Abstract NEW VECTORS OF MASS PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN AND TEENAGERS SYSTEMS MODERNIZATION IN COMPREHENSIVE SCHOOL V.K. Balsevich, Dr. Biol., professor, corresponding member of Russian Academy of Education Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow Surgut state university, Surgut L.I. Loubysheva, Dr. Hab., professor Russian state university of physical training, sports and tourism, Moscow L.N. Progonyuk, Ph. D. Municipal educational organization comprehensive school №32, Surgut L.N. Mustafina Municipal educational organization comprehensive school №32, Surgut N.Ya. Streltsova Department of education and science of Surgut Key words: physical education, problems of modernization, sports orientated system of physical education, experimented prove of efficiency 736 pupils aged 10-15 (355 males and 381 females) took part in the developing pedagogical experiment, heaving been held in 1997-2002 to estimate the opportunities of children and teens' health improvement using the pedagogical potential of the sports orientated system of physical education. The results of the experiment had given the evidence of the advantages of the offered health forming technology of sports orientated system of physical education of the general education schools' students in comparison with the traditional forms of its organization and pedagogical realization.
|
НОВЫЕ ВЕКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМ МАССОВОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Доктор биологических
наук, профессор, член-корреспондент
РАО В.К. Бальсевич Доктор
педагогических наук, профессор Л.И.
Лубышева Кандидат
педагогических наук Л.Н. Прогонюк Л. Н. Мустафина Н.Я. Стрельцова
Ключевые слова: физическое воспитание, проблемы модернизации, спортивно-ориентироанная система физического воспитания, экспериментальные доказательства эффективности. Введение. Цель образования по предмету "физическая культура в общеобразовательной школе" - научение обучающихся формам и методам активного (деятельностного) использования ценностей физической культуры и спорта для формирования и совершенствования своего физического, духовного и нравственного здоровья. Ее достижение возможно на путях инновационного преобразования содержания и форм физического воспитания в направлении создания условий для повышения его оздоровительного эффекта [1, 2]. В этой связи представляется актуальным научный поиск подходов к разработке новых образовательных технологий, способных обеспечить решение этой задачи в контексте современных требований к реализации здоровьеформирующей функции физического воспитания. Методологические основания исследования. Вторая половина прошлого столетия ознаменовалась существенными преобразованиями в мировой физической и спортивной культуре. Эти преобразования развивались в различных совпадающих и не совпадающих направлениях и темпах. Общей и для культуры физической, и для спорта высших достижений в начале обозначенного исторического периода была тенденция к экстенсивному развитию. Для массовой физической культуры и физического воспитания это выразилось в постепенном расширении форм занятий физическими упражнениями, в увеличении арсенала этих упражнений, в появлении новых видов спорта для всех, в развитии туризма и разнообразных новых форм физической рекреации. Для спорта высших достижений наряду с увеличением количества видов олимпийской программы характерным явлением стало изменение содержания процесса многолетней спортивной подготовки сначала в направлении увеличения объема тренирующих воздействий, в том числе и в результате освоения методов круглогодичной тренировки, а затем и их интенсивности, в том числе и в результате появления новых технологий стимуляции работоспособности атлетов, роста объемов специализированных тренирующих нагрузок и широкого применения разнообразных тренажерных устройств. Изменение методов спортивной подготовки, постоянно подталкиваемое вызываемым им же ростом спортивных достижений, постепенно расширяло пропасть между массовой физической культурой, объединявшей спорт для всех и физическое воспитание, и культурой спортивной, структурно оформившейся в самостоятельное элитарное движение, объединенное олимпийскими идеалами. Эти обстоятельства привели к тому, что естественное взаимодействие физического воспитания и массового детского спорта со спортом высших достижений, когда наиболее одаренные юные атлеты приходили в большой спорт из школы, армии, студенческой спортивной команды или общедоступного спортивного клуба, коренным образом изменилось. Жесткие требования к задачам этапов многолетней спортивной подготовки требовали все более раннего включения в ее орбиту детей и подростков, что не смогло не сказаться на количестве представителей подрастающего поколения, имеющих доступ к высшим ценностям спорта, и прежде всего к высоким технологиям преобразований физического и валеологического потенциала человека. Одним из наиболее существенных последствий этих тенденций в развитии спорта высших достижений стало создание системы отбора талантливых юных спортсменов, изначально исключающей возможность реализации своих физических способностей и спортивных талантов подавляющим большинством детей, подростков и юношей. В этом случае в систему многолетней спортивной подготовки включались, как правило, лишь те дети, которые казались талантливыми тренеру-селекционеру или способности которых соответствовали специализации этого тренера. Таким образом, была создана система изначально узаконенной дискриминации подавляющего большинства детского населения и молодежи страны, их фактического отлучения от действительных ценностей физической и спортивной культуры. Между тем использование в физическом воспитании научно-технологических достижений спортивной культуры [4, 5, 6] оказывается, как нам представляется, наиболее перспективным путем развития уже начавшегося движения физической и спортивной культур к их интеграции на основе общих интересов во имя блага человека. Формирование принципиально новой концепции многолетней физической подготовки в системе физического воспитания открывает новые перспективы их совершенствования и усиления их влияния на спорт высших достижений, прежде всего по крайней мере на первые этапы многолетней спортивной подготовки и на систему выявления и развития спортивных талантов. Конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в культуру физическую создают условия для интенсификации физической подготовки детей и подростков. Результатом такого преобразования в методике физического воспитания дошкольников и школьников согласно данным наших экспериментальных исследований оказываются темпы приростов показателей их физической подготовленности, соразмерные таковым при спортивной подготовке, а зачастую и превышающие их. Таким образом, пространство для поиска и выявления спортивных талантов олимпийского уровня расширяется во много раз, главным образом благодаря совершенно новым и чрезвычайно благоприятным условиям для их раскрытия в разнообразных видах спортивной деятельности. Вместе с тем создается принципиально новое направление совершенствования массового физического воспитания детей, подростков и молодежи, которое существенно повышает качество и эффективность педагогических технологий в этой культуросообразной сфере физического, духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения России. Это направление можно назвать спортизированным , или спортивно ориентированным, физическим воспитанием. О реальных результатах работы по данной инновационной технологии физического воспитания детей и подростков свидетельствуют некоторые итоги проводимого нами уже в течение восьми лет масштабного эксперимента в школе № 32 г. Сургута [2]. Методы и организация исследования . На первом, подготовительном, этапе, который длился с сентября 1994 г. по июнь 1996 г., наряду с изучением состояния проблемы и разработкой вариантов рабочих гипотез решались задачи подбора кадров, способных и готовых работать по-новому. На этом же отрезке времени была создана материальная база для проведения инновационных преобразований в физическом воспитании учащихся школы № 32 г. Сургута. К проведению учебно-тренировочных занятий было подготовлено четыре спортивных зала (зал гимнастики и акробатики, зал художественной гимнастики, два полноразмерных зала для спортивных игр). Все залы располагали необходимым основным и вспомогательным оборудованием и достаточным количеством спортивного инвентаря. С января 1996 г. началась разъяснительная работа с учащимися 3-х и 5-х классов и их родителями, с педагогическим коллективом. Идея обновления содержания и организации физического воспитания в школе № 32 была поддержана Комитетом по науке и образованию г. Сургута. К этому же периоду была в основном завершена теоретическая разработка методологического и организационно-методического аспектов реорганизации физического воспитания в общеобразовательной школе на основе идеи его спортизации. На втором этапе исследования (с 1996 г. по настоящее время) проводится педагогический эксперимент, разработаны и апробированы программы для разных спортизированных специализаций, расширена их номенклатура. Суть обновления формы и содержания физического воспитания состоит в том, что обучающиеся занимаются добровольно выбранными ими видами спорта в учебно-тренировочных группах спортивной гимнастики, художественной гимнастика, волейбола, баскетбола, настольного тенниса, спортивных единоборств, лыжного спорта, в группах общей физической подготовки, скалолазания, корригирующей гимнастики. Занятия вынесены за сетку часов учебного расписания и проводятся 3 раза в неделю по 1,5-2 учебных часа. 736 обучающихся 10-15 лет (355 мальчиков и 381 девочка) приняли участие в развивающем педагогическом эксперименте, проведенном (в 1997-2002 гг.) с задачей оценки возможностей содействия укреплению здоровья детей и подростков с использованием педагогического потенциала спортивно ориентированного физического воспитания. Учебно-тренировочные занятия проводились за рамками академического расписания три раза в неделю, общим объемом до 5 ч по 6 спортивным специализациям: скалолазанию (с 2002 г.), общей физической подготовке и в группах корригирующей гимнастики. Для получения информации об изменениях различных параметров здоровья обучающихся использовались тесты системы "EUROFIT", компьютерная система БОС (биологическая обратная связь), углубленные медицинские осмотры и врачебно-педагогические наблюдения, осуществлялось непрерывное психолого-педагогическое сопровождение эксперимента. Результаты исследования. Результаты эксперимента свидетельствуют о преимуществах предложенной здоровьеформирующей технологии спортивно ориентированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательной школе по сравнению с традиционными формами его организации и педагогической реализации. Так, уровень физической подготовленности учащихся школы № 32 по данным тестирования ее показателей по системе "EUROFIT" оказался значительно выше, чем у детей и подростков из контрольной группы и их сверстников и сверстниц из таких стран, как Великобритания, Испания, Словакия, Венгрия, Турция (Западная). На характер динамики показателей физической подготовленности оказывает влияние направленность педагогических воздействий в разных по специализации учебно-тренировочных группах. Мальчики-гимнасты лидировали в
показателях гибкости и в
подтягиваниях на перекладине, а
девочки - в висе на согнутых руках,
подтягивании на перекладине и
отжиманиях от пола. Юные
волейболисты и волейболистки были
в числе лучших в челночном беге и
прыжке в длину с места, а
баскетболисты и баскетболистки - в
челночном беге. Мальчики,
специализирующиеся по настольному
теннису, были третьими в
подниманиях туловища за 30 с,
челночном беге и прыжке в длину с
места, а девочки показали хорошие
результаты в висе на согнутых
руках, отжиманиях от пола и беге на
1000 м. Представительницы
художественной гимнастики были
первыми в подниманиях туловища за 30
с, вторыми в подтягиваниях на
перекладине и третьими в
отжиманиях от пола. Мальчики из
группы рукопашного боя были
лучшими в отжиманиях от пола и
вторыми в подниманиях туловища за 30
с. Юные лыжники превзошли все
специализации в беге на 1000 м, были
вторыми по показателям гибкости и
третьими по количеству
подтягиваний на перекладине, а Проведенное в рамках эксперимента социально -педагогическое и психологическое исследование подтвердило высокую эффективность спортивно ориентированной формы физического воспитания для преодоления характерного для современных детей и подростков высокого уровня тревожности и противодействия таким негативным тенденциям в поведении школьников, как табакокурение, употребление алкоголя и наркомания. Положительные преобразования в иммунологическом статусе детей и подростков как результат систематической физической активности и закаливания усиливают резистентность организма школьников в период вспышек простудных заболеваний. Обсуждение результатов исследования. Важнейшим социально-экономическим эффектом реализации экспериментальной программы стали положительные преобразования в состоянии физического здоровья и подготовленности обучающихся. Повышение физической и умственной работоспособности положительно сказывается на успеваемости детей и подростков, возрастает их готовность к любому труду, в том числе и дома по хозяйству, снижается число пропусков уроков по болезни. Это приводит к уменьшению числа обращений родителей за больничными листами, в связи с необходимостью ухода за ребенком. Высокий уровень двигательной грамотности снизил бытовой травматизм среди