КОНСУЛЬТАЦИИ


Abstract

ON PROGRAM OF MODERNIZATION OF EDUCATION IN URAL STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE

D.M. Kulikov, Dr. Hab., professor

S.G. Serikov, Dr. Hab.

Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk

Key words: improvement of quality of preparation, teaching personnel, students.

The purpose of the modernization of education in the Ural state academy of physical culture is to create personnel, methodical, substantial, organizational, legal, resource and informational supply of the effective and dynamical functioning of the system of vocational training of experts in physical culture and sports, promoting the increase of the level of their preparation in conditions of transition of high school to the status of profile university.

The authors have developed a program of modernization of education For the decision of these problems in the Ural state academy of physical culture according to the major positions of "the Concepts of development of physical culture and sports in the Russian Federation".

According to the given program the basic directions of activity for the specified period are maintenance of an orientation of improvement of professional skill of the faculty on modernization of education in high school, the formation of an orientation of methodical work on the modernization of education in academy, the modernization of directly educational process in the Ural state academy of physical culture, and also ordering of management of education in the high school.


О ПРОГРАММЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В УРАЛЬСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Доктор педагогических наук, профессор Д.М. Куликов
Доктор педагогических наук С.Г. Сериков

Уральская государственная академия физической культуры, Челябинск

Ключевые слова: повышение качества подготовки, преподавательские кадры, студенты.

Уральская государственная академия физической культуры выполняет задачу кадрового обеспечения Уральского региона специалистами в области физической культуры и спорта. Состояние образования в вузе на данный момент в целом отвечает всем необходимым требованиям, образовательный процесс осуществляется в соответствии с существующей нормативной базой. Выпускники академии в большинстве своем обладают достаточным уровнем подготовленности в плане решения своих профессиональных задач. Однако повышающиеся запросы со стороны общества и государства влекут за собой необходимость дальнейшего совершенствования системы подготовки специалистов данной отрасли. Как указывается в "Концепции модернизации Российского образования", необходимость модернизации профессионального образования вообще вызвана тем, что оно еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников [4].

Таким образом, повышение качества подготовки кадров для отрасли физической культуры и спорта является весьма важной задачей. Она особенно актуализируется в свете выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту, в котором говорится о необходимости возрождения массового спорта и массовой физической культуры, укрепления кадрового потенциала в данной сфере [1]. Целевые ориентиры деятельности вуза находят свое отражение в постановлении коллегии Госкомспорта РФ от 30.05.01 "Состояние и перспективы развития Уральской государственной академии физической культуры на период 2001 - 2005 гг." [5]. Вышеуказанное обусловливает высокую значимость усиления профессиональной подготовки соответствующих специалистов, выведение уровня образования в УралГАФК на качественно новые рубежи, соответствующие статусу профильного университета. Модернизация образования в академии является основным механизмом решения данных задач.

Значимость модернизации образования в УралГАФК обусловливается закономерностями развития системы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, а также имеющимися потребностями в развитии со стороны студентов и педагогов, вуза и региона в целом. Велика в этом роль спортивной науки. Статус университета предусматривает существенное повышение уровня научной работы в вузе. Как отмечается в материалах круглого стола "Спортивная наука: проблемы модернизации", проводимого по инициативе Госкомспорта России, необходим выход на уровень современных высоких технологий спортивной подготовки с опорой на высокоэффективное массовое физическое воспитание и целенаправленное усиление его здоровьеформирующей функции [3]. В соответствии с этим наука должна занять лидирующие позиции в образовательном процессе и его методическом обеспечении. Важен рост научной квалификации преподавательских кадров вуза. Все это будет способствовать тому, чтобы подготовленные в данных условиях специалисты физической культуры и спорта стали носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественной физической культуры и спорта, мирового опыта в данной сфере.

Выбор путей осуществления модернизации образования в УралГАФК вытекает из приоритетных подходов, изложенных в "Концепции модернизации российского образования". Согласно данному документу, одним из основных направлений реализации образовательной политики является повышение качества профессиональной подготовки. Как указывается в данной концепции, решение поставленной проблемы предполагает повышение квалификации педагогических и управленческих кадров, принципиальное обновление системы научно- методического обеспечения образования, обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством и др. [4].

Цель модернизации образования в УралГАФК - создать кадровое, методическое, содержательное, организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение эффективного и динамичного функционирования системы профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту, способствующее повышению уровня их подготовки в условиях перехода вуза к статусу профильного университета.

Основные задачи модернизации образования в УралГАФК следующие:

1. Обеспечить готовность педагогических кадров вуза к повышению качества образования студентов в условиях растущих требований социального заказа.

2. Создать методическую базу, способствующую повышению качества образования студентов до университетского уровня.

3. Обеспечить соответствие образовательного процесса в академии всем требованиям, предъявляемым к статусу университета физкультурно-спортивного профиля.

4. Создать необходимые управленческие предпосылки обеспечения соответствия системы образования в академии университетским стандартам.

Для решения поставленных задач разработана программа модернизации образования в УралГАФК в соответствии с важнейшими положениями "Концепции развития физической культуры и спорта в РФ" [2]. Соответствующая программа опирается на основные направления развития вуза и рассчитана на 5-летний период с 2004 по 2009 г.

В соответствии с данной программой основными направлениями деятельности на указанный период являются обеспечение направленности повышения квалификации профессорско-преподавательского состава на модернизацию образования в вузе, формирование направленности методической работы на модернизацию образования в академии, модернизация непосредственно образовательного процесса в УралГАФК, а также систематизация управления образованием в вузе.

Литература

1. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту: Москва, Кремль 15 декабря 2002 года // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 1, с. 2.

2. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года // Сборник официальных документов и материалов. 2002, № 11, с. 5-10.

3. Круглый стол "Спортивная наука: проблемы модернизации": Встреча руководителя Госкомспорта с ведущими учеными России // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 1, с. 6-11.

4. О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года: Распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р // Бюллетень Министерства образования РФ. 2002, № 2, с. 2-32.

5. Состояние и перспективы развития Уральской государственной академии физической культуры на период 2001-2005 гг.: Постановление коллегии Госкомспорта России от 30 мая 2001 года № 7/1 // Сборник официальных документов и материалов. 2001, № 6, с. 4-7.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!