СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ


Abstract

MUNICIPAL POLICY PRINCIPLES IN DEVELOPMENT OF SPORT FOR ALL AND ELITE SPORT

M.A. Tchernishev, Dr.Sci., mayor of Rostov-on-Don

A.I. Orekhov, chairman of sport committee

Rostov-on Don city administration

S.N .Litvinenko, Ph.D, postdoctorate education faculty

Kabardino-Balkar state university, Nalchik

Key words: sport for all, elite sport, municipal policy, public administration, municipal program "Healthy of nation"

Mostly municipal social policy should provide conditions for development of sport for all as far as federal authority should accept responsibility for development of elite sport. According to this idea municipal program "Healthy of Nation" has been carried out in Rostov-on-Don since 1994.

The program is based on two principles: 1) Competitive - organization and support of public competitions for all who want to participate without any limits, 2) Educational - organization of physical training education, promotion of sport for all ideas and health life style.

These principles reflect our understanding of relationship between sport for all and elite sport. We suggest a scheme of "magnet" where sport for all and elite sport are contrary "poles" connected by dialect link. We can not separate them, these both "poles" can be observed in each sport event.

The results of 10 years work show a high effectiveness of proposed approaches.


ПРИНЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ СПОРТА ДЛЯ ВСЕХ И СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Мэр г. Ростова-на-Дону, доктор экономических наук М.А. Чернышев

Председатель Комитета по физической культуре, спорту и туризму Администрации
г. Ростова-на-Дону А.И. Орехов

Кандидат биологических наук С.Н. Литвиненко

Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик

Ключевые слова: спорт для всех, спорт высших достижений, муниципальная политика, государственное и муниципальное управление, муниципальная программа "Здоровье нации".

Введение. Наше общество прошло период острых и во многом болезненных реформирований и всерьез озаботилось своим "оздоровлением" во всех сферах - экономической, социальной, нравственной и, конечно, физической. Хорошо известно, что все эти процессы тесно переплетены и связаны друг с другом [1, 3]. Невозможно рассчитывать на серьезный экономический рост и процветание, если общество состоит из физически ослабленных, угнетенных духом, нравственно нездоровых индивидов.

Как было отмечено в Итоговом документе 5-й Конференции европейских министров здравоохранения, которая проходила в Брюсселе в ноябре 1996 г., "Хорошее здоровье является не только следствием , но и предпосылкой социального благополучия и нормального экономического функционирования наций" [1].

Совершенно справедливо внимание законодателей, политиков и руководителей соответствующих служб обратилось к физической культуре и спорту, которые еще со времен античности служили средством укрепления здоровья, физического развития, тренировки тела и духа.

Были проведены совещания, в которых приняли участие высшее руководство России, осуществлены многочисленные кадровые перестановки, реформирована система управления отраслью, приняты важнейшие нормативно-законодательные акты [5, 9, 10].

На наш взгляд, все эти меры, безусловно, принесут долгожданные плоды, если будут опираться на глубоко научную систему взглядов, на основании которой должны определяться приоритеты спортивной и социальной политики России [3, 6].

Роль муниципальной власти. В соответствии с концепцией проходящей в настоящее время Административной реформы муниципальная власть должна рассматриваться как важнейший инструмент общегосударственной политики, обладая при этом определенной самостоятельностью, основанной на принципах местного самоуправления. Будучи точкой непосредственного взаимодействия "демоса" и "кратии", муниципалитеты находятся ближе к повседневным нуждам людей и способам удовлетворения этих нужд, обладают большей гибкостью и мобильностью в решении местных проблем и в улучшении "качества жизни" городского сообщества.

Российская Федерация занимает огромную территорию с бесконечным разнообразием ландшафта и природно-климатических условий, объединяет большое количество народов и национальностей, в том числе и малых национальных групп. Причем в отличие от многих других стран все эти национальности являются коренными на территории Российской Федерации, а не иммигрантами.

В соответствии с теорией евразийства [2] природный ландшафт и климатические условия существенно влияли и влияют на формирование национально-культурных особенностей проживающих на данных территориях этносов.

Управление развитием спорта высших достижений и спорта для всех

Слагаемые управленческих технологий

Спорт высших достижений (государственное регулирование)

Спорт для всех (муниципальное регулирование)

Цели

Достижение высокого спортивного результата, победа на соревнованиях

Укрепление здоровья, физическое развитие, общение, самовыражение, досуговая и рекреационная деятельность

Планирование

Ежегодный календарный план мероприятий по установленной форме

В план вносятся только основные мероприятия

Контроль

Протоколы соревнований, присвоение разрядов и званий

Выборочный контроль проведения мероприятий, косвенные оценки улучшения "качества жизни"

Финансирование

Бюджетное обеспечение спортивно-образовательных учреждений, мероприятий календарного плана

Бюджетное финансирование в виде "пусковых" средств, привлечение внебюджетных источников, использование личных средств граждан

Организационная схема

Единоначалие, подчиненность региональному органу управления Физической культурой и спортом

Выборность, коллегиальность, самоуправление, выдвижение инициатив "снизу вверх" протекционистская поддержка

Муниципальная власть, состоящая из коренных жителей своих территорий и находящаяся в непосредственном контакте с избирателями, наиболее адекватно может понимать и развивать актуальные для данных территорий виды спорта для всех. Вместе с тем известный российский феномен "отчуждения от власти" (тотального недоверия к власти и ее игнорирования) [3] в меньшей степени характерен для муниципального уровня (местные физкультурно-спортивные организации и активисты охотно обращаются в городские администрации со своими проблемами).

Взаимоотношение спорта высших достижений и спорта для всех. Известно, что изначально в сфере спорта выделялось два компонента, две составляющих, которые могут быть определены разными понятиями - "физическая культура и спорт", "массовый спорт" и "большой спорт", "спорт для всех" и "спорт высших достижений" [6, 7].

При всем многообразии понятий все они отражают некоторую двойственность феномена "спорт", которая, по-видимому, заключена в самой природе данного явления. Как было показано ранее [11], данную двойственность хорошо иллюстрирует схема "магнита", полюса которого являются двумя сторонами одного и того же явления. При разделении "магнита" на части оба полюса воспроизводятся в каждой части, они диалектически связаны друг с другом (см. рисунок).

Соответственно и социальная значимость двух сторон спорта ("массовости" и "мастерства") должна рассматриваться с позиций их равнозначности и равноценности, а не подчиненности, некоей второсортности спорта для всех, как это было в соответствии с традиционной схемой "пирамиды" (см. рисунок).

Спорт для всех как социальный феномен имеет собственные механизмы функционирования, собственные цели и задачи, связанные с интересами широких слоев граждан на местном уровне.

Спорт высших достижений в большей степени касается таких атрибутов общегосударственной власти, как флаг, гимн, общенациональный престиж, стратегические интересы России.

Разграничение полномочий. Из анализа функций спорта для всех и спорта высших достижений вытекают определенные принципы их государственной поддержки, что означает, с нашей точки зрения, разграничение полномочий по развитию физкультурно-спортивной сферы.

Необходимость децентрализации государственного управления развитием спорта для всех обуславливают следующие факторы:

1) внутренняя природа спорта для всех, его самостоятельное и самоценное значение вне зависимости от уровня развития спорта высших достижений;

2) полиландшафтное и полинациональное устройство Российской Федерации.

При таком подходе федеральная власть обеспечивает развитие спорта высших достижений в соответствии с общенациональными интересами, а муниципалитеты берут на себя заботу о развитии спорта для всех в интересах конкретного городского сообщества. Тогда девизом муниципальной спортивной политики станет принцип "Больше социального в спортивном". В то же время принцип федеральной политики будет звучать по-иному: "Больше спортивного в социальном".

Разграничение полномочий в сфере развития физической культуры и спорта, по сути, является практической конкретизацией реформы местного самоуправления и укрепления "горизонтали власти".

Муниципальная политика в развитии спорта для всех. Спорт для всех - живое, постоянно изменяющееся явление, творческое выражение общественных инициатив. Его ценность и социальная значимость заключаются в бесконечном разнообразии форм и видов занятий, их доступности различным группам населения, гибком учете индивидуальных потребностей .

Копирование жестких управленческих схем, эффективных для развития спорта высших достижений, в данной ситуации неоправданно. Строгое планирование, учет и контроль существенно ограничивают возможности развития спорта для всех. Муниципальное управление развитием этой разновидности спорта должно сочетать гибкие формы управления с возможностями разнообразной финансовой и протекционистской поддержки (см. таблицу).

Муниципальное управление спортом высших достижений. Задача органов местного самоуправления в развитии спорта высших достижений - использовать его авторитет и притягательность для активного развития идей спорта для всех на городском пространстве.

В Ростове-на-Дону данная деятельность проявляется в следующих направлениях:

•выделение "олимпийских стипендий" жителям городского сообщества, включенным в состав олимпийской сборной России, на последних этапах подготовки,

•разовое адресное приобретение дорогостоящего спортивного инвентаря топ-спортсменам - жителям города, имеющим высокие шансы на олимпийские победы,

•использование воспитательного потенциала олимпийского спорта: чествование победителей и участников Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, проживающих на территории муниципального образования,

•чествование ветеранов олимпийского движения (установление мемориальных досок, наименование улиц, выборы в Почетные граждане города, организация местных библиотек и музеев спорта),

•поддержка муниципальных спортивных команд, участвующих в чемпионатах России по игровым видам спорта (с обязательным созданием соответствующей "инфраструктуры" развития данного вида спорта в городе: команды дублеров, юношеской команды, детской спортивной школы, городской федерации данного вида спорта, коллегии судей, тренерского совета и т.д.).

Муниципальная программа "Здоровье нации" (1994-2005 гг.). Предложенные подходы были реализованы в г. Ростове-на-Дону, где с 1994 г. успешно выполняется муниципальная программа "Здоровье нации". Ее цель - широкое развитие спорта для всех с целью физического и социального оздоровления как каждого отдельного гражданина, так и всего городского сообщества [4, 8].

Схема "пирамиды" и "магнита"

Механизм реализации программы базируется на двух принципах:

1) соревновательном: организация и поддержка массовых соревнований для всех желающих, одноступенчатых, без предварительных отборов, по упрощенным правилам, что играет роль механизма, вовлекающего в регулярные физкультурно-оздоровительные занятия;

2) образовательно-воспитательном - использование средств массовой информации, образовательных программ, спортивно-агитационных шоу для продвижения физически активного и физически культурного образа жизни в массовое сознание.

Десятилетний опыт реализации программы на городском пространстве показал эффективность предложенных подходов. Так, по результатам Всероссийского конкурса "Старт в третье тысячелетие", организованного Государственным комитетом России по физической культуре и спорту, Ростов-на-Дону занял 1-е место в России по показателям массовой физкультурно -оздоровительной работы.

Литература

1. Герасименко Н.Ф. Власть и здоровье нации (что ожидает Россию в ХХI веке). - М.: Нива России, 1997.

2. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. - М.: Экопрос, 1993. - 576 с.

3. Исаев А.А. Спортивная политика России. - М.: Советский спорт, 2002. - 512 с.

4. Комплексная муниципальная программа "Здоровье нации (1994-2000)". - Ростов-на-Дону: Аверс, 1998. - 14 с.

5. "Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года" // Теория и практика физ. культуры, 2001, № 4, с. 2-8.

6. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности //Теория и практика физ. культуры. 2001, № 4, с. 11-15.

7. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. - 304 с.

8. Муниципальная программа "Здоровье нации (2001-2005 гг.)". - Ростов-на-Дону: ДНТП "Биос", 2000. - 24 с.

9. Материалы Государственного Совета РФ "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян: Сб. офиц. док. и матер. Госкомитета РФ по ФКиС. - М.: Советский спорт, 2002, № 2.

10. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.99. № 80 - ФЗ.

11. Tchernishev M.A., Orekhov A.I., Litvinenko S.N. Municipal policy goals in development of Sport for All and Elite Sport. - Book of abstract. 9th World Sport for All Congress, Arnham, the Netherlands, 27-30 October 2002. - P. 44.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!