обучающихся. Актуализированные ценности физической и спортивной культуры стали мощным противовесом негативным параметрам поведения детей и подростков. Достигнутые в этом плане серьезные положительные результаты должны послужить стимулом для дальнейших исследований возможностей использования фактора организованной физической активности для улучшения параметров психологического и нравственного здоровья школьников. Заключение. Основной и наиболее значимый вывод, который можно сделать из анализа результатов эксперимента, состоит в том, что предложенная новая форма организации учебного процесса по предмету "физическая культура" оказалась значительно более эффективной, чем ныне существующие образцы организации физического воспитания в общеобразовательной школе. Содержательной предпосылкой такого заключения является прежде всего изменение отношения учащихся к предмету "физическая культура", их высокая деятельностная активность в процессе занятий, возросший уровень дисциплины на учебно-тренировочных занятиях и, наконец, значительное повышение уровня физической подготовленности, которая по большинству параметров существенно превысила аналогичные показатели как контрольных групп, так и школьников и школьниц аналогичных возрастных групп таких стран, как Великобритания, Испания, Словакия, Венгрия, Турция (Западная). Интересен отставленный эффект другого эксперимента, проведенного в 80-е гг. с группой детей одной параллели 3-х классов школы № 59 г. Омска в течение трех лет. 100 детей, участвовавших в этом эксперименте, занимались 3 раза в неделю, ежемесячно меняя вид спорта для занятий. Через 14 лет после их поступления в спортивные школы разной направленности 15 участников этого эксперимента стали мастерами спорта международного класса и СССР. членами сборных команд СССР и Российской Федерации, победителями и призерами мировых и европейских чемпионатов [1, 2]. Значительный интерес для повышения культурологической эффективности массового физического воспитания представляют и другие инновационные подходы к его модернизации. К их числу относятся: "спартианское движение", направленное на гуманизацию физического и спортивного воспитания (В.И. Столяров); движение "Президентские состязания", призванное способствовать формированию культуры самооценки уровня физической подготовленности детей и подростков (Ю.Н. Вавилов); "олимпийское образование", направленное на освоение учащимися ценностей олимпизма ( В.С. Родиченко); валеологический вектор физического воспитания, обеспечивающий формирование здорового стиля жизни подрастающего поколения (Л.И. Лубышева); физическое воспитание с акцентом на его историко-культурологическом содержании (В.С. Якимович) и другие новые или обновленные элементы организации и методики физического воспитания [3]. Модернизацию систем физического воспитания необходимо осуществлять на основе длительной и настойчивой реализации быстро и энергично развертываемых проектов преобразования инфраструктуры физического воспитания и спорта. Первоочередными задачами в этом смысле являются проектирование специализированных школьных спортивных сооружений современного типа, рассчитанных на использование несколькими образовательными учреждениями, разработка и производство недорогой детской спортивной экипировки для занятий на открытом воздухе, подготовка и переобучение кадров специалистов для работы по новым учебно-тренировочным технологиям, разработка системы поощрения инновационных инициатив в области физического и спортивного воспитания детей и подростков, прежде всего на региональном уровне. Литература 1. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех //Теория и практика физ. культуры. 1993, № 4, с. 21-23. 2. Бальсевич В.К., Прогонюк Л.Н. Теория и технология развития инновационных процессов в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы /Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климатогеографических зон. Сургут: изд-во СурГУ. 2000, с. 5- 7. 3. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью //Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10 -15. 4. Суздальницкий Р.С., Левандо В.А. Иммунологические аспекты спортивной деятельности человека //Теория и практика физ. культуры. 1998, № 10, с. 43-46. 5. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пос. для ИФК. - М.: ФиС. 1987, с. 55-68, 84-85, 95-98. 6. Ширковец Е.А., Шустин Б.Н. Соотношение "стрессор-адаптация" как основа управления процессом тренировки//Теория и практика физ. культуры. 1999, № 1, с. 28-30. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |