СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ


Abstract

STRUCTURE OF MODERN PROCESS OF PUPILS' PHYSICAL EDUCATION

Yu.A. Yanson, professor, honorary tutor of physical culture of the Russian Federation. The Institute of Physical Culture of The Rostov State Pedagogical University, Rostov-on-Don.

Key words: modem pedagogical process, structure of process of physical education, physical education of pupils.

The article reflects the structure and the aims of the modem pupils' physical education, the model of physical education, it's programs and process, the quality of physical education and it's control.


СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Профессор, кандидат педагогических наук, заслуженный работник ФК Ю.А. Янсон

Ключевые слова: современный педагогический процесс, структура процесса физического воспитания, физическое воспитание школьников.

Современный педагогический процесс состоит из включенных в него структурных педагогических явлений. Структурное построение педагогического процесса позволяет выделить и рассмотреть его главные составляющие, совместить их с Государственным стандартом общего образования и требованиями модернизации школы.

Педагогический процесс физического воспитания школьников должен отвечать потребностям общества в подготовке здоровых, физически образованных учеников к жизнедеятельности при условии обеспечения ее безопасности (ОБЖ).

Принципы государственной политики в области образования отражают гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности [2].

Физическое воспитание школьников направлено на их физическое и духовное совершенствование средствами физической культуры и спорта и составляет педагогическую систему занятий двигательными действиями в школе и дома, отражает целенаправленность (цели и задачи) школьного звена российской системы физического воспитания.

В связи с этим следует сформировать эффективную структуру процесса физического воспитания школьников и создать новое педагогическое мышление учителя физической культуры.

Многое изменилось в жизни россиян: формируется новая общеобразовательная школа, совершенствуется педагогическая деятельность учителя, которая направлена на развитие и саморазвитие ученика.

Развитие ученика осуществляется не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько совершенствованием личности, обучением ученика самостоятельно мыслить, принимать в жизни адекватные обстоятельствам решения. При этом развитие строится на основе закономерностей функционирования живой природы с учетом возрастных и других особенностей учеников. Саморазвитие ученика направлено на формирование активного "Я", обучение его умениям саморазвиваться в условиях рыночных отношений и после окончания школы, на протяжении всей жизни.

Всеми перечисленными обстоятельствами определяется структура современного процесса физического воспитания школьников, которая состоит из шести компонентов и показана графически. Структура создана на основе исследовательской работы автора в школах № 77 и 113 г. Ростова-на-Дону.

I. Целенаправленность физического воспитания

Цели физического воспитания. 1. Укрепление и повышение уровня здоровья. 2. Всестороннее развитие школьников: физическое, интеллектуальное, психическое, эстетическое, нравственное, трудовое. 3. Формирование двигательного режима ученика, класса, возрастной группы школьников в объеме не менее 2 ч ежедневных занятий физическими упражнениями (минимальная физиологическая норма суточной двигательной активности школьника) [1]. 4. Личностно ориентированное физическое воспитание. 5. Подготовка школьников к жизнедеятельности. 6. Формирование мировоззрения в области физической культуры.

Задачи физического воспитания (личностно ориентированные). 1. Овладение умениями анализа, рефлексии, планирования и коррекции своих действий. 2. Постановка цели, определение задач и средств их достижения, осуществление деятельности ученика по физическому самосовершенствованию (саморазвитию). 3. Приобретение знаний о свойствах человеческого организма, проявляющихся в процессе двигательной активности, об индивидуальных особенностях своей телесности. 4. Развитие двигательных способностей (физических качеств и двигательных действий). 5. Формирование знаний и умений, необходимых для построения здорового образа жизни [5]. В итоге - формирование физической культуры личности.

II. Программа физического воспитания

До последнего времени разработано более двадцати программ физического воспитания. Каждую из них можно взять за основу для построения процесса физического воспитания школьников. При этом в основу программы следует заложить обязательный уровень государственных требований по физической культуре - Государственный образовательный стандарт: 1) обязательный минимум содержания образовательной области "Физическая культура"; 2) требования к уровню подготовленности школьников 1-4-х, 5-9-х, 10-11-х классов.

Программа содержит базовый (федеральный) и вариативный компоненты (разрабатывает учитель физической культуры).

Базовый компонент программы содержит объем федеральных требований к процессу физического воспитания, включает в себя Государственный образовательный стандарт по физической культуре. В общем объеме он занимает 60-70% всей программы.

Вариативный компонент (30 - 40%) программы разрабатывает учитель физической культуры с учетом: а) географических и климатических условий местонахождения школы; б) этнических особенностей большинства населения; в) социально-экономических условий проживания людей. Принимается во внимание качество материальной базы школы (физкультурный зал, плоскостные спортивные сооружения), наличие оборудования, инвентаря, технических средств обучения. Учитываются пожелания школьников, интересы родителей в занятиях детей физическими упражнениями [6], примерные программы начального, основного и среднего (полного) образования.

Может быть разработана авторская программа физического воспитания по пяти направлениям школьной физической культуры: а) урочное, б) прикладное, в) физкультурно-оздоровительное, г) внеклассное, д) общешкольное.

III. Модель физического воспитания школьников

Создается на основе выбранной учителем программы и форм физического воспитания и представляет собой авторскую конструкцию педагогического процесса. При этом математически прогнозируется двигательный режим ученика. Например, "Модель физического воспитания школьников с направленным развитием двигательных способностей" [8], "Модель оздоровительного двигательного режима ученика", "Модель физического воспитания с рекреационно-спортивной направленностью".

Модель рассматривается как совокупность форм физического воспитания, объединенных одной целью и направленных на решение оздоровительных, образовательных и воспитательных педагогических задач.

IV. Технология физического воспитания (модельная технология)

Создается на основе выбранной учителем программы и модели физического воспитания и составляет процессуальную часть педагогической деятельности учителя. Отражается в технологической карте педагогического процесса, включает планирование и учет успехов учеников [9].

Технология физического воспитания - это совокупность средств (физических упражнений программы), методов, форм организации и условий занятий двигательными действиями (их около 40), направленных на реализацию целей и решение педагогических задач. Базовая модельная технология описана в монографии автора [10].

V. Качество физического воспитания

Качество физического воспитания определяется эффективностью профессиональной работы учителя. Оно выявляет соответствие процесса физического воспитания государственным установлениям в области школьного образования в Российской Федерации и в первую очередь образовательному Государственному стандарту по физической культуре.

Выявляются объективные и субъективные показатели качества. Объективные: 1) уровень достигнутого учениками здоровья (по результатам медицинского обследования); 2) физическое развитие (на основе антропометрических показателей); 3) физическая подготовленность (развитие физических качеств, экспресс-тесты); 4) двигательная подготовленность (оценка владения движениями); 5) умение владеть двигательными действиями в изменяющихся условиях (в комбинированных эстафетах, при преодолении полосы препятствий, на местности). Субъективные показатели: 1) уровень профессиональной подготовленности учителя; 2) отношение учителя к своим обязанностям; 3) отношение родителей учеников к физической культуре; 4) отношение школьника к занятиям физическими упражнениями; 5) психологическая атмосфера в классе (взаимоотношения между учениками).

Качество физического воспитания определяется посредством мониторинга, т.е. выявления объективных показателей поведения и успеваемости ученика и принятия учителем адекватных педагогических решений, которые должны быть положены в основу управления физическим воспитанием школьников.

VI. Управление процессом физического воспитания

Под управлением понимают функционально -процессуальную деятельность учителя физической культуры, направленную на руководство системой физического воспитания, обеспечивающей успешное решение оздоровительных, образовательных, воспитательных задач. В процессе управления происходит выход на более высокий уровень задач после изучения темы программы, освоения этапа обучения, развития физических качеств, серии уроков физической культуры, после окончания учебной четверти, полугодия, учебного года.

Выход на другой уровень задач происходит в процессе реализации модели физического воспитания, процессуальной технологии, демонстрации учениками основных двигательных умений, уровня развития физических качеств. Так, в 1-4-х классах ученики осваивают физическую культуру с общеразвивающей направленностью, в 5-9-х классах - с выраженной образовательной и общеприкладной направленностью, в 10-11-х классах - с рекреационно-спортивной и тренировочной направленностью.

В основу управления положен мониторинг качества, после чего следуют педагогические решения, направленные на коррекцию всего процесса физического воспитания и его составляющих. Движение выявления качества определяется в направлении: ученик-класс-возрастная группа школьников.

Мониторинг должен быть постоянным и объективным [7].

В заключение целесообразно сформулировать авторскую концепцию физического воспитания школьников. Итак, физическое воспитание школьников как целостный педагогический процесс должно отражать объективные закономерности занятий физическими упражнениями [4] и быть направлено на реализацию целей и решение педагогических задач школьного звена Государственной структуры физического воспитания в условиях системного планирования двигательных действий, дифференциации и индивидуализации занятий физическими упражнениями.

Всегда надлежит помнить высказывание П.Ф. Лесгафта (1837 - 1909), крупного общественного деятеля, врача, анатома и педагога, о том, что задача физического образования состоит "...в ограничении произвола в действиях молодого человека, чтобы в полной гармонии с умственным развитием приучить его сознательно относиться к своим действиям и производить свою работу с возможно меньшей тратой материала и сил" [3].

Физическое воспитание школьников - сложнейшая педагогическая система совершенствования человека - направлено на их подготовку к жизни и деятельности на нашей российской земле.

Литература

1. Гигиенические требования к условиям обучения школьников // Вестник образования России. 1997, № 10, с. 42.

2. Закон РФ "Об образовании", ст. 2, п.1// Вестник образования России. 1996, № 7.

3. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. СПб. 1909, ч. II, с. 384.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС,1991, с. 96-109.

5. Образовательная область "Физическая культура" // Вестник образования России. 1997, № 4, с. 38.

6. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. - М.: Дрофа. 2000.

7. Приказ Правительства РФ "Об общероссийской системе мониторинга состояния здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи" // Физическая культура в школе. 2002, № 5, с. 2.

8. Янсон Ю.А. Методический журнал Ростовского ИПК "Практические советы учителю". 2000, № 8. 2001, № 9; 2002, № 10.

9. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников: Книга для учителя. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 1994, гл. 4.

10. Янсон Ю.А. Введение в физическое воспитание школьников Монография. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 1996, с.19.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: