КОНСУЛЬТАЦИИ



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦКУРСА "КУЛЬТУРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Кандидат педагогических наук, доцент Л.Э. Пахомова
Белгородский государственный университет, Белгород

Практикуемая технологическая схема обучения дисциплине "физическая культура" не позволяет реализовать концептуальные идеи формирования культуры жизнедеятельности школьников средствами физкультурного воспитания.

Культура жизнедеятельности как базовое понятие исследования это стиль жизни человека, обеспечивающий ему высокий уровень здоровья и качество жизни.

Физкультурное воспитание - это педагогический процесс формирования физической культуры личности (Л.И. Лубышева, 2001). В нем в виде трех основных компонентов выделяются виды воспитания: социально-психологическое, интеллектуальное и физическое (двигательное). Таким образом, физическое воспитание рассматривается как подсистема, направленная на формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями, а также как возможность рационального использования физического потенциала. Реализовать первые два компонента в условиях традиционного урока практически невозможно.

Это обусловило необходимость разработки и внедрения спецкурса "Культура жизнедеятельности" в процесс физкультурного образования учащихся старших классов в объеме 34 часов третьим уроком.

Разработка содержания и структуры этого спецкурса основывалась на современных взглядах и принципах, принятых в педагогике, к которым следует отнести следующие:

а) системно-ценностный подход, основа которого состоит в понимании формирования культуры жизнедеятельности как целостного, интегрированного явления, развивающегося в единстве упорядоченности множества элементов и структурных оснований;

б) личностно ориентированный подход, позволяющий наполнить формирование культуры жизнедеятельности личности мотивационно-потребностным смыслом;

в) образовательный, который позволяет формировать отношение учащихся к здоровью, его потенциалу на основе освоения и интериоризации знаний;

г) деятельностный подход, предусматривающий включение каждого занимающегося в деятельность по диагностике, анализу и совершенствованию собственной духовно-нравственной и физической природы, формированию здорового стиля жизни.

При подготовке программы спецкурса "Культура жизнедеятельности" учтены общепринятые в социологии методологические подходы к передаче социального опыта, включающие в себя три подсистемы, интегрирующие содержание
всех видов занятий:

- информационную, обеспечивающую передачу совокупности знаний;

- мотивационную, формирующую отношения, запросы, цели, планы личности;

- операционную, обеспечивающую формирование умений, навыков и способов действий.

Характеристика программы спецкурса

В программе сформулированы цель и задачи спецкурса, определены требования к учащимся, критерии оценки их знаний и умений, подробно изложено содержание, предлагаются список основной литературы, формы контроля и материально -техническое обеспечение. Цель спецкурса - формирование культуры жизнедеятельности учащихся старших классов в процессе физкультурного образования.

Задачи:

- формирование у школьников знаний о сущности, компонентном составе, критериях здоровья человека, а также факторах, обусловливающих его формирование, сохранение и укрепление;

- содействие осознанию обучающимися необходимости ведения здорового образа и стиля жизни;

- обучение всех участников образовательного процесса методикам самоконтроля, самооценки, самокоррекции и саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма;

- ознакомление учащихся с различными системами оздоровления;

- формирование у школьников теоретико-методических знаний основ физической активности с оздоровительной направленностью.

Спецкурс "Культура жизнедеятельности" состоит из трех разделов: теоретического, методико-практического и контрольного.

Теоретический раздел реализуется в основном через лекционные занятия с элементами диалога и направлен на формирование мировоззренческой системы научно-практических знаний и положительного отношения учащихся к здоровому образу и стилю жизни. Раздел предусматривает 11 тем с изложением узловых вопросов по каждой из них.

Тема 1. Здоровье человека в системе общекультурных ценностей

Характеристика понятий "культура", "здоровье", "образ жизни", "здоровый образ жизни", "качество жизни", "стиль жизни", "культура жизнедеятельности".

Культура жизнедеятельности как важнейшее условие повышения качества жизни и самореализации личности.

Валеологические ценности физической культуры.

Компоненты здоровья и их соотношение. Факторы, определяющие здоровье.

Тема 2. Образ жизни и здоровье

Здоровый и нездоровый образ жизни. Основные составляющие факторы здорового образа жизни (ЗОЖ) и их соотношение. Валеологический анализ образа жизни учащейся молодежи.

Тема 3. Социальные аспекты здоровья и ЗОЖ

Здоровье человека с позиций соотношения социального и биологического. Показатели состояния здоровья населения РФ. Социализация. Взаимоотношения между людьми и здоровье. Роль семьи в формировании культуры здоровья ребенка.

Тема 4. Физическое здоровье

Соматическое и физическое здоровье: характеристика понятий, факторы риска, показатели и оценка состояния. Физическое здоровье и физическая активность.

Тема 5. Психическое здоровье

Понятие о психическом здоровье. Эмоциональная сфера человека. Достижение эмоционального благополучия. Активность личности. Стресс: причины и пути преодоления. Психическое здоровье и физическая активность.

Тема 6. Физическая активность и здоровье

Характеристика понятия "физическая активность". Физическая активность - жизненно необходимая социально -психологическая и биологическая потребность человека. Социально -биологические факторы, определяющие особенности физической активности различных контингентов населения.

Тема 7. Основы физической активности с оздоровительной направленностью

Потенциал здоровья и его реализация. Системы физических упражнений с оздоровительной направленностью: традиционные и нетрадиционные. Основные принципы оздоровительной физической тренировки. Методика использования физических упражнений. Культура движений: пропедевтический аспект.

Тема 8. Питание и здоровье

Питание как важнейшая потребность организма. Основы рационального питания. Проблемы здоровья в связи с избыточной и недостаточной массой тела. Регуляция массы тела с использованием физических упражнений.

Тема 9. Закаливание и здоровье

Значение закаливания и механизм его действия. Средства закаливания и методика их использования. Закаливание и физическая активность. Закаливание в зависимости от времени года. Самоконтроль в процессе закаливания.

Тема 10. Здоровьеразрушающее поведение и его профилактика

Алкоголь и здоровье. Курение и здоровье. Молодежь и наркотики. Факторы зависимости. Профилактические мероприятия. Сгонка веса. Физические упражнения и здоровье.

Тема 11. Рациональная организация жизнедеятельности человека как показатель его культуры

Методологические основы рациональной организации жизнедеятельности.

Факторы рациональной организации жизнедеятельности работников умственного труда.

Планирование и организация рациональной жизнедеятельности учащихся.

Методико-практический раздел реализуется в виде аудиторных занятий, на которых предусматривается освоение школьниками методик самоконтроля, самооценки различных компонентов здоровья и формирования, коррекции собственного здоровья. Раздел представлен 9 темами с краткой характеристикой содержания.

Тема 1. Методика определения здорового поведения. Оценка и анализ путей его изменения. Методика и оценка знаний структуры здорового образа жизни.

Тема 2. Методика изучения социального аспекта здоровья: самооценка поступков и отношения к другим людям, способности быть другом и отношения людей к себе, определение коэффициента общительности.

Тема 3. Методики определения психического компонента здоровья: тест на эмоциональную устойчивость, самооценка эмоционального благополучия, самооценка умения справляться со стрессом и освоение методики его преодоления, самооценка решительности и способности решать проблемы.

Тема 4. Методики определения конституции тела человека: тип и пропорциональность сложения, должный вес, осанка, плоскостопие и т. д. Оценка конституции собственного тела.

Тема 5. Методики определения соматического компонента здоровья по Г.Л. Апанасенко и В.Н. Белову. Самооценка физической формы.

Тема 6. Методика определения физического компонента здоровья: физической готовности к тренировочной деятельности (индекс функциональной дееспособности по Е.А. Пирогову, 1986), жизненный индекс и индекс Робинсона, функциональные пробы, динамометрия, тестирование двигательных способностей. Самообследование и самооценка.

Тема 7. Методика определения и самооценка причин, побуждающих принимать пищу.

Тема 8. Методика разработки индивидуальных программ физической активности с оздоровительной направленностью.

Тема 9. Методики определения курительного поведения и психологической готовности к отказу от курения: анкета Д. Хорна. Модель изменения курительного поведения.

Контрольный раздел реализуется в виде семинарских занятий, на которых проверяется степень усвоения старшеклассниками узловых вопросов, касающихся здоровья человека и ЗОЖ, а также его влияние на качество деятельности в различных сферах жизни. Раздел предусматривает 8 тем.

Тема 1. Здоровье как главная ценность человека

Определение понятий: "культура", "здоровье", "образ жизни", "здоровый образ жизни", "качество жизни", "стиль жизни", "культура жизнедеятельности".

Культура жизнедеятельности как важнейшее условие повышения качества жизни и самореализации личности.

Валеологические ценности физической культуры.

Компоненты здоровья и их соотношение. Факторы, определяющие здоровье.

Тема 2. Образ жизни и здоровье

Понятие и структура ЗОЖ.

Критический анализ и оценка образа жизни школьников.

Тема 3. Социальный, физический и психический компоненты здоровья.

Характеристика понятий и показатели каждого компонента.

Статистические показатели состояния здоровья населения России и их сравнение с данными других стран.

Здоровье человека с позиций соотношения социального и биологического. Взаимоотношения между людьми и здоровье. Роль семьи в формировании культуры жизнедеятельности ребенка.

Физическое здоровье и физическая активность.

Достижение эмоционального благополучия. Стресс: причины и пути преодоления. Психическое здоровье и физическая активность.

Тема 4. Физическая активность в здоровом образе жизни

Характеристика понятия "физическая активность", ее влияние на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

Принципы оздоровительной физической тренировки и основы методики.

Тема 5. Питание и здоровье

Основы рационального питания. Проблемы здоровья в связи с необходимостью коррекции массы тела. Питание и физическая активность.

Тема 6. Закаливание и здоровье

Значение и механизм действия закаливания. Средства закаливания и методика их использования. Самоконтроль в процессе закаливания.

Тема 7. Здоровьеразрушающее поведение и его профилактика

Факторы риска для здоровья: алкоголь, курение табака, наркотики, сгонка веса, чрезмерные объемы выполняемых физических упражнений.

Тема 8. Рациональная организация жизнедеятельности человека как показатель его культуры

Факторы организации жизнедеятельности людей, занимающихся умственным трудом.

Планирование и организация рациональной жизнедеятельности учащихся общеобразовательных школ.

Требования к учащимся по освоению спецкурса

Учащиеся должны знать:

- понятия "здоровье", "здоровый образ жизни", "культура жизнедеятельности";

- факторы, разрушающие здоровье;

- основы формирования ЗОЖ и здорового стиля жизни;

- технологии, сохраняющие и укрепляющие здоровье человека;

- основы рационального питания;

- механизмы и основы методик закаливания;

- теорию и методику оздоровительной физической тренировки;

- особенности оздоровительной физической тренировки в условиях неблагоприятного воздействия внешней среды;

- роль семьи в формировании культуры здоровья ребенка.

Учащиеся должны уметь:

- диагностировать тип конституции человека, использовать методики самоконтроля, самооценки, самокоррекции и саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма;

- формировать ценностные установки на здоровье и его жизненные приоритеты, ЗОЖ и самореализацию личности;

- давать рекомендации по ведению ЗОЖ;

- составлять индивидуальные тренировочные программы оздоровительной направленности.

Основные качественные критерии оценки: а) знаний: системность, осмысленность, полнота, глубина, действенность; б) умений: осознанность, гибкость, прочность, реальность.

Формы контроля

1. Обязательное выполнение методико-практических работ.

2. Устный опрос учащихся по пройденным темам на семинарских занятиях.

3. Устный ответ на экзамене по физической культуре.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Необходимое оборудование для проведения методико-практических занятий: весы, тонометр, секундомер, ростомер, динамометр, спирометр, рулетка, бланки и др.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!