Abstract CONTINUOUS VOCATIONAL TRAINING IN THE AREA OF PHYSICAL CULTURE: CONDITION, PROBLEMS AND PROSPECTS I.K. Latypov, Ph. D., lecturer The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow Key words: continuous education, area of physical culture, model of continuous vocational training, university complex. The urgency of the problem of creation of university complexes at the present stage is caused by the necessity of consolidation of scientific and professional potentials of educational establishments, coordination and concentration of their efforts on the complex decision of the problems connected with the realization of the National doctrine of education, the Federal program of development of education and the Concept of the development of physical culture and sports in the Russian Federation.
|
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Кандидат
педагогических наук, доцент И.К.
Латыпов Ключевые слова: непрерывное образование, сфера физической культуры, модель непрерывного профессионального образования, университетский комплекс. Перестройка сложившейся системы образования в нашей стране, переход к непрерывному образованию являются закономерным результатом объективного исторического развития общества. Настоятельная потребность в создании целостной системы непрерывного образования диктует необходимость переосмысления целевых функций образования как системы и ее отдельных звеньев, пересмотра традиционных представлений о социальной сущности образования, его отношений с другими видами и формами общественной практики, места и роли образования как социального института в жизни человека и общества. В последнее время устойчивый научный интерес проявляется к идее создания единого образовательного пространства. Проблема разностороннего гармоничного развития человека с учетом его индивидуальных особенностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и требований современного общества рассматривается в каждой работе, содействующей более полному и целостному представлению о непрерывном образовании [1, 2, 5, 9, 13, 17]. Новые экономические отношения предъявляют иные требования к процессу образования и уровню подготовленности специалистов. Исходя из этого перед отечественной системой образования ставятся новые задачи по подготовке специалистов, отвечающих перспективным направлениям экономического развития, способных освоить новейшие технологии, обладающих высокой мобильностью и адаптацией к меняющимся производственным и социальным требованиям [1, 7, 11, 15]. Главная цель профессионального физкультурного образования заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов для всех звеньев системы физической культуры и спорта на основе реального спроса на их услуги, в их способности обеспечить качественное педагогическое сопровождение всего многообразия физкультурно-оздоровительных программ в различных образовательных учреждениях и других организационных структурах физической культуры и спорта [7, 15]. Одной из актуальных проблем в сфере образования, и в частности физической культуры, является проблема создания системы непрерывного профессионального образования (НПО). Аналитический обзор научной литературы показывает, что к настоящему времени намечен ряд направлений в системе непрерывного образования в сфере физической культуры. Теоретические подходы к модернизации физкультурного образования были разработаны В.И. Масловым и Н.Н. Зволинской, которые отмечают, что такие составляющие, как всеохватность, преемственность и индивидуализированность, должны обеспечить НПО от ранней профориентации до становления профессионала, от уровня непродуктивной до уровня продуктивной педагогической деятельности [10]. Г.Н. Пономарев на основе проведенного анализа состояния подготовки специалистов по физической культуре, делает вывод о том, что в современных условиях в России уже имеются определенные возможности для вариативной подготовки специалистов на базе двух направлений: "Педагогика" и "Физическая культура". В этой связи предпринимается попытка выстраивать вариативные образовательные программы [16]. Острыми проблемами остаются отсутствие необходимой преемственности уровней средней и высшей школы. Не менее актуальной является проблема преемственности среднего и высшего профессионального образования. На протяжении ряда лет падает доля выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в вузы без дополнительной подготовки. В связи с различиями и отсутствием преемственности в системе обучения в средних и высших учебных заведениях студенты младших курсов проходят длительный период адаптации к вузовской системе обучения [8]. К тому же далеко не всегда стыкуются реальные интересы образовательных учреждений разного уровня. Неполностью отработано в правовом отношении взаимодействие разных ступеней профессионального образования. В свою очередь, будучи, с правовой точки зрения, преемственными, выпускные требования системы общего образования на практике далеко не всегда совмещены с требованиями вступительных испытаний в средних специальных учебных заведениях и вузах. В связи с этим в системе подготовки специалистов по физической культуре обозначилось много противоречий, среди которых выделим следующие: · рассогласование целей между движением общества к рыночной экономике и традиционными формами подготовки, переподготовки и повышения квалификации физкультурных кадров, приводящее к невостребованности обществом значительной части подготовленных специалистов; · противоречие между традиционной "знаниевой" массово-репродуктивной и современной индивидуально ориентированной парадигмами подготовки, переподготовки и повышения квалификации физкультурно -педагогических кадров; · противоречие между существующими разрозненными институциональными формами подготовки, переподготовки и повышения квалификации физкультурных кадров и необходимостью создания единой целостной системы; · противоречие между потребностями в создании инновационных образовательных структур и отсутствием научно обоснованной теории проектирования образовательных систем; · противоречие между перспективами формирования образовательной системы, быстро реагирующей на социально-экономические изменения, и существующими условиями подготовки физкультурных кадров. Указанные противоречия между современными потребностями общества в квалифицированных специалистах по физической культуре нового качества и сложившейся системой НПО в сфере физической культуры свидетельствуют о существовании проблемы, суть которой заключается в недостаточной разработанности теоретических, методологических и организационных основ системы НПО в сфере физической культуры. Преодоление этих противоречий требует разработки концептуальных основ проектирования НПО в сфере физической культуры. В связи с этим нам видится своевременной и актуальной разработка современной концепции НПО в сфере физической культуры. При проектировании системы НПО в сфере физической культуры важным является то, что эта система не должна иметь тупиков, т.е. на любом ее уровне и через любую организационную форму образования человек должен иметь возможность поступательного движения вперед. В качестве важного элемента целостности, преемственности и НПО можно предложить следующую модель непрерывного профессионального образования в сфере физической культуры. Исследования показали, что в системе НПО в сфере физической культуры одной из важнейших системообразующих составляющих является довузовская подготовка учащихся [3, 17]. Специфика довузовского образования состоит в том, что, не подменяя целостной системы построения среднего общего образования, оно должно служить дополнительным ресурсом при воздействии на личность ученика с целью его профессионального самоопределения и подготовки к обучению в вузе. Система непрерывного образования, особенно в период перехода к 12-летнему обучению, обязана кардинально измениться. Поэтому основное внимание должно уделяться прежде всего углубленному довузовскому обучению в общеобразовательной школе, так как именно там готовят будущих студентов. Эффективность подготовки специалистов по физической культуре и спорту в вузе зависит от того, насколько вчерашний абитуриент и сегодняшний студент включится в относительно новую для него учебно-педагогическую деятельность. Отсюда становится очевидной необходимость соблюдения преемственности довузовского и вузовского этапов НПО будущих специалистов. Приобретенный опыт на этапе довузовского образования способствует органичному вхождению студентов в будущую профессию. Анализ и изучение опыта работы, а также результатов деятельности инновационных учебных заведений позволили нам сделать некоторые обобщения, характеризующие перспективные образовательные модели профильных учреждений в системе НПО в сфере физической культуры. Такими, на наш взгляд, могут быть средняя общеобразовательная школа спортивного профиля и физкультурно-педагогический лицей. В рамках экспериментального исследования мы исходили из того, что общеобразовательная школа спортивного профиля призвана стать подлинно базовым звеном в НПО в сфере физической культуры. Функционирование школы спортивного профиля, по нашему мнению, должно быть направлено: - на создание благоприятных условий для разностороннего развития личности и более полного удовлетворения образовательных запросов и потребностей детей в формах получения образования; - на формирование общей культуры личности учащихся на основе оптимального сочетания среднего (полного) общего образования с элементами профессиональной подготовки; - на создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся и эффективной подготовки спортивного резерва из числа физически одаренных детей; - на формирование мотивационно-ценностного отношения к профессии и допрофессиональную подготовку учащихся в области физической культуры в рамках профильной дифференциации обучения; - на формирование умений и навыков научно-исследовательской работы; - на повышение качества подготовки выпускников в выбранных ими учебных предметах и видах деятельности, разрешение проблем перехода от одной ступени обучения к другой в системе НПО; - на сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами физической культуры, формирование ценностно ориентированного отношения к физической культуре и спорту, внедрение здорового образа жизни. Лицейское образование - это тип повышенного уровня общего среднего образования, спрофилированного на физкультурно-педагогическую деятельность, обеспечивающий непрерывность общего и профессионального образования, а также тип повышенного уровня профессиональной подготовленности , создающий условия для получения высшего профессионального образования в сфере физической культуры. В связи с этим цель физкультурно-педагогического лицея - выявление и всестороннее развитие способностей и склонностей каждого обучающегося, создание условий для самореализации молодого человека через физическую культуру и спорт, обеспечение допрофессиональной подготовки учащихся, проявивших способности к педагогической деятельности в сфере физической культуры. Особое место в системе НПО в сфере физической культуры занимает университет физической культуры - единственный тип учебного заведения, по уровню своего статуса адекватный всему спектру задач непрерывного образования. Организация университетского комплекса как образовательного учреждения нового типа обеспечивает в наибольшей степени соединение педагогической теории и инновационной практики в профессиональной подготовке специалистов. Как показывает анализ педагогической теории и практического опыта, объединение различных образовательных учреждений в единый комплекс открывает дополнительные ресурсы в профессиональной подготовке специалиста по физической культуре. Открываются дополнительные специальности и специализации с целью подготовки специалиста широкого профиля, создаются условия для оптимального отбора содержания образования и внедрения высокоэффективных педагогических технологий. В заключение отметим, что современная система НПО в сфере физической культуры - это динамично развивающаяся система, которую отличает открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость. Показателем развития системы служит постоянное обновление содержания и структуры физкультурного образования на всех ступенях и уровнях обучения, совершенствование классификатора специальностей среднего профессионального образования и перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В основе структуры непрерывного профессионального физкультурного образования лежит разветвленная сеть различных организационных форм, представляющих в своей совокупности многоуровневую систему профессиональной подготовки специалистов по физической культуре. Актуальность проблемы создания университетских комплексов на современном этапе обусловлена необходимостью консолидации научного и профессионального потенциалов образовательных учреждений, координации и концентрации их усилий на комплексном решении проблем, связанных с реализацией Национальной доктрины образования, Федеральной программы развития образования и Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Литература 1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Основные параметры прогноза качественных характеристик специалиста отрасли "Физическая культура и спорт" // Довузовская подготовка как этап развития кадровой инфраструктуры в отрасли "Физическая культура и спорт": Сб. науч. тр. /Под ред. В.В. Кузина, Н.Н. Чеснокова, И.М. Быховской. - М.: СпортАкадемПресс, 2001, с. 28-71. 2. Гуляев М.Д. Инновации и технологии непрерывного физкультурного образования в условиях региона: Автореф. канд. дис. М., 2002. - 26 с. 3. Демченская Л.Г. Проектирование довузовской подготовки учащихся школ к профессии учителя физической культуры: Автореф. канд. дис. Тула. 1999. - 20 с. 4. Закон Российской Федерации "Об образовании". М., 2000. 64 с. 5. Каргаполов Е.П. Организационно-управленческие основы непрерывного физкультурного образования: Автореф. докт. дис. М., 1992. - 49 с. 6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. 7. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года: Сб. официальных документов и материалов Госкомспорта РФ. 2001, № 2, с. 17-26. 8. Коротов В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования // Педагогика. 1997, № 5. 9. Костюченко В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: Автореф. докт. дис. СПб., 1997. - 39 с. 10. Маслов В.И., Зволинская Н.Н. Объектно-деятельностный подход к определению и описанию целей обучения в институте физической культуры // Система подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. в 2 ч. - М.: ГЦОЛИФК, 1990, ч.1, с. 21-24. 11. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2000, №11. 12. Нечаев Н.Н. Концепция непрерывного образования // Специалист. 1977, № 4. 13. Пасюков П.Н. Региональная образовательная система как фактор устойчивого развития непрерывного физкультурно-педагогического образования: Автореф. докт. дис. Челябинск, 2000. - 42 с. 14. Петров П.К. Система подготовки будущих специалистов физической культуры в условиях информатизации образования: Автореф. докт. дис. Ижевск, 2004. - 40 с. 15. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту по новым государственным стандартам: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. проф. П.К. Петрова. - Ижевск Издательский дом "Удмуртский университет", 2002. - 175 с. 16. Пономарев Г.Н. Развитие вариативной подготовки специалистов по физической культуре в современных социокультурных условиях: Автореф. докт. дис. СПб., 2003. - 35 с. 17. Чесноков Н.Н. Довузовская подготовка как этап непрерывного физкультурного образования. М., 1997. - 126 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
|