НОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ


Abstract

REMOTE TRAINING IN ST.-PETERSBURG STATE P.F. LESGAFT'S ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE: THE FIRST EXPERIENCE OF REALIZATION

V.S. Stepanov, S.S. Phillip,
N.P. Knyazeva, V.A. Chistyakov, E.E. Pushchenko

The St.-Petersburg state P.F.Lesgaft's academy of physical culture, Saint Petersburg

Key words: remote training, external studies, higher vocational training, academy of physical culture, introduction, practical experience.

The remote training as a technology of transfer of information with the use of modern technologies represents a natural attempt to pass the class - fixed form of training to a new, modern ways of transfer and reception of the information with the use of Internet. The Remote training represents a toolkit for the introduction such a system of training, as external studies.

The authors describe the features of introduction of the system of remote training in The St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture


ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПБГАФК ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА: ПЕРВЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ

В.С. Степанов, С.С. Филиппов, Н.П. Князева, В.А. Чистяков, Е.Е. Пущенко
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры 
им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова: дистанционное обучение, экстернат, высшее профессиональное образование, академия физической культуры, внедрение, практический опыт.

Проблема передачи знаний, умений, навыков, формирования, определения и реализации обратной связи усвоения переданной информации стоит перед человечеством с момента осознания каждой личностью своего "Я".

Дистанционное обучение как технология передачи информации с использованием новейших технологий представляет собой естественную попытку перейти от классно-урочной формы обучения Я.А. Коменского к новым, современным способам передачи и приема информации с использованием средств Интернета. Дистанционное обучение представляет собой инструментарий для введения и такой системы обучения, как экстернат. Высшее профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта имеет целый ряд особенностей, присущих высшим учебным заведениям, готовящим специалистов в этой отрасли. К таким особенностям следует отнести:

- большой контингент студентов-заочников,

- студентов - действующих спортсменов дневных факультетов, обучающихся по индивидуальным графикам;

- студентов факультета адаптивной физической культуры, многие из которых являются инвалидами.

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что Академия физической культуры в этом смысле представляет собой "уникальную лабораторию" информационного обмена, осмысленного введения таких форм высшего профессионального образования, как экстернат и дистанционное образование.

Проект Положения о дистанционном обучении в сфере высшего профессионального образования РФ был разработан еще в 2000 г. Реализация этого Положения возможна не декларациями, а реальной работой по внедрению дистанционного обучения в каждом конкретном вузе с учетом его специфики.

Дистанционное обучение как технология есть целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью лиц, находящихся на расстоянии от образовательного центра, осуществляемое посредством электронных и традиционных средств связи.

Отличительной особенностью дистанционного обучения является организация учебного процесса с помощью средств, методов и технологий опосредованного педагогического общения преподавателя со студентом с максимальным нормативно установленным количеством обязательных занятий.

Таким образом, по технологии педагогического общения дистанционное обучение совпадает с технологиями заочной формы обучения, по насыщенности и интенсивности учебного процесса - с технологиями очной формы обучения.

Образовательные программы высшего профессионального образования устанавливают содержание образования для определенных направлений подготовки (специальностей). Обязательный минимум содержания образовательной программы по каждому направлению подготовки (специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Образовательные программы с применением технологий дистанционного обучения могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя с обучающимся, организацией учебного процесса, технологией обучения: очная, заочная, в форме экстерната.

Получение высшего профессионального образования в форме экстерната регламентируется Федеральным законом Российской Федерации "О высшем и послевузовском образовании" от 29 августа 1996 года № 125-ФЗ, в соответствии с которым (гл. 2, ст. 6, ч. 9):

"Экстернат - самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования - по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении".

Положение об экстернате утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

Положение об экстернате в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта разработано на основе Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 14 октября 1997 года № 2033 "Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации" и инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 11.06.1999 г. № 15-55-68 ин/15-11 "О работе экстерната в вузах".

Экстернат в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта открыт соответствующим Приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму еще в 1995 г.

В соответствии с этими документами по состоянию на 1 сентября 2001 г. в академии может осуществляться подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием в форме экстерната практически по всем специальностям бакалавриата и магистратуры академии.

Право на открытие экстерната предоставлено учредителю академии - Государственному комитету по физической культуре, спорту и туризму и реализуется на основании:

- решения Ученого совета академии по реализации данной формы подготовки по соответствующему направлению или специальности;

- наличия государственной аккредитации по направлению или специальности, заявляемой академией.

В Положении об экстернате, утвержденном ректором Академии, определены схемы текущей и итоговой аттестаций студентов, обучающихся по этой форме, определено количество экзаменов, которые студент должен сдать в течение учебного года (не более 20), но в то же время имеется целый ряд вопросов, в решении которых должны принять участие все сотрудники Академии. К таким вопросам относятся в первую очередь такие, как:

- предоставление всеми кафедрами учебных планов и рабочих программ для экстерната и утверждение их учебно-методической комиссией Академии. В программах основное внимание должно быть уделено продуманной системе самостоятельной работы студентов: написание рефератов, письменных контрольных работ, тестов. В этом плане применение технологий дистанционного обучения окажет студентам-экстернам существенную помощь путем обеспечения последних необходимыми учебно-методическими материалами;

- решение организационных вопросов: создание "деканата" по экстернату с соответствующим выделением ставок.

Реализация системы экстерната и дистанционного обучения, естественно , требует соответствующего учебно-методического обеспечения, а это означает, что наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения необходимо использовать и специализированные электронные средства хранения информации. Обычно используются следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи. В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие современный уровень требований на момент их использования, по своему объему и содержанию соответствующие требованиям государственных образовательных стандартов.

База данных дистанционного обучения разработана в виде изданий на различных типах носителей и включает в себя: фонд основной учебной и учебно-методической литературы; фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями; фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы. Данные требования к учебно-методическому обеспечению дистанционного обучения изложены в Приказе № 4452 Минобразования России от 18.12.2002 г. Еще до выхода этого приказа в свет в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта по инициативе ректора Академии В.А. Таймазова была начата работа по созданию серии мультимедийных учебников по основным учебным дисциплинам Академии.

Это было связано с тем, что СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта является старейшим физкультурным вузом России. Исторически сложилось так, что заочники составляют почти половину студентов Академии. Появление персональных компьютеров, развитие и совершенствование дистанционного обучения потребовало от всего преподавательского состава проведения адаптации читаемых курсов к требованиям времени. Это привело к появлению серий мультимедийных учебников как по общим, так и по специальным курсам, читаемым в Академии для студентов-заочников. Ученый совет Академии в 2000 г. принял решение создать на каждой кафедре не менее двух мультимедийных версий основных курсов специализации кафедры.

Массовое создание мультимедийных учебников вызвало необходимость унификации требований к качеству такой продукции. Этого можно добиться только в случае унификации основных, базисных, понятий компьютерных технологий. Компьютерные технологии в первую очередь являются информационными технологиями. При создании мультимедийных учебников в СПбГАФК была принята следующая концепция.

Учебное пособие, методические указания должны восприниматься компьютером потребителя информации. При разработке программ дистанционного обучения необходимо ориентироваться на самый слабый компьютер, который может оказаться в руках пользователя. (Для разработчиков это означает следующее: "Чем более простая техника у потребителя, тем более сложной она должна быть у разработчика".) В соответствии с этим мультимедийный вариант пособия должен иметь "расширение" HLP или CHM (расширение файлов стандартных справочных систем), для того чтобы читаться на любом компьютере с операционной системой WINDOWS 95/98 и выше.

В концепции дистанционного обучения для СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, опубликованной в трудах БПА ( № 44, 2002), в частности, предлагается следующая система реализации дистанционного обучения и экстерната в рамках существующей системы стандартных форм очного и заочного образования.

Реализация дистанционного обучения в СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта.

1. Заочное отделение.

Студент-заочник должен получить все необходимые учебные и методические материалы. Если они отсутствуют, их необходимо приобрести, например в библиотеке Академии. Состояние современной копировально -множительной техники позволяет всей студенческой группе произвести закупку только один раз. Такая же картина будет и при обезличенной реализации электронных версий учебников и методических пособий. Точно так же по Интернету случайно привлеченный специалист может сдавать экзамены за всю группу.

Мотивация - единственная причина, которая может заставить нас открыть книгу, прочитать новую статью, посмотреть фильм, просто поговорить. Наличие мотивации к приобретению знаний - это движущая сила организации дистанционного обучения на факультете. Дистанционное обучение подразумевает полную добровольность выбора студента. Это связано с тем, что студент-заочник сам решает, как потратить свое время - экстремальные условия сессии или работа в течение всего семестра. Дистанционное обучение в Академии предоставляет студенту при выполнении требований учебного плана в интерактивном режиме единственное очное посещение Академии для сдачи экзамена или зачета.

Следует иметь в виду, что система дистанционного обучения требует значительных финансовых вложений в сферах технического и учебно-методического обеспечения этого процесса. Отметим, что первый действующий курс дистанционного обучения по физической культуре появился только в 1999 году, продолжительность курса 3 месяца, стоимость 1 тыс. долларов США, обучение проводит Malone College.

Дистанционное обучение в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта в зависимости от степени структурирования информации для студента подразделяется на следующие уровни:

1. Учебные, методические материалы хранятся в формате .DOC, могут быть скопированы и распечатаны. Обратная связь между студентом и Академией состоит в написании контрольных работ, тестов, рефератов и отправке их на проверку по обычной или электронной почте.

2. Учебные, методические материалы хранятся в формате .DOC и в формате .HLP, .CHM (мультимедийный вариант лекций). Обратная связь между студентом и Академией состоит в написании контрольных работ, тестов, рефератов и отправке их на проверку по обычной или электронной почте.

3. Учебные, методические материалы хранятся в формате .DOC и в формате .HLP, .CHM (мультимедийный вариант лекций). Обратная связь между студентом и Академией состоит в написании контрольных работ, тестов, рефератов и отправке их на проверку по обычной или электронной почте. По каждой теме разработан тест, на вопросы которого студент отвечает в интерактивном режиме.

Независимо от уровня представления информации для каждого студента при его участии в системе дистанционного обучения заводится так называемый "рейтинг-банк". Для 1-го 2-го уровней преподаватель, проверяющий работы студента, непосредственно заносит в ПК оценку за контрольную работу, тест, реферат и т.п. Для уровня 3 оценка выставляется автоматически и заносится в "рейтинг-банк". При достижении 100%-ной готовности (выполнение учебного плана) система дистанционного обучения высылает приглашение по электронной почте и дает соответствующее сообщение в деканат для вызова студента в Академию для прохождения очного тестирования или сдачи экзамена.

Студент в любой момент, введя свой пароль, может повторить тестирование с целью повысить свой рейтинг для приближения очного экзамена. Данная система автоматически подразумевает экстернат.

В системе дистанционного обучения студент получает возможность задать интересующие его вопросы по изучаемому предмету во время, выделенное ему, отраженное в письме при зачислении на определенный предмет. В режиме консультации (интерактивный режим) студент может при правильно введенном пароле задать вопросы преподавателю и получить на них ответы. В системе дистанционного обучения ведется учет наиболее часто задаваемых вопросов и ответов на них. Доступ к этой странице FAQ свободный.

Для апробации системы дистанционного обучения перед его масштабным введением в СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта был проведен педагогический эксперимент. Для его проведения был выбран поток 5-го курса заочного отделения в количестве 70 человек.

Учебная дисциплина - "Технологии обучения", изучаемая в 9-м семестре. В соответствии с учебным планом курс завершается сдачей зачета.

Период - установочная и экзаменационная сессии с 10.02.2003 г. по 28.02.2003 г..

Выбор данного предмета далеко не случаен. Во-первых, в курсе "Технологий обучения" студенты должны освоить и такую информационную технологию, как дистанционное обучения. Таким образом, вместе с теоретическими знаниями в процессе изучения учебной дисциплины студенты приобретали навыки проведения и организации дистанционного обучения. Во-вторых, у студентов пятого курса заочного обучения (средний возраст студентов - 23-25 лет) выработана стойкая мотивация к приобретению новых, необходимых им в дальнейшей трудовой деятельности знаний, вопросы учения ради зачета и экзамена для них отходят на второй план.

Учебно-методическая литература по дисциплине:

Основная: А.А. Сидоров "Курс лекций по технологиям обучения", А.В. Романова "Технологии обучения" и дополнительная: Г.К. Селевко "Современные образовательные технологии" была представлена в электронном и мультимедийном виде, и студент, участвующий в системе дистанционного обучения (прошедший регистрацию и получивший допуск к информационным ресурсам), мог скачать эту литературу с сайта Академии. В системе дистанционного обучения студент должен был ответить на вопросы теста и пройти одну консультацию в интерактивном режиме. По согласованию с деканатом заочного отделения и проректором по учебной работе студенты, участвующие в педагогическом эксперименте, могли не посещать очные занятия. Успешно прошедшие курс дистанционного обучения получали допуск для сдачи зачета в общем потоке.

Организация педагогического эксперимента:

1. Формирование контрольной и экспериментальной групп.

Основная задача педагога, ставящего эксперимент, состоит в сборе данных и правильной интерпретации результатов статистических расчетов. Все возможные статистические расчеты проведет пакет Statgraphics Plus for Windows. Контрольная и экспериментальная группы должны принадлежать одной генеральной совокупности, в противном случае все выводы, сделанные по результатам, будут бессмысленными. Поэтому первый шаг исследователя - проверка этого факта. Планируя педагогический эксперимент, необходимо изначально обеспечить условие сопоставимости всех последующих выводов. В соответствии с этим формирование контрольной и экспериментальной групп осуществлялось на добровольных началах. Участники как контрольной, так и экспериментальной группы не получали никаких преимуществ друг перед другом. В результате экспериментальную группу составили 16 студентов, что достаточно для проведения статистически достоверных расчетов. Принадлежность контрольной и экспериментальной групп к одной генеральной совокупности проверялась путем сравнения средних оценок по зачетной книжке за все время обучения. Расчеты, проведенные с использованием пакета Statgraphics Plus for Windows, показали, что с вероятностью 0,95 статистических отличий между контрольной и экспериментальной группами нет.

2. Цель педагогического эксперимента.

Любой эксперимент, в том числе и педагогический, проводится с целью подтвердить или опровергнуть предположения экспериментатора, либо с целью приобретения новых знаний.

В нашем случае стояла задача доказать, что внедрение системы дистанционного обучения не ведет к снижению уровня знаний в контрольной и экспериментальной группах. Объективность контроля обеспечивалась следующим образом. Традиционно сложилось, что курс "Технологии обучения" на заочном отделении Академии ведут два преподавателя. В рамках апробации системы дистанционного обучения один преподаватель проводил дистанционное обучение, а второй принимал итоговые зачеты как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Причем преподаватель, принимающий зачеты, не знал, проходил ли обучение по дистанционной форме студент, сдающий зачет, так как сдача зачета осуществлялась в общем потоке. Контролировался срок сдачи зачета в основную сессию (Период с 17.01.2003 г. по 21.01.2003 г.).

3. Результаты педагогического эксперимента.

В основную сессию зачет сдали все студенты экспериментальной группы и только 70% контрольной группы. Данный результат позволяет сделать предварительный вывод о том, что система дистанционного обучения в рамках задач, стоящих перед ней, имеет право на существование.

По завершении педагогического эксперимента всем студентам было предложено написать краткое эссе на тему, что они думают о системе дистанционного обучения. Студенты как контрольной, так и экспериментальной группы единодушно считают, что система дистанционного обучения полезна, так как она:

- дает доступ ко всем учебно-методическим материалам (решается вопрос дефицита этих материалов на бумажных носителях),

- позволяет работать самостоятельно в удобное для студентов время,

- просто интересна.

Пожелания студентов:

- более ранние сроки оповещения о проведении дистанционного обучения, например, начиная с сентября,

- увеличение количества предметов, изучаемых в рамках дистанционного обучения.

Следующей задачей, стоящей перед Академией в рамках системы внедрения дистанционного обучения и экстерната, на наш взгляд, является полномасштабная переподготовка профессорско-преподавательского состава Академии, заинтересованного в системе дистанционного обучения - для преподавания в новой информационно -образовательной среде, а учебно-вспомогательного персонала - для работы с дистанционной образовательной технологией с объемом обучения не менее 72 ч и контролем за качеством обучения.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!