СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА


Abstract

METHODICAL APPROACHES TO RESEARCH OF MOTOR RHYTHM IN FLAPPING MOTIONS

V.I. Goverdovsky, Ph. D., lecturer

O.S. Terentyeva, Postgraduate

The Tambov state G.R. Derzhavin's university, Tambov

Key words: rhythmic structure of physical exercises, base technical training, gymnastics.!!!

The authors assumed, that the data received as the result of the complex research, will specify representations either about technique of considered exercises, and, in particular, about their rhythmic structure and will be the basis for the development of training programs, that as a whole will result in the optimization of the process of mastering by base exercises on a horizontal bar.

In the research the following methods were used: the analysis of the literary data, tool methods: rhythmography, pneumography, electric registration of kinematic and dynamic characteristics, multichannel electromyography, a videomethod, pedagogical experiment, statistical methods.

The results of the initial data processing already allow to assert, that the methodical approaches and technological realization were chosen adequately. The further analysis of the received data on the measuring complex developed by the authors will allow to receive definite modelling characteristics.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ДВИГАТЕЛЬНОГО РИТМА В МАХОВЫХ ДВИЖЕНИЯХ

Кандидат педагогических наук, доцент В.И. Говердовский
Аспирантка О.С. Терентьева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов

Ключевые слова: ритмическая структура физических упражнения, базовая техническая подготовка, гимнастика.

Современный учебный процесс в вузе характеризуется увеличением плотности изложения материала в сроки, ограниченные учебным планом. В этих условиях при обучении двигательным действиям первоочередной необходимостью для преподавателя является предоставление возможности учащимся овладеть таким упражнением, освоение которого может создать перспективу для решения целого ряда технически сходных двигательных задач. Принцип обучения, основанный на овладении так называемыми базовыми упражнениями, по мнению В.М. Смолевского, реализует тем самым методический прием "от основного и типичного - к разновидностям". Л.Я. Аркаев также считает, что на всех ступенях спортивного совершенствования первостепенное внимание необходимо уделять рациональной технике базовых элементов, эффективное владение которой позволяет значительно сокращать сроки обучения и существенно повышать качество технической подготовки в целом. Однако, как показывает практика, принцип обучения, опирающийся на применение профилирующих упражнений, обеспечивающих наибольший методический эффект и положительно влияющих на возможно большее число родственных упражнений, реализуется недостаточно широко. На наш взгляд, это связано с тем, что овладение важнейшими деталями техники сопряжено с определенными трудностями, а именно:

1. В научно-методической литературе до настоящего времени не нашли отражения вопросы овладения ритмической структурой физических упражнений из-за отсутствия единообразного представления о сущности понятий "ритм" и "двигательный ритм".

2. Методика базовой технической подготовки в маховых упражнениях также недостаточно разработана, методические приемы не обеспечивают адекватных воздействий на гимнаста, в частности, как уже говорилось выше, в связи с тем, что недостаточное внимание обращается на особенности ритмоструктуры маховых упражнений.

3. И, наконец, сложная двигательная деятельность, коей является гимнастика, невозможна без определенного координационного уровня, обеспечивающего освоение ритмической структуры упражнений. Однако координационный уровень абитуриентов весьма низок, что чрезвычайно затрудняет овладение не только гимнастическими упражнениями, но и другими видами двигательной деятельности, включенными в учебный план факультета физической культуры.

Все вышесказанное усложняет процесс обучения двигательным действиям и требует внесения в него изменений, способствующих повышению эффективности обучения гимнастическим упражнениям.

Цель исследования заключается в попытке устранить отмеченные недостатки.

Мы предположили, что данные, полученные в результате комплексного исследования, уточнят представления как о технике рассматриваемых упражнений, так и, в частности, об их ритмической структуре и явятся основой для разработки обучающих программ, что в целом приведет к оптимизации процесса овладения базовыми упражнениями на перекладине.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Определить исходные состояния испытуемых в отношении восприятия ими ритма слуховым анализатором.

2. Определить систему упражнений, направленных на совершенствование способности дифференцировать мышечные напряжения, пространственные и временные характеристики.

3. Уточнить особенности техники и ритмоструктуры маховых упражнений на перекладине, обеспечивающих точность и качество выполнения исследуемых упражнений.

4. Разработать методику обучения подъему двумя в упор сзади махом назад из виса согнувшись и подъему назад в упор сзади из виса согнувшись махом вперед и оценить ее эффективность.

В исследовании использовались следующие методы: анализ литературных данных, инструментальные методы: ритмография, пневмография, электрическая регистрация кинематических и динамических характеристик, многоканальная электромиография, видеометод, педагогический эксперимент, статистические методы обработки полученных данных.

Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе были проведены предварительные исследования, основным содержанием которых было изучение состояния вопроса в передовой практике и анализ научно-методической литературы. Этот этап предусматривал выбор, разработку и освоение методик исследования. Составлена программа исследования, сформирован инструментальный измерительный комплекс для определения исходных состояний испытуемых студентов в отношении восприятия ритма слуховым анализатором. Скомбинирован комплекс, состоящий из регистрирующих устройств, позволяющих изучать временные, пространственные и силовые характеристики движений, а также разработан комплекс простейших средств срочной информации о параметрах движений.

На втором этапе были проведены исследования (в лабораторных условиях) с применением инструментальных методик.

В исследовании участвовали 50 студентов факультета физической культуры мужского пола 18-19 лет. Они были разбиты на две группы по 25 человек (экспериментальную и контрольную). Определение исходной способности воспринимать ритм на слух осуществлялось по традиционной методике, широко применяющейся на приемных испытаниях в музыкальных, хореографических и театральных школах. Инструментальный комплекс включал в себя следующие части: блок стабилизированного питания, усилитель низкой частоты: эталонный - музыкальная рабочая станция системы "KORG", стереонаушники, контактная площадка, электрочасы и регистрирующее пневмоустройство.

Суть эксперимента заключалась в следующем. Испытуемому с музыкальной рабочей станции в стереотелефоны подавалась исходная информация, состоящая из ряда звуков одинаковой частоты непериодических колебаний, но с различным ритмическим рисунком. В следующий период, равный по времени предыдущему, испытуемый повторял заданный ритм касанием электрощупом контактной медной пластины. И задание, и его воспроизведение последовательно регистрировались пневмоустройством. Предлагалось 4 варианта с постепенно возрастающим уровнем сложности, каждый из которых необходимо было воспроизвести в строго отведенное для этого время. Задания были предварительно записаны на дискету в музыкальном размере 4/4 в стандартном темпе 120 акцентов в минуту.

На следующей стадии исследования студенты должны были выполнить упражнение на перекладине - пружинное размахивание в висе согнувшись.

Упражнение рассматривалось как базовое с последующей его реализацией в целом ряде технически сходных двигательных задач, а именно:

- из виса согнувшись махом назад подъем двумя в упор сзади,

- из виса согнувшись махом вперед подъем назад в упор сзади,

- из виса согнувшись подъем правой в упор правой.

Состав этого движения несложен и относительно доступен для исследуемого контингента. При его выполнении происходят изменения в плечевых и тазобедренных суставах и одновременно с этим, будучи колебательным движением, оно характеризуется тесной связью названных суставных изменений с необходимостью высокоточного "размещения" их в основном периоде колебания с целью увеличения амплитуды размахивания.

Биомеханическое обоснование данного двигательного действия.

Рассматриваемое размахивание было параметрическим. Двигательной задачей данного упражнения является постепенное увеличение амплитуды, которое решается посредством управления значением момента инерции тела с целью изменения угловой скорости и осуществляется по следующей схеме.

В высшей точке маха назад поза исполнителя должна характеризоваться оптимальным приближением ОЦМ к оси вращения (разгибание в плечевых суставах до 20о1 и сгибание в тазобедренных суставах до угла 110 - 120о). Этими значениями характеризуется поза, при которой достигается оптимально малое значение момента инерции тела. Перемещаясь из высшей точки маха назад к нижней вертикали, необходимо увеличить момент инерции тела и момент силы тяжести, для чего осуществляется сгибание в тазобедренных суставах до минимально возможного и разгибание в плечевых суставах до величины 90 - 120о к моменту пересечения ОЦМ нижней вертикали. С момента пересечения нижней вертикали поза исполнителя должна меняться, приближая ОЦМ к оси вращения с целью уменьшения момента инерции тела (и уменьшения действия момента силы тяжести) и поддержания угловой скорости. Разгибание в плечевых суставах - 120о, в тазобедренных - до 90о. На перекладине величина угла в тазобедренных суставах лимитирована самим снарядом.

Условием эффективности этих размахиваний является необходимость максимального удаления ОЦМ (от оси вращения) при приближении к нижней вертикали и его приближение (к оси вращения) с момента пересечения нижней вертикали.

Биомеханическое обоснование этого упражнения было определено в процессе предварительных консультаций с ведущими преподавателями гимнастики и биомеханики кафедры ТОФВ. Нашей задачей было правильно определить его ритмическую структуру и экспериментально подтвердить точность распределения мышечных усилий в заданный момент времени. Измерительный комплекс, обеспечивающий эксперимент, включал в себя следующее: блок стабилизирующего питания, электромиограф, состоящий из блока биоусилителей, регистратор шлейфного осциллографа и калибратора чувствительности. Система отметки момента пересечения нижней вертикали: съемник электросигнала щеточного типа, звуковой сигнал деформации перекладины - показатель активных действий исполнителя, пневморегистрирующее устройство, электрочасы, видеорегистрация.

Таким образом, при выполнении испытуемыми размахиваний задачи исследования, а именно: регистрация пересечения ОЦМ нижней вертикали как основной отметки явления - осуществлялись следующим образом:

1. В системе отметки момента пересечения нижней вертикали замыкалась контактная группа и возникал звуковой сигнал.

2. В процессе выполнения всего упражнения регистрировались показания электрической активности мышц (заднего пучка дельтовидной, широчайшей, ягодичной и задней двуглавой мышцы бедра).

3. Регистрировалась также величина деформации перекладины.

4. Производилась видеозапись упражнения.

Важнейшим условием эксперимента было следующее: все перечисленные выше показатели регистрировались одновременно.

Результаты первоначальной обработки данных уже позволяют утверждать, что методические подходы и технологическая реализация выбраны адекватно. Дальнейший анализ полученных на разработанном нами измерительном комплексе данных позволит получить конкретные модельные характеристики.


1 Система отсчета: за 0 принималось положение рук в о.с. (вдоль туловища).


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!