ВЕСТИ ДИССЕРТАЦИОН-
НОГО СОВЕТА



ВЕСТИ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА

5 февраля 2004 г. во ВНИИФКе успешно прошла защита диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Шилько Виктора Генриховича на тему: "Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельно сти". Научный консультант - д.п.н., профессор Л.И. Лубышева . Официальные оппоненты: д.б.н., профессор В.К. Бальсевич , д.п.н., профессора В.И. Григорьев и В.А. Ермаков.

Ведущая идея исследования заключается в том, что модернизация системы физического воспитания должна быть построена на принципе и положениях личностно ориентированного содержания физкультурно -спортивной деятельности, ориентации преподавателя на принятие субъективной позиции студента, его свободный выбор вида физкультурно -спортивной активности, организованной с учетом физического состояния, мотивации, интересов, а также целевой направленности на формирование физической и спортивной культуры.

Цель исследования : теоретико-технологическое обоснование модернизации физического воспитания в вузе на основе личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что методологически обоснованы необходимость и пути модернизации современной системы физического воспитания студенческой молодежи. Основными элементами научной новизны являются следующие положения:

1. Построение личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности основывается на методологии природосообразности соотношения содержания физкультурно -спортивной деятельности с естественными закономерностями возрастного развития двигательной функции, принципах использования наукоемких технологий спортивной подготовки, максимальном приближении содержания, средств и форм реализации физкультурно-спортивной активности к индивидуально приемлемым для каждого студента.

2. Образовательная технология реализации личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности базируется на принципах:

- свободного выбора студентом вида физкультурно-спортивной деятельности;

- организации тренирующих воздействий;

- оптимальности физических нагрузок;

- формирования учебно-тренировочных групп с учетом личностных характеристик, физической подготовленности, мотивации и интересов каждого студента;

- целостности и интегративности содержания (динамического сочетания теории, методики и практики физкультурно-спортивной деятельности);

- преемственности обязательного курса физического воспитания и самостоятельных занятий студентов.

Впервые проведен комплексный анализ социально -психологических особенностей и характеристик мотивационной сферы студентов, физкультурно-спортивных предпочтений и мотивации к здоровому образу жизни; уровня физической подготовленности и показателей состояния здоровья, мотивационной сферы и учебной деятельности.

Практическая значимость . Разработаны спортивно-видовые, общеразвивающие и оздоровительные технологии личностно ориентированного содержания, способствующего формированию физической культуры студентов на основе избранных видов спорта с учетом особенностей мотивационной сферы, физкультурно-спортивных интересов, уровня здоровья и физической подготовленности.

Длительный педагогический эксперимент подтвердил эффективность предложенных технологий в реализации основных задач физического воспитания.

Практическая значимость заключается во внедрении результатов исследования в процесс физического воспитания студентов Томского государственного университета, Томского государственного педагогического университета, что подтверждается актами внедрения научных разработок в практику физкультурно-спортивной деятельности названных вузов.

Разработана система тестов по оценке уровней общей и специальной физической подготовленности, состояния здоровья, позволяющих адекватно определить соответствие физкультурно -спортивных притязаний студентов на занятия избранными направлениями двигательной активности их реальным возможностям.

Материалы исследования легли в основу практических рекомендаций по применению технологий избранных видов спорта в практической деятельности преподавателей физической культуры вузов, колледжей, учителей общеобразовательных и детских спортивных школ.

Разработаны педагогические и медицинские критерии, позволяющие определить обоснованность физкультурно-спортивной ориентации студентов по направлениям двигательной активности.

Профессор Л.И. Лубышева


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!