ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

CONCEPTION OF PEDAGOGICAL EDUCATION OF ECONOMIC CULTURE OF STUDENTS OF SPORTS SPECIALTIES

I.V. Bryzgalov, Ph. D., lecturer

L.A. Rapoport, Dr. Hab., professor

Faculty of physical culture of the Ural state technical university, Ekaterinburg

Key words: economic culture, the concept, education, student.

The concept offered by authors bases on the General declaration of human rights, the Convention and the declaration on rights of the child, the Law of the Russian Federation "About education". During the development of the concept the authors also based on the organic law of pedagogical process about obligatory assignment of social experience of senior generations by rising generations.

The concept provides the description of the principles of construction, forms and ways of scientific - cognitive activity. Such philosophical doctrines, as existentialism, pragmatism, neotomism, dialectic materialism were the methodical basis of the concept.

The urgency of the concept is in contradiction between low economic culture of businessmen and absence of scientific development on education of economic culture of the students who are involved into labour life; between general limitation and vocational training. The earlier generated problems and the problem of integrative character, which rose again is "education of economic culture", where pedagogics takes place on a joint, cultural science and economy.


КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Брызгалов
Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Рапопорт

Факультет физической культуры ГОУ ВПО "Уральский государственный технический университет - УПИ", Екатеринбург

Ключевые слова: экономическая культура, концепция, воспитание, студент.

Философские словари трактуют термин "концепт" как формулировку, общую мысль. В словаре иностранных слов понятие "концепция" определяется как "система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.". В "Большом энциклопедическом словаре" содержится похожая трактовка данного понятия: "Концепция - понимание, система; определенный способ понимания, трактовки явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности" [1, с. 625].

Предлагаемая нами концепция опирается на Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию и декларацию о правах ребенка, Закон Российской Федерации "Об образовании". В Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1959), записано: "Государства-участники признают право ребенка на образование.., поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей". Согласно Декларации прав ребенка, "...ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию". В ст. 26 п. 2 Всеобщей декларации прав человека указано, что "...образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и на увеличение уважения к правам человека и основным свободам". В Законе Российской Федерации "Об образовании" (1996) подчеркнуто, что "...под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства".

В процессе разработки концепции мы также опирались на основной закон педагогического процесса об обязательном присвоении подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Принимая во внимание, что целью воспитания является "...гармоничное развитие личности и создание гуманных отношений между участниками педагогического процесса" [2, с. 228], мы сформулировали цель воспитания экономической культуры: "сформировать у студентов устойчивую экономическую культуру, предусматривающую честное ведение бизнеса, высокую нравственную и психологическую культуру, практические умения в делопроизводстве, владение основами культуры делового общения и поведения".

Концепция предусматривает описание принципов построения, форм и способов научно-познавательной деятельности. Методологической основой концепции явились такие философские учения, как экзистенциализм (индивидуальное бытие человека, погруженного в свое "Я"), прагматизм (опыт и практика лежат в основе обучения), неотомизм (абсолютизация естественных наук и количественных методов), диалектический материализм (материя первична, а сознание вторично). Научной основой понимания процесса обучения являются основные положения диалектико-материалистической теории познания (например, познание - изначально творческий процесс, заключающийся в единстве творческого познания и преображения действительности).

Главная задача концепции - выработка единого замысла исследования, позволяющего разработать педагогические основы воспитания экономической культуры студенческой молодежи: философская и методологическая основа, целевые установки, взаимосвязанная деятельность преподавателя и студента, диагностические процедуры.

Актуальность концепции состоит в противоречии между низкой экономической культурой предпринимателей и отсутствием научных разработок по воспитанию экономической культуры у студентов, входящих в трудовую жизнь; между ограниченностью общего и профессионального образования, ранее сформированными проблемами и вновь возникающей проблемой интегративного характера - "воспитания экономической культуры", находящейся на стыке педагогики, культурологии и экономики.

Ведущая идея, основная суть работы заключается в том, что интегрированным показателем эффективности подготовки студентов к труду в новых социально -экономических условиях является их экономическая культура.

На наш взгляд, основными идеями воспитания экономической культуры как педагогического процесса являются: отказ от авторитарной педагогики, принуждающей к учению; следование идее личностного подхода, утверждающего главной ценностью Человека; идея формирования профессиональных способностей студентов в стенах вуза; идея развития личности в процессе обучения и воспитания экономической культуры.

При этом нельзя забывать, что воспитание экономической культуры студентов представляет собой сложное педагогическое явление, характеризующееся уровнем развития общества, политической и экономической системой, развитием культуры и искусства, степенью разработанности педагогических процессов обучения и воспитания. Воспитание экономической культуры осуществляется в процессе интеграции педагогических, экономических и культурологических знаний.

Для нас важно то, что ядром воспитания экономической культуры является интегративно-модульный подход, объединяющий этику производственных отношений (организация, производство, анализ). Процесс воспитания экономической культуры происходит в результате теоретико-познавательной (сущность экономической культуры, планирование труда, нормирование труда, оплата труда, культура маркетинга, культура финансирования, культура отбора кадров, культура предпринимательства, экономическая культура хозяйствования, анализ эффективности использования труда) и практической (создание своей организации, разработка баланса рабочего времени одного среднесписочного работника, возможных затрат рабочего времени работниками организации, сметы расходов организации, сметы доходов организации, рекламного проспекта организации (структурного подразделения), фирменной символики и издание визитных карточек организации) деятельности.

Методическими подходами, позволяющими воспитывать экономическую культуру студентов, являются: личностный подход, определяющий высокую роль личности и ее формирование в соответствии с природными способностями; деятельностный подход, ставящий во главу воспитания дело, выполнение практических заданий; интегративный подход, позволяющий создать новые целостные системы воспитания, отстаивающий идею воспитания личности в атмосфере высокой гуманной культуры; технология саморазвития личности студента, опирающаяся на внутреннюю нравственно -волевую мотивацию деятельности студентов.

Данные подходы способствуют воспитанию целостной личности. Системообразующими факторами педагогических основ воспитания экономической культуры являются: ведущая цель и идея работы; закономерности и принципы; установка на то, что доминантой воспитания экономической культуры является введение в содержание обучения разделов (модулей) по основам экономической культуры, планированию, нормированию, оплате труда, культуре маркетинга, финансированию, отбору кадров, предпринимательству, экономической культуре хозяйствования и анализу эффективности использования труда.

Итак, исходными сущностными характеристиками воспитания экономической культуры являются:

1. Воспитание целостной личности: природных особенностей (здоровья, способностей мыслить и правильно действовать); социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником); свойств субъекта экономической культуры (гуманности, духовности, творчества); общечеловеческих ценностей (честь, совесть, добро, свобода, справедливость, равенство, любовь).

2. Реализация потребностей студентов в профессиональном самоопределении.

3. Развитие мотивационно-ценностного отношения к своей учебной и профессиональной деятельности.

4. Воспитание ценностных ориентаций и нравственных идеалов, присущих лучшим образцам российского бизнеса.

Педагогическая система воспитания экономической культуры подкрепляется общими условиями (социальными, экономическими, культурными) и специфическими (активный настрой, повышенный интерес). Система характеризуется педагогическим анализом, целеполаганием и планированием работы, организацией труда.

Для нас наиболее важно то обстоятельство, что создание педагогических основ (педагогической системы) воспитания экономической культуры базируется на выделении множества взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью воспитания экономической культуры. В нашем исследовании педагогический процесс по изучению основ деятельности организации строится на основе новой авторской концепции воспитания экономической культуры студентов.

Вместе с тем педагогические основы целостного воспитания личности включают в себя: организованную совокупность целей, содержание, условия, формы, методы, критерии и показатели эффективности воспитания, требований к личности преподавателя, представленные в нашем исследовании.

Педагогические основы воспитания экономической культуры охватывают: структуру педагогических основ (личностный и социальный компоненты экономической культуры); субъективно-индивидуальные характеристики экономической культуры; уровень целостного педагогического процесса (обучение, воспитание, развитие); уровень специализации; педагогические задачи; виды деятельности, через которые воспитывается экономическая культура.

Содержание воспитания экономической культуры студентов определяется принципами: гуманистической направленности педагогического процесса; ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; личностно ориентированным принципом; неуклонного повышения общей и экономической культуры; повышенного интереса студентов к рыночным специальностям и др.

Содержание воспитания основ экономической культуры определяется интегративно-модульным подходом, включающим в себя основные части: право, этику производственных отношений (организация, производство, анализ).

Эффективность воспитания экономической культуры студентов измеряется с помощью следующих критериев: убежденности в значимости правовой культуры, наличия практических умений в планировании, нормировании, организации оплаты и анализа эффективности труда, наличия знаний и умений в культуре маркетинга, отбора кадров, предпринимательства, хозяйствования и финансирования. Показателями разных уровней культурно-экономической воспитанности являются: низкая культура, недооценка данного критерия; уверенность, что данный критерий не является определяющим в жизни; убежденность в достаточности своих знаний и умений; стремление к получению новых знаний на общем фоне достаточно сформированных умений; высокая культура, хорошие знания и умения.

По нашему убеждению, высокая экономическая культура позволит молодому человеку легко войти в любую организационную культуру, быстро определить содержание и сущность культуры в новой организации, правильно принимать решения в любых ситуациях. Вчерашний студент в условиях рынка может быстро стать первым руководителем. Обладая высокой экономической культурой, он будет честно вести бизнес, честно уплачивать налоги, достойно вести себя с партнерами, потребителями и поставщиками.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь. - СПб.: Советская энциклопедия, СПб фонд "Ленинградская галерея", 1993. - 1628 с.

2. Педагогика: Учеб. пос. для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!