Abstract VALUES OF PROFESSIONAL SPORTS EDUCATION A.V. Lotonenko, Dr. Hab., professor F.I. Sobyanin, Dr. Hab., lecturer A.F. Kulikov, lecturer The Voronezh state pedagogical university, Voronezh The Belgorod state university, Belgorod The Belgorod state V.G. Shukhov's technological university, Belgorod Key words: theory of physical culture, professional sports education, culturelogical approach, values. The development of values of professional sports education became especially acute recently. The values are of great importance not only for modernization of professional training, but also for the development of the theory of physical training, as a kind of culture. The analysis and generalization of the data of special literature, the methods of comparison, induction, deduction, and a content-analysis were applied in the research. More than 600 sources, among which curricula, the state educational standards, other normative documents, periodicals, methodical manuals, dictionaries, scientific articles, monographies, dissertations were investigated for the period from 1994 till 2004. According to the authors' opinion, it is necessary to take into account the features of functioning of values in professional sports education to comprehend ways and mechanisms of the achievement of these values by the future specialists, and also the ways of formation of certain valuable orientations. Also, interrelation and continuity of values general cultural, specific (professional) and personal character is considered to be one of perspective directions in training of the sports staff by the authors.
|
ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Доктор
педагогических наук, профессор А.В.
Лотоненко Воронежский
государственный педагогический
университет, Воронеж Ключевые слова: теория физической культуры, профессиональное физкультурное образование, культурологический подход, ценности. Введение. На рубеже второго тысячелетия для развития теории физической культуры и ее специфического направления - теории физкультурного образования - возникла необходимость создания новой методологической базы, основанной на разработке ценностно-гуманистических, интегративных аспектов физкультурной деятельности [16, 17]. Кроме того, решение проблемы выбора ценностей обусловлено тенденциями в мировом образовательном пространстве, в частности положениями, провозглашенными Болонской декларацией. В связи с этим разработка ценностей профессионального физкультурного образования становится особенно актуальной. Ее решение имеет значение не только для модернизации подготовки кадров, но и для развития теории физической культуры как вида культуры продолжения работы научной школы профессора В.М. Выдрина, представителями которой являются авторы данной статьи. Методы исследования. В исследовании применялись анализ и обобщение данных специальной литературы, методы сравнения, индукции, дедукции, контент-анализ. За период с 1994 по 2004 г. изучено более 600 источников, среди которых - учебные планы, государственные образовательные стандарты, другие нормативные документы, периодические издания, методические разработки, учебные пособия, словари, научные статьи, монографии, диссертации. Результаты и обсуждение. Исследование показало, что обычно ценностями называют явления материального и духовного порядка, обладающие особой значимостью для людей и удовлетворяющие какие-либо человеческие потребности. Однако это не сами по себе объекты материальной или духовной культуры, а их социальное качество, соотносимое с деятельностью человека [8]. Они определяют свойства предмета, его значение и отношение человека к предмету. Не имея сами по себе реальной силы, ценности начинают функционировать тогда, когда попадают в сферу потребностей человека и он включается в деятельность по их достижению. В последнее время наряду с традиционной трактовкой ценностей как значимых для человека предметов и явлений, высших социальных, духовных идеалов [5] развивается идея автономной значимости ценностей, не существующей в сути объекта [7]. Вместе с тем большинство авторов сходятся в том, что определяющим фактором сущности ценностей является их значимость для субъекта. В философии, культурологии ценности классифицируют по их отношению к природе, материальному производству, социально-политической деятельности, духовной жизни, эстетической, нравственной, научной сферам. На основе культурологического подхода теория ценности начинает развиваться в педагогике. Изучение и отбор педагогических ценностей определяют содержание образования. По мнению Н.Б. Крыловой [10], в педагогической сфере ценности очень разнообразны, поэтому можно условно различать только группы базовых ценностей: ценности-добродетели (альтруизм, другодоминантность, терпимость, эмпатия) и ценности жизнедеятельности (самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка). В структуре профессионально-педагогической культуры будущих учителей выделяют ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания [10]. В последние годы разрабатывается иерархия ценностей образования, в которой определены доминантные ценности (знания, познавательная деятельность, общение); нормативные (стандарты, нормы); стимулирующие (методики, технологии, способы контроля за качеством образования); сопутствующие (умения, понимание изучаемых явлений) [18, c. 119]. В педагогической области начинают возникать свои научные школы, исследующие культурологические аспекты образования, вопросы теории ценностей [10], развивается педагогическая аксиология [18]. В сфере теории физической культуры пока не наблюдается связи с достижениями в педагогической аксиологии. Вместе с тем ценности исследуются на основе определения общекультурных положений и специфики физкультурной деятельности. Количество работ в этом направлении пока невелико. В предлагаемых классификациях ценностей физической культуры рассматривают материальные, физические, психические, духовные, социальные, а также важнейшие ценности - человека и саму физическую культуру [4]; общесоциальные и специфические [15]; общественные и личностные [1]; ценности двигательного характера, ценности педагогических технологий, интеллектуальные, мобилизационные, интенционные [2]. Имеющиеся классификации дают достаточно полное представление о физкультурных ценностях, хотя необходимость в дальнейших исследовани ях в этой области сохраняется. В этом направлении, в частности, целесообразно изучать ценности отдельных компонентов физической культуры (спорта, физкультурного образования, физкультурной рекреации, физкультурной реабилитации, адаптивной физической культуры, профессионально-прикладной физической культуры). Проблема ценностей физкультурного образования еще не стала предметом глубокого изучения. Ряд авторов лишь касались этих вопросов в своих работах. В физическом воспитании, например, в качестве ценностей рассматривается формирование двигательных навыков, умений, знаний, воспроизводство духовных и телесных сил, формирование личности, умственное развитие, эстетическое, нравственное воспитание и др. [17, c.135]. В исследовании М.А. Арвисто показано, что в физкультурно-спортивной деятельности студентов ведущее место занимают ценности, связанные с формированием физического "Я" (физические качества, здоровье, телосложение), функциональным содержанием деятельности (подвижность, физические нагрузки, эмоции), самоактуализацией (успех, самоутверждение, самовыражение), морально-волевыми качествами [20]. Однако фактически не проводилось специальных исследований аксиологии профессионального физкультурного образования. Для проведения таких исследований необходимо учитывать важнейшее методологическое положение, различающее специфику профессионального (специального) и непрофессионального (неспециального) физкультурного образования. Оно заключается в том, что в системе неспециального физкультурного образования личность осваивает ценности физической культуры преимущественно для индивидуального потребления, поскольку готовится к иной сфере труда. В системе профессионального физкультурного образования личность осваивает ценности не только для личного потребления, но и главным образом для передачи этих ценностей другим людям. Таблица 1. Общекультурный уровень функционирования ценностей в профессиональном физкультурном образовании
Таблица 2. Специфический уровень функционирования ценностей в профессиональном физкультур-ном образовании
Таблица 3. Личностный уровень функционирования ценностей в профессиональном физкультурном Образовании
В основу рассмотрения ценностей положено представление о структуре культуры, построенной на проекции человеческой деятельности , и выделении в ней общего, особенного и единичного [6]. Соответственно этому определяются специфические субъекты деятельности - родовой, видовой и элементарный. Подобную идею выдвигает М.Я. Виленский [3], предлагая исследовать физическую культуру на всеобщем уровне (физическая культура общества), специфическом (физическая культура социально -профессиональных групп) и единичном (физическая культура личности). Отсюда вытекает один из основополагающих принципов подготовки физкультурных кадров - принцип взаимосвязи, преемственности общекультурной, профессиональной подготовки, личностного совершенствования. Подготовка специалиста обеспечивается посредством трех основных компонентов: мотивационно-нравственного (стимулирующего деятельность будущего специалиста), познавательного (обеспечивающего всю полноту овладения содержанием образования), двигательного (отражающего специфику профессии и обеспечивающего механизм познания). Все компоненты направлены на овладение ценностями профессионального физкультурного образования и достижение его цели - формирование культуры личности специалиста [19]. В соответствии с указанными положениями на первом уровне выделяются общекультурные ценности, имеющие общечеловеческое значение, отражающие взаимодействие образования и культуры в русле нового педагогического мышления (табл. 1). Выбор данных ценностей неслучаен. ДОБРО, КРАСОТА и ИСТИНА имеют древние исторические корни, составлявшие основу античного мироощущения и выражавшиеся в понятии "калокагатия" - гармоничное сочетание в человеке нравственности, эстетики и знания. В настоящее время они остаются актуальными, поскольку определяют человеческое поведение, сознание, являются, по сути, центральным звеном ценностного комплекса и критерием оценки деятельности человека и общества. Кроме того, на общекультурном уровне целесообразно учитывать ценности отечественной системы образования - нравственность, гуманизм, духовность, соборность, фундаментальность, всесторонность и целостность познания окружающей действительности, провозглашенные русскими педагогами, учеными, мыслителями М.В. Ломоносовым, А.Н. Радищевым, А.С. Хомяковым, Н.И. Пироговым, П.Ф. Лесгафтом, Л.Н. Толстым, В.С.Соловьевым и др. Главной ценностью на этом уровне является общество, которое нуждается в высококвалифицированных специалистах, способных удовлетворить его разнообразные потребности в сфере физической культуры, обеспечить необходимый биопотенциал населения для активной всесторонней жизнедеятельности. В то же время общество хранит и воспроизводит ценности. На следующем уровне выделяются специфические ценности (табл. 2). Их особенности обусловлены тем, что подготовка кадров, с одной стороны, относится к системе образования, а с другой - к системе физической культуры. Поэтому в подготовке специалистов функционируют ценности физической культуры [2]. Наряду с ними актуальными являются компоненты личности, которые создают предпосылки формирования важнейшей ценности специалиста - его профессионального педагогического мастерства [9]. Основа данного комплекса специфических ценностей - специалисты в области физической культуры. Ценности конкретизируются не только на специфическом, но и на личностном уровне (табл. 3). Здесь же определяются ценности, непосредственно относящиеся к конкретному человеку. Их достижение должно обеспечиваться мотивационной, двигательной и информационно-познавательной сферами деятельности учащегося [12 - 14, 21 и др.]. В результате развития мотивационной сферы осуществляется достижение таких ценностей , как нравственность личности, ее целесообразная деятельная активность. Развитие познавательного компонента направлено на формирование образованности, умения исследовать и решать возникающие проблемы с научно обоснованной позиции. Двигательная сфера ориентирована на всесторонность, универсальность личности, ее способность к самостоятельной творческой деятельности. Особо следует подчеркнуть такую ценность, как духовность личности, имеющую неутилитарный, идеальный характер. Именно благодаря этой ценности развивается "человеческое в человеке". В центре ценностей на данном уровне находится сама человеческая личность. Культура личности формируется при условии образования ее целостности, то есть объединения, гармоничного соотношения в человеке биологического и духовного начала, а также интеграции мотивационной, познавательной и двигательной сфер [17 и др.]. Литература 1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиC, 1988. - 208 с. 2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физ. культуры. 1995, № 4, с. 2-8. 3. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 10, с. 2-5. 4. Выдрин В.М., Николаев Ю.М. О ценностном аспекте физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1979, № 5, с.13-15. 5. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: СПб университет, 1996. - 152 с. 6. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996. - 416 с. 7. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1997. - 205 с. 8. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. - М.: Филол. общ-во СЛОВО: Изд-во "Эксмо", 2003, с. 423. 9. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - СПб.: СПб акмеологическая академия, 1995. - 24 с. 10. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000, с. 43-65. 11. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. Монография / Под ред. проф. И.Ф. Исаева. - Белгород: Изд-во БГУ, 1999, с. 9-10). 12. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов: Автореф. докт. дис. М., 1992. - 58 с. 13. Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: Докт. дис. Краснодар, 1998. - 336 с. 14. Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета "Физическая культура" в общеобразовательной школе: Докт. дис. в форме науч. докл. М., 1997. - 92 с. 15. Мергаутова Я., Йоахимсталер Ф. Физическая культура в структуре общества и жизнедеятельности человека. Очерки по теории физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: ФиС, 1984, с.140-142. 16. Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 8, с. 2-10. 17. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии ХХI века: Монография /СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 1998. - 217 с. 18. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 192 с. 19. Собянин Ф.И. Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода: Докт. дис., 2002. - 297 с. 20. Физическая культура студента: Учебник /Под ред В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2003, с. 24-25. 21. Чичикин В.Т. Социальная регуляция профессиональной готовности преподавателя физической культуры. - Н.- Новгород: Изд-во "Китеж", 1998. - 174 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |