Abstract CONSTITUTIONAL BASES OF SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE MANAGEMENT S.E. Voronin, Ph. D. The St.-Petersburg state P.F.Lesgaft's academy of physical culture. Saint Petersburg Key words: constitution, civil rights and duties, Russia, status, theory of law The analysis of the constitutional bases of the management of physical culture system carried out in the article gave the author the basis for the following conclusion. Not the increase of the amount of branch laws but acceptance and realization of the appropriate target programs will promote the increase of management efficiency by system of physical culture at the present stage of development of the Russian legislation. It is a complex of actions, which are obligatory for the execution by all enforcement authorities, provided with financial and material resources and fixed by the legal acts. The legislative work should be concentrated on the preparation and modification in working federal laws which means the elimination of contradictions available in them and blanks on the basis of revealing conformity of these or that positions of these acts of the Constitution of the Russian Federation.
|
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Кандидат педагогических наук С.Э. Воронин Санкт-Петербургская
государственная академия физической культуры Ключевые слова: конституция, гражданские права и обязанности, Россия, статус, теория права. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года [13], одобренная Правительством Российской Федерации, характеризуя современное состояние отрасли, констатирует, что в настоящее время система управления физической культурой и спортом в России не является оптимальной как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом ее нормативная правовая база не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом, обеспечить полноценное становление и развитие профессионального спорта. Поэтому одной из основных задач Концепцией определено совершенствование нормативной правовой базы физической культуры и спорта. Успешное решение данной задачи во многом зависит от правильного понимания предмета правового регулирования: разнообразных общественных отношений, в которые вступают в процессе осуществления своей деятельности субъекты системы физической культуры и спорта. В этой связи весьма важно иметь ясное представление о системе физической культуры и спорта и содержательных характеристиках видов деятельности ее субъектов, что позволит определить адекватность выбора ими тех или иных правовых средств решения своих задач. Работа в данном направлении предполагает использование в первую очередь научного потенциала как теории физической культуры, так и теории права. Освещая вопросы правового регулирования государственного управления, Г.В. Атаманчук [2] подчеркивает основополагающее значение в этом конституции государства как нормативного правового акта высшей юридической силы в стране. Поэтому при проведении нашего исследования мы руководствовались следующим положением, обоснованным названным автором: каждый изучающий проблемы правового регулирования государственного управления призван знать все положения Конституции РФ, относящиеся к организации и функционированию государства, подсистем и отдельных государственных органов и руководствоваться ими при освещении соответствующих вопросов. Конституционное право России - базовая для всей системы российского права отрасль, представляющая собой совокупность норм, устанавливающих основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, государственное устройство, систему органов власти и местного самоуправления. Как отмечает В.И. Гойман [5], конституционное право имеет особый способ воздействия - установление , юридическая конструкция которого такова, что оно не предполагает точно определенных прав и обязанностей участников правовых отношений - конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов. Рассматривая основные социальные и правовые характеристики конституционных правоотношений, В.О. Лучин [10] указывает на то, что даже выраженные в самой общей форме нормы-принципы, нормы-определения носят поведенческий характер, ибо с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение, свою деятельность любые социальные субъекты. Основываясь на изложенном, автор делает вывод о значительном управленческом потенциале конституционных норм, который, к сожалению, еще в полной мере не востребован. Представляется, что такой вывод небезоснователен и по отношению к сфере физической культуры. В подтверждение такого предположения можно привести следующий пример. На основе глубокого анализа правовой базы физической культуры и спорта в России А.П. Душанин и П.А. Виноградов [6] заключают, что она не получила необходимого нормативного наполнения; Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" во многом противоречит другим законам по вопросам финансирования, налоговых льгот, деятельности общественных объединений; Правительством России не принято содержательных постановлений о развитии физической культуры, в том числе - в виде федеральной программы. В систему правового и нормативного обеспечения физической культуры авторы логично включают в первую очередь "Конституцию Российской Федерации (статья по вопросам физической культуры и спорта)", не уточняя при этом, какая именно из ее статей имеется в виду. В тексте Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) [8] словосочетание "физическая культура" встречается дважды: в статье 41 о праве на охрану здоровья, пунктом вторым которой устанавливается, что в Российской Федерации поощряется деятельность , способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта; в статье 72 о предметах совместного ведения, согласно подпункту "е" пункта 1 которой к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта. Однако такой анализ текста Конституции не дает полного представления о нормах, устанавливающих конституционные основы деятельности в сфере физической культуры и спорта. На это справедливо обращал внимание Н.Н. Бугров [4], рассматривая вопросы роли и значения Конституции СССР в развитии физической культуры. К сфере физической культуры и спорта имеет отношение широкий круг конституционных прав и свобод. Конкретный перечень таких конституционных норм можно составить, основываясь на понятии реализации права. Видный российский правовед С.С. Алексеев [1] реализацией права называет претворение права в жизнь, реальное воплощение содержания юридических норм в фактическом поведении субъектов, а одной из форм реализации - использование (форма реализации права, при которой субъект использует возможности, предоставляемые ему юридической нормой). Ответить на вопрос, какие именно нормы права используют субъекты правоотношений в сфере физической культуры, можно с помощью понятия системы физической культуры и содержательных характеристик деятельности ее субъектов. Теория управления физической культурой оперирует понятием "система", выделяя ряд главных ее содержательных характеристик и признаков: 1) целостность, предполагающую совокупность конкретных процессов и объектов; 2) делимость, при которой система делится на подсистемы и элементы; 3) наличие системных интегральных качеств, т.е. таких новых свойств, которые не присущи ни одному из элементов, образующих систему. Для организационной системы физической культуры и спорта характерно наличие определенной цели - физическое совершенство человека [12]. Рассмотрение данного вопроса, по мнению С.С. Филиппова [20], дает четкое, систематизированное представление о тех субъектах управления, где осуществляется физкультурно -спортивная деятельность. Такая деятельность, указывается далее, может быть представлена как личное участие в занятиях физическими упражнениями и деятельность организационно-педагогическая, в том числе по управлению физической культурой, ее подсистемами. Кроме уяснения содержания физкультурно-спортивной деятельности через внутреннюю структуру явления (физическая рекреация, физическое воспитание, двигательная реабилитация, спорт) более полной характеристике системы физической культуры способствуют представления о ней как о совокупности предметных ценностей. Физическая культура как совокупность предметных ценностей представлена материальными и духовными ценностями, созданными в обществе для обеспечения необходимой эффективности физкультурной деятельности. Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов [11] к ним относят гимнастику, спорт, игры, туризм; систему специальных научно-практических знаний; материально -технические средства и другие условия функционирования физической культуры. Одну из групп ценностей в сфере физической культуры составляют, по определению Л.И. Лубышевой [9], интенционные (направленные) ценности: общественное мнение, финансово-экономическое, материально-техническое и правовое обеспечение, а также мотивы, интересы, потребности, желание заниматься физкультурно-спортивной деятельностью. Таким образом, современные научные представления о физической культуре и праве позволяют представить систему физической культуры и ее конституционные основы следующим образом. Физические лица, занимающиеся физической культурой с целью удовлетворения своих личных нематериальных потребностей, используют при этом такие компоненты физической культуры, как физическая рекреация и двигательная реабилитация. Конституционную основу деятельности этой категории субъектов составляют нормы Конституции о праве каждого на охрану здоровья (п. 1 ст. 41), в связи с чем государством поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта (п. 2 ст. 41). В развитие этих конституционных норм Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" [16] рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом (п. 2 ст. 1 Закона). Физические лица, в отношении которых осуществляется процесс физического воспитания - целенаправленный педагогический процесс, имеющий целью обучение двигательным действиям и развитие физических способностей, в том числе процесс профессионального физкультурного образования. Нормы конституционного права для этой группы участников деятельности в сфере физической культуры и спорта устанавливают право каждого на образование, гарантируют общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ст. 43 Конституции). Законом Российской Федерации "Об образовании" [7] установлены социальные гарантии реализации прав граждан на образование: права и социальная защита обучающихся и воспитанников; охрана здоровья; права и обязанности родителей и др. (ст. ст. 50-52 Закона). Физические лица, осуществляющие свою деятельность, приносящую заработок или доход, в сфере физической культуры и спорта, которая является объектом приложения их труда и характеризует их профессиональную специализацию. Основополагающие принципы регулирования деятельности указанных лиц установлены Конституцией, в соответствии с которыми: труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; получать вознаграждение за свой труд; каждый имеет право на отдых (ст. 37). Свое развитие и конкретизацию конституционные нормы о праве на труд находят в трудовом законодательстве, в частности Трудовом кодексе Российской Федерации [15], который устанавливает понятия трудового договора, его содержание и порядок заключения. Согласно Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" работниками физкультурно-спортивных организаций считаются лица, занимающиеся физкультурно -оздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию. Названным Законом также определено, что деятельность спортсменов -профессионалов регулируется трудовым законодательством. Организации и физические лица, выполняющие функции по обеспечению занятий населением физической культурой и спортом посредством создания материальных и интеллектуальных продуктов или выполнения работ и оказания услуг. Конституция гарантирует свободу экономической деятельности, признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (ст. 8), придавая им статус экономической основы конституционного строя. Конституционно закреплено право человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Установлено, что право частной собственности охраняется законом; каждому гарантировано право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Организации, создаваемые для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Конституцией гарантируется право на объединение и свобода деятельности общественных объединений, запрещается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30). Федеральным
законом "О некоммерческих организациях" [18]
предусматривается, что такие организации могут
создаваться для достижения социальных,
благотворительных, культурных, образовательных,
научных и управленческих целей, для охраны
здоровья граждан, развития физической культуры и
спорта, удовлетворения духовных и иных
нематериальных потребностей граждан, защиты
прав, законных интересов граждан и организаций,
разрешения споров и конфликтов, оказания
юридической помощи, а также в иных целях,
направленных на достижение общественных благ
(ст. 2 Закона). К их числу относятся фонды,
учреждения, некоммерческие партнерства,
автономные некоммерческие организации,
