СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ


Abstract

SPORTS OF PEOPLES OF NORTHERN CAUCASUS AS FACTOR OF PEACE AND INTER-ETHNIC CONSENT 

A.G. Barabanov Dr. Hab., professor, president of Olympic academy of the South of Russia. 

The Kuban state university of physical culture, Krasnodar

Key words: South of Russia, Caucasian republics, historical roots, relief of tension.

The difficult social and economic position in the south of Russia, especially in Northern Caucasus demands more resolute and effective steps on preservation and development of physical culture and sports relief of tension in national conflicts. Under the proposal of the executive committee of Olympic academy of the South of Russia in 1993 it was settled to carry out annual sports games of peoples of Northern Caucasus. At the session of the executive Committee of the academy the representatives of republics, regions and areas -organizers of physical culture and sports made a decision on realization of the first sports games of peoples of Northern Caucasus in May, 1994 in Nalchik, the capital of the Kabardino-Balkarian republic. The author describes the history of games and the difficulties at their foundation.


СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА КАК ФАКТОР МИРОТВОРЧЕСТВА И МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ

Доктор педагогических наук, профессор, 
президент Олимпийской академии Юга России
А.Г. Барабанов

Кубанский государственный университет физической культуры, Краснодар

Ключевые слова: Юг России, кавказские республики, исторические корни, снижение напряженности.

Сложное социально-экономической положение на Юге России, особенно на Северном Кавказе, требует более решительных и эффективных шагов по сохранению и развитию физической культуры и спорта, снижению напряженности в национальных конфликтах. По предложению исполкома Олимпийской академии Юга России в 1993 г. было решено проводить ежегодные спортивные игры народов Северного Кавказа. Представители республик, краев и областей - организаторы физической культуры и спорта - на заседании Исполкома академии приняли решение о проведении первых спортивных игр народов Северного Кавказа в мае 1994 г. в столице Кабардино-Балкарской республики г. Нальчике. Несмотря на огромные сложности, а порой и наличие межнациональных конфликтов в спортивной среде, руководители в сфере физической культуры и спорта приняли все меры для подготовки к проведению этих игр. Президент Кабардино-Балкарской республики Валерий Мухамедович Коков лично принял ряд решений и документов, обязывающих различные ведомства Республики принять все меры для подготовки к проведению этих игр. Начиная с 1994 г. игры стали проводиться регулярно (см. таблицу).

Спортивные игры народов Северного Кавказа стали проходить под девизом: "О, спорт, ты - мир, ты устанавливаешь добрые, дружеские отношения между народами! Ты - согласие!"

Первые игры Северного Кавказа проводились по 9 видам спорта, в них участвовало 630 спортсменов. В играх приняли участие сборные команды Кабардино-Балкарии, Дагестана, Северной Осетии, Ингушетии, Ставропольского и Краснодарского краев, Республики Адыгея. Игры прошли на высоком спортивном и организационном уровне. Программой игр предусматривается участие по одним видам спорта, как, например, футболу и баскетболу, - ветеранов, а по другим - юношей. Это позволило использовать опыт ветеранов, и не только спортивный, но и межнационального общения, в процессе спортивной деятельности. И это оправдало себя уже на первых играх.

Спортивные соревнования на Северном Кавказе имеют древнюю историю. Принято считать, что первичное заселение Северного Кавказа происходило 200 - 500 тысяч лет назад. Ашельская (археологическая) эпоха дает основание считать, что по руслу рек Кубань, Белая и притоков Кубанского левобережья, на местах современного Дагестана и Северной Осетии, а также Приазовья и Донбасса происходили первые расселения. Уже в эпоху первобытного строя (в Мустьерскую эпоху) были постоянные поселения. Таким образом, можно предположить, что сам образ жизни горных племен требовал высокой степени развития физических и психических качеств населения, которые бы обеспечили жизнь в трудных горных условиях.

Физическое воспитание как таковое возникало как средство подготовки горцев к охоте и труду. "Оно было создано самим народом и отражало его взгляды на жизнь, на воспитание подрастающего поколения. Это была система физического воспитания с характерными особенностями социально-экономического строя того времени" (Н.И. Пономарев . Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М. ФиС, 1970.).

Важную роль в дальнейшем укреплении дружественных отношений играло и то обстоятельство, что игры по видам спорта, как правило, собирали лучших, "цвет республики", а также лучших тренеров. Общение между ними до соревнований, во время и после, по мнению самих тренеров и представителей команд, создавало психологическую атмосферу непринужденности, творческих дискуссий по специальным вопросам подготовки спортсменов, что, в свою очередь, было большим педагогическим делом, и для тренеров и для спортсменов.

Оргкомитет спортивных игр стремился поддерживать , с одной стороны, четкость организации соревнований, а с другой - непринужденность общения, обмен опытом, особенно на межнациональном уровне.

Все эти и другие используемые нами педагогические приемы, полная демократия (в хорошем смысле этого слова) при обсуждении положения о соревнованиях, разбор возникших судейских ошибок и других соревновательных ситуаций привели к тому, что апелляционному жюри, как правило, во время соревнований работы не было.

Например, на последних VI спортивных Играх народов Северного Кавказа участвовали около 1 200 спортсменов по 17 видам спорта и, несмотря на высокий уровень спортивной квалификации участников (заслуженных мастеров спорта - 21, мастеров спорта международного класса - 59, мастеров спорта - 414 и нескольких сотен кандидатов в мастера спорта), высокий накал спортивной борьбы, в апелляционное жюри не поступало ни одного протеста. (На совещании представителей команд один из них пытался устно опротестовать участие в команде по волейболу одного спортсмена, но вынужден был снять свой протест: вмешательство жюри в дружеско-иронической форме убедили его в этом!)

Нам часто задают вопрос: "Почему общественной организации удается организовывать такие крупномасштабные спортивные мероприятия?" Ответ один: "Мы имеем дело с высокосознательным контингентом и тренеров, и спортсменов, понимающих не только высокую спортивную значимость этих соревнований, но и политическую!"

Вместе с тем Исполком ОАЮР постоянно поддерживает связь с руководителями спортивных организаций, с президентом и главами администраций субъектов Северного Кавказа, находя у них полную поддержку.

Но известно, что особую роль в развитии региона Северного Кавказа играли войны, связанные с набегами кочевых племен из Южной части России и Украины. Если к этому добавить сложные взаимоотношения представителей различных религиозных верований, от языческих и до современных религиозных конфессий, можно понять, сколь сложны были взаимоотношения между родами, племенами и союзами племен. Естественно, все это влияло на формирование личности, создавая из жителя Северного Кавказа физически развитого, крепкого духом (волей) воина с вековыми традициями, который впитал в свое содержание и особенности этноса.

В результате тиражирования фактов, известий, слухов об отношениях "других" к "нам" и "нас" к "другим" возникают этническая мобилизация, национализм, навязывается страх перед чужими "другими" и агрессивность становится повседневностью.

Участвуя в спортивных играх народов Северного Кавказа, непосредственно общаясь с членами "своей" команды и членами команд "других" республик, спортсмены в процессе общения на тренировках, соревнованиях вольно или невольно пытаются разобраться в слухах и "фактах" и приходят, как правило, к парадоксальному выводу, что так называемые "факты" и слухи - не что иное, как переиначенные обстоятельства, не имеющие ничего общего с отрицательной оценкой "своего-моего" народа. Более того, в тех случаях, когда в спортивной команде другого этноса вдруг обнаруживается представитель "нашего народа" и при этом он не испытывает никакого дискомфорта или неприемлемого к себе отношения, это становится важнейшим доказательством не только возможности, но и необходимости установления дружеских взаимоотношений и с представителями других этносов (народов).

Вместе с тем общеизвестно, что положение спортсмена в команде определяют уровень спортивного мастерства и в основном положительные качества личности (честность, доброта, отзывчивость и т.д.), а в нашем случае (спортивные игры) возникает другая ситуация + национальность ("Наш" - в "чужой" команде должен выступать против "наших").

Большую роль в стабилизации положения играли и те обстоятельства, что из 11 участвующих команд ни в одной не было участников только одной национальности, что само по себе в процессе повседневного общения на тренировках, а тем более на соревнованиях, как правило, абсолютно исключали какие-либо межнациональные напряжения.

Поэтому важным обстоятельством проведения таких соревнований (спортивные игры народов Северного Кавказа) является то, что в составах команд по видам спорта, как правило, не учитывается национальный состав, так как команда формируется по лучшим спортивным показателям.

Общеизвестно, что цель для всех едина - добиться успеха, да еще в таком виде деятельности, как спорт, где коллектив обязательно нужно объединить в команду. Здесь уже нет никаких национальных различий. Осетин болеет за ингуша, ингуш за дагестанца, адыг за русского и т.д.

Более того, замечено, что при других обстоятельствах принадлежность к той или иной национальности важна, но когда идет командный зачет, где успех складывается из усилий всех, вопрос национальности теряет всякий смысл и значение. Это ярко просматривалось даже тогда, когда спортсмену в составе одной команды нужно было выступать против команды республики родственной национальности.

При формировании положения о спортивных играх народов Северного Кавказа и определении возраста групп учитывались также данные, полученные учеными Адыгейского университета (К.Д. Чермит, В.Т. Едыгова, В.Г. Левченко, В.В. Черных). Было установлено, что подростки разных национальных республик, проживающие в сходных социальных условиях, имеют и сходную структуру линии поведения. Различные же стили поведения по национальным группам несколько увеличиваются к 16-20-летнему возрасту, когда уже можно более четко отличить одну национальную группу от другой.

В описанных нами эпизодах успешности игр как бы напрашивается вывод, что этот факт не подтверждается. На наш взгляд, именно взрослые, а не подростки стали носителями олимпийских идеалов, потому что они на себе прочувствовали и впитали особенности спортивной борьбы, необходимость ее четкости, благородства, необходимость объективного судейства.

Однако на первых играх в Нальчике были крайне неприятные ситуации, когда команды юношей Ингушетии и Северной Осетии перед началом соревнований по вольной борьбе не хотели приветствовать друг друга, и только вмешательство ветеранов спорта, известных народам Северного Кавказа, сняло напряженность, и участники сделали шаг навстречу друг другу - по кавказскому обычаю обнялись.

Были и другие случаи. Бесспорный фаворит в своей весовой категории - МСМК вдруг проиграл малоизвестному КМС из не совсем дружественной республики. Сойдя с ковра, побежденный не пожал руку победителю, а когда победитель подошел к нему, этот, с позволения сказать МСМК, ударил победителя! В зале нависла угрожающая тишина, но вслед за возмущением ветеранов возникло всеобщее возмущение. Раздались крики: "Это же Олимпийские игры Северного Кавказа! Дисквалифицировать его пожизненно!"

Но, возможно потому, что в каждой команде были ветераны спорта, заслуженные люди, известные далеко за пределами Кавказа, а их авторитет весом, было принято решение: "Пусть выступает и каждым своим выступлением подтверждает принципы олимпизма: благородство и честность в спорте". Я так подробно остановился на этих двух эпизодах потому, что нам было известно, что были "силы", которые хотели бы эти игры использовать для дальнейшего разжигания межнациональной розни, тем более что есть благодатная почва, есть и побежденные, и победители, как тут не воспользоваться сведением счетов для решения якобы исторически сформировавшихся несправедливосте й?

Но победили ответственность и честность наших великих спортсменов-ветеранов, которые своим безупречным поведением, преданностью олимпийским идеалам заставили молодых выполнить "статус олимпийца Кавказа". Оправдалась идея привлечения к соревнованиям спортсменов различных возрастных групп.

При формировании программы спортивных игр важно было не допустить никакой дискриминации любой территории (республики, края, области). Естественно, условия каждой территории различны, учесть и удовлетворить возможности и предложения каждого народа нельзя. Поэтому в данной ситуации единственно приемлемым было принять все предложения от всех территорий и определить для командного зачета 12 из 17 видов спорта зачетными (результаты, идущие в зачет командных соревнований).

Такое решение было продиктовано тем обстоятельством, что из 17 представленных в соревнованиях видов спорта в борьбе дзюдо участвовало 9 команд, в борьбе самбо - 9, конном спорте - 7, боксе - 10, тяжелой атлетике - 8, настольном теннисе (мужчины) - 10, настольном теннисе (женщины) - 7, легкой атлетике - 8, греко-римской борьбе - 8, плавании - 4, баскетболе - 7 (юноши), армспорте - 7, волейболе - 6, художественной гимнастике - 4, шахматах - 9, мини-футболе - 8 команд.

Относительно включения в программу игр национальных видов спорта: такая попытка была, но, к сожалению, нам не удалось выявить сопоставимых критериев их оценки. Например, были предложения ввести в программу национальные виды борьбы. Но уже на первых играх в г. Нальчике мы были вынуждены отказаться от них, так как в одних республиках непосредственной схватке участников предшествует их танец на ковре, а в других - нет и т.д.

Глубокое педагогическое воздействие оказывало на участников художественное оформление открытия и хода соревнований.

Например, на спортивных играх народов Северного Кавказа, как правило, в городах республики, проводящей игры, еще задолго до соревнований в средствах массовой информации освещается ход подготовки, разрабатывается сценарий открытия. Приглашаются художественные коллективы Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Донских казаков, Республики Адыгея и др.

На играх в г. Ставрополе было подготовлено целое театрализованное представление с участием конных групп, артистов театров на историческую тему и на тему добровольного присоединения народов Северного Кавказа в 1557 г. к России с участием царя Ивана Грозного, послов горских народов к русским боярам и т.д.

Уже по прибытии на очередные игры командам раздавались проекты обращения участников игр к народам Северного Кавказа, в которые команда могла внести свои предложения. На закрытии игр в торжественной обстановке зачитывалось обращение, и, как правило, оно принималось с большим воодушевлением.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: