|
ВСЕРОССИЙСКАЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ На конференцию из 25 регионов (58 вузов) России представлено 270 тезисов. В ее работе приняли участие 768 человек - специалисты, руководители федеральных и региональных органов государственной власти по физической культуре и спорту, представители общественных физкультурно-спортивных организаций, преподаватели высших и средних учебных заведений, учителя школ, тренеры, организаторы физкультурно -спортивной работы на предприятиях, студены, аспиранты, ученые, среди которых 25 докторов наук, профессоров и 77 кандидатов наук, доцентов. На пленарном заседании и на четырех секциях конференции заслушано 56 научных сообщений и представлено 69 стендовых докладов. Большой интерес у участников пленарного заседания вызвали доклады министра по делам молодежи и спорту Республики Татарстан Марата Мансуровича Бариева "Государственное управление физической культурой и спортом", Вадима Константиновича Бальсевича "Инновационные направления в научных исследованиях мотивации населения к занятиям физической культурой и спортом", депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ Ильдара Ирековича Гильмутдинова "Законодательное обеспечение развития физической культуры и спорта", д.м.н., к.психол.н., профессора, руководителя лаборатории "Формирование здоровья детей" Российского национального центра восстановительной медицины и курортологии Михаила Львовича Лазарева "Мотивация здорового поведения ", научного руководителя Государственной программы Российской Федерации "Здоровье нации", профессора Санкт-Петербургского государственного университета д.м.н. Юрия Васильевича Высочина "Фундаментальные основы и критерии здоровья ", профессора, зав. кафедрой Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма д. фил. н. Владислава Ивановича Столярова "Пути повышения физкультурно-спортивной активности населения ". В рамках конференции с научной тематикой "Современные технологии спортивной подготовки " для тренеров и организаторов физкультурно-спортивной работы на предприятиях работали "мастер-классы" по легкой атлетике, плаванию, армспорту и пауэрлифтингу. По итогам работы конференции приняты рекомендации, которые содержат пожелания по улучшению физкультурно-спортивной работы как в отдельно взятом регионе, так и в России в целом. РЕКОМЕНДАЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ Всероссийская научно-практическая конференция посвящена потребности и мотивации интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формированию здорового образа жизни как чрезвычайно актуальной для нашего общества проблеме в сложный период реформирования всех сфер общественной жизни. В связи с этим участники Всероссийской научно-практической конференции - специалисты, руководители федеральных и региональных органов государственной власти по физической культуре и спорту, представители общественных физкультурно -спортивных организаций, студенты, аспиранты, ученые приняли следующие рекомендации. Занятия физической культурой и спортом - самая естественная потребность людей, естествен и интерес к ним. Мотивом интереса к занятиям физической культурой и спортом является желание людей быть здоровыми, стремление каждого к физическому и духовному совершенству, к полному раскрытию своих индивидуальных качеств и к становлению себя как высокоразвитой, общественно значимой личности. В современных условиях у населения растет интерес к занятиям физической культурой, появляются спортивные сооружения различных форм собственности, внедряются новые технологии физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, наблюдается прогресс в достижении высоких результатов по ряду видов спорта. Существенную роль в этом играют фундаментальные и прикладные научные исследования по проблемам медико-биологических основ, теории физической культуры и спорта, социологии физической культуры, физического воспитания как важного фактора укрепления здоровья. В то же время заболеваемость, инвалидность, смертность населения в России в последние годы достигла крайне высокого уровня. Недопустимо высоки показатели нравственного нездоровья людей, выражающегося в распространении наркомании, усилении социально негативного поведения. Остается тревожной ситуация со здоровьем практически всех слоев населения, особенно молодого поколения. Одна из причин такого положения - недостаточная физкультурно-спортивная активность детей и молодежи, отсутствие мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Современные комфортные условия для систематических занятий ФКиС становятся зачастую уделом обеспеченных людей, поэтому ФКиС не выполняют сегодня в полном объеме своих главных функций, прежде всего оздоровительной, как важного средства противодействия антисоциальным проявлениям. Отрицательно сказывается и не отвечающее современным требованиям состояние материальной базы в физкультурно-спортивной отрасли. Наблюдается разрыв между финансированием, материальным обеспечением массового спорта и спорта высших достижений, политизация олимпийского движения, что снижает значимость его гуманистической составляющей. (Это можно было наблюдать на прошедших в 2004 г. Олимпийских играх в Афинах.) В развитие рекомендаций научно-практической конференции "Пути повышения социальной значимости физкультуры и спорта", проведенной в Казани в 2002 г., участники нынешней конференции обращаются к Президенту, Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Российской Федерации с рекомендацией о необходимости проведения в национальных интересах государственной спортивной политики, принятия законодательных, организационных, финансовых актов. Приоритет развития ФКиС в политике государства следует определить как одно из самых малозатратных в экономическом отношении и в то же время самых эффективных мер, направленных на решение актуальных для современного состояния России социальных и экономических проблем. Считаем необходимым восстановить статус самостоятельной структуры Федерального органа исполнительной власти в области ФКиС в целях усиления государственного управления этой сферой. Ускорить принятие Закона РФ "О физической культуре и спорте", усиливающего государственные гарантии устойчивого развития физкультуры и спорта, гарантии для малоимущего населения, молодежи, нуждающихся в государственной поддержке для реализации своих мотивов к занятиям физической культурой и спортом. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" должен быть Законом для всех граждан России и для всех отраслей производственной и непроизводственной деятельности . Участники конференции рекомендуют: Федеральному агентству по физической культуре, спорту и туризму: - разработать Федеральную долгосрочную программу развития физкультуры и спорта, предусматривающую создание современных условий для занятий массовым спортом, спортом высших достижений, их кадрового обеспечения; - создать Федеральную комплексную программу научного обеспечения ФКиС, включающую региональные компоненты и тем самым научно-методически и технологически влияющую на все субъекты Российской Федерации; - продолжить работу, нашедшую активную поддержку и заинтересованность в субъектах РФ, по проведению масштабных спортивно -оздоровительных мероприятий, таких как Спартакиада учащихся, "Лыжня России", Всероссийский день бега "Кросс наций" и др.; - внести предложение в Правительство Российской Федерации о первоочередной разработке нормативных актов по организации физкультурно-оздоровительной работы на предприятиях всех видов собственности, по месту жительства, механизмов привлечения финансовых средств на организацию физкультурно-спортивной деятельности, строительство и укрепление материально-технической базы; - с целью обеспечения населения услугами в области ФКиС в соответствии с его интересами и потребностями разработать механизм реализации социально-гуманистической ответственности бизнеса, как частного, так и государственного; стандарт по обеспечению работников условиями для занятий физической культурой и спортом в интересах сохранения здоровья, физического развития и трудоспособности; - обеспечить взаимодействие со средствами массовой информации по пропаганде развития ФКиС, его достижений, формирования здорового образа жизни, организовать работу по созданию специальных программ, посвященных массовому спорту; - создать программу развития научных исследований в области медико-биологического обеспечения занятий ФКиС и внедрения ее результатов в практику, предусмотрев решение актуальных проблем, связанных со здоровьем населения и спортивными достижениями; - разработать и осуществить федеральный менеджмент широкого охвата населения всех субъектов Российской Федерации медико-биологическим обеспечением занятий ФКиС, отвечающим современным достижениям науки; - организовать введение с 2005 г. в практику работы образовательных учреждений единого "Паспорта здоровья", используя научные разработки ученых Татарстана Б.Х. Ланды и Х.А. Бекмансурова ; - содействовать разработке и
внедрению в практику форм (моделей)
организации спортивных
мероприятий - учитывая многолетний позитивный опыт внедрения спартианской технологии духовного и физического оздоровления детей и молодежи, считать целесообразным создание в г. Набережные Челны экспериментальной площадки для внедрения этой технологии в систему воспитания, оздоровления и организации досуга детей и молодежи, включая лиц с ограниченными возможностями (инвалидов). Руководителям субъектов Российской Федерации: - эффективно использовать результаты исследований в области ФКиС для их внедрения в деятельность органов исполнительной власти и организации физкультурно -спортивной работы с населением; - внедрять региональные программы по развитию и пропаганде ФКиС с их обязательным ресурсным обеспечением. Использовать инновационные технологии и программы, направленные на целостно-гуманистическое воздействие на личность, организацию физкультурно -оздоровительной работы со всеми категориями населения; - организовать работу центров социальной реабилитации ветеранов спорта с целью их оздоровления и привлечения к активной работе с молодым поколением; - практиковать обмен опытом и научными разработками в области ФКиС, в том числе и деятельности научно-методических советов при органах исполнительной власти по ФКиС. Ученым, научным и образовательным заведениям: - исследовать факторы, влияющие на формирование потребности населения в занятиях ФКиС, а также разработать пути и средства, усиливающие физкультурно-оздоровительную работу по месту жительства, учебы, трудовой деятельности; - на основе результатов научных исследований разработать комплекс мер, обеспечивающих повышение интереса, мотивации молодежи и населения в целом к ФКиС. Участники конференции выражают
надежду, что ее рекомендации будут
учтены при принятии государственными органами
соответствующих решений. В
условиях, когда в стране
развиваются рыночные конкурентные
производственные отношения и
действуют механизмы
хозяйствования различных форм
собственности, не могут
игнорироваться и должны быть в
центре внимания государства общие
гуманистические ценности, иначе
говоря, в основе политики
государства должны лежать
ценности заботы о Основные положения доклада министра по делам молодежи и спорту Республики Татарстан на тему "Государственное управление развитием физической культуры и спорта в РТ" М.М. Бариева Введение с 2001 г. вертикальной системы управления физической культурой и спортом позволило Министерству как республиканскому органу исполнительной власти ставить задачи и добиваться их выполнения нашими структурными подразделениями в городах и районах. Вместе с тем административная реформа в Российской Федерации, введение законов о местном самоуправлении потребуют от нас более четкого разграничения полномочий, имущества республиканской и муниципальной собственности. В связи с этим встает на новом уровне проблема организации работы по созданию условий для занятий физкультурой и спортом по месту жительства, работы, учебы. В республике есть интересный опыт, с которым вы сегодня смогли ознакомиться: в г. Набережные Челны в учреждениях, организациях и на предприятиях ведется работа с 70 тыс. человек, есть интересный опыт и в сельских районах. Однако в целом существующими условиями организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства не удовлетворены до 40% населения. Осуществляя государственное управление в области физкультуры и спорта, мы не можем не использовать общественные формы управления , позволяющие интенсивно развивать физкультурно-спортивное движение. Это прежде всего наши ФСО инвалидов, общества "Спартак", "Уныш", "Буревестни к", "Динамо", федерации по видам спорта. Именно они проводят большую работу в трудовых коллективах, учебных заведениях. Так, активная позиция ФСО "Уныш" позволила к концу 2003 г. довести число спортивных клубов в сельской местности до 1067 и увеличить количество занимающихся в них до 64 тыс. человек. Нельзя не отметить и активную работу Всероссийского общественного объединения "Спортивная Россия" в организации совместно с Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму крупных массовых мероприятий, поддержки спортсменов-ветеранов. Все это находит живой отклик и поддержку у молодежи, всего населения. Мы - за такие инициативы, так как в государственном управлении физической культурой и спортом одно из самых сложных направлений - деятельность по развитию массового спорта. Современные условия, сама жизнь предъявляют жесткие требования. Полагаю, такая совместная с общественными организациями работа, принятие управленческих решений, организационных мер, основанных на отечественном и зарубежном опыте, научных разработках, будут способствовать нашему движению вперед в этом направлении. Как говорят татары, - "алга": назад к бездействию, апатии и пассивности пути нет. И наконец, хотел бы остановиться на необходимости учета в сфере управления психологических и личностных аспектов в формировании интереса населения к занятиям физкультурой и спортом. Среди причин, мешающих заниматься, названо отсутствие свободного времени (56,5%), но больше всего настораживает и достаточно высокий процент (11,5%) ответивших "нет желания заниматься". Вот где мы недорабатываем! Воздействие на психологию, на личность в формировании интереса и потребности в занятиях физкультурой и спортом должно идти и через управленческие решения, организационные меры и, конечно, наступательную, я бы сказал, агрессивную пропаганду. А пока приблизительно только десятая часть опрошенных полностью удовлетворена публикациями по спортивной тематике в республиканских газетах и журналах и примерно столько же - передачами республиканского телевидения. Правда, мы стремимся выработать систему мер по активизации этой деятельности. Создана еженедельная программа "Без остановки" на ТК "Эфир", на телеканале ТНВ выходит еженедельная программа "Спорт-тайм", используем и мощные информационные поводы - крупные соревнования, привлекающие население. И это, думаю, дает результаты: действительно, сначала люди приходят на стадионы в качестве зрителей, а потом сами втягиваются в занятия. Уверен, что и нынешний научный форум, научные дискуссии и анализ практики - притягательный информационный повод, важный этап в формировании интереса населения к занятиям физкультурой и спортом. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |