К ЗАЩИТЕ ДОКТОРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ


Abstract

DIDACTIC-
ACMEOLOGYCAL REFORM OF SPECIAL CONTENTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHEST ESTABLISHMENT OF PHYSICAL EDUCATION

V.G. Tyutyukov, Ph. D., professor, corresponding member of International Academy of Acmeologycal Sciences.

Far-East state academy of physical culture, Khabarovsk.

Key words: didactic-acmeologycal conception, renovation of professional education, teaching technology, highly professional person.

The results of the research directed on the didactic-acmeologycal reform of teaching (the course of the special disciplines in the highest establishment of physical education) are presented in rather generalized aspect in the article. This reform represents the systematic purposeful process oriented on the providing of the subject by research technologies of the social useful algorithm of the behavior, defines the production of the individual style of the activity and the achievement of the highest level of professional skills.


ДИДАКТИКО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ШКОЛЕ

Член-корреспондент МААН, кандидат педагогических наук, профессор В.Г. Тютюков
Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск

Ключевые слова: дидактико-акмеологическая концепция, реконструкция профессионального образования, обучающие технологии, профессиональная состоятельность, индивидуальный стиль деятельности, высокопрофессиональная личность.

В настоящий период существования нашего общества, характеризующийся кардинальными социально-экономическими и политическими преобразованиями, со всей определенностью обозначилась проблема обеспечения роста продуктивности жизни каждого человека, повышения его социальной ценности и самоценности. В обществе формируется устойчивый и долговременный запрос на личность, личность яркую и свободную, физически развитую и здоровую, самобытную и инициативную, творческую и высокопрофессиональную. В связи с этим необходимо формирование сложных и разветвленных систем теоретического и практического человекознания, значение которых для будущности человечества не менее важно, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение ее силами, энергетическими и пищевыми ресурсами, космическим пространством и т.д.

Одной из таких систем следует считать акмеологию, предметом изучения которой является многогранная совокупность факторов, присущих зрелой личности и связанных с развитием и реализацией ее творческого потенциала средствами образования и самообразования, формированием индивидуального смысла и предназначения, становлением методологии высокопродуктивной профессиональной деятельности [2, 4].

Ступень профессиональной зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости (акме) - это полифункциональное состояние человека, которое не возникает неожиданно и сразу. На него "работает" вся предшествующая жизнь индивида, в том числе и глубоко научно обоснованное, проверенное на эффективность профессиональное образование. Именно оно в итоге определяет, с каким запасом физического здоровья подойдет выпускник профессиональной школы к ступени своей деятельностной зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составляют ядро его личности и какие способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта-творца, субъекта-профессионала.

Анализ широкого спектрах теоретических и научно-практических источников по вопросам совершенствования профессионального физкультурного образования [1, 3, 5 и др.] позволяет заключить, что в современной дидактике, ориентированной на данную подструктуру профессионально-образовательной сферы, существует значительное количество концептуально-теоретических и практико-ориентированных наработок, свидетельствующих о значимости и актуальности данного направления.

Проведенное исследование позволило прийти к следующему заключению.

Широко известна максима, что многому нельзя научить, но всему можно научиться. Исходя из этого любую деятельность, в ходе которой происходит научение чему-либо, можно представить как процесс самоизменения и саморазвития, как процесс самоактуализации личности, которая стремится сделать себя сама. Из содержания материалов исследования можно определить, сколь большую значимость в достижении человеком высот своего истинного предназначения играет образование, мощь его творческого интеллекта, воля, сильные и устойчивые профессиональные побуждения, за которыми стоят усвоенные им культурные и иные жизненные ценности. Все это, сплавленное в единый слиток, позволяет его владельцу через его жизнетворение, отвечающее тенденциям прогресса, и через профессиональное деяние, которое выступает как новаторский вклад в избранную область труда, подняться на неординарную для многих вершину в своем развитии и как личности, и как субъекту деятельности, и как индивидуальности, т.е. достигнуть в своем развитии ступени акме.

Сегодня ясно видно, что превращать свою голову в "банк данных" молодое поколение не желает. Там должно быть столько базовой информации, чтобы был возможным процесс производства смысла творчества, необходимого для принятия соответствующих адаптивных решений. Поэтому образование в педагогической области в первую очередь должно быть ориентировано не на запоминание пусть даже новейших форм знаний и на формирование умений применять их в конкретной ситуации, а на привитие органической потребности в продуцировании собственных решений и способности творчески относиться к проблемным ситуациям. Реализация этой установки -дело непростое, но самое верное. Образование в таком случае станет живым общением людей разных поколений, школ, направлений; общением, включающим в свое пространство культуры достоинства различных индивидов, субъектов, размышляющих над общей проблемой. Сотворчество уникальных личностей и будет пространством современного гуманистического образования.

Установлено, что наиболее важным системообразующим компонентом формирования у студентов основ профессионального мастерства выступает высокий уровень профессионализма преподавательского состава, включающего в себя умение творчески строить учебный процесс и организовывать взаимодействие с обучаемыми, утверждая их в высокой, социально значимой, ценности будущей профессии.

Задача современного педагога высшей школы двуедина: во-первых, он должен стремиться развивать у студентов проектно-технологическую среду сознания, в которой действуют в основном стандарты здравого смысла, штампы, шаблоны, стереотипы (и которая является наиболее прагматичной), и, во-вторых, обеспечить активизацию рефлексивно-смысловой сферы деятельностного сознания. Вторая задача более аксиологична - она базируется на ценностях, смыслах, отношении к целям, средствам и результатам познавательно-преобразующей деятельности. При трансляции знания от одного носителя к другому происходит лишь внешнее информационное воздействие на тезаурус реципиента. Формирование же деятельностного сознания предполагает изменение его структуры и формы на основе активности, приоритета внутреннего над внешним, включения в рефлексию и действования в соответствующей социокультурной и профессиональной среде.

Анализ современного состояния области обучения на базе передовых технологий показывает, что ныне такие факторы, как теория обучения и внедрение технологий, действуют без должной связи между собой. Поэтому важно обеспечить, чтобы в учебный процесс входили не просто технологии, содержащие элементы инноваций, а такие, которые направлены на решение собственно обучающих задач, которые глубоко осмыслены с позиций педагогической науки, теории обучения, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки. В этой связи приобретает особую актуальность разработка дидактических и методических принципов использования современных технологий в учебном процессе, педагогическом осмыслении накопленного в других областях опыта, проведения соответствующих научных и методических изысканий по созданию и изучению возможностей использования технологизированных педагогических программных средств в профессиональном образовании, в том числе и в подготовке специалистов по физической культуре и спорту.

Каждый педагог ежедневно решает множество профессиональных задач (воздействие на других людей, оценка других людей и себя, объяснение и прогнозирование своего и чужого поведения и т.д.) и стремится решать их более качественно, более продуктивно. Но, приобретая таким образом профессиональный опыт, педагог далеко не всегда замечает, что основные приемы и навыки воздействия, оценивания зачастую применимы только к конкретным ситуациям, в которых они сформировались, и, попадая в другие условия (новая должность, новые партнеры (ученики), новые обстоятельства), трудно ориентируется: не хватает иных умений, которые необходимо применять именно в этих новых условиях. В таких ситуациях их акмеологическая содержательность в тактических целях должна временно стать "наукой разумного скептицизма", т.е. указывать на типичные ошибки поведения в изменяющейся обстановке, внося сомнения, снижая уверенность педагогов в универсальности их профессиональных принципов и методик, технологий и подходов.

Для успешного решения этой задачи необходимость создания реально действующей акмеологической службы в вузе не вызывает сомнений, а ее первоочередной задачей будет обеспечение постоянного функционирования каналов обратной связи в целях коррекции субъект-субъектного взаимодействия педагогов и студентов. От качества этого взаимодействия будет зависеть, окажется ли студенчество в выстраивании своей жизненной траектории стратегом и проявит ли готовность осуществлять крупномасштабные цели, работающие на прогресс избранной сферы будущей профессиональной деятельности, и будет ли оно, реализуя эти цели, действительным творцом, а не бездушным исполнителем.

Одна из проблем, чрезвычайно важная для кардинального совершенствования профессионально -образовательной подготовки в высшей физкультурной школе, связана с тем, что в процессе обучения, как правило, чрезмерно загружается память в ущерб развитию интеллекта. Проведенные нами лонгитудинальные исследования отражают тревожную динамику: в большинстве своем показатель интеллекта студентов на выпуске либо равен его уровню, установленному при приеме, либо даже снижается, хотя академическая успеваемость при этом улучшается. И только у отдельных студентов (6 -10% от выпуска) показатель интеллекта незначительно возрастает. В связи с этим весьма иллюзорным становится утверждение, что увеличение количества знаний по мере обучения в вузе влечет за собой и овладение соответствующими интеллектуальными операциями. Эти данные свидетельствуют о недостатках ныне существующих организационных форм вузовского обучения, что требует их пересмотра.

Осуществление в вузовском учебном процессе перехода студентов от позиций потребителя информации к позиции творца своих знаний и самого себя (в том числе и с помощью информации как средства регуляции действий и деятельности) с необходимостью требует модернизации традиционной дидактики. Принято считать, что дидактика изучает закономерности взаимодействия двух субъектов в системе обучения и образования. Отстаиваемая нами дидактическая концепция имеет на себе достаточный налет, акцентирующий внимание на взаимодействии индивидуальностей педагога и студента, т.е. их деятельности в самом широком смысле, а не их учебных действий. данном случае следует вести речь о парадигме "образования индивидуальности".

Внедрение разработанной инновационной технологии организации профессионально -образовательной подготовки в условиях физкультурного вуза обеспечивает смещение устоявшихся педагогических традиций в сторону процесса диалога, общения, учебно-исследовательского поиска и утверждения личностной самоценности двух субъектов этого процесса. Таким образом, нами был открыт совершенно новый ракурс в организации вузовской учебно-образовательной деятельности, выражающийся в соразмерности ее дидактически целесообразной организации и свободного волеизъявления педагогов и студентов, в увлеченности самостоятельно поставленной целью, поиском и осмыслением путей ее достижения, в гармонии содержания и формы.

Вести разговор о рецептах педагогического мастерства весьма проблематично. Но тем не менее следует исходить из того, что чем больше знаешь и умеешь, тем больше простора для творчества, для раскрытия своей индивидуальности. Можно творить, создавая нечто новое, генерировать идеи, но о творчестве мы вправе говорить и в том случае, если новое предстанет в проявлении новых связей и комбинаций уже известного. В творчестве выражаются самые ценностные приоритеты педагога, индивидуально яркая палитра его интересов. Педагог совершенствуется на основе своеобразия, а не за счет него. Поэтому достижение профессиональных вершин, подлинное овладение мастерством подразумевают индивидуализацию педагогической деятельности и в этом случае на первый план могут выдвинуться и природные данные, и их своеобразное сочетание, и профессионально целесообразное их использование. В связи с этим можно вести речь о формировании у педагога, в процессе профессионального становления, своего эффективного индивидуального стиля деятельности. Сформировать свой индивидуальный стиль можно при выполнении как минимум двух условий: во-первых, педагогу важно осознать свои индивидуальные особенности и представить, как они могут отразиться на результатах его деятельности (осознать - не значит назвать и научно обосновать, возможно, осознание произойдет и на эмпирическом уровне - на уровне констатации); во-вторых, педагог должен желать и уметь использовать свои индивидуальные особенности, оптимально организуя профессиональную деятельность.

Анализ проведенной опытно-экспериментальной работы показал, что становление профессиональной состоятельности у выпускников высшей физкультурной школы на основе внедрения инновационной технологии происходит на более качественном уровне. К моменту окончания вузовского образовательного цикла, совпадающего с завершением этапов экспериментальной работы, уровень сформированности двигательных, гностических, проектировочных, организаторских и коммуникативных умений и навыков у выпускников был достоверно выше, чем в контрольной группе и по отношению к прежним годам, когда подобная технология не внедрялась.

В ходе экспериментально организованного учебного процесса по дисциплинам специализации студенты овладели более совершенными умениями и навыками. От курса к курсу они расширялись и углублялись, интегрировались и дифференцировались, делались более осознанными. Утверждение в студентах социально ценностного отношения к своей будущей деятельности (вопреки сегодняшней ее значимости, только декларативно провозглашаемой органами государственной власти) побуждало их к сложным формам интеллектуальной деятельности, проявляющейся в многочисленных процессах принятия решений, основанных на результативной ориентировке в ситуациях неопределенности, в условиях незаданных критериев оценки решений и необходимости самостоятельного определения стратегий достижения результата. По глубокому убеждению автора, это является одним из основных критериев высокого уровня профессиональной состоятельности. В данном случае специалист не просто способен к воспроизведению знаний в форме стандартных решений, а инициирует решение профессиональных задач за рамками заданных требований в зависимости от уровня личностного принятия проблемной ситуации.

Проблемы повышения уровня педагогического мастерства и достижения его вершины еще требуют больших научно обоснованных проработок. По нашему глубокому убеждению, радикальное изменение системы профессионального образования и повышения квалификации возможно лишь на основе личностно развивающей стратегии, предполагающей не просто обучение специалиста новым способам деятельности, а преобразование его мотивационной, интеллектуальной, аффективной и в конечном счете поведенческой структур. Предлагаемая нами теоретическая трехстадиальная модель движения преподавателя-тренера к вершинам профессионального мастерства на практике должна обеспечить трансформацию адаптивной деятельности педагога в деятельность, направленную на творческую самореализацию в профессии.

В этой концептульной теоретической модели профессионального становления преподавателя-тренера следует усмотреть: в качестве объектной сущности развития - характеристики профессиональной состоятельности специалиста (педагогическую направленность, сотворческую коммуникативность, профессиональную грамотность и вариативность); в качестве фундаментального условия - переход на более высокий уровень профессионального мастерства; в качестве способа изменения личной содержательности - ее превращение в процесс практического преобразования и созидательности; в качестве основных движущих сил - стремление к творческой самореализации, достижение своей самости.

Литература

1. Бабушкин Г.Д. Психологические основы воспитания профессионального интереса и педагогической деятельности. - Омск: ОГИФК, 1990. -186 с.

2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А.А. Бодалев. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 168 с.

3. Краснова М.А. Формирование психологической готовности у студентов физкультурного вуза к предстоящей профессиональной деятельности: Автореф. канд. дис. Омск, 2002. - 23 с.

4. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - СПб.: Санкт-Петербургская акмеологическая академия, 1999. - 23 с.

5. Макеева B.C. Профессионально-личностное развитие будущего учителя в процессе физического воспитания: Автореф. канд. дис. М., 2002. - 39 с.

6. Парохина Ю.В. Формирование творческой компетентности у студентов высших учебных заведений физической культуры средствами гимнастики. Смоленск, 2002. -19 с.

7. Перфильева Е.Н. Жизненные стратегии развивающегося профессионала в сфере физической культуры и спорта: Автореф. канд. дис. СПб., 2001. - 23 с.

8. Пономарев Г.Н. Личностно ориентированное обучение как фактор совершенствования подготовки специалиста по физической культуре испорту // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 12, с.32 - 35.

9. Пфейфер Н.Э. Профессионально-педагогический потенциал специалиста по физической культуре и его формирование в условиях высшего педагогического образования: Автореф. докт. дис. СПб., 1996. - 39 с.

10. Решетень И.Н. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов в процессе обучения в институте физической культуры. - М.: ГЦОЛИФК, 1981. - 36 с.

11. Филь С.Н.Профессиональная подготовка студентов в институте физической культуры / С.Н. Филь, В.П. Пешков. - Киев: Вища школа, 1985. - 136 с.

12. Холодов Ж.К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: Автореф. докт. дис. М., 1996. - 60 с.

13. Чичикин В.Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалистов в системе физкультурно-педагогического образования: Автореф. докт. дис. М., 1995. - 34 с.

14. Яхонтов Е.В. Дидактические преобразования содержания деятельности спортсменов и педагога-тренера в игровых видах спорта: Автореф. докт. дис. СПб., 1995. - 37 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!