|
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ СУДЕЙ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кандидат
педагогических наук, доцент Н.Ф.
Сингина Высшие учебные заведения, готовящие специалистов для сферы физической культуры и спорта, не без успеха решают многие поставленные перед ними задачи, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов для работы в условиях рынка. В первую очередь это достигается посредством открытости, гибкости и высокой эффективности учебно-воспитательного процесса в вузах. Вся система профессиональной подготовки должна соответствовать индивидуальным запросам, возможностям и способностям студентов, с одной стороны, и требованиям завтрашнего дня - с другой. В нашей стране сложилась определенная система спортивных соревнований, соответствующая особенностям организационной структуры физкультурно-спортивного движения. Основой любого соревнования является соревнование в низовом коллективе. А вершиной всего стали соревнования в спорте высших достижений. Известно, что любое соревнование регламентируется правилами, за соблюдение которых соревнующимися следят специальные лица, например спортивные судьи. От их отбора, расстановки, обученности во многом зависит эффективность соревновательной деятельности. Должность судьи по спорту предусмотрена единственным документом - Приложением к Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 9 сентября 1967г. №443, который не обновлялся по настоящее время. В основу Единой номенклатуры должностей положена классификация по характеру труда, исходя из которой судья по спорту относится к 5-й группе и имеет шифр 5720. В настоящее время было бы целесообразно установить отдельный единый перечень должностей для работников физкультурно-спортивных организаций, которые предусматривали бы должности, установленные действующим законодательством, а также должности, веденные в период с 2000 по 2003г. различными постановлениями Минтруда и соцобеспечения. Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона от 29.04.1999 г. №80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" перечень должностей работников физкультурно-спортивных организаций устанавливается Правительством Российской Федерации. До настоящего времени названный перечень устанавливается. Современный соревновательный спорт характеризуется возрастанием сложности и напряженности борьбы. В ходе спортивного поединка все более значимой становится роль спортивного судьи (арбитра). В проблеме судейства можно выделить несколько аспектов, каждый из которых нуждается в специальном рассмотрении. Это и подготовленность судей, и личность спортивного арбитра, и уровень его физической и психической готовности. В течение многих лет в нашей стране создавалась система подготовки спортсменов-профессионалов по ступеням мастерства: детские спортшколы -спортинтернаты - школы высшего спортивного мастерства (олимпийского резерва) - команды мастеров - сборные команды. Одновременно с этим выстраивалась подобная система подготовки спортивных арбитров. Ранее централизованная подготовка судей предусматривалась уже в ДЮСШ. В программах для них и для школ спортивного мастерства записано, что многолетняя целенаправленная подготовка юных волейболистов предусматривает наряду с другими аспектами подготовку судей по волейболу. Отмечено: для того чтобы стать квалифицированным судьей, необходимо как минимум 10 лет, поэтому те, кто начинает подготовку в более молодом возрасте, имеет лучшие возможности для достижения успеха. В любительском спорте судейство не является профессиональной деятельностью. Тем не менее его следует рассматривать как специальность, которой следует обучаться и в которой необходимо совершенствоваться. Чтобы подготовить арбитра высшей квалификации, безусловно, необходимо разработать систему педагогических приемов. В современной литературе нашла отражение идея комплексной подготовки судей не только по методике судейства, но и по другим важным аспектам (психолого-педагогическим, морально-этическим, медико-биологическим и физической подготовке арбитров). Однако, несмотря на признание высокой значимости роли спортивного судьи в развитии как конкретного соревновательного действия, так и спорта в целом, до сих пор не создано стройной системы профессиональной подготовки судейских кадров. Такая система, на наш взгляд, должна включать следующие разделы: 1) профессиональную ориентацию - помощь в выборе профессии на основе профессионального просвещения, консультации, коррекции профессиональных планов; 2) профессиональный отбор - определение степени пригодности человека к определенному виду деятельности на основе сопоставления его индивидуальных особенностей с требованиями профессии (на этом этапе возможно также решение задач распределения специалистов, комплектование учебных и профессиональных групп, подбор специалиста к функционирующей группе и т. д.); 3) профессиональную подготовку - обоснование рекомендаций к программам, методикам и средствам обучения и тренировки, к объективным методам и критериям оценки уровня профессиональной подготовленности; 4) профессиональную адаптацию - разработку средств, методов и критериев оценки особенностей приспособления субъекта труда к содержанию и условиям конкретной деятельности и обоснование рекомендаций по ускорению этого процесса; 5) профессиональную аттестацию - периодическую оценку профессиональной квалификации в целях определения соответствия занимаемой должности и обоснования рекомендаций по должностным назначениям, перемещениям, а также направления на учебу, переподготовку. До сего времени остается малоосвещенным ряд важных вопросов организации и ведения судейства, как-то: - не определены слагаемые мастерства судьи; - неясны механизмы регуляции деятельности судьи, обеспечивающие ее эффективность; - не определены принципы выдвижения и назначения судей на соревнования и др. Процесс подготовки и переподготовки судей освещен мало, рекомендации в основном сформулированы в виде планов семинаров. Практически отсутствуют рекомендации по психологической подготовке судей. Профессиональная деятельность характеризуется совокупностью качеств человека, отражающих его психологические, физиологические, медицинские, профессиональные и другие особенности, которые в совокупности формируют представление о субъекте деятельности на разных стадиях его профессионального становления и реализации. При изучении системы "человек-профессия" следует принимать во внимание целый комплекс характеристик человека, от которых в большей или меньшей степени зависит конечный успех в профессиональном становлении и которые в совокупности определяют (предопределяют) уровень профессиональной пригодности человека. Основные из этих характеристик: профессиональная мотивация как сила побудительная и направляющая активность личности на удовлетворение не только биологических потребностей, но прежде всего и потребности в труде, познании, общении, самоутверждении, самореализации, самосовершенствовании и т. д.; общая и профессиональная подготовленность в форме предварительных (для освоения профессии) и квалификационных (с учетом уровня профессионализации) знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения типовых и нештатных трудовых задач; уровень функциональной готовности резервов организма к трудовой деятельности, развитие профессионально важных физиологических функций анализаторов и физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости); состояние индивидуально-психологических функций человека, и прежде всего профессионально важных качеств, для конкретной деятельности, характеризующих познавательные процессы и психомоторику, особенности темперамента, характерологические и эмоционально - волевые особенности личности. Одна из основных задач указанных исследований - выявление детерминирующих процессов обеспечения эффективности и надежности в определенных условиях конкретной профессиональной деятельности. При изучении механизмов регуляции профессиональной пригодности (надежности) человека представляется важным ориентироваться не только на различные виды (физиологический, психофизиологический, психологический) и уровни этого процесса, на роль индивидуальных особенностей личности, но и на закономерности функционирования системы профессиональной подготовки субъекта деятельности. В условиях развития спорта на современном этапе все изложенные нами выше проблемы подготовки спортивных судей должны стать предметом как научного, так и практического рассмотрения. Деятельность судьи при проведении соревнований можно рассматривать как педагогический процесс управления двумя спортивными командами, оспаривающими свое преимущество в тактико-технической и физической подготовленности. В этой связи представляется важным исследование факторов, обуславливающих успешность деятельности судьи в условиях проведения соревнований. Решение этой проблемы позволит разработать систему педагогических приемов, направленных на совершенствование подготовки и переподготовки судей различной квалификации. В заключение хочется привести реплику из интервью корреспонденту газеты "Спорт-экспресс" от 13 апреля 2004 года прославленного хоккеиста нашей страны Сергея Макарова, которая, на наш взгляд, подтверждает своевременность и значимость поднятой проблемы профессионального образования в сфере физической культуры и спорта: "Профессия "спортсмен" в нашей стране является весьма уважаемой и почитаемой. А вот профессии "судья" до сих пор нет, и получается, что матчи профессионалов судят все, кому не лень. ... Кажется, все понимают необходимость института профессиональных судей, не зависимых ни от клубов, ни от лиги, ни от федерации. Все понимают, все говорят об этом - но в трудовых книжках наших арбитров по-прежнему записаны любые должности и профессии, кроме главной ...". На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|