ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

ABOUT QUESTION ON PHYSICAL CULTURE IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF SPECIALIST IN SOCIAL WORK

A.V. Leyfa, Ph. D., lecturer

The Amur state university, Blagoveshchensk

Key words: specialist in social work, physical culture, sports, physical activity, professionalism.

The purpose of the research was the consideration of the opportunities of the use of physical culture in the solving of some social problems of "clients" which, undoubtedly, can enrich and increase the efficiency of activity of a specialist in social work.

According to the authors' opinion, the solving of social problems of various "clients" during professional activity of the specialist can be also considered through the realization of functions of physical culture.

The author allocates the following functions: the specific one - which lies in the salutary influence of sports activity on changes of physical development of an individual and his (her) health condition; the social one - which promotes the socialization and integration of an individual in society; the professional-applied one - which provides the achievement of professionalism in labour activity; the information one - which saves up, distributes and transfers the data about a person, his (her) abilities, means and ways of their increase; The aesthetic one - it is directed to the satisfaction of human needs for physical perfection, health and harmonious development.


К ВОПРОСУ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Лейфа
Амурский государственный университет, Благовещенск

Ключевые слова: специалист по социальной работе, физическая культура, спорт, физическая активность, профессионализм.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности в нашей стране оформилась в 1991 г., когда в Квалификационный справочник должностей руководителей и служащих была внесена новая должность - "специалист по социальной работе" и открыта новая специальность 03.12 - "Социальная работа" в высших и средних специальных учебных заведениях.

Многие специалисты отмечают, что социальная работа - один из главных инструментов социальной политики. Она, определяя содержание, направленность, нормативно-правовую базу социальной работы, является и методологическим, организационно-правовым основанием для ее осуществления конкретными формами, методами и технологиями [6, 10, 14]. Е.И. Холостова [14] считает, что социальная работа, является сложным процессом, требующим прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д.

Объект профессиональной деятельности специалиста по социальной работе - категории людей (дети, пожилые люди, женщины, инвалиды, "группы риска", семьи и др.), которые не могут без посторонней помощи решить свои проблемы.

А.М. Панов [10] в определение содержания социальной работы включает три важных аспекта:

1. Оказание помощи отдельному человеку или группе, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, коррекции, реабилитации, патронажа и других социальных форм.

2. Актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

3. Целенаправленное влияние социальной работы на формирование и реализацию социально-экономической политики государства на всех уровнях - от муниципального до федерального - с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания, жизнедеятельности человека, создания условий для поддержки людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

К основным видам профессиональной деятельности социального работника следует отнести: практическую социальную работу с "клиентом"; организацию и координацию этой работы; управление деятельностью на уровне социальных служб, департаментов и т.д.; обучение социальной работе "клиентов" (передача знаний и формирование простых умений, направленных на самостоятельное решение социальных проблем); супервизорство; исследования в социальной работе. Соответственно выделяются и группы социальных ролей: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, супервизор, исследователь. Конкретизация профессиональной деятельности специалиста по социальной работе вытекает из выполнения им основных функций: диагностической, прогностической, правозащитной, организационной, предупредительно-профилактической, социально-медицинской, социально-педагогической, психологической, социально-бытовой [6].

Таким образом, вся профессиональная деятельность социального работника направлена на помощь "клиенту" (или "группе клиентов"), с тем чтобы он нашел свое место в достаточно сложном мире и сориентировался в новых социальных отношениях.

Важным объектом профессиональной деятельности в аспекте достижения профессионализма является и сам специалист по социальной работе.

А.К. Маркова [9] выделяет две стороны профессионализма: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (побуждающие мотивы) и состояние операционной сферы профессиональной деятельности человека (знания, мыслительные операции, способности). При этом ключевым моментом в мотивационной сфере профессионализма является духовное наполнение профессии:

- направленность профессии на благо людей, стремление достичь гуманистической ориентации и др.;

- мотивация высоких уровней достижения в своей трудовой деятельности;

- стремление развить себя как профессионала и др.;

- гармоническое прохождение всех этапов профессионализации;

- отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере;

- внутренний профессиональный контроль;

- отсутствие перегрузок, срывов и конфликтов.

Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе сопряжена со специфическим риском, т.к. по роду своей деятельности он имеет дело с неблагополучными, переживающими стресс, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он берет на себя ответственность. В результате специфика профессиональной деятельности приводит к различным нарушениям, деформациям и профессиональным болезням.

Как считает А.К. Маркова [9], процесс трудовой деятельности в ситуациях особого риска может приводить к снижению как трудоспособности человека, так и эффективности труда, а также к негативным изменениям психики и утрате ценностных ориентаций в труде. Данные нарушения могут затрагивать разные стороны трудового процесса: профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение.

По мнению Ю.Д. Железняка [5], в освоении профессии и в достижении вершин профессионализма большую роль играет использование возможностей физической культуры в обеспечении должного уровня здоровья, физического и духовного развития, двигательной подготовленности и физической работоспособности.

Следовательно, важным компонентом социальной работы является использование средств физической культуры в восстановлении, сохранении и укреплении здоровья, достижении профессионализма, социализации как самого специалиста, так и конкретного индивида или различных групп "риска", с которыми ему приходится взаимодействовать в профессиональной деятельности. При этом физическая культура должна быть направлена в первую очередь на специалиста по социальной работе, который в процессе профессиональной деятельности использует ее уже для решения социальных проблем "клиентов" или "группы клиентов".

Физическая культура, являясь наукой, затрагивающей физическую активность человека, накопила значительный опыт решения различных проблем, таких как формирование физической культуры личности и здорового стиля жизни, восстановление, сохранение и укрепление состояния здоровья, социализация человека средствами физической культуры и спорта и др.

Однако проведенные нами исследования по изучению профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с различными "клиентами" показали, что многие идеи физической культуры, направленные на формирование физической культуры личности, физической активности и здорового образа жизни "клиентов", не используются в практической деятельности специалиста. Корень решения данной проблемы, на наш взгляд, уходит в процесс профессиональной подготовки специалиста по социальной работе в высших учебных заведениях.

В основу нашего исследования легло рассмотрение в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе возможностей использования физической культуры в решении некоторых социальных проблем "клиентов", которые, несомненно, смогут обогатить и повысить эффективность деятельности специалиста.

Л.П. Матвеев [8] отмечает, что физическая культура, являясь основным видом общечеловеческой культуры, приводит к оптимизации физического состояния и развитию индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями.

Значимость физической культуры во всестороннем развитии индивида может быть осмыслена ее ценностями. В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева [3] выделяют следующие общественные ценности: специальные знания, спортивную технику, технологии спортивной подготовки, методики оздоровления - все то, что создано человеком для достижения физического совершенства, оздоровления и организации здорового образа жизни; личностные ценности , которые определяются знаниями человека в области физического совершенства, двигательными умениями и навыками, способностью к организации здорового стиля жизни, социально -психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью; мобилизационные ценности , позволяющие человеку выжить в экстремальных ситуациях (болезни, травмы, экологические кризисы, аварии и др.); валеологические ценности - использование физических упражнений для эффективного развития человека, формирования его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости.

Нам представляется, что решение социальных проблем различных "клиентов" в процессе профессиональной деятельности специалиста можно рассматривать также через реализацию функций физической культуры. В этом аспекте следует выделить следующие функции: специфическую , которая заключаtтся в благотворном воздействии физкультурной деятельности на динамику физического развития индивида и состояние его здоровья; социальную , способствующую социализации и интеграции индивида в общество; профессионально-прикладную , обеспечивающую достижение профессионализма в трудовой деятельности; информационную , позволяющую накопить, распространить и передать сведения о человеке, его возможностях, средствах и путях их увеличения; эстетическую, направленную на удовлетворение человеческих потребностей в физическом совершенстве, здоровье и гармоническом развитии.

Реализация функций физической культуры через ее виды в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе представлена на рисунке.

Важной формой реализации ценностей физической культуры в обществе является общее физкультурное образование . Рассматривая категории людей (дети, женщины, семьи, "группы риска", инвалиды, пожилые люди и др.), с которыми контактирует социальный работник, можно предположить, что общее физкультурное образование - необходимый вид профессиональной деятельности специалиста, поскольку, являясь педагогическим процессом, оно направлено на формирование у данных групп специальных знаний, умений и навыков и на развитие разносторонних физических способностей и личностных качеств.

Виды физической культуры в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе

Рассматривая феномен спорта в решении социальных проблем "клиентов" социальным работником, следует отметить следующее:

1. Спорт является эффективным средством сохранения и укрепления здоровья, физического развития, улучшения физической подготовленности и повышения работоспособности; достижения физического совершенства; формирования потребности в здоровом стиле жизни; поддержания жизненных и творческих сил людей, в том числе "клиентов" специалиста.

2. Спорт расширяет круг общения людей, дает возможность сопереживания, эстетического и эмоционального восприятия, что является средством решения социальных, педагогических и других проблем "клиентов" социального работника.

3. Спорт - это средство социализации и интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество, которое способствует проявлению физических и функциональных возможностей организма.

4. Спорт рассматривается как важное социальное средство приобщения детей и молодежи к здоровому образу жизни и профилактическая работа по предупреждению их возможного асоциального поведения (курения, употребления спиртных напитков, наркотиков, бродяжничества и др.).

5. В современном мире спорт рассматривается как гуманный вид деятельности, ориентированный на человека, его свободу, достоинство и разностороннее развитие [12].

6. Спорт можно рассматривать как средство решения феминистских проблем женщин: женщины-спортсменки стремятся не уступать мужчинам в освоении различных видов спорта, таких как хоккей, футбол, тяжелая атлетика.

Создание оптимальных условий для жизнедеятельности (восстановление утраченного контакта с миром, эффективное лечение с последующей коррекцией, психолого -педагогическая реабилитация, социально -трудовая адаптация и др.) и интеграции лиц с ограниченными физическими возможностями в общество относятся к числу главных государственных задач. Одно из основных средств их решения - оздоровительно -реабилитационная физическая культура .

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура включает в себя оздоровительную, лечебную и адаптивную физическую культуру [8]. Оздоровительно -реабилитационные свойства использования физических упражнений в восстановлении, сохранении и укреплении здоровья в сочетании с другими лечебными средствами уже давно доказаны. Поэтому использование их в практике социальной работы, несомненно, позволит решать медико-социальные проблемы "клиентов" или "групп клиентов". Л.И. Лубышева [7] отмечает, что единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов должно стать основополагающим принципом формирования физической культуры личности человека, в том числе инвалида. Использование физических упражнений инвалидом жизненно необходимо, так как они выступают эффективным средством и методом одновременно физической, психической и социальной адаптации в обществе [4].

Физическая рекреация направлена на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных индивидом в процессе какой-либо деятельности (профессиональной, умственной, бытовой и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и на оздоровление, улучшение физических кондиций, повышение жизнестойкости через удовольствие.

Физическая реабилитация способствует восстановлению у индивидуума временно утраченных или нарушенных функций после перенесения разных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных ситуаций.

Физическая активность, как целенаправленная и осмысленная двигательная деятельность человека, результатом которой становится укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства, используется для решения социальных проблем "клиентов" или "группы клиентов", являясь важным аспектом профессиональной деятельности специалиста по социальной работе [1, 2]. Знание особенностей физической активности на разных этапах жизнедеятельности индивида и условий ее формирования позволяет в процессе профессиональной деятельности специалиста по социальной работе сформировать у "клиента" устойчивую необходимость в физической культуре, которая является для него объективной жизненной потребностью, способом решения социальных проблем.

Данные специалистов показывают, что системно упорядоченная физическая активность существенно уменьшает риск возникновения наиболее распространенных заболеваний (сердечно-сосудистых, ожирения, диабета, остеопороза, паралича, некоторых канцерогенных и др.) и содействует увеличению продолжительности индивидуальной жизни, являясь важным фактором направленного увеличения и поддержания на высоком уровне функциональных возможностей организма [11, 13].

Условиями повышения роли физической культуры и спорта в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе выступают:

1. Усиление роли дисциплины "физическая культура" в профессиональной подготовке будущего специалиста по социальной работе. Формирование у студентов специальных знаний, методических умений и навыков, направленных на решение социальных проблем будущих "клиентов" средствами физической культуры и спорта.

2. Формирование у студентов потребности в физической активности как факторе достижения должного уровня профессиональной готовности на этапе обучения в вузе.

3. Междисциплинарный подход к построению содержания социальной работы. В этом ракурсе профессиональная подготовка на этапе обучения студентов в вузе должна носить междисциплинарный характер, а дисциплина "физическая культура" - быть взаимосвязанной с дисциплинами профессионального и специального циклов и цикла дисциплин специализации.

4. Привлечение к социальной работе специалистов смежных профессий: педагогов, психологов, медиков, специалистов и педагогов по физической культуре и адаптивной физической культуре, способных в сотрудничестве с социальным работником решить проблемы "клиентов" или "группы клиентов".

5. Подготовка специальной учебно-методической литературы по физической культуре, спорту, здоровому стилю жизни, направленной на образование самого специалиста по социальной работе и его "клиентов".

6. Необходимость материально -технического оснащения социальных учреждений (центров социальной помощи пожилых и инвалидов, детей, домов ветеранов, специализированных интернатов, социальных приютов для детей и подростков и др.) физкультурно-спортивным и оздоровительным инвентарем.

7. Использование средств массовой информации (радио, телевидения, газет, журналов, Интернета и др.) с целью формирования у людей потребности в физической активности и здоровом образе жизни.

8. Самообразование специалиста по социальной работе в процессе профессиональной деятельности, которое заключается в самостоятельном поиске дополнительных источников, направленных на формирование знаний и умений, необходимых в профессиональной деятельности.

Литература

1. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровье, 1987. - 224 с.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. - 275 с.

3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли "Физическая культура и спорт" // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры в отрасти "Физическая культура и спорт": Сб. науч. тр. /Под ред. В.В. Кузина, Н.Н. Чеснокова, И.М. Быховской. - М.: СпортАкадемПресс, 2001, с. 28 - 41.

4. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учеб. пос. - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.

5. Железняк Ю.Д. Довузовская подготовка специалистов физической культуры и спорта в системе непрерывного педагогического образования // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры в отрасти "Физическая культура и спорт": Сб. науч. тр. / Под ред. В.В. Кузина, Н.Н.Чеснокова, И.М. Быховской. - М.: СпортАкадемПресс, 2001, с. 99 - 126.

6. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы, 1995, № 1, с. 79 - 82.

7. Лубышева Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания студентов вуза // Теория и практика физ. культуры. 1993, № 3, с. 19 - 21.

8. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учеб. для высших спец. физкульт. учеб. заведений. 3-е изд. - СПб.: Лань, 2003. - 159 с.

9. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. - 308 с.

10. Панов А.М. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Российский журнал социальной работы. М., 1995, № 1, с. 10.

11. Паффенбаргер Р., И Мин Ли. Влияние двигательной активности на состояние здоровья и продолжительность жизни // Наука в олимпийском спорте. Спец. вып. "Спорт для всех". Киев, 2000, с. 7 - 24.

12. Спорт, духовные ценности, культура: теоретические концепции и прикладные программы. Вып. 8: Гуманистически ориентированные формы физкультурно-спортивной работы с инвалидами. РГАФК. "СпАрт". М., 1997. - 255 с.

13. Хаскелл У. Двигательная активность, спорт и здоровье в будущем тысячелетии // Наука в олимпийском спорте. Спец. вып. "Спорт для всех". Киев, 2000, с. 25 - 35.

14. Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М.: Союз, 1994. - 34 с.

15. Шмелева Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы. Ульяновск, 1997, с. 46.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!