МЕТОДОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ НАУКИ


Abstract

DEVELOPMENT OF REGIONAL SCIENCE IN FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN CONTEXT OF MODERNIZATION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

P.N. Pasyukov, Dr. Hab., professor

The Sakhalin state university, Yuzhno-Sakhalinsk

Key words: educational policy, regional science, areas of scientific work, scientific schools.

The real value of science in the universal movement is very great, it is much greater, than it's realized to be. According to the author's opinion, the systematization and the objectivization of scientific achievements of regional scientific schools at the end of XX - the beginning of XXI century, will allow to avoid chaos and lawlessness in the questions of protection of an intellectual property to create reliable preconditions for the observance of rights of the intellectual property on the results of scientific researches.

The positions and the conclusions contained in article, can be effectively used in the practical work of high schools of a physical-pedagogical structure, for the further development of theoretical questions of development of inter-regional international scientific communications, becoming of diverse forms and methods of their realization on the regional level, and also in training of the appropriate experts.


РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУКИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Доктор педагогических наук, профессор П.Н. Пасюков
Сахалинский государственный университет, Южно-Сахалинск

Ключевые слова: образовательная политика, региональная наука, области научной работы, научные школы.

Одним из ведущих направлений современной государственной образовательной политики в сфере физической культуры и спорта (ФКиС) является развитие региональной науки, широкое использование результатов научных исследований в практике физкультурно-оздоровительного и спортивного движения в субъектах Российской Федерации. Это актуализирует проблему создания на базе региональных университетов научных (информационных) центров для проектировочной, информационной и научно-исследовательской деятельности в сфере физической культуры и спорта, имеющей региональное и местное значение, и активного взаимодействия региональных научных школ.

Очевидно, что из бесконечного количества ее задач, государство может и должно выдвигать в первую очередь поддержку некоторых определенных. Чтобы привлечь средства в региональную науку, надо определиться с тем, что мы хотим с этим сделать. Какие направления научного поиска и научной работы с точки зрения государственных интересов могут и должны быть поставлены в первую очередь научными школами и образовательными учреждениями Дальнего Востока России в сфере физической культуры и спорта?

По нашему мнению, сейчас могут и должны быть выдвинуты шесть различных областей научной работы в сфере ФКиС, связанные с особенностями текущего момента и задачами современной государственной политики.

Эти области определяются: 1) необходимостью срочного, глубокого и полного изучения состояния здоровья и физической активности населения как фактора национальной безопасности и качества трудовых ресурсов региона, 2) особенностями мирового положения Дальнего Востока России, в частности его положения на Северо-Востоке Евразии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), 3) чрезвычайным разнообразием как естественно-исторического, так и этнического состава дальневосточного региона; 3) региональной направленностью подготовки и повышения квалификации физкультурно -педагогических кадров, 5) развитием регионального туризма как сферы экономики и культуры, 6) необходимостью осознания региональными научными школами новых принципов и форм научной работы, сохранения, накопления и распространения научных достижений в современных условиях.

Первая область государственной организации научно-исследовательской деятельности сегодня не вызывает серьезных возражений. Мы не знаем до конца качества трудовых ресурсов нашего региона и до сих пор не осознали, до какой степени это необходимо для правильно поставленной региональной политики, для национальной безопасности России в целом, не овладели в полной мере методологией научного поиска в этом направлении.

Под понятием "национальная безопасность" обычно понимают защищенность жизненно важных интересов России от внутренних и внешних угроз. Защищенность от внешней агрессии, экономического спада, экологических катастроф и других угроз необходима для личности, общества и государства. Между тем все эти аспекты национальной безопасности не имеют смысла, если здоровье населения, среда его обитания резко ухудшаются, если процессы депопуляции и вырождения выходят из-под контроля.

Многочисленные данные свидетельствуют, что здоровье населения России находится в опасности. Дальний Восток отнюдь не исключение. Сейчас нет практически ни одного показателя здоровья и социального благополучия, который не претерпел бы резкого ухудшения, происходящего на фоне непрерывного снижения численности населения региона, достигающего критических величин. Исследовательская работа в этой области должна быть направлена на комплексное изучение места ФКиС в системе культурных ценностей дальневосточников, на научное обоснование подходов, принципов и механизмов использования средств физической культуры в сохранении трудовых ресурсов и их резерва в региональной экономической системе, на изучение природных ресурсов региона для их использования в деле поддержания здоровья и физической активности населения.

Результаты исследований в этой области должны помочь региональным органам законодательной и исполнительной власти определить подходы к формированию приоритетов здорового человека и социально -экономические стимулы его формирования в условиях дальневосточного региона, снизить остроту демографической ситуации, создать основания для наиболее полной реализации гуманной государственной региональной политики. В ином случае неизбежны снижение качества жизни населения и как следствие потеря контроля над ресурсами производства и экономического пространства Дальнего Востока, угроза национальной безопасности в целом.

Сдерживающим фактором является низкая активность федеральных и региональных органов власти, а также международных компаний в инвестировании межрегиональных и международных научных исследований в сфере образа жизни и физической активности населения, распространении научных знаний, в развитии региональных научных школ и научном обеспечении инновационных процессов. Вместе с тем полученные в данной области результаты, даже при современных тратах, во много раз могли бы окупить их.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо создавать условия для направления денег частного бизнеса в науку, формирования механизма многоканального финансирования, разрабатывать и осуществлять правовые, финансовые, организационные, информационные меры, направленные на формирование благоприятного инвестиционного климата в этой сфере в целях научного обеспечения комплексного социально-экономического развития региона.

Важными направлениями развития региональной науки могут стать включение в сферу исследовательских интересов отечественных и зарубежных компаний, работающих на шельфе Сахалина, проблемы здорового образа жизни и физической активности населения этих нефтегазовых районов - детей и молодежи, персонала нефтегазовых комплексов, пожилых людей.

Наши соседи - японцы не считают ненужным в течение ряда лет тратить средства на изучение жизнедеятельности людей на Сахалине в рамках международной исследовательской программы "Образ жизни и физическая активность населения холодных регионов", реализуемой совместно Сахалинским государственным университетом (Южно-Сахалинск) и Хоккайдским государственным университетом (Саппоро, Япония). Японских ученых интересуют не только положительные стороны жизнедеятельности островитян, но и те, которые негативно сказываются на здоровье сахалинцев и которых они предполагают избежать при реализации собственных программ развития экономики и социальной сферы северных территорий, например префектуры Хоккайдо, где продолжительность жизни населения сегодня и так на 15-20 лет больше, чем на Сахалине.

Вторая область научных исследований выдвигается сейчас в разряд первоочередных, исходя из геополитических и стратегических интересов Российской Федерации в АТР.

В годы закрытой экономики, особенно в период "холодной войны", возможности использования потенциала экономико -географического положения Дальнего Востока России были крайне ограниченны. Перед Россией, являющейся евроазиатской территорией, в начале 90-х гг. встал вопрос о необходимости реализации возможностей расширения экономического сотрудничества в восточном направлении. Западная часть России тяготеет к Европе, а Сибирь и Дальний Восток - к АТР. Сегодня России необходимо укреплять свою роль в АТР как в новом центре цивилизации в лице Японии, Китая, Республики Корея, Тайваня, стран АСЕАН.

Переориентация экономики на азиатско-тихоокеанский рынок, интеграционные процессы предполагают не только развитие внешнеэкономических связей, но и быстрое развитие международного и межрегионального сотрудничества в социальной сфере, поиск территориями потенциальных партнеров для реализации перспективных социальных проектов.

Образовательная стратегия, построенная с учетом данного принципа, означает, с одной стороны, активное участие регионов в международных программах (научных, образовательных, культурных и т.д.), с другой - более рациональное использование внутренних ресурсов и концентрация их на выигрышных образовательных направлениях.

ФКиС - часть общечеловеческой культуры, область социальной деятельности, представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. Региональные вузы сегодня пытаются самостоятельно встраиваться в общий процесс экономической интеграции Дальнего Востока России, в экономическое пространство АТР, интуитивно определяя свое место в этом великом движении России "встреч солнца".

К сожалению, региональная наука до настоящего времени недостаточно внимания уделяла потенциалу международных отношений. Остается крайне низким число участников международных научно-практических конференций и симпозиумов, имеющих специализированную направленность. Трудно сегодня назвать вузы, которые бы вели систематическую подготовку специалистов для научной работы за рубежом, старались бы опираться на исследования зарубежных ученых, участвовали бы в выработке правил и стандартов поведения при организации международных научных исследований. Нет научно выраженных стратегий взаимодействия региональных университетов (институтов) с общественностью регионов.

Анализ научного потенциала региональных вузов показывает, что проблема развития межрегионального международного научного сотрудничества в сфере ФКиС на региональном уровне является пока не только новой, но и малоизученной, систематически не анализируется.

В этих условиях вузам физкультурно -педагогического профиля важно определить меру своего участия в развитии межрегионального научного сотрудничества в использовании средств физической культуры в повышении социального и физического благополучия населения, определении подходов, принципов и механизмов формирования экономического потенциала региона, сохранения и повышения качества трудовых ресурсов.

Задачами новых исследований, при участии всех заинтересованных структур (правительственных, финансовых, экономических, образовательных, научных), могут стать создание и практическая реализация определенной (конкретной) модели развития межрегиональных и международных связей восточных регионов Российской Федерации в сфере ФКиС, основанием для которой может являться теория сравнительных преимуществ и открытой экономики.

Выработка данной модели может сбалансировать развитие интеграционных процессов, найти наиболее эффективные пути научного сотрудничества региональных вузов на определенном отрезке времени, более глубоко понять содержание мировых процессов развития ФКиС с пользой для регионов Дальнего Востока и Российской Федерации в целом.

Так, например, в ближайшие годы должно усилиться внимание региональной науки к традициям здорового образа жизни и физической активности населения Китайской Народной Республики, никто уже не в состоянии игнорировать тот факт, что Китай в настоящее время находится на пути становления и преобразования в современное и динамично развивающееся государство. Страна стремительно выходит в лидеры мирового спорта. Энергия решения экономических вопросов в совокупности с численностью населения Китая создает реальные предпосылки к увеличени ю интереса этой страны к малозаселенным территориям Дальнего Востока и его богатым сырьевым ресурсам. Об этом свидетельствуют результаты китайской миграции в Россию: численность китайцев в Москве, Хабаровске, Владивостоке, Уссурийске, Южно-Сахалинске постоянно растет.

К слову, в КНР имеется около 40 научно-исследовательских институтов физической культуры, оборудованных по последнему слову техники, предметом изучения которых являются различные аспекты спорта и физической активности населения различных стран и регионов мира. Имеется обширная информационная база данных, около 60 тысяч единиц, включая наши отечественные издания и публикации: "Спорт за рубежом", "Спортивные игры", "Теория и практика физической культуры", "Легкая атлетика", "Футбол - хоккей", "Физкультура в школе" и др.

Третья область - вопросы возрождения культурных традиций Дальнего Востока России. Их невозможно решать без исследования и внедрения в учреждениях общего и профессионального образования эффективных средств обучения и воспитания детей и учащейся молодежи, построенных на основе этнопедагогики и этнопсихологии.

Открытие русскими людьми Дальнего Востока и последующее его освоение ознаменовались встречей двух культур: культуры русского народа вначале в лице первопроходцев, а затем все большего числа русских людей и культуры коренных народов региона. В настоящее время национальный состав населения Дальнего Востока преимущественно представлен русскими, украинцами, белорусами, татарами, мордвой, чувашами, а также коренными народами: нанайцами, удэгейцами, ороками (старое название - "ульта"), негидальцами, нивхами и др.

В Сахалинской области проживает большая группа этнических корейцев. Их расселение на Сахалине связано с насильственным переселением милитаристской Японией тысяч молодых корейцев на Сахалин перед второй мировой войной. Они работали на угольных шахтах, лесоразработках и других предприятиях. В августе 1945 г. Южный Сахалин был возвращен России. Граждане Японии были репатриированы, а корейцы, которым японские власти запретили не только покидать остров, но и менять место жительства, были брошены на произвол судьбы. В настоящее время корейская община насчитывает свыше 35 тыс. человек. В большинстве своем это дети и внуки выходцев из южных провинций Кореи.

Региональная наука должна обобщать, синтезировать то общее, что имеется в народных традициях воспитания у всех народов региона. К сожалению, вопрос о месте физической культуры в системе явлений региональной культуры народов Дальнего Востока России пока относится к числу наименее разработанных. Традиционная культура воспитания представляет собой основу, стержень, ядро всякой культуры. Никакое национальное возрождение невозможно без приведения в действие традиций воспитания. На первый план выдвигается задача всемерного улучшения психофизического и интеллектуального развития каждого человека на основе близкого по духу (этническому характеру) материала, что вызывает, прежде всего у детей и молодежи, раннее чувство самосознания как этноса, благоприятно сказывается на развитии личности, появлении собственного "Я" и др. В настоящее время этот подход, по мнению специалистов, ориентирует не только на единые образовательные знания, но и на этнические, что является для настоящего и будущего ФКиС приоритетным.

Существующие и вновь создаваемые регионально-национальные программы по физической культуре в своем вариативном компоненте, несомненно, должны базироваться в первую очередь на богатейших многовековых традициях в области физического воспитания народов, на присущих тому или иному народу традиционны х видах хозяйственной деятельности, на том духовном мире, который сопутствовал этим народам в решении вопросов физического развития их подрастающего поколения, на проверенны х веками формах, методах и самобытны х средствах : народных играх, самобытны х физически х упражнения х, традиционны х состязания х и, конечно, современны х национальны х видах спорта.

Для Сахалинской области в этой деятельности важно взаимодействие научной общественности с такими организациями, как Ассоциация сахалинских корейцев, сахалинская организация "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области", сахалинская региональная национально-культурная автономия "Киевская Русь" и др.

Примером регионально-национальной программы, направленной на сохранение и развитие традиций корейской культуры в островной области, может служить недавнее приглашение правительством Республики Корея при содействии Ассоциации сахалинских корейцев 200 младших школьников Сахалина корейской национальности на летние каникулы в свою страну для изучения корейского языка и овладения искусством тхэквондо.

Четвертая область. Необходим а организация маркетинговых исследований для определения роли и места регионального туризма в социально-экономических программах развития регионов. Нужна точная оценка текущей ситуации в сфере развития туризма в России и, конечно, в своем собственном регионе. Накопление и распространение научных знаний, точной и новейшей информации о туризме - необходимое условие для поступательного развития регионального туризма.

Следует выделить туризм в качестве приоритетных областей развития Дальнего Востока и научно обосновать программу развития межрегионального и международного туризма. Дальний Восток должен конкурировать с другими регионами и странами за право развивать туристический бизнес у себя в регионе.

В современной социально-экономической ситуации возрастает роль спортивно -туристской, экскурсионной, краеведческой деятельности в воспитании личности как субъекта жизнедеятельности конкретного региона, так как именно этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком разнообразных видов и форм деятельности, становление мировоззрения, развитие познавательных мотиваций и способностей в контексте региональной культуры.

Вместе с тем, несмотря на достижения в этой сфере, в регионах отсутствуют научно обоснованные программы развития туристско -краеведческой деятельности. Недостаточное внимание уделяется туристско-краеведческой работе на местах, подготовке квалифицированных педагогических кадров (тренеров, инструкторов), квалифицированных судей, пропаганде туризма и спортивного ориентирования среди взрослых, в том числе в средствах массовой информации, обеспечению безопасности проведения соревнований, слетов, походов, передвижных палаточных лагерей и т.д. Не уделяется внимания вопросам формирования профессионально -квалификационной структуры, отбора и найма персонала, обеспечения эффективной работы туристических фирм, а также развитию новых направлений туристическ ой деятельности.

Пятая область - региональная направленность подготовки и повышения квалификации кадров. Подготовку физкультурно -педагогических кадров в Дальневосточном федеральном округе в настоящее время осуществляют десять вузов Министерства образования Российской Федерации: институт физической культуры и спорта Якутского государственного университета, Чурапчинский институт физкультуры (Республика Саха), факультеты физической культуры и спорта Бурятского, Дальневосточного (г. Владивосток) и Сахалинского (г. Южно-Сахалинск) государственных университетов, факультеты физического воспитания Хабаровского, Благовещенского, Забайкальского (г. Чита) и Комсомольского-на-Амуре государственных педагогических университетов, Уссурийского государственного педагогического института.

Специалистов со средним физкультурным образованием в системе Министерства образования готовят Александровск -Сахалинский и Комсомольский-на-Амуре педагогические колледжи, Анадырское педагогическое училище Крайнего Севера, Владивостокское, Спасское, Камчатское и Якутское педагогические училища. Кроме того, на Дальнем Востоке России специалистов по физической культуре и спорту готовят учебные заведения Госкомспорта РФ - Дальневосточная государственная академия физической культуры (г. Хабаровск), а также два средних профессиональных учебных заведения - Благовещенский техникум физической культуры и Приморское училище олимпийского резерва (г. Владивосток).

Развитие физкультурно-педагогического образования в дальневосточном регионе идет по пути создания гибких образовательных структур, включающих в себя вуз (академию, университет) в качестве головного учебного и научно-методического центра и систему местных общеобразовательных и профессиональных учебных заведений с различными ступенями и уровнями подготовки. Ключевыми ориентирами дальнейшего формирования региональных образовательных систем и региональных научных школ в сфере физической культуры и спорта выступают непрерывное совершенствование и обновление деятельности, экономическая целесообразность и опора на региональные ресурсы, а также результаты внутренней и внешней интеграции, перенос центра тяжести в выработке образовательных инициатив в регионы.

В части социального развития деятельность региональных образовательных учреждений физкультурного профиля все более и более принимает характер прямого воздействия на повышение уровня и качества жизни населения региона путем предоставления ему все более широкого и разнообразного круга профессионально-образовательных и культурно -просветительских программ, направленных на постоянное повышение уровня физической культуры и образования населения региона, профессиональную подготовку и переподготовку работников в соответствии со спросом населения на тот или иной вид образования, придание ему высокой профессиональной мобильности.

Анализ практики работы региональных вузов убеждает в том, что ни одна централизованная структура не в состоянии обеспечить необходимую вариативность содержания образования, тем более учитывая географические особенности России как региональной образовательной системы, построенной на принципах самоорганизации и саморазвития, контуры которой четко определены отечественными учеными в ряде исследований последних лет.

В условиях модернизации высшего профессионального образования, образовательной политики в России научная разработка, апробация и внедрение в учебный процесс в системе довузовской, вузовской и послевузовской подготовки широкого спектра рабочих планов и программ, учитывающих специфику региона, в настоящее время - одни из ведущих направлений в совершенствовании профессиональной подготовки и повышении квалификации физкультурно-педагогических кадров, научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов (слушателей) в этой сфере.

Это становится возможным в связи с введением национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, расширением перечня специализаций, увеличением бюджета времени на курсы и дисциплины по выбору, увеличением возможностей для выбора образовательным учреждением (профессорско-преподавательским составом) образовательных программ и педагогических технологий.

При разработке национально -регионального компонента необходимо учитывать геополитическое положение регионов, природно-климатические условия, сложившуюся социально-экономическую и образовательную инфраструктуру, уровень развития физической культуры, текущее состояние здоровья населения, сложившиеся традиции в подготовке спортсменов высокого класса, потенциал образовательных учреждений физкультурно-педагогического профиля, состояние материально-технической и нормативно-правовой базы, опыт межрегионального и международного сотрудничества в сфере физкультурно -педагогического образования.

Региональная политика в области ФКиС, как и в других областях, невозможна без решения проблемы бедственного положения ученых академических вузов, российской науки в целом. За последние годы из страны выехали 200 тыс. ученых, в основном в США и Германию. Снижается культурный потенциал нации. Средний возраст ученых в России - 56 лет, тогда как в мире - 46 лет. Престиж высокого звания профессора университета в России чрезвычайно низок, занятия научным трудом непрестижны. Становление ученого происходит десятки лет, но его зарплаты (в 8 раз ниже, чем в США) не хватает на самое необходимое. Ситуацию необходимо менять. Люди, производящие знания, должны жить достойно.

Шестая область. Характерной чертой развития региональных научных школ является осознание научных проблем и принципов научно-исследовательской работы в условиях модернизации высшего профессионального образования. Предметом самостоятельного исследования должны стать вопросы эволюции форм научной деятельности и научного сотрудничества на Дальнем Востоке России, их зависимости от развития научных идей и методов исследовательской работы, информационных технологий, места науки в обществе и развития региональной культуры, роли государства в развития региональной науки, путей формирования научной интеллигенции.

Обращение к прошлому - средство выявить и осмыслить закономерности и тенденции развития региональной науки. Большое значение в этой связи приобретает знакомство широкой спортивной общественности с наследием самих ученых, изучение их взглядов на факторы, условия и закономерности развития ФКиС в уникальном по географическому положению, природным ресурсам, культурным и национальным традициям регионе, каким является Дальний Восток России.

Реальное значение науки в общечеловеческом движении очень велико, оно гораздо больше, чем это осознают. История науки в области ФКиС в субъектах Российской Федерации не может быть познана и развиваться без истории ФКиС вообще, а для этого необходима большая исследовательская работа. Данная задача небезразлична для истории научной мысли, необходима и неизбежна, так как научная мысль теснейшим образом связана с остальными проявлениями научного и педагогического творчества многих и многих преподавателей, специалистов, руководителей отрасли, ученых.

Систематизация и объективизация научных достижений региональных научных школ в конце ХХ - начале XXI века, кроме того, позволит избежать хаоса и беззакония в вопросах защиты интеллектуальной собственности, создать надежные предпосылки к соблюденияю прав интеллектуальной собственности на результаты научных исследований.

Положения и выводы, содержащиеся в статье, могут быть эффективно использованы в практической работе вузов физкультурно -педагогического профиля, для дальнейшей разработки теоретических вопросов развития межрегиональных международных научных связей, становления многообразных форм и методов их реализации на региональном уровне, а также в подготовке соответствующих специалистов.

Использованная литература

1. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех //Теория и практика физ. культуры.1994, № 3, с. 21-22.

2. Елизарьев В.Н. Международные и внешнеэкономические связи субъекта Российской Федерации (на примере Сахалинской области). - Южно-Сахалинск: Изд-во Сахалинской обл. типографии, 2001. - 326 с.

3. Михалев В.И. Управление сферой спорта на межрегиональном уровне: Моногр. - Омск: СибГАФК, 1998. - 296 с.

4. Мызан Г.И. Физкультурное образование: региональные проблемы: Монография. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1996. - 76 с.

5. Найн А.Я., Кустов Л.М. Гуманизация программ исследования проблем развития региональной системы физкультурного образования // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 9, с. 3-4.

6. Нестеров В.А. Этапность формирования физического состояния человека в различных климато-географических условиях. - Хабаровск: Изд-во ДВГАФК. 1998.- 97 с.

7. Пасюков П.Н. Школа будущего - сахалинская модель. - Южно-Сахалинск: Изд-во РИО ЮСГПИ, 1997 - 91 с.

8. Пасюков П.Н., Волков В.С. Региональный туризм: состояние и направления развития. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 1999. - 99 с.

9. Пасюков П.Н. Восток - Запад: диалог культур: анализ региональных спортивных связей на Дальнем Востоке России. - Челябинск: УралГАФК/ 2000. - 167 с.

10. Пасюков П.Н. Дальний Восток России: на пути к открытой образовательной системе // Теория и практика физ. культуры. 2000, № 12, с. 36-40.

11. Пасюков П.Н. Образование, физическая культура и спорт в Японии. - Челябинск: УралГАФК, 2000. - 171 с.

12. Пасюков П.Н. Региональная образовательная система как фактор устойчивого развития непрерывного физкультурно-педагогического образования: Докт. дис. - Челябинск: УралГАФК. 2000. - 366 с.

13. Пасюков П.Н., Нестеров В.А. О направлениях научных исследований здоровья, физической активности и массового спорта населения Северо-Востока Евразии // Физическая культура и спорт в современном обществе. Матер. всерос. науч. конф. - Хабаровск: Изд-во ДВГАФК. 2003, c. 153-160.

14. Пасюков П.Н. Японский спорт на Сахалине: состояние и перспективы развития // Япония и Россия: диалог и взаимодействие культур: Матер. междунар. науч.-практ. конф. - Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2003, с.105-106.

15. Пасюков П.Н. О национально-региональном компоненте физкультурно-педагогического образования // 60 лет детско-юношескому движению в России: Матер. всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2003, с. 25-28.

16. Прокопенко В.И. Игры и национальные виды спорта нивхов Амура и Сахалина: Учеб.-метод. пос. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. - 136 с.

17. Прокопенко В.И. Историко-этнический опыт традиционного физического воспитания подрастающего поколения народов Севера России // Физическая культура и здоровье населения Востока России: Матер. регион. науч.-практ. конф. - Южно-Сахалинск: Изд-во ЮСГПИ, 1995, с. 19 - 21.

18. Suda, T., Asao, H., Ishikawa, T., Miyake, S., Nunogami K., Pasyukov P.N., Shidlovskava, T.N., and Shidlovsky G.Y. Lifestyles and physical Activities of the Inhabitants Living in Snowy Regions: physical activity levels of middle-aged and elderly women in Hokkaido and Sakhalin // Proceedings of the Fifth International Symposium on Cold Region Development (1997). USA: p. 253-256.

19. Suda, T., Asao, H., Ishikawa, T., Miyake, S., Nunogami K., Pasyukov P.N., Shidlovskava, T.N., and Shidlovsky G.Y. Physical Activity Levels of Middle-aged and Elderly Women in Hokkaido and Sakhalin // Studies of Growth and Development (1998). No. 26: pp. 53-58 (in Japanese).

20. Pasyukov P.N. Interrelationship of Physical Culture between Sakhalin and Northern East Asia // Living and Sport of the Inhabitants in Northern Areas) Award Publishers, Sapporo, 1998. - рp. 123 - 131 (in Japanese).

21. Pasyukov P.N. Reform of the higher education and Scientific Research in the Development of Physical education and Sports in the Far East region of Russia //Journal of Higher Education and Lifelong Education. Vol.6, 1999. - рp. 32-36 (in Japanes).

22. Suda, T., Asao, H., Ishikawa, T., Miyake, S., Nunogami K., Pasyukov P.N., Shidlovskava, T.N., and Shidlovsky G.Y. Lifestyles and physical Activities in Northern Area // Research Report of Grant- in- Aid for International Scientific Research (University-to-University Cooperative Research) Hokkaido University / Faculty of Education/. - Sapporo, 1999. - 124 pp. (in Japanese).

23. Suda, T., Asao, H., Pasyukov P.N., Shidlovsky G.Y., and Shidlovskava, T.N. Lifestyle and Physical Fitness of Students in Yuzhno-Sakhalinsk in Russia //Lifestyles and Physical Activities in Northern Area: Research Report of Grant-in-Aid for International Scientific Research (University-to-University Cooperative Research) - Sapporo, 1999. - рp.33-42 (in Japanese).

24. Suda, T., Ishikawa, T., Asao, H., Pasyukov P.N., Shidlovsky G.Y., and Shidlovskava, T.N. Lifestyle and Physical Activitys of the Elderly in Hokkaido and Sakhalin // Lifestyles and Physical Activities in Northern Area: Research Report of Grant-in-Aid for International Scientific Research (University-to-University Cooperative Research). - Sapporo, 1999. - рp.43-56 (in Japanise)

25. Suda, T., Asao, H., Shidlovsky G.Y., Shidlovskaya T.N., Pasyukov P.N. Lifestyles and Physical Activities of Elderly Male cross-country skiers in Hokkaido (Japan) and Sakhalin (Russia) // Book Abstracts 6-th Annual Congress of the European college of sport science (German Sport University Cologne). - Cologne, 2001. - рp.844 (in Germany).

26. Pasyukov P.N., Kokorina O.R. Health Status and Physical activity of the schoolteachers in Yuznho-Sakhalinsk and Khabarovsk (Russia) // Physical Activity for Health Promotion, and Regional Development // Proceedings International Council on Health, Physical Education and Sports in Northeast Eurasia - Sapporo, 2002. - рp. 90-94 (in Japanese).

27. Passjukow P.N. Der Ferne Osten Russland Aut dem Weg zum offenen Bildungssys tem // Sportwissenscaftliche Themen in Deutschland und im Fernen Osten Russland/. - Hambyrg, Verlag dr. Kovac, 2002. - pp. 157-162 (in German).

28. Suda, T., Asao, T., Morita, I., Shidlovskava, T.N., and Shidlovsky G.Y., Pasyukov P.N. Physical Activity and Productivity or the Elderly in Hokkaido (Japan) and Sakhalin (Russia) // Physical Activity for Health Promotion, and Regional Development // Proceedings International Council on Health, Physical Education and Sports in Northeast Eurasia - Sapporo, 2002. - рp. 51-55 (in Japanese).


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!