Abstract YACHTING: WAYS OF YACHTSMEN VERSATILITY TRAINING MAINTENANCE K.G. Tomilin, Ph. D., lecturer Institute of physical culture of Sochi state university of tourism and resort business, Sochi Key words: yachting, vocational counseling to complex sea specialties, abroad yachtsmen training, system of versatile training of elite racers. The complex target program of the training of the Russian Olympic Yachting team was developed by the author on the basis of results of his own researches, and on the generalized experience of foreign experts also. The author developed methods of the monitoring for complex science group and methodical maintenance of the training of Olympic team and students of institutes of physical culture on specialization "Yachting". The training devices used for perfection of special physical preparedness and technical skills are developed and offered by him. |
ПАРУСНЫЙ СПОРТ: ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗНОСТОРОННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЯХТСМЕНОВ Кандидат
педагогических наук, доцент К.Г.
Томилин Ключевые слова: парусный спорт, профессиограмма, профессиональная ориентация на сложные морские специальности, подготовка яхтсменов за рубежом, система разносторонней подготовки гонщиков высокой квалификации. Проблема ранней профессиональной ориентации детей на сложные морские специальности очень актуальна и начиная с исторических нововведений XVII века Петра I успешно решалась отдельными дальновидными руководителями путем привлечения молодежи своей страны к занятиям парусным спортом [3]. Яхтинг помимо верной, многолетней любви к морю формирует политехнические навыки при работе с материальной частью, хорошие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовки, психологическую устойчивость к действию неблагоприятных факторов [24]. Причем ошибки, заложенные в детском возрасте, тормозят прогресс в профессиональной деятельности уже взрослого специалиста, которого можно привлекать к работе в водных видах рекреации даже без специальной переподготовки [27]. С целью проведения профессиограммного анализа был проведен опрос 100 отечественных и 50 зарубежных высококвалифицированных специалистов по парусному спорту (среди которых были 4-кратный олимпийский чемпион Пауль Эльфстрём, 3-кратный Валентин Манкин и др.) [1]. Выделены факторы специальной подготовленности яхтсменов в обеспечении результативной соревновательной деятельности (впоследствии они станут основой их высокоэффективной профессиональной работы): анализ и управление пространственно-временными перемещениями лодки; устранение аварийных ситуаций на воде; различные проявления выносливости; психологическая устойчивость личности; "ветровая тактика"; волевая направленность психических процессов; оценка и прогнозирование гоночной ситуации; знания о противнике и о себе; знания о яхте; знание о погоде и условиях соревнований; проявление скоростно-силовых способностей; повышение скоростных характеристик материальной части; двигательная программа по управлению яхтой; специализированные проявления физических качеств; обеспечение нормальных эксплуатационных характеристик материальной части; воздействие на конкурентов; сохранение навыков управления яхтой (в различных ситуациях); социально -психологические аспекты личности яхтсмена. Оценка значимости для спортивного результата каждого из перечисленных факторов составляет от 31,48 до 35,68 усл. ед., что указывает на необходимость разносторонней подготовки яхтсменов [1]. Однако несмотря на полученные выводы ряд зарубежных исследователей (J.P. Guilford, 1954; H. Schmidt, 1970; L.M. Blum, C.J. Naylor, 1968) обратили внимание на шесть серьезных ошибок, которые обусловили необходимость дополнительной экспериментальной перепроверки данных профессиографического анализа и уточнений [18]. Наши многолетние исследования профессиональной деятельности яхтсменов [17, 19, 25, 29 и др.] показали, что важнейшими элементами олимпийской парусной гонки являются: - старт (до 30% вклада в успех); - первая лавировка (до 85 - 95% вклада в успех); - последняя лавировка. Перемещение внутри лидирующей группы для победителей от первого знака до финиша составляет на последних олимпиадах в среднем два места (с 4,6±1,7 до 2,9±0,9) [17]. Ведущим физическим качеством для яхтсменов-гонщиков высокой квалификации является выносливость [13, 19, 20 и др.]. По времени простой двигательной реакции на звук и свет различной интенсивности яхтсмены высокой квалификации (n = 100) не отличаются от простых курсантов (n = 250) высших военно-морских училищ страны; скорость выполнения задач у яхтсменов различна и зависит от класса яхт, на которых они гоняются; отличия наблюдаются в надежности реагирования по сравнению с атлетами других видов спорта (p>0,05) [31]. Лидеры достоверно отличаются от своих менее удачливых товарищей по индексу саморегуляции (p<0,05) и по скорости достижения результата в нормализации своего эмоционального состояния (p<0,01) [4 - 6]. В то же время исследования показали [7, 9, 11, 15, 17, 23, 25 и др.], что отечественные гонщики при выступлении на Олимпийских регатах 1976 - 1996 гг. проигрывали лучшим зарубежным конкурентам: - в технико-тактических действиях на старте; - выполнении первой лавировки; - стабильности прохождения дистанции; - тактике; - знании метеорологии; - знании ППС при разборе протестов; - физической подготовке; - психологической подготовке; - работе с материальной частью. Причем большинство из указанных разделов подготовки являются традиционно слабыми в нашей команде на протяжении 30 лет. Для устойчивого доминирования на мировой арене отечественные яхтсмены нуждались в продуманной системе разносторонней подготовки [25, 28, 29 и др.]. Нужно отметить, что и Государственная программа обучения детей и молодежи в ДСШ, СДЮШОР, ШВСМ, МЦОП по парусному спорту 1984 -1990 гг. [30] не выполняла своих функций и не обеспечивала притока полноценного резерва в сборную команду страны. Появление одаренных и подготовленных яхтсменов происходило вопреки этой системе: - тренеры уделяли недостаточно внимания физической подготовке своих воспитанников [19, 25]; - спортсмены зачастую были технически не подготовлены [17, 25]; - имелись серьезные упущения в теоретической подготовке [10, 25 и др.]. В СДЮШОР, ШВСМ, МЦОП широко применялось "натаскивание" спортсменов на результат, без обеспечения разносторонней основательной подготовки [25]. Итогом функционирования такой системы является очень низкий уровень тренированности выпускников ДСШ и СДЮШОР, который заставляет отдельные ШВСМ открывать группы начальной подготовки, чтобы хоть как-то обеспечить себя резервами. Нередко победителями юношеских и молодежных всесоюзных соревнований и членами сборной команды страны становились спортсмены из маленьких яхт-клубов, из спортивных коллективов, работающих вне рамок программы ДСШ, СДЮШОР, ШВСМ. Проведение национальных регат на известных акваториях при слабом ветре существенно обедняло техническую и тактическую подготовку яхтсменов, способствовало отбору низкорослых, легких гонщиков, не имеющих перспективы выступлений на олимпийских классах судов [25]. Если обратиться к опыту зарубежных стран, то можно заметить, что платформой для достижения высоких спортивных результатов в США (П. Хилл, 1990) является массовость парусного спорта (как по численности занимающихся, так и по классам судов) и большое число стартов (до 2000 за сезон), где большую часть составляют "матчевые гонки"[8, 22]. Успехи гонщиков ГДР 1980 - 1990 гг. обеспечивались в основном (см. рисунок) за счет продуманной системы подготовки и стимуляции занятий парусным спортом; "многоборной" подготовкой; состязаниями с максимальным уравниванием материальной части [14]. В Великобритании и других странах, которые близки по своим погодным условиям к Западной и Центральной европейским частям России, развиты три категории водно-спортивных центров для привлечения молодежи к занятиям спортом: - чисто спортивные (где тренируются спортсмены); - центры отдыха для простых людей (включающие гостиницы, коттеджи, административный корпус, кафетерий, бары, а также эллинги и благоустроенную водную акваторию); - центры для учащейся молодежи, куда один раз в месяц организуется благотворительный выезд детей из малообеспеченных семей (чем достигается 100%-ный охват молодежи услугами водно-спортивных центров) [32]. Соревнования и тренировочная работа центра контролируются и финансируются "Британским союзом каноистов" и "Королевской ассоциацией яхтсменов". В качестве инструкторов приглашаются бывшие спортсмены, выполнившие квалификацию на уровне российских норм мастера спорта, которые дополнительно ежегодно проходят двухдневную предсезонную тренировку и сдают специальный экзамен.
Структура подготовки яхтсменов ГДР в 1985 - 1990 гг. На основе результатов собственных исследований, а также обобщения опыта зарубежных специалистов разработана "Комплексная целевая программа подготовки сборной команды страны по парусному спорту к Олимпийским играм" [12]; разработаны методы контроля КНГ за каждым из разделов тренировки гонщиков (ежегодное углубленное медицинское, этапные комплексные, текущие обследования, анализ соревновательной деятельности, прогноз выступления команды на крупнейших регатах сезона); составлен перечень средств и методов подготовки (теоретической, тактической, технической, психологической, физической); разработано методическое обеспечение подготовки сборной команды страны и студентов ИФК по специализации "Парусный спорт" [2, 5, 6, 10, 28, 29 и др.]: разработаны и предложены тренажерные устройства, применяемые для совершенствования специальной физической подготовки и технических навыков управления парусным судном [16, 26 и др.]. Внедрена в план сборной команды страны по парусному спорту на 1986 - 1987 гг. система разносторонней подготовки, включающая (см. таблицу): - бригадный метод подготовки; - целевое планирование тренировок; - планирование годичного цикла с двумя пиками спортивной формы и заочно-очным контролем за качеством тренировочного процесса спортсменов резервного состава; - среднегорную подготовку для увеличения выносливости гонщиков основного и резервного составов; - массовые старты на швертботах-одиночках класса "Луч" (для рулевых и шкотовых основного состава сборной команды страны - в обязательном порядке); - допуск на всесоюзные регаты строго при условии выполнения контрольных нормативов по ОФП, теории, ППС; введение интегральной оценки очков на регате: за место на 1-м знаке, приплюсованное к месту на финише; - систему ранжирования рулевых и шкотовых; - оценки специальной
подготовленности гонщиков по
разделам: техника управления яхтой,
уровень тактического мастерства,
знание ППС, настройка яхты и - система отбора в сборную команду страны на основе результатов выступлений гонщиков на чемпионатах мира и Европы [28]. Практическим результатом внедрения в 1984 - 1988 гг. системы разносторонней подготовки яхтсменов сборной команды страны и ее резерва (n = 158) явилась победа первого состава на "Играх Доброй воли" 1986 г., где впервые за всю историю спорта наши гонщики разгромили команду США, завоевав золотые медали в 5 классах яхт против 3 у соперников. Инновации способствовали достоверному улучшению: - функциональной подготовленности (p<0,001); - специальной физической и общефизической подготовкам (p<0,001); - технической подготовке (p<0,05); - знанию правил парусных соревнований (p<0,01); - ускоренной реабилитации гонщиков (p<0,05) [21 и др.]. Структура годичного цикла подготовки
Условные обозначения: Р - результат на международных соревнованиях; СЗ - состояние здоровья; ОФП - общая физическая подготовка; ФП - функциональная подготовка; ПП - психологическая подготовка; ППС - правила парусных соревнований; СП - специальная подготовка. Литература 1. Акименко В.И. Методические рекомендации по оптимизации управления подготовкой высококвалифицированных яхтсменов. - Киев: РНМК ГК УССР по ФКиС, 1986. - 16 с. 2. Баландин Ю.А., Костюк Ю.И. Тактика парусных гонок: Метод. пос. - Краснодар, ГК РСФСР по ФКиС, 1991. - 62 с. 3. Бонд Б. Справочник яхтсмена /Пер. с англ. - Л.: Судостроение, 1989. - 336 с. 4. Горская Г.Б. Психологические факторы самореализации профессионалов высокого класса (на материале спортивной деятельности): Автореф. докт. дис. М., 1999. - 47 с. 5. Горская Г.Б. Психология в подготовке яхтсменов США: Метод. реком. Краснодар, ГК РСФСР по ФКиС, 1991. - 19 с. 6. Горская Г.Б. Организационно-методические аспекты психологического обеспечения выступления яхтсменов высокой квалификации в ответственных соревнованиях // Прикладные вопросы спортивной психологии. Смоленск, 1989, с. 12 - 21. 7. Ильин О.А. К проблеме описания соревновательной деятельности яхтсмена-участника Олимпийской парусной регаты: Метод. реком. - М.: Комитет по ФКиС при СМ СССР, 1979. - 30 с. 8. Ильин О.А. Некоторые вопросы современной подготовки яхтсменов зарубежных стран: Метод. реком. - М.: Комитет по ФКиС при СМ СССР, 1980. - 26 с. 9. Ильин О.А. Олимпиада, которую мы выиграли (Заметки главного тренера сборной команды по парусному спорту на Олимпиаде -80). М., ВФПС, 2000. - 56 с. 10. Ильин О.А., Томилин К.Г. Игровой протест - метод активного освоения правил парусных соревнований: Метод. реком. - М.: ГК СССР по ФКиС, 1990. - 19 с. 11. Кислов А.А., Томилин К.Г. Анализ итогов выступления сборной команды СССР по парусному спорту на XXIV Олимпийских играх 1988 г.: Метод. реком. - М.: ГК СССР по ФКиС, 1989. - 33 с. 12. Комплексная целевая программа подготовки сборной команды СССР по парусному спорту к Олимпийским играм 1988 года. М., 1984. -75 с. 13. Ларин Ю.А., Пильчин Ю.В. Подготовка яхтсмена-гонщика. - М.: ФиС, 1981. -120 с. 14. Леонов В.А. Опыт подготовки резерва в парусном спорте ГДР (в классах "ОК", "420", "Оптимист"): Метод. реком. - М.: ГК СССР по ФКиС, 1990. - 9 с. 15. Манкин В.Г. Белый треугольник / Лит. запись В. Пожиловой. 2-е изд., доп. - М.: Молодая гвардия, 1981. - 224 с. 16. Манкин В.Г., Томилин К.Г. Использование тренажеров в физической подготовке яхтсменов: Метод. реком. - М.: ГК СССР по ФКиС, 1986. -12 с. 17. Моделирование соревновательной деятельности яхтсменов сборной команды СССР (заключительный отчет). Краснодар, 1991. - 102 с. 18. Психология труда / Пер. со словац. Г.В. Матвеевой-Муниповой. - М.: Профиздат, 1979. - 216 с. 19. Соболев А.Л., Орешкин С.А., Томилин К.Г. Методика отбора генетически одаренных детей в СДЮШОР парусного спорта: Метод. реком. - М.: ГК СССР по ФКиС, 1986. -21 с. 20. Томилин К.Г. Взаимосвязь функциональной подготовленности и эффективности интеллектуальной деятельности спортсменов // Тез. докл. научно-метод. конф. "Физическое воспитание в высшей школе". Краснодар, 1995, с. 28 - 29. 21. Томилин К.Г. Вопросы управления подготовкой яхтсменов высокой квалификации в четырехлетнем Олимпийском цикле (психолого-педагогические проблемы инноваций) // Материалы II междунар. научно-метод. конф. "Проектирование инновационных процессов в социальной и образовательной сферах". Сочи, 1999, с. 194 - 195. 22. Томилин К.Г. Как готовят чемпионов в США и Канаде // Катера и яхты. 1990, № 4, с. 33 - 34. 23. Томилин К.Г. На парусах неудачи // Катера и яхты. 1989, № 4, с. 20 - 24. 24. Томилин К.Г. Парусный спорт - эффективное средство совершенствования человека III тысячелетия //Тез. докл. V Северо-Кавказской региональной научно-практ. конф. "Современные проблемы физического воспитания, валеологии и здорового образа жизни". Кропоткин, 2000, с. 42 - 44. 25. Томилин К.Г. Подготовка высококвалифицированных яхтсменов: Метод. реком. - Краснодар: ГК РСФСР по ФКиС, 1991. - 34 с. 26. Томилин К.Г., Баландин Ю.А., Костюк Ю.И. и др. Аппаратурный стенд для оценки подготовленности яхтсменов //Тез. докл. Всесоюзной научно-практ. конф. "Электроника и спорт - IX". -М., 1988, с. 145. 27. Томилин К.Г., Мазур В.В. Оздоровление водными видами отдыха на курорте // Курорты, сервис, туризм. 2001, № 3, с. 18 - 21. 28. Томилин К.Г., Соболев А.Л., Казанцев А.Л. Вопросы организации работы сборной команды СССР по парусном спорту на этапе непосредственной подготовки к XXIV Олимпийским играм: Метод. реком. - М.: ГК СССР по ФКиС, 1988. -30 с. 29. Томилин К.Г., Соболев А.Л., Машовец С.А. Построение годичного цикла подготовки у яхтсменов-гонщиков высокой квалификации: Метод. реком. - М.: ГК СССР по ФКиС, 1988. - 46 с. 30. Чумаков А.А., Орешкин С.А. Парусный спорт: Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства и школ-интернатов спортивного профиля. - М.: РИО ГЦОЛИФКа, 1985. -120 с. 31. Шулик Е.Н., Шунин К.Е., Суковицын А.В. и др. Исследование путей совершенствования операторской деятельности на примере подготовки яхтсменов-гонщиков высокой квалификации // Материалы VII Междунар. научно-практ. конф. "Инновационные процессы в высшей школе". Краснодар, 2000, с. 269 - 271. 32. Plas Menal-94. The national watersports centre. - 28 pp. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|