Abstract APPLICATION OF INDIVIDUALIZED PROGRAMS OF CONJUGATE PHYSICAL AND MENTAL DEVELOPMENT OF TEENAGERS AT LESSON OF PHYSICAL CULTURe V.A. Rodionov School "Premiere", Moscow Key words:principle of "conjugated influence", mental area, psychodiagnosis, types of person, saving of positive health. The program of physical and mental development of pupils developed by the author is based on the realization of the principle of the "conjugated influence". The purpose of this methodical program of the conjugated influences is the saving of the positive physical and mental health of pupils by the education of the culture of the own body, the conjugated physical and mental development on the basis of the game and creative activity, the realized attitude to the health. The program consists of 128 hours (32 hours per one year with 1st on 4th forms, at the rate of one occupation per one week). The lesson can be carried out as the third lesson of physical culture per week or due to the school component. Four typological groups of school aged children were described as the result of analytical research. There were organized the differentiated approach to the application of means and methods of the conjugated influence on physical and mental areas of pupils for each group. Variants of work with pupils proceeding from their specific features are described also.
|
ПРИМЕНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММ СОПРЯЖЕННОГО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В.А. Родионов Ключевые слова: принцип "сопряженного воздействия", психическая сфера, психодиагностика, типы личности, сохранение позитивного здоровья. Гипотеза исследования. Cейчас наблюдается пересмотр традиционных целей школьного образования, которые состоят не в создании идеальных условий для развития ребенка в виде свободной от любых конфликтов окружающей среды, а в обеспечении разносторонней умственной и двигательной подготовленности подрастающего поколения к вступлению во взрослую жизнь. Специалисты ВОЗ выделяют школу в качестве наиболее перспективного участка воздействия на личностное становление подростка [9]. Для этого необходимо особое внимание уделить развитию у него системы интеллектуальных и двигательных навыков, установок на поведение в разнообразных жизненных ситуациях. От социальной компетентности подростка во многом зависят его физическое и психическое здоровье, успешность его самореализации как личности. Особую роль в этой связи играет физическое воспитание, связанное с целенаправленным физическим развитием подрастающего поколения, формированием жизненно ценных качеств и оптимального психического состояния в сложных условиях современной жизни. В теории и методике физического воспитания перспективным представляется направление, связанное с оптимизацией процесса сопряжения физического и психического развития школьников. В общих чертах оно должно представлять собой взаимосвязанное (сопряженное) применение (параллельное или последовательное) средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения, воспитания и оздоровления учащихся. В процессе формирования гипотезы исследования было выдвинуто предположение о возможности эффективного применения метода, основанного на сопряженных воздействиях, при которых управление процессом развития физической и психической сферы учащегося реализуется логически однонаправленно как по содержанию применяемых педагогических средств, так и по адресату воздействий. Принципы и метод направленных сопряженных воздействий в антропологических науках внедрены в практику известным специалистом в области теории и методики спортивной тренировки В.М. Дьячковым [2, 3], который распространил этот подход на подготовку высококвалифицированных спортсменов. Подобный подход в физическом воспитании до настоящего времени не использовался. Было выдвинуто предположение, что принцип индивидуального подхода в процессе применения сопряженных воздействий на школьников может быть оптимально реализован, если учитывать их индивидуальные особенности, особенно те, которые предопределяют формирование темперамента и характера. При таком подходе формируются группы учащихся с близкими свойствами ("типологические группы"), что позволяет типизировать применяемые средства сопряженных воздействий. Предполагается также, что сопряженные психолого-педагогические средства должны учитывать и типичную для каждого возраста динамику физического и психического развития учащихся. При этом система сопряженных воздействий должна быть построена так, чтобы стимулировать развитие необходимых качеств, организовывать поведение и деятельность учащихся, нивелировать проявления негативных качеств, способствовать сохранению физического и психического здоровья. Принципиальной новизной разрабатываемого нами методического подхода является такая специализация имеющихся средств физической культуры, которая способствует развитию ребенка в сфере так называемого практического интеллекта (восприятие и переработка информации, пространственно-временная ориентация, реакция на изменение ситуации, оперативное решение задач). Кроме того, данная программа направлена на то, чтобы научить ребенка осознанно оценивать состояние собственного тела, понимать свое Я и находить свое место в форме "Я в группе". Двигательная активность должна включать в себя не только освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка, но и познавательный и личностный аспекты [1, 4, 6]. Последний ориентирован на осознание собственного Я, динамику своего физического и психического развития. Это обусловлено тем, что обучение двигательным действиям и развитие психики младших школьников тесно связаны между собой. Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, а также (в игровой форме) для интеллектуального развития. Разработанная нами программа физического и психического развития школьников основана на реализации принципа "сопряженного воздействия". В нашем случае суть принципа сопряженных воздействий заключается в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физическое качество быстроты), которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения). Методы исследования. В основу настоящего исследования положен метод компьютерной диагностики по методике Калинина-Нилопца [5]. Предложенная ими компьютерная диагностическая система состоит из следующих основных компонентов: теста Люшера (фигурный вариант), 16-факторного теста Кеттелла, личностно-социометрической методики Бейлса, некоторых психомоторных тестов для исследования психологических проявлений свойств нервной системы подростка ("двигательные методики"). С помощью этой системы создаются возможности для выполнения таких психодиагностических операций, как количественная оценка основных свойств личности подростка и количественная оценка его качеств. В результате тестирования получается информация о преобладании у каждого испытуемого тех или иных индивидуальных свойств, проявлении отдельных психических качеств и характерных для него состояний. Компьютерная обработка данных методом таксономии позволяет выделять достоверно отличающиеся друг от друга индивидуально-типические группы ("типы") испытуемых. Эффективность применяемого нами методического подхода оценивалась с помощью объективных показателей динамики психофизиологических состояний учащихся в процессе физического воспитания. В настоящем исследовании для оценки психофизиологического состояния учащихся использовались одноразовые "срезы" показателей квазистационарного потенциала (КСП). Величины КСП репрезентативно отражают состояние психической работоспособности индивида - его способности воспринимать и перерабатывать поступающую информацию, принимать решения, корректировать свои действия в процессе выполняемой деятельности, санкционировать достижение конкретного результата. Этот метод является интегральным методом оценки психофизиологического состояния [8]. Результаты исследования. Для обнаружения взаимосвязей между свойствами индивидуальности и психическими качествами подростков с целью раскрытия содержательных характеристик различных типов применялся пошаговый дискриминантный анализ полученных данных. В результате него в каждом случае выявлялись наиболее значимые и характерные свойства индивидуальности, а также симптомокомплексы этих свойств, обладающие определенной дифференцирующей способностью в отношении конкретных типических групп. Из всей группы обследованных подростков было выявлено четыре достоверно отличающихся друг от друга типа личности: 1. Активный. 2. Замкнутый. 3. Взрывной. 4. Зависимый. Любая иная математическая классификация изучаемой группы подростков приводила к появлению смешанных типов, малоразличающихся между собой. Таким образом, данная классификация оказалась наилучшей с формальной (математической) точки зрения. Цель данной методической программы сопряженных воздействий - сохранение позитивного физического и психического здоровья школьников путем воспитания культуры собственного тела, сопряженного физического и психического развития на основе игровой и творческой деятельности, осознанного отношения к своему здоровью. Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: 1. Сформировать у учащихся понимание необходимости взаимодействия собственного физического Я и психического Я. 2. Обучить навыкам владения своим телом и элементам саморегуляции. 3. Формировать знания о взаимоотношениях людей и развивать коммуникативные навыки в процессе двигательной активности. 4. Способствовать активизации защитных сил организма. 5. Формировать и развивать двигательные умения и навыки прикладного характера. Основные средства физического воспитания в данной программе: - позы. Применяются как общеизвестные статические физические упражнения и как специфические виды статических упражнений типа асан, заимствованных из тысячелетней древнеиндийской системы хатха-йоги, так и статические позы из древнекитайской системы цигун; - физические упражнения, большая часть которых ориентирована на сопряженное развитие не только физических, но и психических качеств; - физические упражнения творческого характера, в которых учащиеся создают новые сочетания элементов двигательной активности; - мимические упражнения; - дыхательные упражнения; - психомоторные упражнения; - упражнения на напряжение и расслабление мышц; - ритмические упражнения и танцы; - этюды с использованием как внешних признаков изображаемого, так и их моторного содержания; - игры (творческие, подвижные, спортивные). Программа состоит из 128 ч (32 ч в год с 1-го по 4-й класс, из расчета одно занятие в неделю). Урок может проводиться как третий урок физической культуры в неделю или за счет школьного компонента. В целом построение урока - традиционное: вводная, основная, заключительная части. Во вводной, разминочной, части помимо общеразвивающих упражнений и упражнений, формирующих готовность к активной физической и психической деятельности (например, упражнения на внимание), применяются подводящие упражнения с учетом содержания основной части. В некоторых случаях структура урока может быть четырехзвенной, то есть основная часть дополнительно делится на две относительно самостоятельные части. При этом после выполнения упражнений по теме урока учитель проводит краткую беседу, в которой объясняет значение выполненного. Во второй половине основной части это закрепляется в играх. В заключительной части должны решаться задачи снижения физической и оптимизации психической активности учащихся для подготовки к последующему уроку; дается домашнее задание. При этом следует обращать внимание детей не только на необходимость выполнения физических упражнений, но и на то, чтобы они следили за своими ощущениями, своим состоянием и пытались анализировать связь между ним и упражнениями. Важным, если не основным, фактором специфики сопряженных упражнений являются индивидуальные особенности детей, главным образом по свойствам психодинамики: - объем сравнительно монотонных циклических упражнений должен быть уменьшен для детей со взрывным, неуравновешенным темпераментом; - объем упражнений скоростно-силового характера и со сложной двигательной координацией должен быть уменьшен для детей со слабой нервной системой, меланхоличным темпераментом. Для оптимизации деятельности учителя в отношении дифференциации школьников по типологическим группам нами был предложен метод направленных наблюдений за поведением и деятельностью учащихся. Его целью является оценка особенностей психодинамических свойств детей и подростков по "внешним проявлениям (в поведении и деятельности). В результате аналитического исследования были описаны четыре типологические группы школьников и для каждой группы был организован дифференцированный подход к применению средств и методов сопряженного воздействия на физическую и психическую сферы школьников. Описаны варианты работы с учащимися исходя из их индивидуальных особенностей [7]. Методические рекомендации являются своего рода педагогической канвой, служащей основанием для творческой деятельности педагога, который в каждом конкретном случае выбирает конкретные формы педагогических воздействий. Диагностика психофизиологического состояния учащихся осуществлялась в одних и тех же условиях - до и после урока физической культуры, проводимого по предложенной нами программе. Оценивалась эффективность применяемого нами комплекса средств и методов, направленных на оптимизацию процесса физического и психического развития, в следующих ситуациях: - в начале недели с применением сопряженных упражнений (не менее двух раз в неделю), мы ее назвали "сопряженной"; - в конце аналогичной недели; - в начале недели без применения сопряженных упражнений, мы ее назвали "ординарной"; - в конце аналогичной недели; - в середине первой четверти; - в середине четвертой четверти. Показатели психофизиологического состояния подростков в процессе внедрения сопряженного метода (в Ма)
Примечание. Знаком * отмечены случаи статистически достоверных различий при р < 0,05, знаком ** - при р < 0,01. Обследовались подростки 11-14 лет. Данные диагностики психофизиологических состояний подростков в процессе использования сопряженных воздействий приведены в таблице. У подростков активного типа в начале каждой недели наблюдаются близкие показатели КСП, т.е. условно можно говорить, что исходные показатели перед началом применения сопряженных средств и методов идентичны. Применение сопряженного метода дает безусловный эффект, о чем свидетельствует значительный прирост абсолютных показателей КСП (d = 5,68; р < 0,05), т.е. имеет место повышение уровня психофизиологической работоспособности. И все же к концу учебного года ее уровень несколько снижается, что связано с невосполнимыми потерями за этот длительный промежуток времени. Еще больший эффект дает сопряженное воздействие в отношении подростков замкнутого типа: к концу "сопряженной" недели показатели КСП повышаются (d = 7,47; р < 0,01), хотя и в данном случае к концу "ординарной" недели показатели не только не улучшаются, но даже имеют тенденцию к некоторому снижению. У подростков такого типа психофизиологическое состояние к концу учебного года существенно ухудшается (d = - 5,97; р<0,05), что является следствием негативного влияния тех психодинамических свойств, которые связаны с проявлениями замкнутости. Динамика показателей психофизиологического состояния у подростков взрывного типа близка к наблюдаемым у активных подростков. Но в данном случае исходные показатели более высокие, что и определяет взрывной индивидуальный стиль деятельности, а реакции на применение сопряженных воздействий становятся более выраженными (d = 6,96; р<0,01). Правда, у таких подростков состояние особенно заметно ухудшается к концу учебного года (d = - 4,95; р < 0,05). Наименее динамичны психофизиологические показатели подростков зависимого типа, так как в данной индивидуально-типовой характеристике в значительной мере проявляются не только психодинамические, но и социально-динамические характеристики. Но и в данном случае положительное влияние метода сопряженных воздействий подтверждается положительной динамикой данных КСП. Таким образом, есть основание считать, что получено объективное подтверждение эффективности предложенной нами программы сопряженного физического и психического развития подростков. Литература 1. Дубова Т.Ф. Исследование социального компонента физического "Я" школьников //Тез. докл. ХI Всесоюзной научно-практической конференции психологов спорта. - Минск; Госкомспорт, 1990, с. 104 -105. 2. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. 2-е изд., перераб. - М.: ФиС, 1967. 3. Дьячков В.М. К вопросу управления процессом совершенствования технического мастерства // Проблемы высшего спортивного мастерства. - М.: ВНИИФК, 1969, с. 1 -13. 4. Кабачков В.А., Куренцов В.А., Пузырь Ю.П. и др. Коррекция физического и психоэмоционального состояния педагогически запущенных подростков средствами физической культуры и спорта // Науч. тр. 1995 года /Ред. С.Д. Неверкович. Т. 2. - М.: ВНИИФК, 1996, с. 194 - 205. 5. Калинин Е.А., Нилопец М.Н. Компьютерная система социально-психологического контроля и управления спортивной командой // Всесоюзная научная конференция по проблемам олимпийского спорта (Челябинск 23 - 26.05.91). - М.: Госкомспорт СССР, 1991, с. 29 - 30. 6. Пономарчук В.А., Аяшев О.А. Физическая культура и становление личности. - М.: ФиС, 1991. - 158 с. 7. Родионов А.В., Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье. - М.: МКО, "Теис", 1997. 8. Солнцева Л.С., Ставицкий К.Р. Контроль психической работоспособности и нервно-психической напряженности человека (метод. реком.). - М.: ВНИИФК, 1989. 9. Спрангер Б. Ключевые принципы построения профилактических программ для подростков // Вопросы наркологии. 1993, № 3, с. 48 - 59. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |