ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ


Abstract

MONITORING OF PUPILS' PHYSICAL PREPAREDNESS

S.M. Obukhov, Ph. D.,

A.Yu. Barabanschikov

Surgut state university, Surgut

Key words: monitoring, physical preparedness, "President's competitions", changes of physical preparedness.

The "President's competitions" - the one of the varieties of the monitoring of physical preparedness, operating modern information technologies and having the series of advantages before others kinds of monitoring was used by the author in their research.

The analysis of the received data on physical activity of the Khanti-Mansiysk autonomous district schoolchildren has allowed to reveal some regularities, which are stated up in the article.


МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Кандидат педагогических наук С.М. Обухов, А.Ю. Барабанщиков
Сургутский государственный университет, Сургут

Ключевые слова: мониторинг, физическая подготовленность, Президентские состязания, динамика физической подготовленности.

Проблема здоровья населения страны, и школьников в том числе, стоит очень остро. По официальным данным, в 1991-1995 гг. произошло снижение количества детей 0-6 на 29%, рождаемости - с 8,3 до 6,8% на 1000, распространенности дефицита массы тела - в 2 раза. За период обучения в школе состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз, в 2 раза возрастает количество детей с хроническими заболеваниями. Прогноз снижения показателей здоровья: 96% выпускников будут выходить из образовательных учреждений больными. Уже сейчас 60-70% к выпускному классу имеют нарушение зрения, 60% - неправильную осанку, 30% - хронические заболевания.

Многолетняя тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения влечет за собой снижение уровня работоспособности во всех других возрастных группах и скажется на здоровье следующих поколений, поскольку трудно ожидать здоровых детей от больных родителей [4, 7].

В 1995 г. этот вопрос рассматривался на Совете Безопасности России. Вероятно, это и является причиной принятия постановления о мониторинге, заявления Президента, принятия закона о физической культуре.

Один из "китов", на которых держится здоровье детей, - физическая подготовка. Однако, поскольку уровень здоровья детей постоянно снижается, вероятно, не все нормально и в физической подготовленности детей, и, следовательно, в физическом воспитании.

В физическом воспитании всегда измерялся и оценивался уровень физической подготовленности школьников. Для этого проводится тестирование, которое является неотъемлемой и обязательной частью любой программы по физическому воспитанию, одним из критериев оценки результативности процесса физического воспитания.

В середине 80-х гг. во многом по политическим мотивам был отменен комплекс ГТО, который являлся одной из нормативных основ физического воспитания и имел очень много положительных сторон.

Вплоть до недавнего времени отмененному комплексу равноценной замены предложено не было. Однако во многих субъектах Российской Федерации разрабатываются системы тестирования, мониторинга, в частности в Екатеринбурге, Москве, Иркутске и Челябинске.

Что такое мониторинг? Это система мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, являющаяся частью социально -гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения [3]. Мониторинг проводится с учетом нормативных и методических материалов для принятия наиболее обоснованных решений по укреплению здоровья населения.

Группой специалистов во главе с профессором Ю.Н. Вавиловым (Челябинск) был предложен комплекс под эгидой Президента РФ. Проводятся очные соревнования вплоть до всероссийских, в которых Ханты-Мансийский автономный округ постоянно участвует и занимает призовые места.

Разработанный комплекс состоит из 6 тестов, большинство из которых применялись преподавателями и до этого. Применяются они и сейчас - в программе президентского тестирования или вне его.

Таблица 1. Нормативы физической подготовленности школьников г Сургута (девочки)

Возраст, лет

Оценка

Бег 1000 м, с

Прыжок в длину с места, см

Поднимание туловища из положения лежа, колич. раз

Сгибание рук в упоре лежа, колич. раз

Вис согнув руки, с

Гибкость из положения сидя, см

5

4

3

5

4

3

5

4

3

5

4

3

5

4

3

5

4

3

7

     

125

107

89

21

16

11

14

9

3

17

10

2

12

7

2

8

318

358

398

144

128

112

19

16

13

17

11

4

25

15

4

13

8

3

9

304

346

388

150

135

120

22

18

14

20

13

5

28

16

4

12

7

2

10

291

331

371

156

139

122

25

20

15

18

11

4

31

17

3

15

8

2

11

263

306

349

165

149

133

26

21

16

18

11

4

27

15

3

17

11

5

12

269

308

347

172

154

136

25

21

17

17

11

4

28

15

2

17

11

4

13

269

311

353

178

162

146

30

24

18

18

11

4

26

14

2

19

13

6

14

263

309

350

182

165

147

27

22

17

19

11

3

22

12

2

22

15

8

15

253

316

374

182

165

147

27

22

16

18

10

2

23

13

3

22

15

7

16

249

301

353

183

166

148

28

23

17

17

11

4

26

15

4

24

16

8

17

274

324

374

185

168

150

28

23

17

19

13

7

27

15

6

24

16

8

Таблица 2. Нормативы физической пoдготовленноcmи школьников г.Сургута (мальчики)

Возраст, лет

Оценка

Бег 1000 м, с

Прыжок в длину с места, см

Поднимание туловища из положения лежа, колич. раз

Сгибание рук в упоре лежа, колич. раз

Вис согнув руки, с

Гибкость из положения сидя, см

5

4

3

5

4

3

5

4

3

5

4

3

5

4

3

5

4

3

7

328

388

44Я

140

122

104

21

17

13

32

14

5

28

15

2

11

6

1

8

307

353

399

153

136

120

22

18

14

25

16

7

38

22

6

11

6

2

9

287

330

171

162

146

130

26

20

15

27

18

9

44

25

6

10

5

1

10

260

303

346

170

153

136

27

22

17

30

19

8

40

24

8

12

6

1

11

242

286

330

178

162

146

25

23

10

31

21

11

37

23

9

12

7

2

12

235

275

315

188

169

150

31

25

19

33

23

13

43

26

9

13

7

1

13

220

263

306

197

178

159

33

27

21

34

23

12

44

26

8

14

7

0

14

224

267

310

212

191

170

33

27

21

37

26

15

45

28

11

14

8

2

15

206

252

298

227

204

181

34

28

??

38

28

18

51

33

15

15

8

2

16

180

224

268

240

220

200

36

30

24

43

31

19

58

40

22

17

11

4

17

201

245

289

245

225

205

36

30

25

44

32

20

60

43

24

19

13

6

Однако есть в этом комплексе и новое. В частности, и это очень важно, впервые каждый учащийся вооружается алгоритмом определения уровня своей физической подготовленности по одним и тем же тестам, начиная с 6 лет и до 60, т.е. практически всю жизнь. Учащиеся должны делать это самостоятельно, причем можно и вручную на бумаге, а можно и с использованием компьютерной техники, вплоть до работы в режиме on-line в Интернете. Использование все время одних и тех же тестов дает возможность сравнивать их динамику на протяжении всей жизни. Предлагаемый комплекс позволяет повысить мотивацию детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Компьютерная техника применяется и для быстрой обработки результатов тестирования. Разработанная программа ввода и обработки результатов позволяет применять компьютерную технику для быстрой обработки результатов тестирования, освобождает преподавателя физической культуры от рутинной работы по обсчету данных учащихся. Введенные в школе результаты подвергаются первичной обработке и в электронном виде передаются на центральный компьютер в городе (районе), затем в округ (область), а оттуда в национальный банк информации (НБИ). Причем это можно делать по электронной почте с небольшими финансовыми и временными затратами.

Данные всех участников имеются в Интернете, что является очень мощным стимулом к работе как учащихся, так и преподавателей.

Что дает внедрение системы мониторинга, аналогичного "Президентским состязаниям"? На этот вопрос есть несколько ответов в зависимости от уровня рассматриваемого вопроса.

Уровень учащегося:

- вооружение каждого учащегося алгоритмом отслеживания своего физического состояния;

- повышение интереса к занятиям каждого человека.

Программа ввода позволяет определить уровень физической подготовленности каждого учащегося, в том числе и ее динамику, двигательный возраст, динамику и оценку всего класса, позволяет дублировать протокол.

Уровень преподавателя физической культуры:

- освобождение от рутинной работы по обсчету, хранению и анализу результатов тестирования каждого школьника, класса;

- повышение интереса учащихся к тестированию и самостоятельной тренировке;

- упрощение отслеживания динамики показателей физической подготовленности каждого учащегося;

- объективный критерий оценки собственной работы, позволяющий вносить в нее коррективы.

Программой представляются протокол класса, динамика и оценка каждого учащегося. Кроме того, рассчитывается рейтинг учащихся, классов в школе.

Уровень директора или завуча школы:

- повышение информированности при принятии административных решений;

- повышение объективности оценки работы преподавателей физической культуры. Следует отметить, что сложившаяся система оценки работы преподавателя физической культуры по результатам выступления сборных команд школы на вышестоящих соревнованиях несправедлива (других практически нет). Хорошие показатели можно иметь, работая с небольшим количеством одаренных учащихся, которых нужно вовремя раздать в ближайшие ДЮСШ. А главной целью работы преподавателя является сохранение и повышение уровня физического здоровья и умственной работоспособности каждого школьника. Однако в связи с отсутствием четких критериев оценки данной работы и прижилась действующая система.

Для этого имеется возможность создавать в компьютерной программе рейтинги классов в школе и районе, школ в районе (городе).

Уровень управленца районного (и выше) звена:

- повышение объективности информации для принятия управленческих решений (рейтинг школ, административных единиц, субъектов);

- объективизация критериев оценки работы по физическому воспитанию подчиненных структур;

- возможность (с небольшой доработкой) создания базы данных по спортивному отбору детей и детей с ослабленным здоровьем с использованием базы данных "Президентских состязаний". Это тоже становится актуальным, поскольку рождаются здоровыми только 1%;

- оперативность обработки информации в НБИ, вся информация в котором доступна любому человеку через Интернет;

- возможность проведения заочных соревнований с минимальными финансовыми расходами и привлечением практически всех школьников подведомственной структуры. Это особенно актуально для малонаселенных районов с их большими расстояниями и, как правило, плохими дорогами.

В Ханты-Мансийском автономном округе работа по внедрению комплекса "Президентские состязания" началась в 1997/98 уч. году. Тогда в НБИ сдали информацию всего несколько классов. Однако уже в следующем году информацию представили 6 административных образований округа на более чем 1700 классов. В итоге округ оказался на 2-м месте в рейтинге субъектов Российской Федерации, в десятке лучших городов страны
- три города округа, в десятке лучших школ - две из округа. Среди лучших двадцати классов России 5 из города Сургута.

Есть первый опыт внедрения "Президентских состязаний" в администрации Сургута. Эти упражнения были использованы в программе спартакиады городской администрации. Даже поверхностный анализ показывает, что и у взрослых уровень физической подготовленности низок.

В 2000 г. на базе факультета физической культуры Сургутского государственного университета был создан окружной банк информации (ОБИ) по "Президентским состязаниям". ОБИ призван заниматься обработкой информации по итогам тестирования и передавать информацию в НБИ.

Собранный материал позволяет проводить и аналитическую работу. Анализ полученных данных обнаружил определенные закономерности в физической подготовленности школьников г. Сургута и ХМАО.

Так, практически во всех тестах школьники округа до 9 - 10 лет опережают своих сверстников по уровню подготовленности, а затем начинают проигрывать им по среднему показателю. Выяснением причин такой тенденции необходимо заниматься. Однако можно предложить несколько версий.

Во-первых, такая динамика свидетельствует о лучшей постановке физического воспитания в дошкольных учреждениях, в том числе и о лучшей материальной базе.

Во-вторых, спортивных залов, имеющихся в дошкольных учреждениях, достаточно для маленьких детей. Для больших детей спортивных залов в школе уже недостаточно. Их размеры малы для обеспечения нужного уровня двигательной активности. Кроме того, в Сургуте ощущается существенный недостаток площадей спортивных залов (2,7 человека на 1 кв. м площади зала вместо положенных по нормативу 1,6. Причем существующий норматив рассчитан для 2 уроков в неделю, а в Сургуте уже более 4 лет проводится 3 урока физической культуры в неделю).

В-третьих, в нашем регионе в зимнее время много актированных дней, во время которых дети сидят дома, тем самым снижается и без того низкий двигательный режим.

Данные свидетельствуют о том, что предлагаемые школьными программами нормативы не подходят для школьников Сургута и округа.

Компьютерная обработка большого массива данных позволяет разработать региональные нормативы физической подготовленности школьников, городские, школьные. Это необходимо делать потому, что материально-технические, кадровые условия у всех разные. В таблице представлены нормативы, разработанные для школьников Сургута.

Как видно, данный комплекс содержит достаточно много положительного. Однако есть и слабые места в организации работы в соответствии с ним. В частности:

- комплекс ограничен 6 тестами (которые введены в программу обработки), перечень которых изменить пока нельзя. Это не устраивает работников многих территорий, имеющих свои региональные особенности;

- требуется доработка программы ввода данных для улучшения их представления в школе. В частности, необходимо в протоколе указывать индивидуальный уровень физической подготовленности.

Проблем по организации работы по комплексу значительно больше:

- нет взаимодействия по внедрению комплекса между органами образования и спорткомитетами на всех уровнях;

- слаба компьютерная база школ, хотя на уровне школ достаточно примитивного (по сегодняшним меркам) компьютера. И нужно говорить лишь о доступе к компьютеру преподавателя ФК. Причем отдельный компьютер нужен только начиная с районного уровня, где объем информации будет достаточно велик;

- отсутствует нормативная база по данному комплексу, хотя имеются Указ Президента, Постановление Правительства РФ;

- до сих пор централизованно не издано ни одной разработки методического или рекламного характера;

- отсутствует нормативная база, обеспечивающая получение достоверной информации (иначе данный комплекс, как и другие, ждет судьба комплекса ГТО);

- акцент смещен на очные соревнования вместо заочных.

Комплекс "Президентские состязания" (ПС) или другие, пришедшие на смену комплексу ГТО (в случае устранения негативных сторон), - большой шаг вперед. И он будет особенно ощутим, если все органы, имеющие отношение к физической культуре и спорту, предпримут все меры по его совершенствованию и внедрению в жизнь.

Сейчас ведется работа по созданию всероссийской системы мониторинга ФП населения страны. Однако по многим параметрам эта система проигрывает ПС, особенно в обеспечении современными технологиями.

Правительство рекомендует органам исполнительной власти совместно со спортивными и образовательными учреждениями разработать на основе анализа результатов мониторинга систему мероприятий по укреплению здоровья, физического развития и физической подготовленности населения за счет средств субъектов РФ, местного бюджета и других источников.

На этом благие пожелания правительства заканчиваются, а начинаются проблемы с реализацией проекта: 1-я проблема - содержание мониторинга, 2-я - нормативная основа, 3-я - наличие инструментария и подготовленного персонала [6], поскольку технологически он не проработан, основан на бумажных носителях информации. Более того, он может быть заведомо, мягко говоря, малоинформативен. Поскольку преподаватели физической культуры получают еще одну неоплачиваемую и трудоемкую работу (расчет среднего уровня по классу, школе), они, не мудрствуя лукаво, берут цифры с потолка. И мониторинг, главная цель которого - получить истинное представление об исследуемой сфере, выливается в бесперспективную затею.

Мониторинг необходим прежде всего на низовом уровне, где возможна индивидуальная работа с занимающимися. Поэтому система мониторинга должна работать уже на уровне школы, ДЮСШ (здесь тоже, поскольку из слабых и больных детей воспитать высококвалифицированного спортсмена невозможно). Начинать надо со школы еще и по другой причине: это наиболее организованная часть общества, а следовательно, легче организовать исследование. И все это может сделать учитель физической культуры. Еще одним веским аргументом в пользу школы является валеологический или воспитательно-профилактический характер воздействий после анализа [1 - 3, 5, 6].

Литература

1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. -Киев: Здоровье, 2000. - 248 с.

2. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука. 1987. - 125 с.

3. Давыдов В.Ю. Что такое мониторинг состояния здоровья населения, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи? //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002, № 3, c. 46-47.

4. Зусманович Ф.Н. Валеология: Учебное пособие. Курган, 1998. - 56 с.

5. Муравов И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Киев: Здоровье, 1988. - 49 с.

6. Семенов Л.А. Организация мониторинга состояния физического здоровья в образовательных учреждениях Свердловской области: проблемы и пути их решения //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002, № 3, с. 41-45.

7. Школа Е.О. Валеологическое сопровождение образовательного процесса как условие реализации разноуровневых программ в современной школе: Автореф. канд. дис. Санкт-Петербург, 1997. - 19 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!