Abstract PRINCIPLES OF FORMATION AND ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING IN SPECIAL MEDICAL GROUPS T.E. Vilenskaya, Ph. D. The Kuban state university of physical culture, sports and tourism, Krasnodar E.A. Kudaev, Dr. Med. Adygei state university, Maykop Key words: special medical group, physical training in elementary school, pathology of various bodies and systems of organism. Considering the problem of perfection of the organization of physical training in elementary secondary schools, it is necessary to stop on the existing now principles of liberation from occupations of physical culture and formation of special medical groups. The given problem is especially actual, as there is no precise legalized list of diseases and pathological conditions nowadays which are the basis for liberation from the occupations of physical culture or the enrolment of children in special medical groups. The results of the research testify that for today there are many russian children liberated from the occupations of physical culture and referred to special medical groups without the slightest grounds, the occupations at which do not solve any of problems of impellent rehabilitation of the similar contingent of persons.
|
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ Кандидат
биологических наук Т.Е. Виленская Кандидат
медицинских наук Э.А. Кудаев Ключевые слова: специальная медицинская группа, физическое воспитание в младших классах, патология различных органов и систем организма. Рассматривая проблему совершенствования организации физического воспитания в младших классах средних обшеобразовательных школ, нельзя не остановиться на существующих в настоящее время принципах освобождения от занятий физической культурой и формирования специальных медицинских групп. Данная проблема особенно актуальна, поскольку на сегодняшний день практически отсутствует четкий узаконенный перечень заболеваний и патологических состояний, являющихся основанием для освобождения от занятий физической культурой или зачисления детей в специальные медицинские группы. Учитывая это, мы и сочли необходимым посвятить настоящий раздел работы решению следующих задач: - анализу существующих подходов к освобождению детей младшего школьного возраста от занятий физической культурой и зачислению их в специальные медицинские группы; - определению основной направленности и степени эффективности занятий в специальных медицинских группах; - разработке путей совершенствования организации физического воспитания учащихся, которые не могут быть отнесены к основной медицинской группе (или не хотят заниматься по программе этой группы). Первая серия настоящего раздела исследований была посвящена анализу существующих подходов к освобождению детей младшего школьного возраста Краснодарского края от занятий физической культурой и зачислению их в специальные медицинские группы. С этой целью нами были просмотрены 1903 медицинские карточки мальчиков и девочек 7-10 лет. Полученные сведения относительно количественного состава сформированных медицинских групп для занятий физической культурой представлены в табл. 1. Согласно полученным данным из 1903 осмотренных детей только 1079 человек (что составляет 56,7% от общего числа) по состоянию здоровья были допущены к занятиям физической культурой в основной группе; 62 школьника (3,26%) были освобождены от занятий физической культурой, 339 (17,81%) - зачислены в подготовительную и 181 (9,51%) - в специальную группы; 242 (12,72%) - рекомендованы занятия ЛФК. При этом наиболее весомую роль как при освобождении детей от занятий физической культурой, так и при зачислении их в специальную медицинскую группу играла патология опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы (соответственно 27,91 и 19,3% случаев). Удельный вес заболеваний и патологических состояний других органов и систем выглядел следующим образом (табл. 2). Сведения о диагнозах, явившихся основанием для освобождения детей 7-10 лет от занятий физической культурой или зачисления их в специальную медицинскую группу, представлены в табл. 3 (обращаем внимание читателей на то, что формулировка диагнозов представлена в изначальном виде). Если проанализировать полученные данные, становится совершенно очевидным, что формулировка диагнозов в подавляющем большинстве случаев носит сугубо произвольный и часто далеко не профессиональный характер. Хотя бы поэтому они не могут служить основанием для распределения детей на медицинские группы. Таблица 1. Количественный состав медицинских групп, сформированных из числа учащихся младших классов общеобразовательных школ
В качестве примера: Кардиопатия Миокардиодистрофия Миокардит Гипертензия Хронический гепатит В Дискинезия желчевыводящих путей Хронический гастрит Дуоденит Хронический гастродуоденит Удвоение почки Нефроптоз Дисметаболическая нефропатия и др. Обозначения целого ряда состояний вообще не вписываются в понятие "диагноз". К ним относятся: Функциональный шум в сердце Аномалия желчевыводящих путей Атония желчного пузыря Пролапс желчевыводящих путей Герпес Вертеброгенная дисфункция Вызывает серьезное недоумение зачисление в специальные медицинские группы или освобождение от занятий физической культурой при наличии гипотонического синдрома, остеохондроза позвоночника, нейроциркуляторной дистонии, миопии слабой степени, хронического фарингита, искривления носовой перегородки и т.п. Трудно поверить, исходя из возраста обследуемых лиц и их полноценного участия в учебном процессе, в следующие диагнозы: - внутричерепная гипертензия (без указания, является ли она доброкачественной или злокачественной); - сколиоз IV степени (то есть предполагается наличие горба или речь идет о выраженной сколиотической осанке?). Целый ряд заболеваний и патологических состояний подлежат лечению, приводящему к полному выздоровлению или длительной ремиссии, в период которой дети вполне могут заниматься физической культурой в основной медицинской группе. Это миокардиодистрофия, гипотонический синдром, дискинезия желчевыводящих путей, хронический гастрит, хронический дуоденит, хронический тонзиллит, хронический фарингит, цистит, ринит, искривление носовой перегородки, остеохондроз грудной, шейный остеохондроз, гематома грудной клетки, дерматоз, поллиноз, часто и длительно болеющие и др. В то же время, если обратиться к данным литературы, именно лица со сколиотической осанкой, гипотоническим синдромом, часто и длительно болеющие нуждаются в должном объеме двигательной активности, которая, с одной стороны, должна быть направлена на повышение общей физической работоспособности и функциональных возможностей основных постуральных мышц, и с другой - на двигательную коррекцию сопутствующих заболеваний и патологических состояний. Таблица 2. Удельный вес различных видов патологии (за исключением патологии опорно-двигательного аппарата и сердечно -сосудистой системы), явившейся основанием для освобождения детей 7-10 лет от занятий физической культурой или зачисления их в специальную медицинскую группу
Таблица 3. Диагнозы, явившиеся основанием для освобождения детей 7-10 лет от занятий физической культурой или зачисления их в специальную медицинскую группу
Таким образом, освобождение от занятий физической культурой, так же как и зачисление в специальные медицинские группы, проводится в настоящее время сугубо произвольно. Учитывая это, мы сочли необходимым проанализировать существующую на сегодняшний день документацию, призванную регламентировать процесс допуска к занятиям физической культурой и спортом или освобождения от таковых. Как показали результаты проведенного в этом плане исследования, на данный момент мы, к сожалению, не имеем четко обоснованного перечня заболеваний, являющегося показанием к освобождению от занятий или зачислению в специальные медицинские группы. С очень большими оговорками в этом плане могут быть использованы "Рекомендации по определению медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья" [1]. Однако если провести сравнительный анализ данных "Рекомендаций " с аналогичными документами, представленными ниже, становится вполне очевидным, что четкая законодательная база относительно распределения учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой и освобождения от последних в настоящее время отсутствует. 1. Перечень заболеваний, препятствующих отбору для поступления в общеобразовательные школы спортивного профиля, ДЮСШ, центры подготовки резервов большого спорта [7]. 2. Проект перечня заболеваний и патологических состояний, препятствующих допуску к занятиям спортом [5]. 3. Противопоказания к занятиям соревновательными видами спорта с позиции зарубежных специалистов [4]. 4. Сроки динамического наблюдения и показания к снятию с учета больных врачами-терапевтами [6]. 5. Сроки допуска к занятиям спортом после перенесенных заболеваний и патологических состояний [2, 3]. Следует помнить также о том, что даже в случае создания подобного документа (что само по себе представляется крайне сложным) в подавляющем большинстве случаев врачам придется принимать решение об освобождении от занятий или зачислении в специальную медицинскую группу, опираясь исключительно на жалобы обследуемых, ибо для подтверждения или опровержения объективности симптомов порой необходимы весьма объемные исследования. И здесь возникает новый вопрос: а насколько готовы преподаватели физической культуры к профессиональной работе в специальных медицинских группах с подобными контингентами лиц? Для того чтобы ответить на него, нами было проведено специальное анкетирование 122 преподавателей физической культуры в общеобразовательных школах Краснодарского края, стаж работы которых колебался от 1 до 26 лет. Предлагаемая анкета разработана на кафедре спортивной медицины и физической реабилитации Кубанской государственной академии физической культуры и ориентирована на специалистов в области физической культуры, работающих с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (каковыми, по сути, и являются дети, зачисляемые в специальную медицинскую группу). Все 25 вопросов, включенных в данную анкету, изучаются студентами физкультурных вузов (будущими преподавателями физической культуры) в курсе спортивной медицины. Результаты анкетирования представлены в табл. 4. Полученные данные убедительно подтвердили, что уровень знаний подавляющего большинства преподавателей физической культуры недостаточен для работы с детьми, имеющими те или иные отклонения в состоянии здоровья, что, естественно, не позволяет им избегать ошибок в плане развития необходимых двигательных навыков и качеств у детей, зачисляемых в специальную медицинскую группу, не говоря уже о последовательном проведении двигательной коррекции определенных заболеваний и патологических состояний. На наш взгляд, для выхода из создавшегося положения требуется проведение целого комплекса мероприятий. Во-первых, следует создать специальные медицинские комиссии (по типу комиссий при военкоматах), ответственные за освобождение от занятий физической культурой и зачисление в специальные медицинские группы. Подобные комиссии должны быть организованы при врачебно-физкультурных диспансерах, поскольку только специалисты, работающие в этих медицинских учреждениях, имеют необходимый уровень профессиональной подготовки для решения спорных вопросов, касающихся распределения на медицинские группы для занятий физической культурой. Во-вторых, особого внимания заслуживает проблема медико-биологической подготовки преподавательского состава. К сожалению, на сегодняшний день при установлении категорийности специалистов в области оздоровительной физической культуры не учитывается уровень их знаний в области медицинских аспектов двигательной активности лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья. Таблица 4. Результаты анкетирования преподавателей физической культуры общеобразовательных школ Краснодарского края
Как известно, в настоящее время на базе вузов физической культуры открыта новая специальность "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)", предусматривающая большой объем медицинских знаний. Однако, к сожалению, введенные в ее рамки специализации (физическая реабилитация, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, лечебная физическая культура) в основном ориентированы на лиц, имеющих инвалидность (речь идет в первую очередь об ампутантах, умственно отсталых, слабовидящих и слепых, а также слабослышащих и глухих). В то же время было бы очень целесообразно ввести именно в рамках этой специальности подготовку преподавателей физической культуры для специальных медицинских групп. Кроме этого, естественно, необходимо ввести в состав комиссий, присуждающих категории преподавателям физической культуры, представителей из врачебно-физкультурных диспансеров или соответствующих учебных кафедр. Что же касается непосредственно совершенствования процесса физического воспитания детей, отнесенных к специальной медицинской группе, то здесь одним из альтернативных вариантов работы с обсуждаемым контингентом лиц, на наш взгляд, может стать создание специализированных оздоровительно-реабилитационных центров по направлениям (патология сердечно-сосудистой системы, патология систем дыхания, пищеварения, опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и т.д.). Как нам представляется, непременным условием эффективной работы подобных центров является наличие в них двух отделений: общеоздоровительного, основная цель которого - повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, и опорно-двигательного аппарата (речь идет прежде всего о повышении общей работоспособности организма и силы постуральных мышц), а также специализированных отделений двигательной реабилитации избранного круга заболеваний. С учетом структуры заболеваемости детей в каждом регионе профильность подобных оздоровительно -реабилитационных центров, естественно, будет различна. Однако подразделения реабилитации для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, скорее всего, будут ведущими независимо от региона (напомним, результаты наших исследований показали, что именно патология опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы вносит наиболее весомый вклад как в освобождение детей 7-10 лет от занятий физической культурой, так и в зачисление их в специальную медицинскую группу). Все вышесказанное свидетельствует о том, что на сегодняшний день мы имеем огромный процент детей, освобожденных от занятий физической культурой и отнесенных без всяких оснований к специальным медицинским группам, занятия в которых не решают ни одной из задач двигательной реабилитации подобного контингента лиц. Преподаватели физической культуры, работающие со специальными медицинскими группами, по уровню своей подготовленности в подавляющем большинстве не способны обеспечить (содержательно и количественно) адекватную двигательную активность лиц, которые по тем или иным причинам не хотят или не могут заниматься в основных группах. В создавшейся ситуации необходимо проведение целого комплекса мероприятий, направленных, с одной стороны, на упорядочение существующей системы освобождения от занятий физической культурой и зачисления в специальные медицинские группы, повышение уровня квалификации преподавательского состава и, с другой стороны, на разработку альтернативных вариантов работы с рассматриваемым контингентом лиц. Таковым может быть, на наш взгляд, создание специализированных оздоровительно -реабилитационных центров, работа которых должна решать две основные задачи: общеоздоровительную и специализированной двигательной реабилитации при избранном круге заболеваний. Литература 1. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: Учеб. пос. для техникумов. - М.: Высшая школа, 1986. - 255 с. 2. Гритченко Н.В. Основы физического воспитания, врачебного контроля и лечебной физической культуры. - М.: Медицина, 1972. - 272 с. 3. Левандо В.А., Левандо Г.А. О занятиях массовыми формами физической культуры при заболеваниях верхних дыхательных путей и органа слуха //Теория и практика физ. культуры. 1986, № 8, с. 58-60. 4. Мак-Дугалл Дж. Дункан, Уэнгер Говард Э., Грин Говард Дж. Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса. - Киев: Олимпийская литература, 1998, с. 431. 5. Макарова Г.А. Практическое руководство для спортивных врачей. Краснодар, 2000. - 678 с. 6. Матвейков Г.П. Практические навыки терапевта. - Минск: Вышэйшая школа, 1993. - 656 с. 7. Мотылянская Р.Е., Велитченко В.К., Перминов Л.М. и др. Медицинские аспекты спортивного отбора. М., 1988. - 86 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |