КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ



ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - НАША ОБЩАЯ ЗАБОТА

В.А. Вишневский. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). - М.: изд-во "Теория и практика физической культуры". 2002. - 270 с., ил.

В издательстве "Теория и практика физической культуры" вышла очередная книга. Ее автор - Вишневский Владимир Антонович, заведующий кафедрой медико-биологических основ физической культуры Сургутского государственного университета, заведующий лабораторией комплексной диагностики и коррекции Департамента по образованию и науке г. Сургута, руководитель ряда инновационных проектов. Кандидат биологических наук, доцент. Специалист в области здоровьесберегающих технологий в образовании, педагогической валеологии, оздоровительной физической культуры. Автор 80 научных трудов и учебных пособий.

Проблема здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений актуализируется с появлением классно-урочного стандартно-нормативного подхода в педагогике. Отвечая на требования научно-технической революции и постоянно наращивая объем и интенсивность учебных нагрузок, школа все больше обостряла проблему их переносимости, превращаясь в "больную школу".

В то же время на всех этапах становления современной школы существовал неподдельный интерес к вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся. И если на начальных этапах этот интерес в большей мере проявлялся со стороны узких специалистов, то в настоящее время инициатива сохранения позитивного здоровья принадлежит системе образования.

В этой связи особый интерес представляет любая попытка рассмотреть эту проблему с системных позиций, и предлагаемая читателю книга - один из шагов в данном направлении. Она является результатом многолетнего труда служб здоровья ряда образовательных учреждений г. Сургута и Сургутского района.

Монография состоит из 10 глав. В 1-й главе автор рассматривает российский и зарубежный опыт работы школ, содействующих здоровью учащихся. Автор подробно излагает историю развития оздоровительных технологий в советской и российской общеобразовательной школах.

Во 2-й главе В.В. Вишневский очень удачно выстраивает концептуальную модель службы здоровья в образовательном учреждении. В основу модели положена структурно -функциональная схема управления оздоровительной работой в школе. Заслуживает особого внимания интегративный подход, который автор использует для координации деятельности специалистов различного профиля, взаимодействующих в рамках служб здоровья в общеобразовательной школе.

Достоинством книги является то, что автор предоставляет возможность учителям физической культуры и другим работникам школы, заинтересованным в здоровьесбережении учащихся, использовать оригинальную систему комплексной диагностики здоровья школьников (3-я глава).

Наряду с мониторингом состояния здоровья учащихся автор предлагает проводить экспертизу различных сторон учебно-воспитательного процесса (4-я и 5-я главы).

В 6-й главе монографии даются рекомендации по созданию аналитико-информационно-статистической деятельности службы здоровья в школе.

Автор подробно описывает современные педагогические технологии формирования и укрепления здоровья учащихся. Например, предлагается технология обучения здоровью в школе (7-я глава).

Эффективность работы службы здоровья во многом зависит от отношения учителей к своему здоровью. Исследованию данного аспекта посвящена 8-я глава монографии. В 9-й главе автор анализирует современные оздоровительные программы и предлагает использовать детскую инициативу в их освоении.

Последняя, 10-я, глава монографии посвящена еще одному важному аспекту здоровьесбережения в школе - организации взаимодействия службы здоровья с родителями.

В первую очередь эта практико-ориентированная монография адресована руководителям школ и служб здоровья образовательных учреждений, которые ежедневно сталкиваются с проблемами организации образовательного и оздоровительного процессов в средней общеобразовательной школе. Думается, что книга будет полезна и руководителям других служб (медицинской, психологической, социальной, методобъединениям), так как поможет им увидеть свое место в интеграции деятельности специалистов различного профиля. Наконец, предлагаемый вниманию читателей труд может оказать определенную помощь учителю в понимании того, как стать "учителем здоровья" и что такое "здоровьесберегающая педагогика".

Книгу не следует рассматривать как сборник готовых рецептов и алгоритмов управленческих решений, ибо каждая школа осуществляет свою деятельность в неповторимых и динамично меняющихся ситуациях. Поэтому коллектив, взявший на себя труд превратить обычное образовательное учреждение в школу, содействующую здоровью, неизбежно становится полноценным соавтором создаваемой модели.

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!