Abstract PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS-GUIDES FOR WORK IN CONDITIONS OF MOUNTAIN AREA M.N. Arzamastsev Bishkek institute of management, business and tourism, Bishkek, Kirghizstan Key words: guide, tourism, mountain area, professional activity, head of tourist group. A two staged pedagogical experiment directed on the improvement of physical preparedness of guides for work in conditions of mountain area was carried out in 1999-2003s in the Bishkek institute of management, business and tourism. The carried out researches convince of the scientific solvency of the offered contents and the technique of discussed training of guides, provide many-sided and effective becoming as specialists in the selected kind of activity, preparedness for performance of the functions assigned to them in various conditions, including the mountain area. The orientation of the carried out experiments fully complies with the purpose of physical education consisting in the achievement of physical perfection, acting in the unity with spiritual and moral values.
|
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ - ГИДОВ-ЭКСКУРСОВОДОВ ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ГОРНОЙ МЕСТНОСТНОСТИ М.Н.
Арзамасцев Ключевые слова: гид-экскурсовод, туризм, горная местность, профессиональная деятельность, руководитель туристской группы. Как известно, специфика профессиональной деятельности гида-экскурсовода в условиях горной местности связана с пребыванием в местах с разными природно-климатическими условиями, перепадами атмосферного давления, длительными пешими переходами, большими нервно-эмоциональными нагрузками и другими факторами. Нередко молодые специалисты, попадая в подобные условия, не справляются с ними, прежде всего физически. У них очень быстро наступает состояние утомления, организм легко поддается различным заболеваниям, в том числе профессионального характера. Значительная часть передвижений экскурсовода связана с частотой пульса в пределах 150 уд/мин. Как известно из физиологии мышечной деятельности, в этих случаях ведущую роль играет уровень развития общей выносливости. Важно и то, что указанная выносливость гида-экскурсовода должна выступать в сочетании с силовой выносливостью. С наибольшей полнотой такое сочетание проявляется при вынужденном оказании помощи друг другу, переноске травмированных, разборке завалов и оползней, налаживании переправ через горные (водные) преграды и т.д. В критических ситуациях может возникнуть необходимость в быстроте. Порой важна способность предельно быстро реагировать на сигнал, поддерживать максимальный темп движения в течение короткого промежутка времени. Материалы специально организованных наблюдений говорят и о том, что для гидов-экскурсоводов весьма важное значение имеет и ловкость. При быстром передвижении по горным склонам, в ходе переправ через реки, особенно с грузом за спиной, необходимы хорошая координация движений и чувство равновесия. Изучение профессиограммы гидов-переводчиков, анализ актов расследования несчастных случаев и чрезвычайных происшествий, наблюдений за ходом работ по ликвидации аварий позволяют выдвинуть на первый план сочетания самых разных физических качеств со смелостью, решительностью, эмоциональной устойчивостью. Именно это отмечают в первую очередь руководители туристических групп. Нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что хорошая психофизическая подготовленность гидов-экскурсоводов в той или иной форме может быть связана со склонностью к риску. Для эффективных и в то же время безопасных действий, в частности во время ведения аварийных и спасательных работ, подобная склонность просто необходима. Следует отметить и такие особенности руководителей туристических групп, как их способность переключать, распределять, концентрировать внимание, обеспечивать его устойчивость, управлять оперативным мышлением. Перечисленные факторы обусловливают объективную необходимость определения принципиального содержания, ведущих сторон и форм взаимодействия профессионально -прикладной физической подготовки (ППФП) гидов-экскурсоводов. В 1999/2003 учебных годах в Бишкекском институте менеджмента, бизнеса и туризма был проведен двухэтапный педагогический эксперимент, направленный на повышение качества физической подготовленности специалистов указанного профиля. В ходе основного эксперимента, проведенного с учебными группами студентов 1-го и 2-го курсов, отнесенных к контрольному потоку, учебный процесс по физическому воспитанию осуществлялся согласно утвержденному графику, в соответствии с требованиями общепринятой методики. При этом предусматривались занятия по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм. Трижды: в начале учебного года, в середине и в конце его - принимались контрольные нормативы для определения уровня подготовленности студентов (бег 100 м, прыжки в длину с места, подтягивание на перекладине, жим гири весом 16 кг, бег 1000 м). Кроме того, они проходили испытание с помощью теста Купера. В этот же период экспериментальный поток студентов занимался физической культурой на открытом воздухе при любых погодных условиях. Опытная часть исследования предусматривала использование особого содержания занятий в экспериментальной группе. Оно строилось прежде всего на материалах спортивных игр (в частности баскетбола, футбола), с обязательным включением в каждое занятие кыргызских народных подвижных игр и физических упражнений (Ак челмек, Жоо журуп тыйын энмей и др.). Сам этот факт говорит о том, что в работе с указанной группой существенное, порой определяющее значение имели общеизвестные методические особенности игр: их комплексное воздействие на физические качества и способности, большая нервно-эмоциональная нагрузка, использование постоянно меняющихся двигательных действий, непосредственный контакт занимающихся друг с другом, соблюдение официально признанных правил игры и др. В работе с этой группой особое место занимали такие методы, как игры в нестандартных, затрудненных условиях, с необычным противником, по упрощенным и усложненным правилам, на открытом воздухе в любую погоду, с чередованием проведения игры в тени и на солнце. Общая нагрузка занятий составляла 8 ч в неделю (2 обязательных, 2 факультативных по 2 ч каждое). В конце каждого занятия применялся контрастный душ с резким снижением температуры воды до +5 - +100С и последующим резким ее повышением. Учитывая, что повторное или длительное воздействие подобного раздражителя повышает сопротивляемость только к нему, применялись и другие виды закаливания, связанные с использованием солнца, воды, воздуха в условиях активного двигательного режима. При этом особое внимание уделялось соблюдению принципов закаливания: постепенности, систематичности и дозированности. Не упускалось из виду и то обстоятельство, что подавляющим большинством занимающихся были начинающие спортсмены. Контрольные обследования проводились раз в три месяца. Полученные при этом показатели подвергались специальному анализу, результаты которого служили основанием для внесения в содержание учебной работы соответствующих коррективов. Для определения эффективности проведенного эксперимента оценивались исходный и конечный уровни подготовленности испытуемых. Они определялись следующими тестами: сила статическая, сила динамическая, сила взрывная, быстрота реакции, быстрота движений, силовая выносливость, общая физическая работоспособность, ловкость, динамическое равновесие, гибкость, волевые качества, переключение и распределение внимания, концентрация и устойчивость внимания, оперативное мышление, устойчивость к изменениям температуры и к неблагоприятным производственным факторам. Показатели первых двух обследований отражают несущественные изменения уровня подготовленности испытуемых. Показатели третьего тестирования (май 2000 г.) выглядят более привлекательно. Это связано с тем, что в период между вторым и третьим тестированием особое внимание уделялось использованию средств ППФП гида-экскурсовода в гармоническом сочетании со средствами технической, тактической и интегральной подготовки спортсменов, занимающихся вышеуказанными видами спорта. Немаловажное значение имел и тот факт, что абсолютное большинство испытуемых систематически посещали обязательные и факультативные занятия, уделяли внимание вспомогательным формам физической культуры в свободное от учебы время. При сопоставлении результатов 3-го и 1-го тестирований обнаруживаются небезынтересные факты. Большинство показателей заметно улучшились у занимающихся баскетболом (в динамической силе на 5,8%, быстроте движении на 11%, в ловкости на 5%), у футболистов соответственно в динамической силе на 4,7%, быстроте движении на 14% и ловкости на 3%. Кроме того, футболисты доминируют в приросте гибкости на 7,7%. Это означает, что специально направленное воздействие на занимающихся уже на этом этапе работы дает соответствующий эффект. В дальнейшем он становится более убедительным. Следующие обследования проводились в сентябре 2000 г. и в конце января - начале февраля 2001 г. В значительной своей части они убеждают в том, что ранее достигнутые результаты закрепляются и в чем-то получают свое дальнейшее развитие. Например, примечательны данные о концентрации и устойчивости, переключении и распределении внимания, улучшении оперативного мышления. Это опять-таки свидетельствует о гармонизации сторон личности, ее стремлении осознать, оценить и практически использовать не только физические, но и психологические возможности. В дальнейшей работе с нашими испытуемыми вступили в действие два мощных дополнительных фактора. Первый из них заключался в планомерной подготовке студентов к межвузовским соревнованиям по баскетболу и футболу, второй - в планомерной и систематической работе по освоению теоретической части программы обучения. Указанные факторы сказались на результатах очередного тестирования. Обследование проводилось в конце мая 2001 г. Полученные данные впечатляют. Статистически достоверно (р < 0,01) у баскетболистов улучшились показатели динамической силы, быстроты реакции, силовой выносливости, характеристики внимания, гибкости; у футболистов - силы динамической, силы взрывной, ловкости, переключения и распределения внимания и устойчивости к неблагоприятным производственным факторам. Улучшились они и в других показателях, однако в меньшей степени. Исключение составляет только устойчивость к изменениям температуры воздуха. По нашему мнению, это естественно и закономерно, т.к. учебно-спортивная работа со студентами, как правило, протекает в достаточно благоприятных условиях. Более того, здесь резкие перепады температур крайне нежелательны, поскольку могут привести к росту заболеваемости и травматизма. Фактический материал, полученный в результате основного эксперимента, несмотря на его многосторонность и значимость мог вызывать долю сомнения в его закономерном характере в связи с особенностями контингента занимающихся. Чтобы снять сомнение, нами был проведен контрольный эксперимент. При этом принцип подбора занимающихся оставался прежним, требования к содержанию и методике учебно-тренировочной работы, методам обработки и обобщения полученных данных существенных изменений не претерпели. Однако было и заранее предусмотренное отличие, которое заключалось в ряде рабочих установок: а) учитывая исключительную важность морально-психологического фактора в деятельности гида-экскурсовода, были несколько усилены объем и практическая направленность работы по развитию оперативного мышления и устойчивости к изменениям температуры окружающей среды; б) материал по специально-теоретической подготовке теснее увязывался с конкретными фактами и событиями туристических мероприятий. Эксперименты проводились с двумя группами студентов: баскетболистами (30 человек) и футболистами (42 человека). Занятия с ними проводились в 2001/2003 учебных годах. Контроль за результатами учебно-тренировочной работы был поэтапным и осуществлялся в сентябре, феврале, мае. Обследование, состоявшееся в середине сентября, выявило небезынтересную картину. Показатели занимающихся баскетболом по сравнению с данными участников соответствующего основного эксперимента отражают достаточно эффективное воздействие как на физические, так и на психологические качества, в частности во взрывной силе, скорости реакции, концентрации и устойчивости внимания, оперативном мышлении и др. Результаты второго контрольного обследования свидетельствуют о сохранении тенденции к дальнейшему улучшению физических и психических возможностей занимающихся. Это особенно заметно во взрывной силе, скорости реакции, переключении и распределении внимания, концентрации и устойчивости внимания и некоторых других показателях. В январе 2003 г. было проведено третье контрольное обследование, которое еще более убедило в эффективности экспериментальной методики в большей части изучаемых сторон ППФП студентов. Примечательно и то, что темпы их изменения ни в чем не уступают, а порой и превышают результаты соответствующих этапов основного экспериментального исследования. Проведенные исследования убеждают в научной состоятельности предлагаемого содержания и методики обсуждаемой подготовки гидов-экскурсоводов, обеспечивают достаточно многогранное и эффективное их становление как специалистов избранного вида деятельности, готовность к выполнению возложенных на них функций в различных условиях, в том числе в горной местности Направленность проведенных экспериментов полностью соответствует цели физического воспитания, заключающейся в достижении физического совершенства, выступающего в единстве с духовным богатством и моральной чистотой. Литература 1. Анаркулов Х.Ф. Кыргыз эл оюндары. - Фрунзе: Кыргызстан,1991. -197 с. 2. Вуколов В.Н. Теория и практика подготовки специалистов туристской индустрии в высших учебных заведениях. Алматы, 2001. - 43 с. 3. Выдрин В.М. Актуальные проблемы профессионально -прикладной физической подготовки // Теория и практика физ. культуры. 1986, с. 60-61. 4. Комиссаров В.А. Приключенческий туризм в Кыргызстане : Учеб. пос. по подготовке менеджеров туристских фирм. Бишкек, 2000. - 86 с. 5. Чепик В.Д. Подготовка и профессиональное образование специалистов для туристской деятельности // Теория и практика физ. культуры. 1999, №11, с. 35. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|