СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ


Abstract

INDIVIDUALIZATION OF SPRINTERS PHYSICAL TRAINING WITH REGARD TO NEURO-PHYSICAL REACTION.

A.G. Drigika, Ph. D., professor, honoured worker of physical culture of Russian Federation , professor Rostov State Pedagogical University, Rostov-On-Don

Key words: individualization of training, neuro-physical reaction, activated general qualities of grain, continuous form of ready for action.

The experimental researches, which have been carried out on sprinters of high qualification by the author, have confirmed the necessity of creation of the starting reactance in athletes with the explosive type of cyclic preparedness on the basis of strengthening of stress-factors of the environment. The creation of the starting reactance at athletes with an equal type of cyclic preparedness is more acceptable on the basis of preservation of sparing conditions of the environment at an economical expenditure of the power resources.

Thus, the findings of the author not only specify the theoretical representations about the modern differential-
psychophysiological approach to the sports training, but also allow transferring the individualization to the new technological level.


ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ СПРИНТЕРОВ С УЧЕТОМ ТИПОВ НЕЙРОПСИХИЧЕСКОЙ РЕАКТИВНОСТИ

Кандидат психологических наук, профессор, 
заслуженный работник физической культуры РФ А.Г. Дрижика

Ростовский государственный педагогический университет, Ростов-на-Дону

Ключевые слова: индивидуализация тренировки, нейропсихическая реактивность, активационные свойства, непрерывная и дискретная формы готовности к деятельности.

В настоящее время становится очевидным, что индивидуализация спортивной тренировки, построенной с учетом консервативных природных признаков, является высшей формой совершенствования двигательной деятельности.

Это объясняется тем, что генетические предпосылки двигательных способностей жестко запрограммированы с соответствующей средой их интенсивного развития, или двигательные функции совершенствуются в пределах генетически детерминированной нормы реакции. Они обуславливаются типологическими свойствами, которые практически не изменяются в течение жизни человека. От них во многом зависят функциональные возможности организма, характер и глубина их изменений, а также выбор присущих индивиду средств воздействия на мотивационную, эмоциональную, волевую, психодинамическую, двигательную сферы личности с целью формирования присущей им более высокой мобилизационной готовности.

Тем не менее четко обоснованной системы коррекции, даже режимов двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей до сих пор не создано.

Приступая к исследованию в этой области, мы поставили перед собой следующие задачи:

- установить симптомокомплексы типологических свойств, определяющих развитие скоростных способностей, формирование индивидуальных стилей деятельности для выбора и коррекции спортивного амплуа, конструирования формул тренировки;

- выявить нейродинамические механизмы возникновения "скоростного барьера" и способы корректировки формул научения для предупреждения развития косности скоростных двигательных действий;

- установить индивидуальные способы ритмизации соревновательной деятельности в границах нейродинамики.

В результате многолетних исследований, проведенных на большой выборке спортсменов различной квалификации - представителей скоростно-силовых видов деятельности , было установлено, что в основе механизма скорости лежит общемозговое свойство - концентрированность нервных процессов, которая является отражением уровня совершенства регуляторной координации систем, ответственных за активацию (энергизацию) структур ЦНС (лобно-ретикулярной, лобно-лимбической и лобно-стриарной), и представляет собой наиболее обобщенную характеристику последних, ибо энергия - это скорость. С концентрированностью нервных процессов связана и возможность переключения на высший темп двигательной деятельности с определенной качественной характеристикой движений, а по ее скорости и интенсивности оказалось возможным прогнозировать пределы развития максимальной скорости.

При исследовании индивидуальных формул совершенствования спортивного мастерства прежде всего было установлено, что при их проектировании должны учитываться не особенности проявления отдельных свойств нейродинамики, а их комплекс (своеобразное сочетание общемозговых, крупноблочных и региональных), порождающий типы нейропсихической реактивности.

Последние отражают своеобразие и величину ответных реакций на воздействия (их скорость, интенсивность, устойчивость и специфичность) и более точно характеризуют индивида, особенно его скоростно -силовую деятельность.

При этом их нейрофизиологической основой являются соответствующие соотношения активационно-тормозных процессов при определенных воздействиях среды или способы организации нейродинамики, на базе которых и формируются свойственные им формы готовности к деятельности. Такой подход к индивидуализации спортивной тренировки обусловливается тем, что психические явления должны сопоставляться не с отдельными нейрофизиологическими процессами, а со способами их организации (Б.Ф. Ломов, 1978). Он и составил предмет наших исследований. Опираясь на него, мы выдвинули гипотезу о существовании двух крайних и одного промежуточного способа организации нейродинамики (в зависимости от воздействий среды) у спортсменов - представителей скоростно-силовых видов деятельности.

Первый способ присущ лицам с взрывным типом нейропсихической реактивности - с импульсной активацией (с высокой скоростью, интенсивностью, дискретностью концентрированности, силой, подвижностью, лабильностью нервных процессов и преобладанием первой сигнальной системы), продуцирующей прерывистую избыточную форму готовности к деятельности при усилении мотивации достижения, стрессовости среды, внешней регуляции поведения, повышении "боевой" готовности в соревнованиях с реальными противниками различной квалификации и оптимизации состояний формулами психорегулирующей тренировки (ПРТ), поддерживающими оптимальный уровень возбудимости симпатической системы.

Второй свойствен лицам с ровным типом, с циклической активацией (с высокой скоростью, интенсивностью, но низкой дискретностью концентрированности, силой, подвижностью, лабильностью нервных процессов и преобладанием второй сигнальной системы) и непрерывной формой готовности к деятельности, стабилизирующейся в "щадящих" условиях среды при внутренней регуляции поведения, приобретении "боевой" готовности (в тренингах) мысленной борьбой с воображаемыми противниками и активации симпатической системы психогигиеническими средствами возбудимости.

Третий характерен для лиц со смешанным типом, с попеременным преобладанием импульсной и циклической активаций (со средней дискретностью концентрированности, силой и лабильностью нервных процессов, подвижностью торможения, но инертностью возбуждения и преобладанием в обучении второй сигнальной системы, а в регуляции поведения - первой) и свойственными им формами готовности, закрепляющимися в "щадящих" и стрессовых условиях среды.

Экспериментальные исследования, проведенные на спринтерах высокой квалификации с указанными типами нейропсихической реактивности, с соблюдением присущих им формул тренировок (структуры мезоцикла, средств воздействия, их интенсивности, варьирования интервалов отдыха, психической оптимизации состояний), действительно подтвердили необходимость создания стартовой реактивности у лиц с взрывным типом на базе усиления стресс-факторов среды, для стабилизации дискретной готовности с избыточной тратой энергетических ресурсов вследствие высокого порога возбуждения ЦНС, а у лиц с ровным типом циклической готовности - на базе сохранения щадящих условий при экономном расходовании энергетических ресурсов из-за низкого порога возбуждения последней.

Выявлено также, что у лиц с взрывным типом нейропсихической реакивности имеется огромный диапазон уровня активности, его скачкообразное повышение и способность в состоянии боевого возбуждения показывать феноменальные спортивные результаты за счет неспецифических механизмов извлечения энергетических резервов.

Лица же смешанного типа при формировании дискретной формы готовности к соревновательной деятельности довольно часто перевозбуждаются, что чревато последствиями развития астенических состояний и потерей "нормы реакции".

При этом усиленную активацию двигательных центров мозга у лиц с взрывным типом нейропсихической реактивности можно создавать и определенным соотношением средств тренировки, например острым вариативным соотношением длины отрезков и скорости их преодоления в серии: бег 30 м быстро, 150 м в 3/4 силы и опять 30 м быстро. После такой серийной работы скорость на основной дистанции, как правило, возрастает. В то же время для лиц противоположного типа предваряющей зарядкой энергией двигательных центров мозга может стать пробегание перед основным скоростным упражнением отрезка 300 м с довольно большой скоростью.

Характерно также и то, что эти активирующие мозг приемы можно и нужно применять непосредственно перед стартом в соревнованиях с последующим 3-минутным отдыхом.

Для развития скорости в тренировке лиц первого типа должны преобладать отрезки, связанные с набором скорости (стартовые ускорения до 60 м), тогда как у лиц второго типа - отрезки преимущественно на сохранение скорости (бег с ходу до 60 м). Это связано с тем, что для первых характерно набирать скорость, а для вторых - ее сохранять. Другими словами, нужно развивать то, что присуще индивиду (точнее, стилю его деятельности), а не то, чего ему недостает.

Весьма важен и обнаруженный факт однозначной зависимости прироста спортивных результатов и объема тренировочной нагрузки от снижения эмоциональной напряженности у лиц с ровным типом и увеличения прироста соревновательного результата от возрастания психического напряжения, а объема тренировочной нагрузки - от ее снижения у лиц с взрывным типом.

Критерием адекватности предсоревновательной формулы тренировки у лиц с взрывным и ровным типами нейропсихической реактивности оказался сдвиг большинства показателей, значимых для деятельности психомоторных функций, в направлении усиления реактивности симпатической системы и возбудимости ЦНС у первых и повышения баланса вегетативных систем и процессов в ЦНС - у вторых, сопровождающийся возрастанием корреляционных связей между показателями, характеризующими эти процессы, и объемом тренировочной нагрузки, спортивным результатом.

Следовательно, энергетическая прибавка в ситуациях спортивной тренировки у спринтеров обоих типов возрастает в большей мере только тогда, когда внешние сигналы синхронизируют внутренний ритм вследствие соответствия им по силе и цикличности, оптимального воздействия на доминирующие блоки регуляторной системы (в первом случае - энергетический, во втором - функциональный или программирования и регуляции деятельности мозга).

Резерв повышения спортивных результатов непосредственно в соревновательной деятельности оказался связанным и с ритмизацией двигательной деятельности в генетически заданных пределах колебательных процессов нейродинамики. Она предполагает формирование сугубо индивидуальной ритмо-темповой структуры двигательного комплекса в соответствии с двумя фазами деятельностного ритма согласования электрической активности мозга (оптимизации, дискретности, подстройки мозговых ритмов и резонансной, усиленной активации нервной системы), существование которых было подтверждено экспериментально.

Фаза оптимизации в цикле биологического ритма характеризуется полной, частичной или относительной рефрактерностью ЦНС и связана с согласованием ее дистантно разобщенных центров (работающих дискретно) в непрерывную координированную системную деятельность мозга по механизму поджидания сигналов (циклов возбудимости), их синхронизации и когерентности. Она сугубо индивидуальна и в случае стресса у лиц с дискретной активацией может значительно увеличиваться по времени и углубляться по рефрактерности. От нее зависит формирование готовности к деятельности либо в дискретной - избыточной форме, либо в непрерывной - локальной форме и надежности соревновательной деятельности.

Очень важным является и корректирование индивидуального пути достижения качественного эффекта приспособления, т.е. выработки пластичного навыка. Оно должно осуществляться с учетом преобладания сигнальных систем (по нейродинамическому корреляту - скорости элективной иррадиации нервных процессов). В частности, лицам с преобладанием первой сигнальной системы, предрасположенным к механическому копированию движений, за которым очень часто следует развитие косности двигательных координаций и возникновение скоростного барьера (вследствие значительного отставания вербализации - осознания осваиваемой информации о двигательном действии), необходимо процесс учения затягивать и "ставить на рельсы развивающего проблемного метода обучения" с использованием приема сопоставления эталона техники движения с собственным его исполнением, когда и эталон, и исполнение каждый раз воспроизводятся обучающим перед очередной попыткой выполнения упражнения. Этим достигается дробление образных, цельных впечатлений от восприятия движений у данных лиц, а значит, и перевод последних в реальный мир сознательного анализа. По этой же причине максимальные скорости им нужно осваивать постепенно, а основные средства стандартизировать незадолго до соревнований. Указанные методические приемы, по сути дела, необходимы для ускоренного развития способности к обучаемости - специализированного спортивного интеллекта.

Таким образом, полученные данные не только уточняют теоретические представления о современном дифференциально-психофизиологическом подходе к спортивной тренировке, но и позволяют перевести индивидуализацию на новый технологический уровень.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!