Спортивная наука - сборным командам: 
в помощь спортивному врачу


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ ПОСЛЕ ТРАВМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Кандидат медицинских наук, профессор Н.М. Валеев
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Травмы опорно-двигательного аппарата (ОДА) у спортсменов сопровождаются внезапным и резким прекращением тренировочных занятий, вызывают нарушение установившегося физического стереотипа, что влечет за собой болезненную реакцию всего организма. Внезапное прекращение занятий спортом способствует угасанию и разрушению выработанных многолетней систематической тренировкой условно-рефлекторных связей. Снижается функциональная способность организма и всех его систем, происходит физическая и психическая растренировка. Отрицательные эмоции, связанные с травмой, невозможностью выступать в соревнованиях, боязнь надолго утратить спортивную форму и работоспособность угнетающе действуют на психику, еще в большей степени усугубляя процессы детренированности. Особенно неблагоприятно прекращение занятий спортом сказывается на состоянии здоровья высококвалифицированных спортсменов, поэтому основная цель реабилитации спортсмена после травмы - как можно скорее вернуть его в строй, возвратить способность выполнять привычную нагрузку, то есть обеспечить полное восстановление спортивной работоспособности.

Восстановление работоспособности спортсменов для выполнения ими высококоординированных движений с большим физическим, психическим напряжением, мобилизацией всех функциональных возможностей организма требует четкой, строго согласованной деятельности различных звеньев двигательного аппарата и способности организма к преодолению максимальных физических нагрузок.

Процесс реабилитации спортсменов после травм ОДА согласно системе, разработанной В.Ф. Башкировым (1984) и усовершенствованной М.И.Гершбургом (1989), подразделяется на три этапа: 1-й этап - медицинской реабилитации, который осуществляется чаще всего в условиях стационара; 2-й этап - спортивной реабилитации проводится преимущественно в поликлинике и 3-й этап - начальной спортивной тренировки - в естественных условиях спортивной деятельности.

Наиболее полно вопросы реабилитации спортивной работоспособности изучены на стационарном этапе восстановительного лечения (А.Ф. Каптелин, З.С. Миронова, В.А. Ласская, В.Ф. Башкиров, М.И. Гершбург, М.Г. Цыкунов).

Этап медицинской реабилитации, как известно, направлен на восстановление анатомической целостности зоны повреждения, ликвидацию воспалительного процесса в этой зоне, интенсификацию процесса регенерации и к концу этапа - восстановление нарушенных в результате травмы функций.

Помимо основной задачи - восстановления анатомо-функциональных свойств поврежденного звена ОДА у спортсмена добавляется еще не менее существенная - поддержание общей работоспособности организма, так как согласно В.А. Ласской, впервые высказавшейся по этому поводу, "внезапное прекращение высокоинтенсивной мышечной и нервной деятельности, вызванное травмой, вынуждает спортсмена к бездеятельности на долгий срок, то есть к детренированности" (1971). Она же разработала методику использования физических упражнений, которые по нагрузке заменяют спортсменам привычную для них мышечную деятельность.

Известно, что основными средствами на 1-м этапе реабилитации являются различные виды физических упражнений, массаж, физиотерапевтические процедуры, при необходимости - медикаментозная коррекция.

Второй этап - этап спортивной реабилитации. Этот этап в основном направлен на восстановление спортивной подготовленности травмированных спортсменов.

Специальными средствами этого этапа являются физические упражнения различной направленности, по своей специфике, объему и интенсивности выходящие далеко за пределы лечебной физкультуры. Физические упражнения подбираются с учетом клинических показателей, поставленных задач и в соответствии со специализацией спортсмена. В начале этапа используются упражнения, направленные на восстановление общей работоспособности, создаются основы базовой подготовки, затем постепенно подключаются упражнения для развития основных физических качеств и средства специальной физической подготовки (В.Ф. Башкиров, 1984).

Среди широкого арсенала используемых упражнений особое внимание уделяется упражнениям силового характера и на гибкость, особенно в пораженной зоне (М.И. Гершбург, 1997). Цель этих упражнений - укрепление всей мышечной системы, с тем чтобы подготовить ее к возрастающим нагрузкам.

При первой же возможности необходимо приступить к циклическим упражнениям (ходьба, бег, плавание, гребля, бег на лыжах) как средству повышения общего уровня работоспособности организма и усиления адаптации кардиореспираторной системы организма реабилитируемого спортсмена.

В процессе спортивной реабилитации используются различные педагогические приемы, направленные на облегчение процесса восстановления специфических двигательных навыков: метод подводящих упражнений, расчлененный метод (дробные нагрузки), а затем целостный метод.

Особенно эффективно выполнение ряда упражнений в воде (в бассейне) - это беговые, прыжковые упражнения и, возможно, барьерный бег в водной среде (М.И. Гершбург, 1993).

На этапе спортивной реабилитации весьма широко используются тренажеры и спортивные снаряды, тредбаны различных систем и т.п.

При этом специалист-реабилитолог постоянно должен помнить о перенесенной спортсменом травме, остерегаться перегружать как травмированное звено ОДА, так и весь организм, еще не адаптированный к большим нагрузкам.

И, наконец, третий этап - начальной спортивной тренировки. Его основная задача - полное восстановление спортивной работоспособности, обретение спортивной формы, возвращение к полной тренировочной и соревновательной деятельности. К сожалению, в литературных источниках нет никаких практических разработок и рекомендаций для этого, заключительного, этапа реабилитации. Имеются лишь рекомендации общего характера, в частности В.Ф. Башкирова и М.И. Гершбурга, которые ограничились указанием средств и методов восстановления, рекомендуемых к использованию на этом этапе, но ни конкретной методики, ни направленности восстановительных мероприятий с учетом специализации спортсмена в этих указаниях обнаружить не удалось.

Как следует из этого небольшого обзора, процесс реабилитации достаточно хорошо разработан на этапе медицинской реабилитации, в основном усилиями сотрудников двух ведущих учреждений страны: ЦИТО (отделение спортивной и балетной травмы) и ВФД № 1. Неплохо, хотя и не в полном объеме, разработан этап спортивной реабилитации и практически весьма слабо - этап возобновления тренировки.

Иначе говоря, процесс реабилитации спортсменов после травм на достаточно хорошем уровне поставлен лишь в лечебно-профилактических учреждениях, т.е. медиками (врачами, травматологами, специалистами по лечебной физкультуре, массажистами и др.).

Педагоги же, т.е. тренеры по видам спорта, специалисты по теории и методике спортивной тренировки в лучшем случае участвуют в этом процессе в качестве консультантов.

Подобное положение нетерпимо, необходимо обратить внимание и восполнить пробелы в педагогических аспектах процесса реабилитации, усилить его педагогическую часть.

Естествен вопрос: как наилучшим образом строить весьма многогранный процесс реабилитации травмированных спортсменов? Необходимо одновременно решать целый ряд вопросов: восстановление пораженной функции; поддержание состояния тренированности, что чрезвычайно трудно; развитие временных компенсаций; сохранение, насколько это возможно, умений и навыков, присущих избранной специализации; тренировка внутренних систем организма, что обеспечивает их хорошую функциональную приспособляемость к нагрузкам.

В ряде работ, посвященных реабилитации легкоатлетов, футболистов, волейболистов, баскетболистов, тяжелоатлетов и др., мы опробовали следующее построение процесса реабилитации на третьем этапе: весь процесс реабилитации осуществлялся в два периода: адаптационно -подготовительный и специально-подготовительный.

В адаптационно-подготовительном периоде основное внимание было уделено: 1) ликвидации остаточных явлений травматических повреждений; 2) укреплению мышечно-связочного аппарата пораженной конечности и повышению функционального состояния ОДА в целом; 3) повышению функциональных возможностей систем и органов спортсмена; 4) постепенному и последовательному вхождению в тренировочный процесс.

Планомерное осуществление вышеуказанных мероприятий достигалось рациональным соотношением средств специальной подготовки в избранном виде спорта, специальной тренировкой травмированной конечности и средствами восстановления. Применение средств восстановления было направлено: 1) на реабилитацию работоспособности пораженной конечности и 2) на восстановление общей работоспособности организма спортсмена.

Второй период этапа спортивной тренировки - специально-подготовительный - носит более специализированный характер, присущий нормальному тренировочному процессу представителей этих специализаций, вместе с тем он включал и необходимые для травмированных спортсменов профилактические меры и средства восстановления.

Помимо этого важны факторы, способные обеспечить выполнение задач, возникающих в процессе реабилитации спортсменов после травм ОДА:

1. Прежде всего это правильное определение исходного реабилитационного потенциала травмированного спортсмена. Необходимо выявить истинные реабилитационные возможности травмированного спортсмена и, грамотно поставив задачи, квалифицированно решать их.

2. Реабилитационные мероприятия должны начаться как можно раньше, с тем чтобы патологическая доминанта не стала ведущей в ЦНС, а возможности тканей к регенерации существенно не снизились. Раннее начало реабилитационных мероприятий можно рассматривать так же, как вторичную профилактику осложнений основного заболевания.

3. Поскольку вопросы, которые необходимо решать в процессе реабилитации, многообразны, то и средства и методы, используемые для этого, также должны быть различными как по форме, так и по содержанию, то есть направленности воздействия.

Действительно, в процессе реабилитации используется комплекс восстановительных средств и методов. В их число входит множество лечебно-восстановительных средств, особенно на первых этапах восстановления, в последующем больший объем начинают занимать педагогические средства при обязательном участии средств психологической коррекции.

4. Следующий фактор - специфичность процесса реабилитации, то есть все используемые средства, методы, любой этап, период реабилитации должны быть пронизаны специфичностью воздействия. Не может быть одинаковой программа восстановления даже после одинаковой травмы для легкоатлета, футболиста и конькобежца.

С самого начала, даже с этапа медицинской реабилитации, построение реабилитационного процесса должно учитывать спортивную специализацию травмированного и иметь избирательный, специализированный, характер.

5. Все участники процесса реабилитации - и реабилитолог, и реабилитируемый - заинтересованы в ускорении процесса вос становления и по возможности в более быстром возвращении в спорт. Но с учетом многообразия используемых средств и индивидуального характера восстановления такое ускорение может привести к усугублению состояния спортсмена. Величина воздействия должна быть адекватна состоянию реабилитируемого, обладать тренирующим эффектом, повышать его функциональные возможности и в то же время не быть излишней и не нанести вреда организму. Это может быть достигнуто лишь с помощью рационального построения процесса реабилитации и строгой дозировки планируемых для спортсмена воздействий.

6. Для определения величины воздействия и реакции организма на нее необходима система контроля за процессом реабилитации, которая и позволит осуществлять последовательную и эффективную восстанавливаемость нарушенных функций и сниженных вследствие травмы физических качеств и двигательных навыков.

Учитывая подобную многогранность процесса реабилитации и понимая, что восстановление спортивной работоспособности, как любой длительный процесс, может иметь несколько периодов или фаз, мы сочли возможным выделить следующие фазы (периоды) восстановления в течение всего процесса реабилитации:

1. Фаза восстановления анатомо-морфологических изменений - анатомо-морфологическая фаза.

2. Фаза восстановления физиологических систем организма, прежде всего - поврежденного звена ОДА и наряду с этим всех функций организма, связанных с длительной гиподинамией, сопутствующей травмам, - фаза функционального восстановления .

3. По мере восстановления морфофункциональных возможностей спортсмена наступает время восстановления его работоспособности - фаза восстановления работоспособности . Ее можно расчленить на несколько периодов:

1) восстановление общей работоспособности;

2) восстановление специальной работоспособности;

3) восстановление двигательных умений и навыков;

4) и, наконец, завершающая фаза процесса реабилитации - полная готовность спортсмена к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок.

Каждая из перечисленных фаз имеет свои задачи, соответствующие их решению средства и методы реабилитации, теоретическую основу и методические особенности.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!