|
ЮБИЛЕЙНАЯ ДАТА: 75 ЛЕТ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ РГУФКа В нашем сознании среди основных форм человеческого существования время занимает особое место. Оно представляется мерой нашей жизни, исторического мироощущения, мировосприятия, миропонимания. Время человеческого бытия неуловимо движется вперед. Говоря словами Гераклита, "все течет, ничто не стоит на месте...". И, возможно, чтобы вернуть прошлое, утерянные приятные минуты и счастливые мгновения, люди решили устроить дни воспоминаний, праздники веселья. Свойства повторяемости (цикличности) времени в сознании человека проявляются в соблюдении календарных ритуальных праздников. В соответствии с этой логикой впервые возникли юбилейные даты (от древнееврейского слова "иовал" - дословно означающего пятидесятилетие), которые после 50-летия должны были повторяться через каждые 5 лет. По библейскому предписанию в юбилейный год на волю отпускали рабов, прощали долги, в эпоху средневековья устраивали пир, всенародное ликование... В наши дни он (юбилей) сохранился в более цивилизованной форме - в виде массового праздника, дня радости, национальных или международных встреч, обмена опытом и мнениями и т.д. Примечательно, что И. Кант, который никогда не праздновал своего дня рождения, в разговоре с другом - Фридрихом Теодором Ринке (при жизни Канта - издателем его лекций по педагогике) все-таки признался в том, что "... юбилейные даты - это торжество нашей памяти, нашего сознания, которое соединяет настоящее с прошлым и дает возможность заглянуть в будущее". Именно с пониманием этого, в приподнятом настроении кафедра педагогики Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма встречает 75-летний юбилей в кругу друзей, коллег, единомышленников и доброжелателей. По официальным документальным источникам информации кафедра педагогики РГУФКа начинает свою историю с конца 20-х гг. (1929 г.) прошлого столетия. С того периода она вместе с нашим Отечеством прошла весьма трудные, тяжелые и крайне противоречивые дни становления и развития, смены политических режимов, тяжелые и трагические этапы Великой Отечественной войны, эпоху застоя, перестройки, бурные социокультурные и политические метаморфозы на рубеже старого и нового тысячелетий. Эти судьбоносные, тяжелейшие процессы противоборства, противостояния и самоопределения кафедра педагогики смогла героически выдержать, сохранив и умножив все параметры деятельности. Она родилась не на пустом месте: ее в свои руки приняли славные педагоги, высококвалифицированные учителя и преподаватели того времени. Несомненно, исторической фигурой этого периода остался ее первый заведующий - профессор И.П. Калужский, который до основания кафедры уже был широко известен научными трудами в области теории и истории педагогики, а также методологической работой в сфере школьной практики и народного образования. Затем в течение восьми лет (с 1929 по 1936 г.) кафедру возглавлял доцент А.В. Коняхин. Им были созданы научные труды по проблемам физического и нравственного воспитания, по методам организации учебно-воспитательного процесса в институтах физической культуры, а также по проблемам самостоятельной работы студентов и другим теоретическим и практическим направлениям педагогики. В 1936 г. объединенной кафедрой педагогики и психологии руководил профессор П.А. Рудик. В 1943 г. она вновь стала самостоятельной и до 1954 г. ее возглавлял профессор Н.А. Желваков, а с 1954 по 1960 г. - доцент А.В. Коняхин. За это время неоднократно была пересмотрена программа по педагогике, написаны новые лекции. В 1960 г. заведование кафедрой принял кандидат педагогических наук, доцент Н.М. Богатырев. Коллектив преподавателей под его руководством разработал проблему, по которой процессы обучения и воспитания были приняты как целостная система воздействия на человека и его формирования. Были подготовлены лекции, в которых вопросы обучения и воспитания излагались применительно к специфике деятельности будущих преподавателей физической культуры и тренеров. Начиная с 1960 г. кафедра ежегодно проводила научно-практические конференции в творческом содружестве с учителями физкультуры более 20 областей Российской Федерации по темам: "Особенности физического воспитания детей и подростков в школах-интернатах", "Физическая культура и спорт как средство перевоспитания трудных подростков". По инициативе заведующего кафедрой Н.М. Богатырева и комсомольской организации института в 1963 г. на общественных началах была открыта детская спортивная школа. Ее основной целью было средствами физической культуры и спорта скорректировать поведение ребят, которых называли трудновоспитуемыми. С 1972 по 1978 г. кафедру возглавляла профессор, доктор педагогических наук И.Н. Решетень. Коллективом под ее руководством разрабатывались проблемы научно-педагогических основ физического воспитания школьников, воспитательной работы со спортсменами, защищено 15 кандидатских диссертационных работ. Были пересмотрены программы по педагогической практике, написаны методические пособия и лекции, разработаны спецкурсы для студентов старших курсов, совместно с профессором В.В. Белорусовой (ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта) создан учебник "Педагогика" для институтов физической культуры и техникумов. С 1979 по 1982 г. кафедрой заведовал кандидат педагогических наук А.И. Михеев. В это время активно продолжала работать предметная комиссия по педагогике; осуществлялась научно-практическая связь с союзными республиками, родственными институтами физической культуры Польши, Болгарии, Вьетнама. Проводились диссертационные исследования иностранными специалистами. С 1982 по 1986 г. кафедру возглавлял участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Александра Невского I степени и обладатель многих других боевых наград, кандидат военных и доктор педагогических наук, профессор И.И. Тихонов. На кафедру пришли новые сотрудники: доцент И.А. Данилов; с.н.с., доцент Л.Д. Квиртия; к.п.н. М.С. Пашкова; к.п.н., доцент Г.И. Хозяинов. С 1986 г. и по настоящее время кафедрой заведует С.Д. Неверкович - член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, долгое время возглавлявший Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта (ВНИИФК), бывший президент Международной психологической ассоциации по спорту (Российское отделение). С его приходом на кафедре
и в институте оживляются психолого
-педагогические интеграционные
процессы по научно-теоретическим и
учебным (лекционным) направлениям.
Под его руководством
осуществляется внедрение новейших
методов интенсификации учебного
процесса, технологии
организационно-обучающих игр в
подготовке специалистов высокой
квалификации, где его
фундаментальные работы по игровым
методам подготовки кадров
обеспечили теоретико
-методологическую и
экспериментально-практическую
базу исследований в России и за
рубежом. С.Д. Неверкович всячески
поддерживал инициативу
сотрудников кафедры по внедрению
новых курсов и
учебно-дисциплинарных направлений:
повышение эффективности комплекса
восстановительных средств в
подготовке фигуристов (А.Н.
Варданян); конфликтология в
спортивной деятельности (Е.В.
Кисёлева); антропофилософская и
социальная педагогика (Л.Д.
Квиртия), модернизация системы
образования в сфере физической
культуры (И.К. Латыпов), обучение и
подготовка специалистов в области
оздоровительного фитнеса (Т.В.
Левченкова); формирование
компетентности специалистов в
сфере физической культуры и спорта
(Т.А. Маркина); социолизация
личности (Н.И. Николаева); проблемы
повышения качества и На кафедре всячески поощряется инициатива сотрудников в установлении тесной связи с различными научно-исследовательскими институтами и вузами столицы. Коллектив кафедры оказывает активную помощь другим высшим учебным заведениям Москвы и Московской области, среднеспециальным учебным заведениям и сборным командам по различным видам спорта. Особо продуктивными оказались комплексные усилия сотрудников кафедры по внедрению новых форм активизации обучения и переподготовки кадров для сферы физической культуры и спорта: организационно-обучающих (С.Д. Неверкович), дидактических (Н.В. Киршева, Г.И. Хозяинов), учебно-ролевых (Г.А. Ашрапова), эвристических (В.В. Волков) игр. Для аспирантов и соискателей ученой степени читаются обновленные лекционные курсы по педагогике высшей школы в системе управления подготовкой научно-педагогических кадров (С.Д. Неверкович, Л.Д. Квиртия). Усилился кадровый потенциал: учебные предметы преподают молодые преподаватели к.п.н. У.Ш. Сундетова, А.Р. Баймурзин, И.П. Рулина, Е.Ю. Федченко. Вышли в свет монографии С.Д. Неверковича ("Игровые методы подготовки кадров", 1995; "Совершенствование методов подготовки кадров управления", 1990; "Миграция и спорт", 2000, и др.); Г.И. Хозяинова ("Педагогическое мастерство преподавателя", 1993; "Акмеология", 1999, 2000); Л.Д. Квиртия ("Социальная педагогика" в 3 частях, 1999 и 2003; "Информация и системы научной коммуникации в деятельности преподавателя высшей школы"; учебные пособия: Н.В. Киршевой "Методы и формы активного обучения в ИФК" (1996), С.Д. Неверковича, Г.И. Хозяинова, И.П. Андриади "Основы обучения и воспитания". Издается большое количество программ и методических разработок по различным разделам современной педагогики (А.Н. Варданян, Л.Д. Квиртия, Т.А. Маркина, Г.И. Хозяинов). Сегодня на кафедре работают 1 член-корреспондент Российской академии образования, 1 доктор наук, 3 профессора, 10 кандидатов педагогических наук, 1 старший научный сотрудник, 7 доцентов, 4 преподавателя. В 2004 г., закончив заочное отделение нашего университета, зачислена на кафедру преподавателем Е.Ю. Федченко. Сегодня на кафедре много и плодотворно работают докторант И.К. Латыпов и аспирант из Башкортостана А.Р. Баймурзин . Только за последние 20 лет сотрудниками опубликовано свыше 300 научных статей, прошли переподготовку и повышение квалификации преподаватели кафедр из 47 различных учебных заведений бывшего СССР. На кафедре подготовлено 5 докторских (научный консультант - С.Д. Неверковича) и 13 кандидатских диссертаций специалистами зарубежных стран (научные руководители - И.Н. Решетень, А.И. Михеев, М.И. Мелия и С.Д. Неверкович). Среди зарубежных специалистов, подготовленных на кафедре, необходимо отметить И. Дятловскую и М. Кошман из Беларуси, А. Нурлыбекову, О. Аяшева и И. Лелеко из Казахстана, Франсиско Бермехо Мондригон из Мексики, В. Приходько с Украины, Э. Литвинюк из Польши и мн. др. Преподаватели кафедры были организаторами и участниками многих всесоюзных и международных конгрессов, семинаров, симпозиумов. Научный потенциал кафедры педагогики позволяет прогнозировать ей долгую плодотворную работу на благо российского образования. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |