ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ


Abstract

METHODICAL APPROACHES OF MOTOR MODE'S OPTIMIZATION IN PRESCHOOL AGED CHILDREN

T.V. Levchenkova, Ph. D., lecturer

The Russian state university of physical culture, sports and tourism, Moscow

A.K. Tsiplakova, The honorable worker of education of the Russian Federation

Head of Kindergarten №1986, Moscow

Key words: preschool education, physical-improving occupations, special motor mode, correctional occupations, amount of motor activity.

The authors develop the program of rationalization of a motor mode of children of the preschool age attending kindergartens of general-developing type.

The purpose of the program - the creation of conditions for the maintenance of high-grade physical and mental health of children, the development of coordination of movements, motor skills, the improving of skeleton—muscles system.

The developed program allows to increase the volume of motor actions in a mode of day to develop a spatial orientation and mental functions, independence, initiative, the responsibility, mutual aid and an adequate self-estimation of children by means of the specially organized obligatory and additional physical-improving and game occupations.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Левченкова
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Почетный работник образования РФ А.К. Циплакова
Заведующая ГОУ д/с № 1986 г. Москвы

Ключевые слова: дошкольное образование, физкультурно-оздоровительные занятия, специальный двигательный режим, коррекционные занятия, объем двигательной активности.

В настоящее время государственные дошкольные образовательные учреждения при проблемы изменения направленности семейного воспитания детей от рождения до школы сталкиваются с отсутствием необходимого дидактического обеспечения развивающих и коррекционных программ и недостатком квалифицированных кадров. Выход из сложившейся ситуации возможен при объединении усилий государственных и негосударственных образовательных учреждений по реализации единых программ воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Модель такого сотрудничества создана в Юго-Западном округе г. Москвы, где в работе над совместной программой по физическому воспитанию детей дошкольного возраста объединены ГОУ д/с № 1986 и 1141 и негосударственное образовательное учреждение "Учебно-оздоровительный центр "ФИТБОЛ".

Специалистами разработана программа по рационализации двигательного режима детей дошкольного возраста, посещающих детские сады общеразвивающего типа. Цель программы - создание условий для поддержания полноценного физического и психического здоровья детей, развития координации движений, двигательных умений и навыков, укрепления опорно-двигательного аппарата. Разработанная программа позволяет увеличить объем двигательных действий в режиме дня, развивать пространственную ориентацию и психические функции, самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопомощь и адекватную самооценку детей через специально организованные обязательные и дополнительные физкультурно -оздоровительные и игровые занятия.

Для составления программы по оптимизации двигательного режима дошкольников были проанализированы программы воспитания и развития детей дошкольного возраста, существующий режим в детских садах и средства, используемые в физкультурно-оздоровительной работе, проведены: психолого -педагогическая диагностика состояния детей, посещающих образовательное учреждение, медицинское обследование.

Исследования показали, что существующие программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста не учитывают в полной мере нового арсенала средств и методов в этой области, возможности использования дополнительных режимных моментов для расширения объема двигательной активности.

Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста выявила значительные отклонения в развитии двигательной сферы детей. Так, около 22% детей имеют выраженные нарушения координации движений (статическое равновесие, ловля мяча, передвижения в заданном направлении), у 29% показатели развития скоростно-силовых способностей оцениваются как "ниже среднего".

Работа по программе началась с создания материально-технических условий для проведения полноценных физкультурно-оздоровительных занятий, оснащения физкультурного зала и игровой комнаты необходимым оборудованием: мягкое модульное оборудование, сухой бассейн, гимнастические мячи диаметром от 45 до 65 см, пластмассовые конструкции, массажные приспособления, кардио- и силовые тренажеры. Все оборудование отвечает требованиям многофункциональности, гигиеничности, создания предметно-развивающей среды.

В физкультурно-оздоровительных занятиях это оборудование применяется следующим образом. Гимнастические мячи большого диаметра и различных цветов используются для проведения разминки в положении "сидя или лежа на мяче", в игровой деятельности и коррекционных занятиях - для выполнения упражнений на формирование правильной осанки, развития функции равновесия, скоростно -силовых и координационных способностей детей дошкольного возраста.

Для проведения коррекционных занятий или специальных упражнений в рамках общеразвивающего занятия используются массажные приспособления: массажные мячи диаметром 6, 8, 10 см, массажные дорожки, гимнастические палки, следочки и т.п.

В режиме дня дошкольников для расширения двигательного режима можно использовать следующие обязательные и дополнительные мероприятия: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, музыкальные занятия, занятия по музыкальной ритмике, прогулки с подвижными играми, игротерапевтические занятия с психологом, занятия по лечебной физической культуре, "гимнастику пробуждения", пальчиковую гимнастику, дополнительные занятия по назначению специалистов.

Расписание занятий составлено таким образом, что помимо обязательных занятий по программе "Истоки" введены дополнительные коррекционные занятия (2 раза в неделю по подгруппам), музыкальная ритмика (одно занятие в неделю в младшей и средней группах, два - в старшей и подготовительной), игровое занятие с психологом (1-2 раза в неделю). Это позволило посредством введения специально организованных двигательных занятий расширить двигательный режим детей во время пребывания в детском саду до 8 ч в неделю в младшей группе и до 15 ч - в подготовительной группе.

Для расширения объема двигательного режима детей во время пребывания в детском саду использовались все основные (групповые) и вспомогательные помещения (физкультурный зал, музыкальны й зал, игровая комната). Практический опыт работы показал, что в детском саду целесообразно выделить отдельную игровую комнату и разместить в ней специальное игровое оборудование, которое может использоваться детьми разного возраста. Это позволяет не перегружать игровым оборудованием групповые помещения и соответственно выделить в них пространство для самостоятельной двигательной деятельности детей. Игровая комната по расписанию может использоваться как для проведения специальных игровых занятий с психологом или воспитателем, так и для свободных игр.

Дополнительные занятия по музыкальной ритмике и коррекционные занятия по формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия проводятся по методике, разработанной совместно специалистами центра "ФИТБОЛ" и педагогами детских образовательных учреждений.

В каждом коррекционном занятии предусмотрена общеразвивающая часть, которая занимает около 20% времени занятия, и коррекционная часть - от 20 до 40%. Обязательное условие при проведении коррекционных занятий - максимальное использование описанного выше оборудования.

Схема занятия выглядит следующим образом.

Разминка - общеразвивающие упражнения с использованием больших гимнастических мячей и мягких модульных конструкций. Упражнения выполняются в положении сидя на мяче или стоя.

Основная часть - исходя из задач занятия построение полосы препятствий и ее прохождение каждым ребенком не менее 2 раз. Игры и эстафеты.

Релаксационная (заключительная) часть проводится с использованием массажных приспособлений.

Для дополнительных коррекционных занятий формировались группы детей (не более 10 человек) со следующими проблемами: плоскостопие, нарушение осанки на основании диагноза, поставленного врачом в ходе медицинского обследования.

Занятия по музыкальной ритмике проводились по традиционной схеме проведения занятий и состояли из трех частей. Эти занятия были направлены на развитие координационных способностей детей, формирование ритмической структуры движений. Дети должны были научиться выполнять слитные движения на 4-8-16 счетов. В занятия включались элементы народных и современных танцев.

Игровые занятия с психологом проводились в игровой комнате и были направлены на развитие интеллектуальной, коммуникативной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Все занятия строились на основе подвижных игр с использованием крупногабаритного оборудования.

Для всех специалистов детских садов проводились семинары и "круглые столы" с целью обучения навыкам использования имеющегося оборудования в проведении групповых и индивидуальных занятий с детьми.

За два года работы по программе (на основании врачебного наблюдения и диагностики физического развития детей) можно говорить о значительном улучшении показателей физического развития и физической подготовленности дошкольников.

Сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований показал улучшение состояния опорно-двигательного аппарата у детей-дошкольников. Так, значительно уменьшилось (с 93 до 46%) количество детей с боковыми искривлениями позвоночника. Наполовину уменьшилось количество детей с признаками скручивания туловища.

Наблюдения психолога свидетельствуют о том, что у детей в среднем на 17-22% улучшились показатели развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Дети стали более самостоятельными и быстрее адаптируются к режиму детского образовательного учреждения и группе сверстников, адекватно оценивают себя.

Оптимизация двигательного режима детей во время их пребывания в детском саду с целью создания полноценных условий для гармоничного развития дает положительные результаты при правильно подобранных методах работы, рационально составленном расписании, включении в него обязательных и дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий. Для этого необходимо соответствующее материально-техническое и кадровое обеспечение, позволяющее разнообразить виды двигательной активности детей.

Опыт совместной деятельности государственных и негосударственных образовательных учреждений обеспечивает решение многих методических и кадровых вопросов при построении оптимального образовательно-воспитательного процесса детей дошкольного возраста.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: