Abstract PROGRAMS OF TRAINING MODES FOR STUDENTS WITH VARIOUS LEVEL OF FUNCTIONAL CONDITION G.V. Uskov, Ph. D., lecturer Chelyabinsk regional medical-sports clinic E.V. Bykov, Dr. Med., professor A.V. Chipyshev South-Ural state university, Chelyabinsk V.V. Belov, Dr. Med., professor Chelyabinsk state medical academy, Chelyabinsk Key words: physical activity, hypodynamia, training modes The chronic deficiency of motor activity among pupils makes 50-80% in Russia, and the recearched tendency showing the increase of this amount. Male students of medical academy aged 20-25 years with different modes of physical activity have taken part in the research. The functional tests with estimation under the standards were carried out. The research was carried out within 5 years, while students studied in medical academy. The results of the research allow to recommend the rational motor mode (system of training occupations in the combination to forms of active leisure) as the effective mean on mass preventive maintenance hypokinesy, vascular hyperreactance, normalization of body weight and other deviations in the state of health.
|
ПРОГРАММЫ ТРЕНИРОВОЧНЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ Кандидат медицинских
наук, доцент Г.В. Усков Доктор медицинских
наук, профессор Е.В. Быков Доктор медицинских
наук, профессор В.В. Белов Ключевые слова: физическая активность, гиподинамия, тренировочные режимы. Распространенность хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) в мире в настоящее время приняла характер эпидемии. Особенно это касается заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССС), являющихся непосредственной причиной смерти 60% населения, что делает решение вопроса их профилактики крайне актуальным [5]. Известно, что гиподинамия - мультипатогенный, а физическая активность - мультисаногенный фактор профилактики основных ХНИЗ, особенно ССС [4]. В нашей стране хронический дефицит двигательной активности (ДА) среди школьников составляет 50-80%, и в дальнейшем прослеживается тенденция к увеличению степени гипокинезии, в частности при продолжении обучения в вузе [2]. Для значительной части студентов за период обучения двигательный режим изменяется в сторону существенного ограничения в связи с прекращением на старших курсах учебных занятий по физическому воспитанию. Это определяет актуальность осуществления мониторинга различных показателей, отражающих состояние физического развития, функционального состояния ССС студентов для разработки и проведения профилактических программ еще на уровне донозологических состояний [7]. Организация и методы исследования. В исследовании принимали участие лица мужского пола - студенты медицинской академии 20 - 25 лет, занимающиеся в спортивных секциях, физической культурой самостоятельно или в группах общефизической подготовки 2 - 4 раза в неделю (1-я группа) и с малоподвижным образом жизни, не имеющих хронических заболеваний (2-я группа). Проведены антропо- и физиометрические измерения (длина и масса тела, динамометрия, жизненная емкость легких - ЖЕЛ) с подсчетом индекса массы тела, функциональные пробы (проба Мартине - Кушелевского, Штанге, индекс Гарвардского степ-теста - ИГСТ) с оценкой по общепринятым стандартам [8, 9]. Наблюдения велись в течение 5 лет обучения в медицинской академии. Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе исследований было проведено изучение показателей в начале обучения в вузе - у студентов второго курса. Результаты представлены в табл. 1. У мужчин с тренировочным режимом ДА (занятия в спортивных секциях 3 - 5 раз в неделю) значительно выше ЖЕЛ, сила правой кисти, результаты пробы Штанге, ИГСТ ниже индекса массы тела (ИМТ). В 1-й группе выявлено больше оценок ИГСТ на хорошем уровне, а во 2-й - в основном ниже среднего. Студенты этой группы посещали занятия по физической культуре 2 раза в неделю. Среди них также чаще встречаются лица с низким показателем качества реакции по Кушелевскому (гипертоническая реакция, замедленное восстановление). Для студентов с низким уровнем ДА были проведены дополнительные исследования (велоэргометрия) с целью определения уровня физической работоспособности, и исходя из нее им назначался дифференцированный тренировочный режим, который предполагал переход на более высокий уровень нагрузок при условии улучшения функционального состояния обследуемых (повторные исследования проводились раз в полгода). Двигательный режим основан на использовании общеразвивающих упражнений и преимущественном развитии качества выносливости. Известно, что аэробные нагрузки существенно повышают функциональное состояние ССС, способствуют профилактике нарушений липидного обмена, эффективны в качестве средства, нормализующего массу тела [1, 3, 6]. Ниже приводим разработанные нами варианты двигательных режимов. Таблица 1. Показатели физического развития и функционального состояния студентов с различным уровнем двигательной активности
Примечание. Здесь и далее: ПКР - показатель качества реакции; p - достоверность различий. Тренировочный двигательный режим № 1 Рекомендуется лицам с толерантностью к физической нагрузке 100 - 125 Вт (низкая толерантность) [9]. Тренировочные занятия следует проводить не ранее чем за 40 мин до еды и не менее чем через 1,5 - 2 ч после еды 3 - 4 раза в неделю. 1. Вводная часть: медленный разминочный бег в чередовании с ходьбой по схеме, в которой время бега в минутах указывается в числителе, а время ходьбы в минутах - в знаменателе: , 2. Основная часть: медленный бег в чередовании с ходьбой по схеме: , Повторить гимнастические упражнения, приведенные во вводной части, в более быстром темпе (пульс - не более 110 уд/мин). Вновь медленный бег и ходьба по схеме: , 3. Заключительная часть: спокойная ходьба - 3 мин; гимнастические упражнения для рук - 3 мин; ходьба, плечи слегка отведены назад и слегка опущены, следить за осанкой - дыхание ровное, глубокое, пульс в конце этой части занятий 60 - 80 ударов в мин. Общая продолжительность занятия - 35 - 40 мин. Тренировочный двигательный режим № 2 Толерантность к физической нагрузке -125 - 150 Вт (ниже средней). 1. Вводная часть: медленный разминочный бег в чередовании с ходьбой в темпе 100 шагов в минуту по схеме, в которой числитель отражает время бега в минутах, знаменатель - время ходьбы в минутах: , Далее следуют гимнастические упражнения (8 - 10 мин): наклоны туловища в стороны, вперед, повороты туловища вокруг продольной оси вправо и влево, приседания по 6 - 8 раз, прыжки на месте на высоту 4 - 5 см 30 - 40 раз. 2. Основная часть: бег в среднем темпе (120 - 160 шагов в минуту) в чередовании с ходьбой по схеме: , Для самоконтроля: пульс - до 110 уд/мин. Затем повторить гимнастические упражнения, приведенные во вводной части занятий (8 - 10 мин). 3. Заключительная часть: спокойная прогулочная ходьба - 5 мин; гимнастические упражнения для рук - 5 мин; ходьба, плечи слегка отведены назад и слегка опущены, следить за осанкой; дыхание ровное, глубокое, легкая усталость, хорошее самочувствие, пульс - 80 - 90 уд/мин. Общая продолжительность занятия - 60 - 65 мин. Тренировочный двигательный режим № 3 Толерантность к физической нагрузке - 150 Вт и выше (средняя). 1. Вводная часть: разминочный бег в среднем темпе (150 шагов в минуту) в чередовании с ходьбой по схеме, в которой время бега в минутах указывается в числителе, а время ходьбы - в знаменателе: , 2. Основная часть: далее следуют гимнастические упражнения (8 - 10 мин): наклоны туловища в стороны, вперед, повороты вокруг продольной оси вправо и влево, приседания по 6 - 8 раз, прыжки на месте на высоту 4 - 5 см 30 - 40 раз. Тренировочный бег в среднем темпе в чередовании с ходьбой по схеме: , 3. Заключительная часть тренировки: спокойная ходьба в течение 8 - 10 мин; гимнастические упражнения для рук - 5 мин: ходьба, плечи слегка отведены назад и слегка опущены; следить за осанкой, дыхание ровное, глубокое, самочувствие хорошее, легкая усталость, пульс в конце занятия - 80 - 90 уд/мин. Общая продолжительность занятия - 60 - 70 мин. Повторные исследования были проведены среди студентов 5-го курса, в течение 3 лет занимавшихся по указанным программам (1-я группа) и сохранивших малоподвижный образ жизни (табл. 2). Приведенные нами результаты свидетельствуют о значительной динамике изучаемых показателей: как положительной (1-я группа), так и отрицательной (2-я группа). Наиболее значимые различия наблюдались со стороны показателей, отражающих функциональное состояние кардиореспираторной системы (ИГСТ, ЖЕЛ). Величина ИГСТ в 1-й группе расценивается как средняя, во 2-й - как низкая. Во 2-й группе значительно выше процент лиц с низким ПКР, около трети студентов имеют замедленное восстановление, гипертонический тип реакции, а также низкие значения при задержке дыхания на вдохе. Разнонаправленный характер носили изменения ИМТ в динамике за 3 года. Заключение. Для практической деятельности специалистов в области физической культуры, как педагогов, так и врачей, весьма важно иметь научное обоснование тренировочных режимов для здоровых людей молодого возраста как одно из эффективных средств первичной многофакторной профилактики средствами естественно-биологического содержания. При осуществлении врачебно-педагогических наблюдений требуется выявление лиц с низкой физической работоспособностью, наличием гипертонических или других атипических реакций на физические нагрузки, низкими результатами функциональных проб. Проведенные нами исследования позволяют рекомендовать рациональный двигательный режим (систему тренировочных занятий в сочетании с формами активного отдыха) как эффективное средство массовой профилактики детренированности, сосудистой гиперреактивности, нормализации массы тела и других донозологических отклонений в состоянии здоровья. Таблица 2. Показатели физического развития и функционального состояния студентов с различным уровнем двигательной активности
Литература 1. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. - К.: Здоровье, 1989. - 216 с. 2. Быков Е.В., Исаев А.П., Сашенков С.Л. Спорт и кровообращение - возрастные аспекты: Учебно-метод. пос. - Челябинск: Интерполиарт, 1998. - 64 с. 3. Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения. - М.: ФиС, 1988. - 142 с. 4. К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний: Приоритет - основные неинфекционные заболевания. М., 1994. - 80 с. 5. Коваленко Е.А., Гуровский Н.Н. Гипокинезия. - М.: Медицина, 1980. - 320 с. 6. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. - М.: ФиС, 1989. - 224 с. 7. Сидоренко Г.И., Кутепов Е.Н. К методологии диагностики распространенности преморбидных состояний среди населения // Гигиена и санитария, 1994, № 1, с. 13 - 16. 8. Спортивная медицина: Руководство для врачей /Под ред. А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. - М.: Медицина, 1984. - 384 с. 9. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культуры /Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: ФиС, 1987. - 304 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |