Abstract HIGHER EDUCATION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND TOURISM AREA U.S. Sundetova, Ph. D., lecturer A.R. Baymurzin, Post-graduate The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow Key words: system approach, educational establishments, job market, university, paradigm, experts. Authors consider, that teachers, employees and science officers of universities are determining and forming the development of the whole sphere of national economy. While the management of universities would not represent the model of the sphere in the future, it will try to reorganize itself fruitlessly and helplessly. Any structural improvement of the educational systems that don't have the precise purpose, will cause their faster disintegration. Authors of the article discuss the purposes and problems of universities in specialists' training.
|
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА Кандидат
педагогических наук, доцент У.Ш.
Сундетова Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва Ключевые слова: системный подход, образовательные учреждения, рынок труда, университет, парадигма, специалисты. Современная ситуация и реформы, происходящие в стране, привели к переходу государства на рыночные отношения, и сейчас огромный сектор промышленного производства, а тем более сферы оказания услуг перешел в частные руки. У частных предпринимателей совершенно иные позиции на рынке услуг: их главная задача сводится к получению прибыли, а ее решение обусловлено такими качествами наемного специалиста, как конкурентоспособность, способность решать задачи по проектированию рынка услуг на будущее, чувствительность к новым изменениям и мобильность, умение решать задачи быстро и эффективно, принося прибыль своей организации и сводя к минимуму издержки производства. Надо сказать, что современный рынок труда не так уж непредсказуем, как кажется на первый взгляд. В его структуре можно выделить постоянные и переменные детерминанты. Постоянные детерминанты - это специальности, которые имеют и будут иметь устойчивый спрос, определяемый прежде всего развитием жизненно важных отраслей любого государства. Устойчивый спрос на определенные специальности или группу специальностей всегда зависит от спроса и предложения и стремится достигнуть равновесия между ними. Необходимо учесть, что рынок труда изменяется по постоянным детерминантам плавно и его изменение можно заранее предвидеть. В большинстве случаев рынок труда по данным детерминантам ограничен и спрос чаще всего ниже, чем поступающие предложения. Тогда на рынке труда возникает конкуренция между специалистами, претендующими на те или иные рабочие места, а у работодателя возникает альтернатива выбора. Очевидно, что предпочтение будет отдано дипломированным специалистам престижных вузов, славящихся своими научными школами. Их преимущество заключается в том, что вуз гарантирует высокий уровень подготовленности выпускников, обладающих определенной квалификацией и готовностью к профессиональной деятельности. Работодатель, может быть, и рад участвовать в подготовке будущих специалистов для своей организации, но закрытость вузов и невозможность потенциальных работодателей влиять на процесс образования автоматически переводят их в разряд пассивности. Невозможность участвовать в подготовке кадрового резерва приводит к самому печальному - переподготовке специалистов с высшим образованием на своих фирмах, на что, как правило, тратится огромное количество времени, человеческих и материальных ресурсов. Исходя из этого работодатель заранее настроен на переподготовку специалистов, что, естественно, неблагоприятно отражается на престиже вузов. К тому же и сами вузы не всегда заинтересованы в трудоустройстве специалистов. Вторым фактором, влияющим на рынок труда, являются переменные детерминанты , особенность которых заключается в скачкообразном возникновении повышенного спроса (бума): быстро удовлетворив предложение (насытив рынок), он перестает быть востребованным. Переменные детерминанты чаще всего связаны с возникновением новых потребностей, веяниями моды, изменениями спроса на те или иные виды услуг: они исчезают с рынка труда так же быстро, как и появляются. Причем механизм функционирования переменных детерминант следующий: сначала возникает спрос, вызванный большой потребностью в той или иной профессии или специализации, влекущий за собой резкое увеличение предложения. Так как рынок труда всегда реагирует на спрос с опозданием, предложение удовлетворяет возникший спрос, но равновесие довольно быстро нарушается, потому что спрос резко падает в результате насыщения рынка труда, а предложение по инерции продолжает расти и переполняет сектор рынка труда. Эта проблема, на наш взгляд, имеет следующие решения: · предвидение ситуации возникновения новых профессий/специальностей и анализ их возможностей на рынке труда; · разработка механизма быстрой и своевременной подготовки специалистов данной профессии /специализации. Как видно, переменные детерминанты представляют собой определенную и притом важную составляющую рынка труда, формируя достаточно большие пакеты заказов. Они-то и предъявляют требования к мобильности и быстрой переориентировке работодателей, потенциальных работников и организаций, занимающихся подготовкой кадров. Чаще всего последние, особенно государственные вузы, - самая инертная составляющая. В результате их место занимают те, кто способен быстрее изменяться в условиях перемен, риска, и это всегда оправдывается огромными прибылями, совершенствованием системы организации, руководства, управления и конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг. Те образовательные учреждения, руководство которых это понимает, стараются предвидеть взаимоотношения на рынке труда. Данная система открыта и многофакторна, на ее формирование влияет множество условий, начиная с политических решений главы государства, постановлений ООН, ЕС и заканчивая решениями местных органов государственной власти или даже ценами на продукты питания для населения. Рынок труда не изолирован от других сфер. В ближайшем будущем (со вступлением в сил Болонского соглашения и ряда постановлений ЕС) рынок труда станет общеевропейским или даже общемировым, что резко повысит конкуренцию среди высших образовательных учреждений. Рынок труда влияет на образовательные учреждения: если они инертны и не могут перестраиваться, мобилизовывать свои организационные, руководящие и управленческие ресурсы в минимальные промежутки времени, то окажутся неконкурентоспособными и будут вытеснены с рынка образовательных услуг. Российские образовательные учреждения не готовы, не могут и не хотят таких преобразований: они привыкли жить по-старинке и готовят квалифицированные кадры, как считают нужным, но беда в том, что рынок труда существует изолированно от них. И в итоге они живут в своем образовательном мире, презрительно взирая на рынок труда, и спрашивают: "Почему же наши специалисты не идут работать по специальности, ведь государство вложило в их обучение огромные деньги?". Но чаще всего руководство образовательного учреждения не понимает или, вернее, не хочет понять, что их абитуриенты уже при поступлении в вуз обречены быть нетрудоустроенными. Российские вузы как выпускали специалистов 20 лет назад, так и продолжают это делать сейчас, зачастую в больших объемах, отвергая факт перенасыщения рынка, где остались те вакансии, которые не могут удовлетворить жизненные потребности человека, поступающего на работу. И он ищет другой род занятий. Государство же бессмысленно вложило деньги в его образование, зря содержало огромный штат обучающих его преподавателей. Образовательным учреждениям, чтобы идти в ногу со временем, необходимо отслеживать изменения на рынке труда, основной упор делая на постоянных детерминантах. Это осуществимо через введение понятия "квалификация", когда вуз берет на себя ответственность за подготовку человека к определенной специальности, причем руководство вуза должно понимать, что на рынке труда выпускнику придется столкнуться с грантами на подготовку специалистов высокой квалификации, доказывать, что он - лучший. Это можно сделать, но очень трудно. Необходимо искать те секторы постоянных составляющих рынка труда, в которых существует огромный стабильный спрос на выпускников именно данного направления. Например, рынок труда по специальности "менеджмент" приблизился к насыщению, а в некоторых отраслях и перенасытился, в отличие от специальности "менеджер в сфере ФК, спорта и туризма", где он пока пользуется весьма высоким спросом. Университету необходимо исходить из понятия "квалификация", чтобы его выпускники в рамках определенных специальностей или направления могли переквалифицироваться. Допустим, у выпускника квалификация "менеджер", специальность "менеджмент", специализация "менеджмент в области спорта". Появилась вакансия в области туризма, тогда специалисту потребуется немного времени на переподготовку, чтобы получить специализацию "менеджмент в области туризма". Естественно, данная работа потребует значительных системных перестроек в рамках вуза, но в то же время позволит решать ряд стратегических задач по удержанию прочных позиций на рынке образовательных услуг. Борьба за постоянные детерминанты на рынке труда будет способствовать полифункциональности вуза, так как процессы и перемены, происходящие в его рамках, через 10-20 лет будут определять таковые в сфере, для которой готовят специалистов в данном вузе. В борьбе за переменные детерминанты вузы с их громоздким административным аппаратом всегда будут проигрывать частным конкурентам, если не предпринять ряда важнейших шагов и коренным образом не поменять свою структуру, сделав ее более мобильной и конкурентоспособной на рынке образовательных услуг. Переменные детерминанты на рынке труда изменяются очень быстро, необходимо заранее предвидеть эти изменения и принимать оперативные меры к их удовлетворению. В структуре вуза целесообразно создать отдел, который будет заниматься данными вопросами. Непосредственных работодателей необходимо через официальные структуры вуза привлекать к непосредственному участию в подготовке специалистов, так как именно работодатели "проектируют" рынок труда. В данном случае они, предвидя изменения, сами будут готовиться к ним, мобилизуя образовательные структуры на удовлетворение возникшего спроса и тем самым выиграв борьбу у конкурентов. Данную работу можно организовать через институт повышения квалификации (ИПК) или в рамках учебного процесса через занятия на курсах по выбору, практических занятиях или семинарах. Чтобы сформировать стратегию деятельности университета на рынке образовательных услуг, необходимо отталкиваться только от системного видения проблемы. В данном случае системный подход дает нам возможность взглянуть на проблемы, стоящие перед университетом, как на систему, их влияние на систему и разрешение в рамках системы. Современный университет - это многофакторная система со сложнейшим механизмом организации, руководства и управления, поэтому она всегда будет проигрывать более мобильным системам, оказывающим влияние на рынок образовательных услуг. Как сделать данное образовательное учреждение более мобильным, в данной статье мы не рассматриваем, а остановимся только на стратегической линии развития университета, т.е. какие стратегические цели и задачи должен решать университет для активного процветания на рынке образовательных услуг, опираясь при этом только на удовлетворение постоянных детерминант на рынке труда. Так как университет - это образовательное учреждение, ведущее подготовку специалистов для определенной сферы хозяйства, у него должна быть четкая цель. Большинство специалистов нашего университета ответят, что цель нашего учебного заведения - это подготовка квалифицированных специалистов, однако это заблуждение, поскольку такая деятельность (подготовка специалистов) - всего лишь процесс, в данном случае нет целевой компоненты, ведь подготовленный специалист - это человек, обладающий определенными знаниями, умениями и навыками, то есть человек, владеющий прошлым опытом, который накоплен до него огромным количеством его предшественников. Но такой человек не может, не способен придумать что-либо новое, так как он изначально - носитель старой парадигмы, старого образца деятельности. Но сфера уже насыщена специалистами - носителями старой парадигмы, необходимо что-то новое: специалисты - носители новой парадигмы, нового образца, новой формации. Возникает вопрос: "Где их взять?" Ответ: "Их должны готовить в университете". Откуда же им появиться в университете, если там преподают то, что преподавали 10, 20, 30 лет назад. Следовательно, наш специалист, как носитель старой парадигмы, уже обречен быть невостребованным. Становится очевидным, что цель университета - это не подготовка специалиста. Подготовка специалиста - это всего лишь задача. Цель университета - это формирование модели сферы физической культуры, спорта и туризма через 10-20 лет. Почему именно такая цель? Так как сегодняшние выпускники университета, которым сейчас 22-25 лет, через 10-20 лет начнут занимать ответственные посты и будут преобразовывать сферу физической культуры, спорта и туризма, то это возможно только при условии, что они будут носителями новой парадигмы, заложенной в них в образовательном учреждении. Если же данная парадигма не заложена, то, естественно, ни о каких нововведениях и изменениях в сфере не может идти речи. Причем база, заложенная в вузе, в той или иной мере будет реализовываться в деятельности специалиста, то есть человек будет изменять систему, в которой он работает, исходя из модели, заложенной в него в университете, и системы, в которой он работает сейчас, будет стремиться переводить в идеальные состояния, так как владеет механизмами структурных изменений. Причем, когда таких специалистов будет все больше, изменения в сфере физической культуры, спорта и туризма станут более ощутимыми. Необходимо помнить, что славу учебному заведению приносит не состав научно-педагогических кадров, а его выпускники - носители новой парадигмы, новой культуры, которую закладывают в них образовательные и научные школы университета, а также учесть, что каждый выпускник не просто пассивный носитель, он - активный транслятор норм, ценностей, правил, образцов поведения, мышления и деятельности, которые были заложены в него в университете [3, 5]. Модель сферы физической культуры, спорта и туризма - это прежде всего вероятностное представление, а ее формирование - очень сложная и ответственная задача, которая ложится на плечи научных сотрудников, особенно специалистов в области управления. Здесь необходимо прежде всего системное видение сферы физической культуры, спорта и туризма, учет общемировых тенденций, геополитической обстановки, развития государственных и общественных структур и т.д. Задача научных сотрудников - определить как можно большее количество факторов, влияющих на формирование модели сферы физической культуры, спорта и туризма, наметить пути достижения, перевода реальных ситуаций в прогнозируемые через решение системы задач и с помощью научных исследований найти и обосновать наиболее эффективные механизмы достижения цели. Это требует огромной концентрации сил и труда большого количества специалистов из различных областей научных знаний. Важнейшей задачей, которая должна решаться параллельно и в которую прежде всего должны быть вовлечены студенты, - это поиск механизмов и решение задач в процессе создания и реализации модели сферы физической культуры, спорта и туризма. Пока каждый студент с 1-го по 6-й курс не будет знать цели деятельности университета, не будет участвовать в реализации модели сферы физической культуры, спорта и туризма на учебных, практических и научных занятиях, пока не будет системно мыслить, он не станет носителем новой парадигмы. Конечно, потребуется формирование новой образовательной системы. Через образование в стенах университета студент научится ставить и решать новые цели и задачи, будет автором или разработчиком новых идей, проектов, методик и т.д. Это будет специалист, устремленный в будущее, способный решать практические задачи на рабочем месте, а самое главное - прикладывать усилия в деятельности по преобразованию системы, в которой он работает, а следовательно и всей сферы физической культуры, спорта и туризма. Иначе говоря, только тот специалист способен эффективно работать, который четко видит цель и пути к достижению этой цели. Именно такие выпускники - носители новой парадигмы - всегда будут востребованы как квалифицированные специалисты, только в этом случае университет может занять лидирующее место на рынке труда, так как его специалисты в дальнейшем сами будут формировать рынок труда, когда через 10-20 лет займут ответственные посты в сфере физической культуры, спорта и туризма. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |