СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ


Abstract

MODERN SYSTEM OF THEORETICAL SUBJECTS IN PHYSICAL CULTURE

G.P. Neminushchiy, Ph. D., professor

Rostov state pedagogical university, Rostov-on-Don

Key words: physical culture, physical education, mass sports, sports of maximum achievements, social institute, social phenomena, systems, phenomenon, scientific and practical subjects.

The system of theoretical subjects in physical culture, physical education and sport is presented in the article. The logical substantiation of their interdependence, structure and the level of content in the training of students with higher sport education are given by the author.


О СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Кандидат педагогических наук, профессор Г.П. Неминущий
Ростовский государственный педагогический университет, Ростов-на-Дону

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, массовый спорт, спорт высших достижений, социальный институт; социальные явления, системы, феномен; научные и учебные дисциплины.

В настоящее время физическая культура представляет собой очень сложное многофункциональное, многогранное социальное явление, сущностью которого - целенаправленная двигательная деятельность и которая исторически сложилась в виде социальных явлений: физического воспитания, массового спорта и спорта высших достижений, а также многокомпонентного социального института (рис. 1), проявляющего себя в современный период как сложная динамическая социальная система (Г.П. Неминущий, 1974, 1993 - 1995).

Физическое воспитание и спорт со всем разнообразием их видов и разновидностей необходимо рассматривать и исследовать одновременно и как сложные социальные явления и как столь же сложные целенаправленные педагогические процессы: имеющие искусственный характер (рис. 2, левая сторона).

Если физическое воспитание и спорт проявляют себе как сложные многофункциональные социальные явления, зарождение и развитие которых представляют собой естественные, исторически развивающиеся социальные процессы, то педагогические процессы - физическое воспитание и спортивная подготовка вообще и спортивная подготовка в любом конкретном виде спорта в частности - это столь же сложные, многогранные, многофункциональные искусственные процессы, специально созданные обществом для успешной подготовки людей к вышеназванным социальным явлениям и процессам.

Большое социальное и историческое значение в структуре феномена "физическая культура" имеет ее многокомпонентный социальный институт, также имеющий естественный генезис и естественный процесс своего исторического развития. В настоящее время возникла объективная потребность в управлении этим социальным институтом физической культуры с целью его дальнейшего совершенствования и целенаправленного управляемого развития.

Из вышесказанного следует, что основными научными и учебными дисциплинами, изучающими весь спектр компонентов, составляющих физическую культуру как социальный феномен всеобщей исторической деятельности людей, являются следующие (рис. 2, правая сторона).

Всеобщая история физической культуры (ВИФК), предметом исследования которой служат процессы естественного исторического развития таких социальных явлений, как физическое воспитание и спорт со всем многообразием их видов и разновидностей, а также зарождение, становление и тенденции исторического развития каждого компонента социального института физической культуры.

Общая теория физической культуры (ОТФК), объектом исследования которой являются философские (гносеологические и социальные) проблемы целенаправленной двигательной деятельности и ее феномена - физической культуры. Физическая культура рассматривается также и как часть общей культуры, как совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных обществом в процессе эволюции целенаправленной двигательной деятельности.

Основными разделами общей теории физической культуры являются:

I. Физическая культура как социальный феномен всеобщей исторической деятельности людей; ее сущность, структура, функции и социальный институт.

II. Общность исторического развития социальных феноменов "наука", "техника", "физическая культура", "искусство", "образование"; их сущность и функции, аналогоподобие структур, форм существования и социальных институтов.

III. Всеобщая историческая деятельность людей и проблема гармоничного и всестороннего развития человека.

IV. Науки о физической культуре, их структуры, содержания, межпредметные связи и отношения.

Рис. 1. Физическая культура как социальный феномен и его структура в современный период

Общая теория управления физической культурой (ОТУФК). Объектом ее исследования являются общие основы и технология организации и управления каждым социальным явлением (или процессом), составляющим физическую культуру: физическим воспитанием, массовым спортом, спортом высших достижений (олимпийским, международным, параолимпийским) и профессиональным спортом; социальным институтом, а в целом всей физической культурой как социальным феноменом всеобщей исторической деятельности людей.

Основные теоретические учебные дисциплины по физическому воспитанию как целенаправленному педагогическому процессу:

1. История физического воспитания (ИФВ) как педагогического процесса (история возникновения и развития педагогических теорий и систем ФВ в различных странах мира).

2. Теория и основы методики физического воспитания (ТиОМФВ) как целенаправленного педагогического (профилактического) процесса по всем звеньям (подсистемам) социальной системы.

3. Теория и технология управления ФВ (ТиТУФВ) как целенаправленным педагогическим процессом и социальной системой.

4. Теория и методика реабилитационного ФВ (ТиМРФВ) по всем звеньям социальной системы.

5. Теория и методики адаптивного ФВ (ТиМАФВ) по всем звеньям социальной системы.

Основные теоретические учебные дисциплины по спортивной подготовке как целенаправленному педагогическому процессу.

1. История спорта (ИС) (история педагогического процесса - системы спортивной подготовки и спортивных соревнований по основным группам видов спорта).

2. Теория и основы методики спортивной подготовки (ТиОМСП) (системы спортивной подготовки и соревновательной деятельности на примерах основных групп видов спорта: циклических, ациклических, сложнокоординационных, единоборств, игровых и др.).

Основные разделы: содержание видов и разновидностей спортивной подготовки; основы спортивной нагрузки и работоспособности; основы построения процесса спортивной подготовки; основы тестирования и отбора; основы прогнозирования и проектирования (моделирования, планирования и программирования) спортивной подготовки; система многолетней спортивной подготовки.

Рис. 2. Структура физической культуры как социального феномена и ее научных и учебных дисциплин

3. Теория и технология управления спортом (организационные, экономические и управленческие проблемы развития спорта, системы спортивной подготовки и соревновательной деятельности).

4. Теория и методика спортивной подготовки в избранном виде спорта.

Основные дисциплины и курсы:

1. История избранного вида спорта (ИВС).

2. Техника с основами биомеханики и обучения в ИВС.

3. Теория и методика спортивной подготовки в ИВС.

Основные разделы: содержание и методика спортивной подготовки по видам и разновидностям; особенности спортивной нагрузки и работоспособности; содержание и методика построения процесса спортивной подготовки, содержание и методика тестирования и отбора; содержание и методика моделирования, планирование и программирование спортивной подготовки, методика многолетней спортивной подготовки по ее этапам.

4. Спецкурс "Организация, методика проведения и судейства соревнований в ИВС".

5. Спецкурс "Спортивные сооружения и инвентарь в ИВС".

6. Спецкурс "Методика НИР в ИВС".

7. Спецкурс "Основы профессионального мастерства".

8. Спецкурс "Методика преподавания ИВС".

9. Спецкурс "Медико-биологические проблемы ИВС".

10. Спецпрактикум "Спортивно-педагогическое совершенствование в ИВС".

Вышеизложенная совокупность учебных дисциплин по физической культуре, физическому воспитанию, спортивной подготовке и избранному виду спорта (на примере гребного спорта, плавания и легкой атлетики) апробирована автором с 1970 по 1975 г. и с 1995 г. по настоящее время на спортивных факультетах институтов физической культуры (КГИФК - Краснодар, РГПУ - Ростов-на-Дону).


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!