Abstract CORRECTION OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS WITH USE OF INDIVIDUAL PROGRAMS L.A. Semyonov, Dr. Hab., professor P.V. Shlykov, Ph. D. The Russian state professional - pedagogical university, Ekaterinburg Key words: students of special medical groups, physical preparedness, correction, personal focused approach, means of supply with information, individual programs. In Russia one of the most actual problems of higher educational institutions has been a problem of physical training of students classified as the special medical group according to their state of health. The special urgency of the given problem is caused first of all by close connection between physical preparedness and the general state of health. As a result of the realization of an experimental research it was proved that the application of the individual correctional programs developed with participation of students , not only provides essential increase of physical preparedness and a state of health, but also promotes the improvement of psycho-emotional conditions and the increase of theoretical literacy. |
КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ Доктор
педагогических наук, профессор Л.А.
Семёнов Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург Ключевые слова: студенты специальных медицинских групп, физическая подготовленность, коррекция, личностно ориентированный подход, средства информационного обеспечения, индивидуальные программы. Одной из наиболее актуальных проблем высших учебных заведений России была и остается проблема физического воспитания студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Особая актуальность данной проблемы обуславливается прежде всего тесной связью между физической подготовленностью и общим состоянием здоровья. Выполнение физических упражнений, повышение двигательной активности (что является основой для развития кондиционной физической подготовленности) самым непосредственным образом оказывают оздоровительное влияние на организм человека [2, 5 и др.]. Особое значение физические упражнения приобретают для человека с отклонениями в состоянии здоровья. И здесь очень важно организовать занятия физической культурой так, чтобы избежать образования "порочного круга" [8], заключающегося в том, что двигательная недостаточность приводит к ухудшению функционального состояния организма, а это, в свою очередь, ведет к нарушению способности выполнять физические нагрузки, столь необходимые для достижения оздоровительного эффекта. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: организм нуждается в физических упражнениях, но, будучи недогружен ими, утрачивает способность к проявлению двигательной деятельности. Именно такая ситуация наблюдается у студентов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ. Свидетельством тому является факт, что более 50% студентов СМГ имеют низкий уровень кондиционной физической подготовленности [9 и др.]. При этом у подавляющего большинства студентов данной категории нет какого-либо интереса к занятиям физической культурой. Основная причина такого положения заключается не только в отсутствии федеральной программы, которая предусматривала бы дифференциацию характера упражнений и нагрузок, предлагаемых для студентов с различными заболеваниями. В настоящее время разработка такого рода программ предусматривается на кафедрах физического воспитания высших учебных заведений (и во многих вузах они действительно разрабатываются). Но что особенно важно, это отсутствие должного стимулирования студентов СМГ к занятиям физической культурой. Увещевания о том, что занятия физической культурой полезны для их здоровья, носят абстрактный характер из-за отсутствия конкретных (объективных) критериев, используемых на занятиях, и теоретической неподготовленности студентов. Мы считаем, что для исправления положения процесс физического воспитания студентов СМГ должен носить отчетливо выраженный коррекционный характер с направленным воздействием на имеющиеся у студентов отклонения в физической подготовленности с учетом индивидуальных нарушений в состоянии здоровья. Теоретические аспекты коррекционного подхода достаточно полно разработаны и широко реализуются в специальной педагогике [7, 12 и др.]. В сфере физического воспитания принцип коррекционной направленности до сих пор не нашел широкого применения. Следует отметить, что существует ряд работ, обосновывающих целесообразность реализации этого принципа в школьной физической культуре [10, 11]. Важно также, чтобы процесс коррекции физической подготовленности студентов СМГ был личностно значимым для них. Реализация же личностно ориентированного подхода [1, 13] может осуществляться путем применения индивидуальных программ, в разработке которых по заданному преподавателем алгоритму непосредственное участие должны принимать сами студенты. Привлечение студентов к разработке программ коррекции "для себя" приведет прежде всего к самоактуализации занятий физическими упражнениями с отчетливым осознанием поставленной цели и путей ее достижения. Кроме того, что имеет особое значение, в процессе работы над программой возникает потребность в получении необходимых для этого знаний, что способствует саморазвитию, стимулирует самостоятельное изучение литературы. Алгоритм составления индивидуальной программы коррекции физической подготовленности, предлагаемый нами, представляет собой замкнутый, циклический процесс, состоящий из пяти блоков: диагностического, информационного, целевого, деятельностного и контролирующего. Диагностический блок предусматривает детальное обследование здоровья, физической и теоретической подготовленности студентов, включающее: - данные медицинского осмотра (диагноз заболевания, показания и противопоказания к различным видам физических упражнений, антропометрические данные, уровень физического здоровья); - результаты педагогического тестирования (оценка развития кондиционных и координационных физических качеств, а также уровня теоретических знаний по физической культуре); - результаты психологического тестирования. Данный блок предусматривает также индивидуальное обсуждение со студентом результатов диагностики (анализ полученных результатов; выявление причин, мешающих студенту улучшить физическую подготовленность, физическое здоровье и психоэмоциональное состояние; осознание студентом того, что с помощью индивидуальной программы можно улучшить физическую подготовленность). Информационный блок предусматривает обеспечение студента литературой и методическими указаниями, необходимыми ему для ознакомления с особенностями заболевания и возможностями коррекции физической подготовленности. Целевой блок включает постановку студентом реальной личной цели по коррекции физической подготовленности с учетом выявленных у него отклонений, а также воздействия на имеющиеся нарушения в состоянии здоровья. Деятельностный блок включает: - комплексы физических упражнений с направленным развитием тех или иных физических качеств с учетом исходных показателей физической подготовленности, характера имеющегося или перенесенного заболевания; - рекомендации по режиму дня, питанию, отказу от вредных привычек, профилактике заболевания; - средства обеспечения комфортности проведения коррекционной работы (благоприятный психологический климат; материально-техническое обеспечение; правила выполнения физических упражнений; причины и способы предупреждения травм; ограничения в некоторых видах двигательной активности в связи с заболеванием). Контролирующий блок предусматривает сопоставление результатов, полученных в ходе текущего, итогового контроля и самоконтроля, с ранее поставленными, фиксирует успешность или недостатки проведенной работы. Существенное значение для разработки и реализации индивидуальных программ, на наш взгляд, должен иметь комплекс информационных и методических средств. Разработанный нами комплекс включает прежде всего ряд компьютерных программ, предназначенных для объективизации диагностики физического и психоэмоционального состояния студентов СМГ, к которым относятся: - "Информационная система СМГ" для мониторинга контингента студентов СМГ; - "Определение уровня физического здоровья"; - "Выбор индивидуальной тренировки" для составления программы занятий с учетом уровня физического здоровья. Кроме того, разработаны методические указания: "Оценка физического развития и уровня физической подготовленности студентов СМГ", "Ваше заболевание: показания и противопоказания к физическим упражнениям", "Основные положения и движения тела человека". Подготовлен также контрольно-нормативный инструментарий, позволяющий актуализировать физкультурное самовоспитание студентов СМГ ("Зачетная книжка по физической культуре студента СМГ" для самоконтроля студентом состояния своего физического здоровья; тестовые задания для проверки степени освоения студентами теоретического материала по предмету "физическая культура"; "правила техники безопасности", включающие правила выполнения физических упражнений, причины и способы предупреждения травм, ограничения в некоторых видах двигательной активности в связи с заболеванием). Таблица 1. Динамика изменения уровня физического здоровья у студентов контрольных и экспери ментальных групп
Рис. 1. Динамика развития координационных способностей (на примере статического равновесия) Экспериментальная проверка эффективности коррекции физической подготовленности студентов СМГ с использованием индивидуальных программ, разрабатываемых с участием самих студентов и предлагаемого комплекса информационных средств проводилась в УГТУ-УПИ на протяжении 1997 - 2001 гг. Студентам СМГ контрольных (КГ) и экспериментальных (ЭГ) групп предлагались для выполнения примерно одинаковые упражнения. Основное же отличие заключалось в том, что если студенты КГ занимались по программе, разработанной на кафедре общей и специальной физической подготовки УГТУ-УПИ (предлагаемой им как бы извне), то занимающиеся в ЭГ - по индивидуальным программам, составляемым студентом с помощью преподавателя по заданному алгоритму. Причем по мере повышения заинтересованности, овладения специальными знаниями, приобретенным опытом самостоятельность студентов в работе над программами все более расширялась. Число студентов, занимающихся в ЭГ, как и в КГ, составило около 100 человек. Преобладающие нарушения в состоянии здоровья у них следующие: заболевания мочевыводящих путей, органов дыхания и опорно-двигательного аппарата. У 72% студентов СМГ имелось по одному заболеванию, у 23% - по два и у 5% - по три заболевания. Проведение формирующего исследования сопровождалось систематическим тестированием физической подготовленности, оцениванием физического здоровья, психоэмоционального состояния и уровня владения знаниями в сфере физической культуры и здоровья. При оценивании физической подготовленности применялись следующие тестовые методики: прыжки в длину и высоту с места (оценка скоростно-силовых способностей), "выкрут" в плечевом суставе, отведение рук назад, наклоны туловища вперед из положения сидя (оценка подвижности в суставах), удержание равновесия на одной ноге с закрытыми глазами (оценка координационных способностей), 12-минутный тест ходьбы и бега (оценка выносливости), поднимание туловища из положения лежа на спине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, приседания и подтягивания на перекладине (оценка силовой выносливости). Оценивание физического здоровья проводилось с использованием экспресс-диагностики В.И. Белова и Г.Л. Апанасенко [6, 3]. Кроме того, для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы применялся тест Руфье, а при изучении степени напряжения механизмов вегетативной регуляции - метод математического анализа сердечного ритма по Р.М. Баевскому [4]. Определение психоэмоционального состояния проводилось на основе психологического тестирования по бланковой методике "Самочувствие - Активность - Настроение (САН)". В начале и в конце каждого учебного года проводилось социологическое исследование, направленное на изучение динамики отношения студентов СМГ к занятиям физической культурой, а также оценивание их теоретической подготовленности. Результаты формирующего лонгитюдного исследования показали, что применение индивидуальных программ, разрабатываемых с участием самих студентов СМГ, позволило значительно улучшить состояние их кондиционной и координационной подготовленности. Так, к окончанию IV курса у студентов ЭГ существенно улучшились показатели выносливости как наиболее важного для создания потенциала здоровья физического качества. Если в КГ прирост результатов составил 387 м (16,3%), то в ЭГ - 629,1 м (24,2%) при достоверности р<0,01. Скоростно-силовые показатели в прыжках в длину в КГ улучшилась на 11,31 см (5,26%), а в ЭГ - на 21,31 см (9,43%) при статистической достоверности р<0,05. Силовая выносливость улучшилась: - в поднимании-опускании туловища в положении лежа на спине в КГ на 15 раз (42,3%), а в ЭГ - на 24 раза (48,42%); - в сгибании и разгибании рук в упоре лежа в КГ на 9 раз (41,67%), а в ЭГ - на 11 раз (42,26%); - количество приседаний в КГ - 12 (16,56%), а в ЭГ - 32 (28,5%); - в подтягивании в КГ улучшения не выявлено, а в ЭГ они составили 4 раза (58,53%). Причем несмотря на то что в большинстве своем показатели статистически достоверны (р<0,05), следует отметить, что среднестатистические результаты в скоростной силе и силовой выносливости могли бы быть значительно выше, если бы целому ряду студентов такого рода упражнения не были бы противопоказаны.
Рис. 2. Динамика изменения показателей самочувствия, активности и настроения Таблица 2. Оценивание знании по основам оздоровительной физической культуры и здоровому образу жизни у студентов контрольных и экспериментальных групп. Динамика изменения уровня физического здоровья
Подвижность в суставах оценивалась по тестам с "выкрутом" в плечевом суставе, отведению рук назад и наклону вперед в седе. В ЭГ она также улучшилась по сравнению с КГ в статистически значимом проявлении (р<0,05). Координационные способности, проявляемые в статическом равновесии, к окончанию IV курса у студентов ЭГ также значительно улучшились как по отношению к исходному состоянию, так и по сравнению с результатами в КГ (рис. 1). Если к окончанию I курса разница в удержании равновесия на правой ноге у студентов КГ и ЭГ составляла лишь около 2 с, то на IV курсе она достигла 19 с (р<0,01). Безусловно, важно и то, что в ЭГ существенно улучшились показатели физического здоровья. Из приведенных в табл. 1 данных видно, что из числа студентов КГ только у 25 повысился уровень физического здоровья (у одного - до высокого и у 24 - до среднего), в то время как в ЭГ результаты значительно выше (см. табл. 1). Отмечено и то, что в результате занятий по индивидуальным программам улучшилось психоэмоциональное состояние студентов СМГ (рис. 2). Как видно из рисунка, исходные данные студентов КГ соответствовали хорошей активности, а в ЭГ доминировало изменчивое психоэмоциональное состояние. У студентов ЭГ в ходе эксперимента было отмечено улучшение всех показателей САН. У студентов же КГ наблюдалось незначительное улучшение самочувствия и настроения, но вместе с тем произошло снижение активности. И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, это значительное расширение знаний в сфере оздоровительной физической культуры и здорового образа жизни у студентов СМГ, занимающихся в ЭГ, за четыре года обучения (табл. 2). Следует отметить, что как в КГ, так и в ЭГ проводилось небольшое число теоретических занятий (предусмотренных программой по физическому воспитанию). Но студентами ЭГ при работе над индивидуальной программой "для себя" приходилось достаточно много заниматься самостоятельно, чем и объясняется столь большая разница в полученных знаниях. Выводы 1. Для осуществления коррекции отклонений в физической подготовленности студентов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, постановка физического воспитания должна основываться на личностно ориентированном подходе. 2. Реализация личностно ориентированного подхода может осуществляться путем привлечения к разработке индивидуальных программ занятий самих студентов СМГ, что приведет к отчетливому осознанию ими цели занятий и путей ее достижения. 3. Содержание каждого блока алгоритма составления индивидуальной программы коррекции физической подготовленности студентов СМГ должно определяться самим студентом с помощью преподавателя, исходя из его индивидуальных отклонений в состоянии здоровья и физической подготовленности. 4. Для оптимизации процесса коррекции физической подготовленности с использованием индивидуальных программ целесообразно применение комплекса информационных средств, к которым могут относиться компьютерные программы, различного рода методические указания и контрольно -нормативный инструментарий. 5. В результате проведения экспериментального исследования доказано, что применение индивидуальных коррекционных программ, разрабатываемых с участием самих студентов, не только обеспечивает существенное повышение физической подготовленности и состояния здоровья, но и способствует улучшению психоэмоционального состояния и повышению теоретической грамотности. Литература 1. Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. - 216 с. 2. Амосов Н.М., Муравов И.В. Сердце и физические упражнения. - Киев: Здоровье, 1985. - 130 с. 3. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физ. культуры. 1988, № 4, с. 29. 4. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М.: Медицина, 1997. - 236 с. 5. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. -120 с. 6. Белов В.И. Энциклопедия здоровья: Молодость до 100 лет. - М.: Химия, 1993. - 400 с. 7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с. 8. Могендович М.Р. Общие физиологические механизмы взаимосвязи двигательной и вегетативной функций // Координация двигательной и вегетативной функций при мышечной деятельности человека. - М.: Наука, 1965, с. 18-29. 9. Прапор С.С., Бабенкова Р.Д. Анализ статистических данных о состоянии здоровья студентов за последние 22 года // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Матер. VI Межунивер. науч.-метод. конф. Ч. 2. М., 2000, с.145-150. 10. Семёнов Л.А. Коррекционная направленность - основной принцип школьного физического воспитания. Sport Kinetics, 1997. Theories of human Motor Performance and Reflection in Practice. Magdedurg, 1997, с.173-174. 11. Семёнов Л.А. Мониторинговая система диагностики и коррекции физической подготовленности и здоровья - основа совершенствования школьного физического воспитания. // Zdorovie: istota, diagnostyka i strategie zdrowotne. Radom, 2001, с. 143-148. 12. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. НИИ дефектологии. АПН СССР. - М. Педагогика, 1980. - 192 с. 13. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|