|
ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО АЛЬПИНИЗМУ Доктор педагогических наук, доцент Р.Р. Магомедов Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь Деятельность тренера в последние годы исследовалась многими авторами [1 - 4 и др.]. Один из аспектов ее изучения составляют трудности, испытываемые тренером в процессе его коммуникативной деятельности и исполнения им основных профессиональных функций [1, 4]. В этом аспекте деятельность тренера по альпинизму еще не изучалась, что и определило цель настоящего исследования. Для выяснения мнения специалистов были разработаны анкеты-карточки, ответы на которые получены от более чем 200 ведущих инструкторов-методистов по альпинизму из различных городов России и стран СНГ. Исследование проводилось в альпинистском лагере "Узункол", который находится в горах Карачаево-Черкесс ии. Сводные результаты представлены в таблице. При статистической обработке данных обнаружен значительный разброс коэффициентов вариации. В связи с этим сделаны три выборки. В первую вошли заслуженные тренеры СССР, России и СНГ, во вторую - тренеры со стажем работы более 15 лет и в третью - молодые инстукторы -методисты по альпинизму. Обнаружено, что во всех трех выборках сохраняются равнозначные трудности, но меняются их ранговые места. Можно предположить, что молодые тренеры, начиная работать с альпинистами -новичками, еще не обладают способностью быстро изучать их личностные качества. В результате значительная часть времени тратится на установление контакта с учениками, а методика обучения как бы отходит на второй план. Очевидно, поэтому у молодых тренеров первое ранговое место занимают трудности, связанные с выбором общих методов воспитания. Это можно объяснить недостаточной подготовленность к данному виду деятельности, которую дают институты и факультеты физической культуры. Опытные преподаватели на первое место ставят трудности, связанные с методикой обучения сложным альпинистским элементам. Как отмечают тренеры, основными причинами перечисленных трудностей являются: - постоянный рост сложности техники альпинистских упражнений; - отсутствие возможности для своевременного совершенствования специальных знаний на факультетах повышения квалификации; - недостаточный объем специальных теоретических знаний, а также практических навыков и умений, полученных за время учебы в институте физической культуры, которые необходимы современному тренеру; - сложность восприятия некоторых вопросов теории и практики, освещаемых в специальной литературе. Проведенное исследование, как нам представляется, позволит обратить внимание на необходимость учета выявленных трудностей в процессе вузовского обучения студентов, слушателей школ инструкторов-методистов по альпинизму Федерации альпинизма России, факультетов повышения квалификации. Статистические показатели трудностей, испытываемых инструкторами-методистами по альпинизму
Литература 1. Андриади И.П. Автореф. дис. М., 1983. - 24 с. 2. Магомедов Р.Р. Автореф. докт. дис., Майкоп, 2002. - 64 с. 3. Магомедов Р.Р. Основы многолетней подготовки в горном туризме /Монография: Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. - 348 с. 4. Решетень И.Н., Фролова М.И. // Теория и практика физической культуры. 1978, № 2, с. 5-8. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |