МЕТОДОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ НАУКИ


Abstract

PHYSICAL CULTURE AND BASIC AREAS OF PERSON AND SOCIETY VITAL ACTIVITY IN CONTEXT OF SOCIAL-CULTURAL ANALYSIS

Yu.M. Nikolaev, Dr. Hab., professor

St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, Saint Petersburg

Key words: physical culture, education, work, leisure, spirituality of physical, philosophy-cultural approach, categorical system.

The discrepancy of the development of physical culture to needs of social system from positions of prospects of the development of the basic areas of a person and society vital activity is shown in the article. The one of the major reasons of it - is the gap between somatopsychological and social-cultural unity of a person during sports education. The necessity of theory-methodological rethinking of the essence of physical culture from the position philosophy-cultural approach, allowing orienting the system of sports education on the complete essence of a person formation where the prevailing moment will be the spirituality of physical, is emphasized by the author. The ways of the perfection of the functioning of the physical culture in the area of education, work and leisure are revealed.


ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА

Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Николаев

Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры 
им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова: физическая культура, образование, труд, досуг, одухотворенность физического, философско-культурологический подход, категориальный аппарат.

В современном все усложняющемся мире важно раскрывать возрастающую глобальную роль физической культуры в формировании человека и прогрессивном развитии общества, ибо она является важнейшей предпосылкой реализации их потенциала. В исследованиях отмечается, что в XXI веке возможно будет спрогнозировать такие характеристики человека, как способность к глобальному мышлению в сочетании со способностью к конкретным действиям; способность решать конфликты любого уровня с позиции ненасилия; креативность как способ бытия в быстро меняющемся мире; компетентность при решении проблем любого уровня [16, 37]. Человек будущего - это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства [41]. Такие характеристики человека обусловлены прежде всего перспективным развитием основных сфер жизнедеятельности человека и общества (образованием, трудом, досугом), прогрессом человеческой цивилизации.

По мнению А.И. Субетто, энергетическая цивилизация XX века (приведшая к скачку энерговооруженности и как следствие - человека на грань самоуничтожения) во многом себя исчерпала. В XXI веке для сохранения жизни на земле она должна смениться интеллектуально -информационной цивилизацией, где приоритетное место будет за системой образования [37]. Образованию отводится ключевая роль в системе выживания человечества в XXI веке. Оно является основным социокультурным механизмом, который человек создает для целенаправленного опережающего влияния на ход своего развития и качество его результатов, в котором одним из важнейших становится формирование духовно самоопределяющейся личности во всей целостности, универсальности и гармоничности развития, способной к максимально полной реализации своего потенциала в различных сферах социальной практики. При этом образование (особенно гуманитарное) рассматривается в качестве важнейшей предпосылки не только экономического процветания, но и духовной безопасности человека и общества [12].

В современном динамичном обществе меняются цели образования: ведущей становится не трансляция опыта прошлых поколений поколениям будущим, а обеспечение человеком будущего творения, что требует изменения качества человека, а следовательно, и нового содержания знания (прежде всего методологического характера), предлагаемого ему в системе образования. В содержании образования доминантными становятся компоненты, выполняющие: исследовательскую, информационно -организующую, прогностическую, ориентировочно-регулятивную, конструктивно-преобразующую, оценочно-селективную, интегративную функции [16]. Наиболее же существенной функцией системы образования (от концепции до содержательного наполнения) является воспроизводство специфики духовности, связанной с формированием ценностно-нормативной сферы сознания личности [12]. Ибо именно система ценностей входит в ядро личности и выступает в качестве мировоззренческой основы всех сфер и аспектов ее жизнедеятельности.

В связи с научно-технической революцией (НТР) изменяются характер труда, место и роль человека в системе современного производства, где одними из ведущих начинают выступать функции обслуживания и управления машинами. Поэтому решающую роль в материальном производстве начинают играть не только физические усилия человека, но и его способность решать сложные эвристические задачи, искать и находить оптимальные варианты технологических процессов и организационных структур, управлять ими. Человеку для этого требуются разносторонние знания, умение творчески мыслить и действовать в культурно ненормированных условиях, встает проблема его надежности в производственной деятельности [6, 7, 8, 38]. Специалист на этапе НТР и зарождающихся рыночных отношений должен обладать такими качествами, как устойчивость к неблагоприятным факторам деятельности; способность прогнозировать развитие нестандартных ситуаций и в случае надобности изменять структуру действий; умение работать в условиях дефицита времени; способность к принятию правильного решения и его реализации в экстремальных условиях; работоспособность на пределе человеческих возможностей; эмоциональная устойчивость, внимание, память и еще многие другие качества [21]. В процессе труда человек, таким образом, должен реализовывать весь свой потенциал.

Одна из важнейших предпосылок развития человека - наличие у него свободного времени, где выделяется два структурных элемента: досуг, выполняющий восстановительные функции, - отдых, развлечение, семейное и товарищеское общение; более возвышенная деятельность, связанная со всесторонним (умственным, нравственным, эстетическим и физическим) формированием человека, раскрытием в целом его потенциальных способностей. Решающим фактором превращения свободного времени в источник развития творческих сил человека является его содержание, связанное с выполнением восстановительной, развлекательной, созидательной функций [9, 32]. Свободное время - главное условие приобщения людей к богатствам человеческой культуры, удовлетворения ими не только материальных потребностей, но и социальных, интеллектуальных и многих других духовных потребностей, созидания человеком самого себя.

Даже эта общая характеристика прогрессивных путей развития основных сфер жизнедеятельности общества свидетельствует о чрезвычайном возрастании в настоящее время в их функционировании духовного фактора, что актуализирует потребность в человеке с развитыми как физическими, так и духовными способностями. В сегодняшнем мире необходима
личность с максимальным развитием всех человеческих сил: физических, эмоциональных, психических, интеллектуальных и др. И именно интегративные, духовно-физические возможности физической культуры, освоение человеком комплекса ее функционально -ценностно-деятельностного потенциала все чаще рассматриваются как мощный фактор оздоровления человека, самоопределения его в современном мире, самореализации в сфере образования, труда, досуга, а следовательно, и в прогрессе общества в целом [12, 20, 28, 32]. Однако сфера физической культуры как по количественным показателям, так и по своим содержательным характеристикам, сегодня не отвечает возросшим потребностям общественной системы, невысоки ее рейтинг в системе ценностей современного человека, культурно значимый статус и имидж в обществе. Она на крайне низком уровне функционирует в основных сферах жизнедеятельности человека и общества.

В сфере непрофессионального физкультурного образования (дошкольного, школьного, вузовского) традиционно отмечается его низкая эффективность. У многих школьников, студентов, а в масштабах страны - у большинства населения недостаточен уровень здоровья, физического развития и физической подготовленности, имеет место физкультурная безграмотность, отсутствие потребностей в занятиях физическими упражнениями, освоении многообразных ценностей физической культуры. Можно согласиться, что причинами этого частично были недостатки, присущие бывшей системе общего образования: идеологизация и огосударствление, дегуманизация, увеличивающееся отставание от науки [24, 33]. Однако одной из главнейших причин, видимо, являлся (как следствие вышеуказанных недостатков) сугубо прикладной характер практики физического воспитания молодежи в системе образования страны (направленной на подготовку к труду и обороне), связанной с развитием физических качеств, формированием двигательных умений и навыков, т.е. с преимущественным воздействием на соматопсихическую (телесную) сторону человека [5, 19, 22, 28, 36]. При этом недооценивались большие потенциальные возможности физической культуры в формировании духовно-ценностной стороны человека (развитии его нравственных, интеллектуальных, психических, эстетических, коммуникативных и т.п. потенций), т.е. ее социокультурного компонента, значимость которого в лучшем случае только декларировалась. В результате этого зачастую формировалась одномерная личность, не способная к полному раскрытию своего физического и духовного потенциала, а физическая культура выводилась из социокультурного пространства. В системе же физкультурного образования все более явным становилось рассогласование блоков знания о физической культуре, связанных с двигательной подготовленностью занимающихся и формированием их личностных качеств [12, 19, 22, 28, 34].

Низкий уровень физкультурного образования во многом определил и слабое функционирование физической культуры в сфере трудовой деятельности, где сложилась достаточно парадоксальная ситуация. С одной стороны, большое количество научных теоретических разработок (особенно в 60 - 70-х гг. XX века), показывающих большую эффективность применения физических упражнений, физической культуры в сфере труда в самых разнообразных аспектах их взаимосвязей (Н.И. Бугров, Б.И. Володарский, В.И. Жолдак, Н.В. Зимкин, А.В. Коробков, О.А. Кржечевский, И.Л. Ловицкая, В.М. Мазниченко, Р.Е. Мотылянская, В.Е. Нагорный, Г.Г. Саноян, С.Л. Фейгин и мн. др.). С другой стороны, крайне низкое реальное использование ее оздоровительного, экономического и социального потенциалов в производственной деятельности. Несмотря на многообразие причин этого (отсутствие учета особенностей организации труда, жизнедеятельности производственного коллектива в целом; "невосприимчивости" хозяйственными руководителями производственной физической культуры; обособленности ее от всех видов профессиональной подготовки и некоторые другие [21, 27]), одной из основных, думается, были издержки практики физического воспитания, связанные с утилитаризмом, односторонней прикладной направленностью физической культуры на развитие только двигательной сферы человека, являющегося только средством решения производственных задач. Это противоречило идее свободного, целостного развития личности. Вследствие этого многие попытки внедрить физическую культуру на производстве зачастую "натыкались" на непонимание ее значимости рабочими и служащими.

Не лучше обстояло дело и с состоянием физической культуры в сфере досуга. Несмотря на многочисленные исследования, особенно с 60-х гг. XX века (В.А. Артемов, М.А. Арвисто, Ю.В. Борисов, В.И. Жолдак, И.И. Котов, О.А. Мильштейн, В.А. Малова, Н.И. Пономарев, М.Д. Рипа, В.И. Столяров, М.Х. Титма и мн. др.), в этом направлении (о социальной сущности свободного времени; месте физкультурно-спортивной деятельности во внерабочем и свободном времени; взаимосвязи рабочего и свободного времени; содержании свободного времени, занятого физической культурой у различных групп молодежи и трудящихся и мн.др.) данный вопрос являлся не разработанным в полной мере, особенно в связи с изменившимися социально-экономическими условиями. Реальное же использование физической культуры в досуговой деятельности населения оставляло желать лучшего, в нашей стране она не стала образом жизни людей. В сознании большинства людей все еще существует представление о занятиях физической культурой, спортом, как о чем-то не очень серьезном, зачастую только как о средстве сохранения здоровья, как
о зрелище. Слабо отражается их современное культурологически-ценностное понимание, связанное с формированием личности человека. Кроме того, раскрытие вопроса о месте физической культуры в свободном времени людей в большинстве случаев проводилось без учета ее развивающейся структуры, а также структуры досуга, который в последние 15 - 20 лет стал предметом интенсивного изучения [35, 40].

Таким образом, с одной стороны, повышающиеся требования к человеку, обусловленные прогрессивными тенденциями развития сфер труда, образования, досуга, свидетельствуют о чрезвычайной значимости в XXI веке физической культуры. С другой стороны, отмечается низкий уровень ее функционирования в них, не дающий человеку запаса прочности в виде здоровья, функциональной подготовленности, психической устойчивости и эмоциональной удовлетворенности. А это не позволяет людям (особенно молодежи) реализовывать весь свой потенциал, эффективно противостоять неблагоприятным условиям внешней среды и трудностям, связанным с изменением социально-политического и экономического устройства общества [12].

Среди многих причин несоответствия развития физической культуры объективно возрастающим требованиям общества и отдельной личности одной из важнейших является недостаточная разработанность ее теоретико-методологических основ [2, 19, 28]. В настоящее время надо, видимо, уже окончательно признать, что смещение акцента преимущественно только на развитие физических способностей человека, оставляя в стороне его личностное развитие (т.е. разрывая его соматопсихическое и социокультурное единство), не дает ощутимых результатов в формировании у человека истинно физической культуры, потребности в ней. В данном случае воспитывается "расчлененный" человек, разобщенный на отдельные и независимые части, что вступает в противоречие с концепцией (идеей) его целостности, интегральной индивидуальности [5, 15, 18, 25], где выделяются в единстве анатомо-физиологический, психодинамический, психологический, личностный, социально-психологический уровни организации человека [25]. В перспективе данный подход будет встречать все большие трудности, и фактически сегодня во многих аспектах он уже исчерпал свои потенциальные возможности.

Сегодня необходимо кардинальное изменение мышления людей относительно сущности физической культуры на базе более широкого философско -культурологического подхода, дающего возможность сориентировать систему физкультурного образования на формирование и воспроизводство целостной сущности человека, развитие его как единства телесного и духовного [3 - 5, 12, 19, 22, 28, 30, 36]. При этом только взгляд на физическую культуру с позиций качественно нового знания - приоритета духовности, одухотворения физического, рассмотрения физического как личностного [1, 4, 5, 11, 17, 19, 28] - может способствовать всемерному содействию формирования человека с гармоническим развитием его сущностных (духовных и физических) сил, реальному приобщению его к освоению ее многообразных ценностей, полноправному включению физической культуры в спектр общей культуры человека и общества. Ведь именно феномен культуры оценивается как неиссякаемый источник общественных нововведений, как основное средство человеческой самореализации. Сущность культуры - способствовать формированию духовно-целостной личности человека, во всей всесторонности его существования, а культурная деятельность - это прежде всего смысло-ценностно-ориентированная активность человека [12, 14].

С позиций культуросообразности физическая культура предстает как многогранное и интегративное явление. Ее необходимо рассматривать в единстве и взаимосвязи форм - компонентов (физкультурной рекреации, физкультурного образования, физкультурной спортизации, физкультурной реабилитации, физкультурной адаптации); видов физкультурной деятельности и физической культуры (рекреационной, образовательной, спортивной, реабилитационной, адаптивной); структурных компонентов (интеллектуального, социально-психологического, двигательного); системы потребностей, способностей, отношений и институтов; функций (общекультурных, специфических и внутренних); ценностей (предметных и личностных), направленных на формирование духовно-телесного единства (физкультурного совершенства) человека через сознательно окультуренную двигательную (физкультурную) деятельность, в которой преобладает одухотворенность физического.

Философско-культурологический подход к физической культуре, в разработке разнообразных аспектов которого приняли участие многие исследователи (В.У. Агеевец, В.К. Бальсевич, И.М. Быховская, Н.Н. Визитей, В.М. Выдрин, М.Я. Виленский, Д.Д. Донской, С.В. Дмитриев, Ю.Ф. Курамшин, Л.И. Лубышева, А.П. Матвеев, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Ю.М. Николаев, Г.Г. Наталов, Н.И. Пономарев, Н.А. Пономарев, В.А. Пономарчук, В.И. Столяров и др.), должен базироваться на ряде основополагающих положений. Выделим только основные.

Физическая культура должна не только трактоваться равноправным видом общей культуры человека и общества, где все ее виды (материальная, духовная, физическая...) взаимообусловливают, взаимоподдерживают, взаимопроникают друг в друга, но где и ее содержательные характеристики должны обосновываться исходя из философского понимания культуры.

Для социокультурологического осмысления содержания физической культуры необходимо опираться
на ряд (две, три, возможно и более) взаимодополняющих концепций культуры (в силу их множественности), позволяющих наиболее полно отразить ее многоаспектную сущность (например, раскрытие культуры как процесса культурного развития, духовного производства, сознательной организации и управления жизнедеятельностью людей).

Эпицентром физической культуры является человек (а не внешние ее формы, компоненты: физкультурное образование, физкультурная спортизация, физкультурная рекреация, физкультурная реабилитация, физкультурная адаптация и т.п.), а определяющей должна выступать ее человекотворческая функция. Ведь именно человек есть объект и субъект культуры.

Человек в сфере физической культуры должен рассматриваться в его биосоциокультурной, деятельной сущности, понимании его как целостности (в его соматопсихическом и социокультурном единстве), интегральной индивидуальности. Ибо культура едина, а человек в культуре воспроизводится целостно.

Основной методологической позицией при осмыслении сущности физической культуры следует считать гармонию физического (телесного) и духовного (социального), достигаемую одухотворением физического, что обусловлено сущностью культуры, соотношением биологического и социального, телесного и духовного в человеке, генезисом знания о физической культуре.

Проявление человекотворческой, духовно-физической сущности физической культуры (как вида общей) в процессе ее освоения занимающимися возможно только при условии реализации в практической деятельности нерасторжимого единства (интеграции) функционального, ценностного, деятельностного и результативного аспектов ее содержания.

Важен учет интеграции многоаспектного знания о физической культуре (от его медико-биологических аспектов до философско-культурологического осмысления) на единой основе понимания человека как целостности, что связано с более глубоким раскрытием деятельного аспекта и в его рамках - физкультурной деятельности.

Физкультурная деятельность (и ее специфические виды) как условие воспроизводства человека во всей целостности его духовно-физического существования составляет сущность и основу формирования физической культуры. Она является одним из основополагающих видов человеческой деятельности на протяжении всей жизни человека, играющей на разных этапах его развития (онтогенеза) различную, но весомую роль.

Современное понимание сущности физических упражнений (основного элемента физкультурной деятельности) должно рассматриваться в единстве его моторной и неизменно духовных сторон (познавательной, проектно-смысловой, эмоционально-оценочной и др.), имеющих большие возможности в развитии одновременно как организма, так и личности занимающихся, т.е. в воспитании целостного человека.

Данные культуросообразные положения, и прежде всего понимание духовно-физической сущности физической культуры, должны находить отражение в ее теории, актуальность формирования которой сегодня становится все более очевидной в системе физкультурного образования. В связи с этим был обоснован качественно новый основополагающий категориальный аппарат теории физической культуры (ТФК) [29], во многом отличающийся от имеющегося в учебниках и учебных пособиях по данной дисциплине [10, 23, 31, 39].

Объектом ТФК являются физкультурная деятельность, формы и виды физической культуры человека и общества; ее предметная область - формирование физической культуры (и ее видов) человека и общества; предмет - особенности (закономерности) развития, познания и функционирования физкультурной деятельности и ее видов в практике формирования физической культуры человека и общества (и ее видов и форм).

Цель физической культуры - всемерное содействие формированию человека с гармоническим развитием физических и духовных сил (способностей) на основе всестороннего совершенствования его личностных способностей в процессе физкультурной деятельности , что необходимо для полноценной индивидуальной жизнедеятельности и прогресса общества в целом (т.е. фактически речь идет о формировании физической культуры личности).

Задачи: 1. Создание и развитие в сфере физкультурного совершенствования людей материальных и духовных ценностей, необходимых для их всестороннего физического и духовного развития.

2. Освоение, совершенствование, поддержание и восстановление материальных и духовных ценностей в сфере физкультурного совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей, связанных с их самоценностью и выполнением обязанностей в обществе.

3. Обеспечение передачи материальных и духовных ценностей в сфере физкультурного совершенствования людей следующим поколениям с целью сохранения преемственности и прогресса в развитии физической культуры общества и личности.

Полноценная реализация цели и задач может быть достигнута только при сформированности у занимающихся (особенно молодежи) устойчивой, осознанно-духовной потребности в физической культуре (и ее видах) на основе реализации в практической деятельности ее следующих общих принципов:

1) целостности человека, его соматопсихического и социокультурного единства, интегративного воздействия на него физкультурной деятельности и ее основного элемента - физических упражнений;

2) реализации физического как личностного в процессе непрерывного использования видов физкультурной деятельности в связи с формированием физической культуры личности на различных возрастных этапах (периодах) ее жизнедеятельности;

3) взаимообусловленности и взаимосвязи физической культуры и ее видов со всеми видами культуры в процессе физкультурного совершенствования человека.

Сформулированный категориальный аппарат ТФК, учитывающий вышеизложенные положения, а также взаимосвязь концепций философско -культурологического уровня с основополагающими концепциями в сфере физической культуры [29)], имея методологический характер, способствует решению (как в теории, так и на практике) многих ее содержательных проблем с позиций культуросообразности. Во многом он определяет и пути совершенствования функционирования физической культуры в основных сферах жизнедеятельности человека и общества (образовании, труде, досуге) с учетом тенденций их развития.

Основным лейтмотивом в системе физкультурного образования должны быть обоснование и разработка социокультурологического содержания физической культуры с позиций ее гуманистической и гуманитарной направленности. Главнейшую роль в этом играет осмысление ее нтегративной, духовно-физической сущности и концепции целостного понимания человека, позволяющих формировать его во всей полноте развития своих способностей. В этой связи уже обоснованы: основные концептуальные положения (гуманизации, демократизации, гармонизации и др.), принципы (единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов; деятельностного подхода; оптимизации и др.) физкультурного воспитания [19]; пути его совершенствования на базе конверсии высоких технологий спортивной подготовки [3].

Сегодня в системе физкультурного образования, не отвергая знания, касающегося развития телесно-двигательного (соматопсихического) компонента физической культуры, требуется более глубокое обоснование ее социокультурного компонента, установление единой взаимосвязи между компонентами в реальном педагогическом процессе. Особенно важно формирование у занимающихся интереса и потребности в освоении многообразных ценностей физической культуры. В связи с этим взаимоотношения занимающихся и преподавателей целесообразно строить с учетом перевода их из объект-субъектной формы в субъект-субъектную взаимно мотивированную творческую педагогическую деятельность. Учащиеся должны быть активными субъектами физкультурно -образовательной, где необходимо единение ее идеальной (духовной) и практической (наглядно воспринимаемой двигательной) деятельности, в процессе которой важно гармонично задействовать и развивать все сущностные силы человека (интеллектуальные, психоэмоциональные, нравственные, духовные, физические) как неделимой целостности при решающей роли духовно-ценностного сознания и творческого стиля мышления, т.е. преимущественно "социокультурного" компонента физической культуры. Это требует от педагога (передающего ученикам ценности физической культуры) создания особой "духовной субстанции" [26] - образа педагогической ситуации по решению специфических задач (где происходит его взаимодействие с учениками, их межличностные отношения в совместной коллективной деятельности), - которая должна характеризоваться самостоятельностью, оригинальностью, творчеством, индивидуальностью. Педагогический же эффект (как реализация основных функций образования: исследовательской, оценочно-селективной, проективной, ориентировочно -регулятивной, конструктивно-преобразующей и др.) должен не только заключаться в приобретении занимающимися новых физкультурных знаний, формировании двигательных умений и навыков, развитии физических способностей и положительного мотивационно-потребностного отношения к физической культуре, но и выражаться (и это главное) в их повороте к саморазвитию, самовыражению, самооценке, самоконтролю, самопознанию, самовоспитанию, саморегуляции, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, т.е. к самореализации, являющейся важнейшим феноменом культуры. При этом в ученике должна возрождаться духовно-нравственная личность учителя - педагога.

Таким образом, в системе неспециального физкультурного образования должен быть осуществлен переход от традиционной трансляции двигательного опыта (в виде физических качеств, двигательных умений и навыков) прошлых поколений поколениям будущим, одновременно к освоению и созданию человеком многообразных духовных ценностей физической культуры (в виде развития культуры мышления, воображения, чувств, художественного творчества и т.п.) применительно к развитию его телесности, на творческой основе феномена культуры, наиболее полно формирующей ценностно-нормативную сферу сознания личности.

Интегративная сущность физической культуры, затрагивающая все стороны развития человека (его интеллектуальную, социально-психологическую и двигательную сферы), должна, безусловно, оказывать существенное влияние и на его трудовую деятельность, в процессе которой в современный период человек должен проявлять себя целостно. Именно человек, освоивший многообразные духовно-физиче-ские ценности физической культуры, спорта, обладает многими профессиональными качествами, необходимыми специалисту в труде на этапе НТР и зарождающихся рыночных отношений, а следовательно, способен к максимально полной реализации своего потенциала. При этом непосредственно в производственном процессе при использовании средств физической культуры необходимо идти от понимания истинной ее культурной сущности, самоценности, связанной с самореализацией всех сущностных, духовно-телесных сил человека. И только потом акцентировать внимание на ее экономической эффективности, приспособлении человека к специфическим процессам трудовой деятельности. В реальной же практике на производстве почти всегда традиционно шли от утилитаризма, прикладности физической культуры, мало затрагивая духовную, личностную сферу человека. Видимо, это являлось одним из существенных факторов "неприживаемости" многих форм физической культуры на производстве.

Физическая культура применительно к трудовой деятельности своими средствами, методами должна прежде всего нейтрализовать негативное влияние ее специфических факторов на человека, поддерживать на оптимальном уровне его психофизическое состояние. Физические упражнения в рамках специфических видов физкультурной деятельности, обладая корригирующей способностью, устраняя односторонность производственной деятельности, становятся в этом случае важным средством гуманизации труда, гармоничного развития человека, а это, безусловно, имеет и существенное экономическое значение. Гарантом приживаемости многих форм физической культуры на производстве является сформированная потребность у человека в освоении ее ценностей, оптимальное развитие всех его сущностных сил в процессе неспециального физкультурного образования. Эти вопросы имеют отношение и к проблеме свободного времени трудящихся.

Системно-структурный характер феномена физической культуры позволяет рассмотреть ее сущность и способы функционирования на различных уровнях досуга, где выделяются отдых и движение, развлечения, просвещение, творчество, праздник [35]. Анализ показывает, что все виды физкультурной деятельности (рекреационной, реабилитационной, образовательной, спортивной, адаптивной и др.) принимают активное участие в реализации содержательной стороны всех уровней досуга [28]. При этом прослеживается общая тенденция, свидетельствующая о том, что в процессе жизнедеятельности индивид переходит от простых форм активности (физкультурной рекреации, физкультурной реабилитации) к более сложным (физкультурной спортизации, физкультурному образованию), от потребления (освоения) культуры - к созданию многообразных культурных ценностей в сфере физической культуры, от индивидуальной деятельности - к социальной.

Следовательно, физическая культура в силу своей полифункциональности пронизывает все уровни досуга и является неотъемлемым компонентом свободного времени. Она играет весомую роль не только в восстановлении, поддержании, развитии, но и в совершенствовании физических и духовных способностей человека. Тем самым она принимает участие в выполнении основных функций свободного времени: антропологической (связанной с восстановлением физического и душевного равновесия), социальной (связанной с осознаванием и удовлетворением более сложных потребностей), культурно-воспитательной (способствующей повышению общей культуры, формированию нравственных и эстетических начал и т.п.) [35]. Как видно, и здесь прослеживается подход к свободному времени, связанный с реализацией в его рамках всех сущностных сил человека. Основной же проблемой физической культуры в рамках досуга является повышение ее престижа у населения как явления духовно-физического. Это предъявляет повышенные требования к институтам физкультурного образования, семье, а также эффективной работе средств массовой информации.

Таким образом, сферы образования, труда, свободного времени (досуга в его рамках) в плане возможностей реализации в них физической культуры должны взаимно дополнять друг друга с целью физического и духовного совершенствования каждого члена общества.

Возрастание ценностей жизни, здоровья, активного долголетия и реализации человеческой индивидуальности все чаще рассматривается как критерий социального прогресса общества [13, 41]. Физическая культура как неотъемлемый вид общей культуры в силу заложенного в ней потенциала, несомненно, укрепляет здоровье (как физическое, так и духовное) каждого человека, тем самым ведя к оздоровлению всей нации. Она содействует формированию человека в целом, помогает разрешить основные вопросы, которые выдвигает современная жизнь, а следовательно, и способствует прогрессивному развитию общества. Однако все это возможно только при условии осмысления и принятия общественным сознанием содержания интегративной духовно-физической сущности физической культуры и воплощения ее в качестве нормативной основы в сферу сознания каждой личности, безусловно, во взаимосвязи с другими видами культуры. Это особенно важно в связи с тем, что в современном обществе с преобладанием динамических процессов человек должен готовиться к будущему, а педагогические системы (в том числе и в сфере физической культуры) должны работать на воспроизводство целостного человека, гармонически развитой личности. Именно такой человек в силу единства своего духовно-нравственного и физического развития, творческого подхода к преобразованию реальности может (и должен) противостоять неблагоприятным факторам социально-экономической обстановки, стать действительно гарантом экономического процветания и духовной безопасности общества.

Одной из существенных закономерностей развития и функционирования физической культуры является абсолютная необходимость формирования ее у каждого человека для оптимального его развития начиная с раннего возраста и до 20 - 25 лет с дальнейшим поддержанием на протяжении всей жизни [28]. В связи с этим отечественными учеными внесен неоценимый вклад в разработку методик развития физических способностей (качеств) человека, обучения его двигательным действиям, многих аспектов подготовки спортсмена (В.К. Бальсевич, М.М. Боген, С.М. Вайцеховский, Ю.В. Верхошанский, М.А. Годик, К.Х. Грантынь, Д.Д. Донской, В.М. Дьячков, В.М. Зациорский, А.В. Коробков, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, М.Я. Набатникова, Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов, Н.И. Пономарев, И.П. Ратов, А.А. Тер-Ованесян, В.П. Филин, С.В. Янанис и мн.др.). Однако сегодня, когда физическая культура, спорт в силу объективных тенденций развития мировой цивилизации должны действительно стать значимыми компонентами образа жизни современной молодежи, частью ее культуры в сфере физкультурного образования, возрастает потребность в культурологических методиках, связанных с формированием духовных способностей человека в процессе развития его физических кондиций.

Для реального решения этой проблемы к настоящему времени сделано уже многое, в частности разработаны и обоснованы: существенные характеристики физической культуры как вида (части) общей культуры (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, Н.И. Пономарев, Н.А. Пономарев, В.И. Столяров и др.); многие аспекты нравственного, эстетического, этического, интеллектуального воспитания занимающихся в сфере физической культуры, спорта (В.В. Белорусова, И.Н. Решетень, А.П. Родионов, В.А. Старшинов, А.А. Френкин, Г.Г. Шахвердов и др.); концепции: интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно -спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России (В.К. Бальсевич); физкультурно-спортивной работы по духовному и физическому оздоровлению населения России (В.И. Столяров); формирования физической культуры личности на основе единства интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов (Л.И. Лубышева); психолого -педагогические основы физической культуры, физического воспитания, спорта (И.П. Волков, Г.Д. Горбунов, Е.П. Ильин, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, Н.Б. Стамбулова и мн.др.); вопросы теории и методологии использования средств массовой информации в развитии физической культуры (П.А. Виноградов); теоретико-методологические основы формирования физической культуры (И.М. Быховская, В.К. Бальсевич, Н.Н. Визитей, С.В. Дмитриев, Л.И. Лубышева, А.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, Г.Г. Наталов, В.И. Столяров и др.).

Физическая культура, как ни одна другая сфера культуры, содержит большой потенциал воспроизводства личности как целостности в своем телесно-духовном единстве. Его Невостребованность (что характерно для современной ситуации) неизбежно ведет к "частичности" формирования человека, антикультурной по своей сущности [4]. Но ведь именно через человека происходит воздействие и на общество. Следовательно, у общества, которое хочет не только выжить, но и успешно развиваться, нет другого пути кроме самосовершенствования человека с помощью средств культуры [17]. В решении этой проблемы физическая культура должна занять свое реальное и достойное место.

Литература

1. Андреев А.Н. Культурология. - Минск: изд-во "Дизайн ПРО", 1988. - 160 с.

2. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 7, с. 37 - 41.

3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: изд-во "Теория и практика физической культуры", 2000. - 275 с.

4. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. - 168 с.

5. Визитей Н.Н. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты). - Кишинев: Штиинца, 1989. - 110 с.

6. Вишневский И.Б. Труд и физическое развитие человека: Автореф. канд. дис. Л., 1967. - 16 с.

7. Власов Е.Л., Голев Г.Я. НТР и ее влияние на изменение функционального содержания и характера труда. - В кн.: Развитие человеческой деятельности в условиях научно-технической революции. - Л.: ЛГУ, 1984, с. 97 - 104.

8. Волков Г.А. Социализм, человек и научно-техническая революция. - В кн.: Научно-техническая революция и социальный прогресс. - М.: Изд-во полит. литературы, 1972. с. 62 - 90.

9. Воль А. Влияние научно-технической революции на современный облик спорта и перспективы его развития. Сб.: Всемирный научный конгресс "Спорт в современном обществе". М., 1974.

10. Введение в теорию физической культуры: Учеб. пос. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: ФиС, 1983. - 128 с.

11. Донской Д.Д. Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 2, с. 2 - 4.

12. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2002. - 456 с.

13. Карсаевская Т.В. Перспективы медицины и методология медицинского образования. Сб.: Образование: будущее России и человечества, 1993, с. 36 - 38.

14. Каган М.С. Философия культуры как теоретическая дисциплина (Философия культуры. Становление и развитие). СПб., 1998. - 448 с.

15. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. - СПб.: изд-во СПбГУ, 1992. - 208 с.

16. Колесникова И.А. Образование как фактор изменения человека. Сб.: Образование: будущее России и человечества, 1993, с. 13 - 17.

17. Круглова Л.К. Основы культурологии. - СПб.: СПГУВК, 1995.
- 393 с.

18. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. - М.: ФОН, 1995. - 174 с.

19. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

20. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пос. - М.: изд. центр "Академия", 2001. - 240 с.

21. Макаров Р.Н. Человеческий фактор: проблемы физической подготовки специалиста на этапе ускорения НТР // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 11, с. 37 - 41.

22. Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета "Физическая культура" в общеобразовательной школе: Докт. дис. в виде научного доклада. М., 1997. - 70 с.

23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.

24. Маслов В.И., Зволинская Н.Н. Высшее физкультурное образование сегодня и завтра // Теория и практика физ. культ. 1990, № 12, с. 32 - 34.

25. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

26. Молчанов С.В. Триединство физической культуры. - Минск: Полымя, 1991. - 141 с.

27. Муравов И.В. Физическая культура в режиме труда и ускорения социально-экономического развития страны // Теория и практика физ. культуры. 1988, № 8, с. 4 - 7.

28. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: Автореф. докт. дис. СПб., 1998. - 60 с.

29. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 15 - 20.

30. Николаев Ю.М. Интегративная сущность физической культуры - отражение понимания человека как целостности. Сб.: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры. СПб., 2002, с. 76 - 84.

31. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ. / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: ФиС, 1986. - 352 с.

32. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб., 1996. - 280 с.

33. Прохоров А., Рузин В. О глубинной концепции образования / Вестник высшей школы. 1990, № 5, с. 14 - 18.

34. Пуни А.Ц. О некоторых фундаментальных проблемах перспективного плана научно-исследовательской работы в области физической культуры и спорта // Теория и практика физ. культуры. 1985. № 6, с. 10 - 13.

35. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. - Л.: Лениздат, 1977. - 207 с.

36. Столяров В.И. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта. - М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 103 с.

37. Субетто А.И. Закон роста идеальной детерминации в истории и философии образования. Сб.: Образование: будущее России и человечества. СПб., 1993, с. 9 - 13.

38. Тихоход А.С., Герман М.А. Революция в технике и проблемы физического развития. Сб.: Философские проблемы медицины. Киев, 1969. с. 45 - 52.

39. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пос. / Под ред Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 384 с.

40. Утишева Е.В. Физкультурное образование: социально-педагогические и социологические проблемы: Автореф. докт. дис. СПб., 1999. - 48 с.

41. Фролов И.Т. Перспективы человека. Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. - М.: Политиздат, 1983. - 350 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!