ассоциации, Особенности правового положения физкультурно -спортивных объединений определены Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Согласно статье 8 названного Закона порядок образования, регистрации, реорганизации и(или) ликвидации физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций) определяется Федеральным законом "Об общественных объединениях" [17] с учетом особенностей, предусмотренных вышеназванным Законом. Организации, осуществляющие функции государственного управления и местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта. Учитывая федеративное устройство российского госуда11рства, отметим следующие конституционные нормы. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится: установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации. В совместном ведении Федерации и ее субъектов находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта (ст. 72). Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными Федеральным законом (ст. 77). В систему федеральных органов исполнительной власти входит и Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту. Наряду с указанным Комитетом управляющую подсистему физической культуры составляют и другие органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы физкультурного образования, лечебной физкультуры и спортивной медицины, физической подготовки военнослужащих и сотрудников. Действующее административное, гражданское, финансовое законодательство предоставляет органам государственного управления полномочия по непосредственному управлению физкультурными организациями и общему регулированию физкультурной деятельности. К формам непосредственного управления относятся акты органа исполнительной власти о создании организаций, утверждении уставов, наделении их имуществом, утверждении смет, исполнении бюджета, назначении и освобождении от должности руководителей, реорганизации и ликвидации. Общее регулирование осуществляется в формах государственной регистрации, лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных организаций, обязательной сертификации продукции и услуг в области физической культуры, спорта и иных. Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций (ст. 130-133). В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. К ним, в частности, относится создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании. Основы местного самоуправления законодательно закреплены Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [19]. Из изложенного следует, что конституционные права и свободы реализуются субъектами физкультурно-спортивной деятельности в различных правоотношениях, конкретное содержание которых определяется значительным по объему массивом правовых актов, достаточно полно определяющим правовой статус их участников. Поэтому трудно согласиться с мнением о необходимости принятия широкого перечня законов о спорте: профессиональном, студенческом, юношеском, детском и т.п. Как справедливо замечает Ю.А. Тихомиров [14], обосновывая общую концепцию развития российского законодательства, увеличение числа законов не свидетельствует о повышении уровня правовой урегулированности общественных отношений и не дает необходимых результатов, поскольку отрывает их от целевых программ и других актов. Рассматривая вопросы совершенствования законодательства о спорте, С.Н. Братановский [3] приходит к выводу о необходимости принятия наряду с законами пакетов подзаконных актов по вопросам физического воспитания и физкультурной работы. Проведенный в данной работе анализ дает нам основания для следующего вывода. Повышению эффективности управления системой физической культуры на современном этапе развития законодательства будет способствовать не увеличение количества отраслевых законов, а принятие и реализация соответствующих целевых программ - комплекса обязательных для исполнения всеми органами исполнительной власти мероприятий, обеспеченных финансовыми и материально-техническими ресурсами и закрепленных правовыми актами. Такой, в частности, могла бы стать государственная программа по предоставлению населению возможности для подготовки и выполнения нормативов всероссийского комплекса "Физкультура и здоровье" - основы физического воспитания населения Российской Федерации. Законодательную же работу, на наш взгляд, следует сосредоточить на подготовке и внесении изменений в действующие федеральные законы, имея в виду устранение имеющихся в них противоречий и пробелов на основе выявления соответствия тех или иных положений этих актов Конституции Российской Федерации. Литература и нормативно-правовые акты 1. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. - М.: Статут, 1999, с. 114-115. 2. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учеб. пос. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2000. - 302 с. (Энциклопедия управленческих знаний, с. 156). 3. Братановский С.Н. Законодательство о спорте: проблемы развития и совершенствования // Государство и право, 1997, № 10, с. 21. 4. Бугров Н.Н. Конституция СССР и физическая культура и спорт: Учеб. пос. - Малаховка: МОГИФК. 1982, с. 7-13. 5. Гойман В.И. Система права. Общая теория права и государства: Учебник // Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999, с. 219-220. 6. Душанин А.П., Виноградов П.А. Анализ правовой базы физической культуры и спорта в России // Теория и практика физ. культуры, 2000, № 6, с. 62. 7. Закон Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) "Об образовании". Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150. 8. Конституция Российской Федерации. "Российская газета", № 237, 25.12.1993. 9. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 6, с. 10-15. 10. Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения: Учеб. пос. для вузов. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997, с. 15-16. 11. Матвеев Л.П., Холодов Ж.К. Введение в теорию физической культуры: Обучающая программа для студентов ГЦОЛИФКа. - М.: Издание Редакционно-издательского отдела ГЦОЛИФКа, 1985, с. 9. 12. Переверзин И.И., Бугров Н.Н., Вилькин Я.Р. и др. Управление физической культурой и спортом: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1987, с. 9-11. 13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 1507-р "О Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года". Собрание законодательства Российской Федерации, 04.12.2002, № 44, ст. 4410. 14. Тихомиров Ю.А. Общая концепция развития российского законодательства // Журнал российского права, 1999, № 1, с. 17. 15. Трудовой кодекс Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3. 16. Федеральный закон от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2206. 17. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст. 1930. 18. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3. 19. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3506. 20. Филиппов С.С. Управление физической культурой: Учеб. пос. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996, с. 13-15. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |