенной педагогической технологии стимулируемого развития скоростных способностей детей 9-10 лет осуществлялась в процессе физического воспитания в начальной школе № 37 г. Сургута. В эксперименте приняли участие 95 учащихся параллели третьих классов, из которых были сформированы две экспериментальные и две контрольные группы. Результаты тестирования показателей быстроты до эксперимента у мальчиков и девочек как контрольных, так и экспериментальных групп статистически достоверно не различались (p>0,05).

После выполнения СУТП в экспериментальных группах наблюдается достоверное улучшение результатов во всех тестах (р<0,05-0,01). В контрольных группах также наблюдается положительная динамика изменения результатов, но изменения недостоверны (р>0,05). Это свидетельствует о том, что применение краткосрочной СУТП позволяет достичь достоверных положительных изменений показателей быстроты. Темпы прироста результатов в экспериментальных группах достоверно выше, чем в контрольных группах (р<0,01-0,001). Наиболее высокие значения наблюдаются в тестах, отражающих частоту движений.

Межгрупповые различия результатов после эксперимента выявлены в тестах "Бег на месте", "Бег 10 м со старта", "Челночный бег 10х5 м" (p<0,05-0,01). В экспериментальных группах выявлен достоверно более высокий прирост, чем в контрольных группах (p<0,001). Определено, что в интервалах отдыха 2 мин при выполнении упражнений СУТП происходит практически полное восстановления значений ЧСС. Прирост количества движений наблюдался на протяжении 12 занятий по всем упражнениям СУТП.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что применение предложенной педагогической технологии стимулируемого развития скоростных способностей детей 9-10 лет достаточно эффективно.

Литература

1. Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема //Вопросы философии, 1981, № 8, с. 78 - 89.

2. Бальсевич В.К. Проблемы физического воспитания младших школьников //Сов. педагогика. 1983, № 8, с. 9 - 12.

3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: "Теория и практика физической культуры", 2000. - 275 с.

4. Бундзен П.В., Евдокимова О.М., Унесталь Л.Э. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения //Теория и практика физ. культуры. 1996, № 8, с. 51 - 53.

5. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физ. культуры. 1994, № 5 - 6, с. 24 - 32.

6. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя. - М.:ООО "Фирма "Издательство АСТ"", 1998. - 272 с.

7. Петровский В.В. Модели тренировочных уроков для развития скорости бега и скоростной выносливости // Педагогические и психологические основы спортивной тренировки. - Киев: КГИФК, 1972, с. 12 - 18.

8. Юшко Б.Н. Влияние тренировочных режимов и величины нагрузки на развитие скорости бега и скоростной выносливости у бегунов на короткие дистанции: Автореф. канд. дис. Л., 1974. - 29 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!